|
(21), (22) Заявка: 2008119336/02, 19.05.2008
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
19.05.2008
(46) Опубликовано: 10.02.2010
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2240245 C1, 20.11.2004. US 6032905 A, 07.03.2000. US 4327415 A, 27.04.1982. GB 2353127 A1, 14.02.2001. CA 2012077 A, 17.12.1991.
Адрес для переписки:
107174, Москва, ул. Новая Басманная, 2, ОАО “РЖД”, ЦУИС, Р.Ю.Тимофееву
|
(72) Автор(ы):
Блиндер Илья Давыдович (RU), Ильин Сергей Александрович (RU), Кондрашин Юрий Петрович (RU), Козлов Виктор Григорьевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “Российские железные дороги” (RU)
|
(54) СИСТЕМА ОПЕРАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МАЛОДЕЯТЕЛЬНОГО УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
(57) Реферат:
Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Технический результат – упрощение системы, повышение качества обслуживания и надежности функционирования системы, а также снижение эксплуатационных расходов и экономия затрат при реализации. Система характеризуется тем, что коммутационная аппаратура размещена только на станциях с наиболее интенсивной эксплуатационной работой. При этом входы коммутационной аппаратуры по межстанционной связи на станциях, не оснащаемых коммутационной аппаратурой, соединены с перегонной связью и с входами первичных мультиплексоров, и на этих же станциях входы первичных мультиплексоров соединены с выходами абонентских терминалов. 1 ил.
Изобретение относится к области автоматики, связи и вычислительной техники (к инфокоммуникациям), а именно к системам связи, предназначенным для оперативного управления эксплуатационной работой железнодорожного транспорта в части обеспечения железнодорожного движения на малодеятельных участках.
Известны принципы построения, структура и варианты организации систем оперативного управления эксплуатационной работой железнодорожного транспорта. В зависимости от назначения железнодорожных станций последние оснащаются оборудованием систем диспетчерской централизации, систем железнодорожной автоматики, связи и вычислительной техники, АСУ, автоматизированными рабочими местами на базе компьютеров, микропроцессорами, устройствами и системами датчиков, пультами, телефонными, телеграфными, факс-аппаратами и другим оборудованием [журнал «Автоматика, связь, информатика», 2, 2006 г.].
Для управления эксплуатационной работой железнодорожного транспорта служит система оперативно-технологической связи (ОТС), обеспечивающая связь диспетчеров разных служб с расположенными на железнодорожных станциях исполнителями технологических процессов, а также исполнителей между собой.
Известна система ОТС железнодорожного транспорта, организованная на базе оборудования коммутационной аппаратуры, каналов диспетчерской связи, перегонной и межстанционной связи, абонентских терминалов, размещаемых на каждой железнодорожной станции, причем выходы абонентских терминалов подключены к первым входам коммутационной аппаратуры, которая на каждой станции вторыми входами параллельно подключена к каналам диспетчерской связи, а третьи входы подключены к перегонной и межстанционной связи. Недостатками данной системы ОТС являются ее аналоговое исполнение, и, как следствие, низкое качество связи, ограниченные функциональные возможности, а также достаточно затратная техническая эксплуатация, причем срок использования данного оборудования истек в конце 90-х годов [«Автоматика, связь, информатика», 2, 2006 г., стр.36; Технико-экономическое обоснование по развитию и модернизации средств связи и радио технологического сегмента МПС России на 2002 – 2004 гг. Книга 3. Расчет экономической эффективности инвестиций в строительство сетей технологического сегмента Московской ж.д. на 2004 г. С-Петербург, ГТСС, 2003 г., стр.2].
Наиболее близкой к заявляемой системе ОТС по технической сущности является цифровая система ОТС, разработанная на базе специализированной цифровой коммутационной аппаратуры для железнодорожного транспорта в связи с происходящим реформированием ОАО «РЖД», а также из-за необходимости замены отслужившего свой срок аналогового оборудования ОТС [«Концепция построения оперативно-технологической связи российских железных дорог (Концепция ОТС), редакция 3», утверждена Департаментом информатизации и связи МПС России в 2000 году].
Цифровая система ОТС содержит на каждой железнодорожной станции оборудование, в состав которого входят первичный мультиплексор, коммутационная аппаратура, каналы диспетчерской связи, межстанционная и перегонная связи, терминальное оборудование пользователей, причем выходы терминалов соединены с первыми входами коммутационной аппаратуры, вторые входы которой соединены с первыми выходами первичных мультиплексоров, каждый из которых по вторым выходам соединен в цепочку с первыми входами соседнего с ним мультиплексора, а коммутационная аппаратура на каждой станции соединена межстанционной и перегонной связями с аналогичной коммутационной аппаратурой соседней станции.
К недостаткам вышеприведенной ОТС следует отнести сложность системы из-за оснащения полным комплектом аппаратурой ОТС всех станций малодеятельного железнодорожного участка и затратный характер такого оснащения.
Сущностью заявляемого изобретения является новая технология организации системы ОТС, при которой оборудованием в полной комплектации оснащаются только станции с наиболее интенсивной эксплуатационной работой, а на остальных станциях аппаратура коммутации не устанавливается.
Заявляемое техническое решение по организации и оснащению средствами ОТС малодеятельных участков железных дорог, кроме упрощения системы, повышения качества обслуживания, надежности функционирования и снижения эксплуатационных расходов, обеспечивает еще и экономию затрат при реализации технологии оснащения.
Технический результат достигается тем, что система оперативно-технологической связи малодеятельного участка железнодорожного транспорта, содержащая установленные на станциях абонентские терминалы, согласно изобретению снабжена первичными мультиплексорами, каналами диспетчерской связи, перегонной связью, межстанционной связью и установленной только на станциях с наиболее интенсивной эксплуатационной работой коммутационной аппаратурой, соединенной с установленными на своей станции абонентскими терминалами и по потоку Е1 с первичным мультиплексором, соединенным по потоку Е1 с первичными мультиплексорами, расположенными на станциях, не оснащенных коммутационной аппаратурой, при этом каждый из мультиплексоров соединен потоком Е1 с соседним с ним мультиплексором с образованием цепочки между мультиплексорами, а к мультиплексорам, установленным на станциях без коммутационной аппаратуры, подключены абонентские терминалы и линии перегонной и межстанционной связи.
На чертеже представлена блок-схема организации системы технологической связи малодеятельного участка железной дороги, в которую входят первичные мультиплексоры 1, коммутационная аппаратура 2, организованные в потоке Е1 между первичными мультиплексорами 1 каналы диспетчерской связи 3 и соединительные линии между станциями 1-2 и 1-3 терминалы 4 абонентов – участников эксплуатационной работы. Обозначенные на чертеже входы и выходы мультиплексоров 1 – понятия условные, касающиеся только самой схемы и элементов системы организации ОТС, а именно направления передачи информации – «слева-направо», при обратном направлении «справа-налево» – у мультиплексоров функционально роли входов и выходов меняются, но на структуре системы и на схеме это изменение не отражается.
Система функционирует следующим образом.
Диспетчеры разных служб ОАО «РЖД» с помощью средств ОТС имеют возможность оперативно в режиме реального времени взаимодействовать с расположенными на железнодорожных станциях исполнителями технологических процессов, а также исполнители между собой.
Дежурный диспетчер m распорядительной станции (например, управления дороги) по каналам диспетчерской связи 3, организованным в потоке Е1, с помощью терминала 4 вызывает абонента на нужной станции (станция 1, и/или 2, и/или 3, и/или N). Сигнал вызова со второго выхода первичного мультиплексора 1 распорядительной станции по каналам диспетчерской связи 3 по цепочке Станция 1 – Станция 2 приходит на вход 1 мультиплексора 1 станции 2 и по выходу 1 подается на второй вход коммутационной аппаратуры 2, которая осуществляет коммутацию с терминалом 4 вызванного абонента станции 2, и/или с терминалом 4 абонента станции, не имеющей своей коммутационной аппаратуры по потоку E1 в незанятом (свободном) канальном интервале того первичного мультиплексора 1, к которому непосредственно подсоединен терминал 4 вызываемого диспетчером абонента.
При вызове диспетчером исполнителей, являющихся абонентами перегонной связи, сигнал вызова по соединительным линиям в потоке Е1 приходит по цепочке Станция 1 – Станция 2 на вход 1 мультиплексора 1 станции 2 и по выходу 1 подается на второй вход коммутационной аппаратуры 2, которая осуществляет коммутацию непосредственно с абонентами межстанционной или перегонной связи, присоединенными по третьему входу.
При необходимости соединения по инициативе абонентов с диспетчером m управления дороги организация связи и прохождение сигнала вызова происходит в обратном порядке. Сигнал вызова от терминального оборудования 4 абонента, находящегося на станции с наиболее интенсивной работой, приходит на соответствующий первый вход коммутационной станции 2, которая в потоке Е1 совместно с первичным мультиплексором 1 обеспечивает подключение к соответствующему каналу диспетчерской связи 3, после чего сигнал вызова проходит через мультиплексоры 1 по цепочке Станция 2 – Станция 1 – Распорядительная станция на вход терминала 4 диспетчера m управления дороги. Сигнал вызова от терминала 4 абонента, находящегося на станции, не оборудованной коммутационной аппаратурой 2 (например, на станции 3), приходит на соответствующий третий вход первичного мультиплексора 1, затем в потоке Е1 проходит через мультиплексор 1 Станции 2, с первого выхода на второй вход коммутационной аппаратуры 2, после чего последняя совместно с первичным мультиплексором 1 Станции 2 подключает его к соответствующему каналу диспетчерской связи 3, обеспечивающему связь через мультиплексоры 1 по цепочке Станция 2 – Станция 1 – Распорядительная станция с терминалом 4 диспетчера m.
При необходимости соединения абонентов друг с другом возможны следующие ситуации:
– соединение абонентов «своей» станции;
– соединение абонентов разных станций.
Соединение абонентов «своей» станции разбивается на два вида: соединение абонентов станции с коммутационной аппаратурой 2 (Станция 2) и соединение абонентов станций, не имеющих коммутационную аппаратуру 2 (Станции 1, 3, , N). При соединении абонентов первого вида связь обеспечивается только самой коммутационной аппаратурой 2, которая непосредственно соединяет терминалы 4 абонентов 1, 2, n2. Соединение абонентов второго вида, то есть абонентов станций, не имеющих коммутационной аппаратуры 2, происходит по следующей схеме. Например, вызов от абонента 1 к абоненту 2 на Станции 3 проходит на соответствующий третий вход первичного мультиплексора 1 Станции 3, приходит на первичный мультиплексор 1 Станции 2, в потоке Е1 приходит на коммутационную аппаратуру 2, которая обеспечивает его коммутацию на первичный мультиплексор 1 Станции 3, после чего сигнал вызова в потоке Е1 проходит через первичный мультиплексор 1 Станции 2, первичный мультиплексор 1 Станции 3 на вход терминала 4 абонента 2.
Таким образом, соединение дежурных диспетчеров с абонентами, абонентов станции с наиболее интенсивной эксплуатационной работой между собой и абонентов станций без коммутационной аппаратуры с диспетчером и между собой осуществляются только на базе коммутационной аппаратуры 2.
Оборудование ОТС, устанавливаемое на малодеятельных железнодорожных участках, выпускается в модульном исполнении одинаковой базовой комплектации, отличие состоит в реализации соответствующих абонентских модулей под терминальное оборудование конкретных пользователей. Следует отметить, что терминалы 4 абонентов подключаются к аппаратуре коммутации 2 и к первичным мультиплексорам 1 только через так называемые линейные комплекты (на чертеже не показаны).
Оценка экономической эффективности
Экономия средств достигается за счет того, что на нескольких станциях не устанавливается коммутационная аппаратура 2, а абоненты этих станций подключаются к технологической связи за счет использования линейных комплектов (аппаратуры сопряжения), стоимость которых значительно ниже, чем стоимость коммутационной аппаратуры 2.
Пусть Z – экономия от того, что на нескольких станциях nКА железнодорожного участка не устанавливается коммутационная аппаратура (КА); ZЛК-ПГС – затраты на покупку одного линейного комплекта – субмодуля для транзита линии ПГС; ZСубмодуль E1 – затраты на покупку субмодуля интерфейса Е1, устанавливаемого в мультиплексор 1 на станции с коммутационной аппаратурой 2. Тогда аналитическое выражение (1) можно представить как математическую модель оценки величины экономии:
Согласно спецификации, например, оборудования НПЛ «Пульсар», экономия средств при оснащении участка оборудованием связи составляет около 143000 рублей.
Формула изобретения
Система оперативно-технологической связи малодеятельного участка железнодорожного транспорта, содержащая установленные на станциях абонентские терминалы, отличающаяся тем, что она снабжена первичными мультиплексорами, каналами диспетчерской связи, перегонной связью, межстанционной связью и установленной только на станциях с наиболее интенсивной эксплуатационной работой коммутационной аппаратурой, соединенной с установленными на своей станции абонентскими терминалами и по потоку Е1 с первичным мультиплексором, соединенным по потоку Е1 с первичными мультиплексорами, расположенными на станциях, не оснащенными коммутационной аппаратурой, при этом каждый из мультиплексоров соединен потоком Е1 с соседним с ним мультиплексором с образованием цепочки между мультиплексорами, а к мультиплексорам, установленным на станциях без коммутационной аппаратуры, подключены абонентские терминалы и линии перегонной и межстанционной связи.
РИСУНКИ
|
|