Патент на изобретение №2381122

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2381122 (13) C1
(51) МПК

B61C15/10 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008132735/11, 08.08.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.08.2008

(46) Опубликовано: 10.02.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
СА 2227351 А1, 03.08.1998. SU 732156 A1, 05.05.1980. JP 8156786 A, 18.06.1996. SU 753703 A1, 07.08.1980. SU 770891 A1, 15.10.1980.

Адрес для переписки:

107996, Москва, ул. 3-я Мытищинская, 10, ОАО “ВНИИЖТ”, ЦИС

(72) Автор(ы):

Лужнов Юрий Михайлович (RU),
Богданов Виктор Михайлович (RU),
Ромен Юрий Семенович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта” (RU)

(54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА С РЕЛЬСАМИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования сцепления колес подвижного состава с рельсами. Способ регулирования сцепления колес подвижного состава с рельсами заключается в нанесении на поверхность трения колес и рельсов поверхностно-активного вещества и отвердителя. Нанесение осуществляют путем одновременной подачи на рельсы жидкого поверхностно-активного вещества и отвердителя перед первым вагоном подвижного состава по ходу его движения. Техническим результатом данного изобретения является снижение коэффициента трения между колесами и рельсами после прохода локомотива с последующим увеличением коэффициента трения после прохода значительной части подвижного состава и при его торможении.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования сцепления колес подвижного состава с рельсами в процессе движения.

Основное сопротивление движению железнодорожных экипажей обусловлено трением проскальзывания колес по рельсам. Проскальзывание в системе колесо-рельс происходит при набегании гребня колеса на боковую грань головки рельса и в пятне контакта на поверхности катания. Последнее обусловлено поперечным смещением колеса по рельсу и расхождением и различностью величин радиусов поверхностей катания правого и левого колес колесной пары.

Для уменьшения трения гребня колесной пары о боковую грань головки рельса широко применяется система лубрикации боковых поверхностей в основном наружных рельсов в кривых участках пути.

Известен способ регулирования сцепления колес с рельсами, заключающийся в нанесении на рельсы поверхностно-активного вещества с помощью лубрикаторов (см. Бюллетень технико-экономической информации МПС. М., «Транспорт», 7, 36-37). Данный способ недостаточно эффективен на сильно загрязненных рельсах.

Наиболее близким техническим решением является способ регулирования сцепления колес железнодорожного транспортного средства с рельсами, включающий нанесение на поверхность трения водного раствора полиамидной смолы в весовой концентрации 30-40%, а затем раствора щелочи (см. SU 732156, В61С 15/10, 1979).

При нанесении на поверхности трения раствор полиамидной смолы проникает в капиллярное пространство между частицами поверхностных загрязнений, гидрофобизируя поверхностный слой. Затем поверхности трения рельса и колеса обрабатывают 2%-ным раствором щелочи, что вызывает быстрое отвердение поверхностного слоя загрязнений и после высыхания повышает его механические свойства (сопротивление сдвигу и вязкость) и улучшает фрикционные характеристики дорожек трения рельсов. В известном способе коэффициент трения между колесом и рельсом увеличивается с 0,23 до 0,41.

Техническим результатом, который может быть получен от использования способа согласно изобретению, является снижение коэффициента трения между колесами и рельсами после прохода локомотива с последующим увеличением коэффициента трения после прохода значительной части подвижного состава и при его торможении.

Поставленный технический результат достигается в предложенном способе регулирования сцепления колес подвижного состава с рельсами, включающем нанесение на поверхность трения колес и рельсов поверхностно-активного вещества и отвердителя, причем нанесение осуществляют путем одновременной подачи на рельсы жидкого поверхностно-активного вещества и отвердителя перед первым вагоном подвижного состава по ходу его движения.

В способе согласно изобретению в головной части подвижного состава, исключая локомотив, за счет подачи на рельсы перед первым вагоном по ходу движения подвижного состава жидкого поверхностно-активного вещества и отвердителя уменьшаются силы трения колес с рельсами. Затем происходит затвердевание вещества под колесами второй части подвижного состава с увеличением фрикционных свойств колес и рельсов, обеспечивая реализацию необходимых тормозных сил. Уменьшение сил трения между колесом и рельсом в головной части подвижного состава уменьшает сопротивление движению и создает более благоприятную ситуацию для работы локомотива, при этом фрикционные свойства колес и рельсов в случае необходимости торможения подвижного состава не ухудшаются.

В качестве поверхностно-активного вещества в данном способе может быть использован водный раствор полиамидной смолы концентрацией 30-40%, а в качестве отвердителя – регулируемый по концентрации раствор щелочи.

Пример.

На поверхность рельсов перед первым вагоном подвижного состава по ходу его движения подают водный раствор полиамидной смолы в весовой концентрации 30-40% (из расчета подачи его от 1,0 до 2,5 л на один километр одного рельса). При этом в раствор вводят от 1,5 до 5% вес. раствора щелочи. Процентное содержание полиамидной смолы в водном растворе и процентное содержание в нем щелочи может корректироваться в зависимости от степени загрязнения и оводнения рельсового пути.

Количество подаваемого на рельсы материала зависит от скорости и длины подвижного состава.

При подаче раствора на рельсы коэффициент трения, измеренный трибометром по дорожкам трения, находится на уровне 0,2-0,22, а после прохода половины длины поезда он повышается до уровня 0,3-0,4.

Следует отметить, что с увеличением температуры колеса за счет его трения о рельс и многократности воздействия колес на раствор полиамидной смолы скорость полимеризации последней увеличивается, что приводит к повышению тормозных свойств колес подвижного состава и рельсов.

Формула изобретения

Способ регулирования сцепления колес подвижного состава с рельсами, заключающийся в нанесении на поверхность трения колес и рельсов поверхностно-активного вещества и отвердителя, отличающийся тем, что нанесение осуществляют путем одновременной подачи на рельсы жидкого поверхностно-активного вещества и отвердителя перед первым вагоном подвижного состава по ходу его движения.

Categories: BD_2381000-2381999