|
(21), (22) Заявка: 2007143641/11, 28.11.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
28.11.2007
(43) Дата публикации заявки: 10.06.2009
(46) Опубликовано: 10.02.2010
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 49791 U1, 10.12.2005. RU 2229999 C1, 10.06.2004. вот как-то так
Адрес для переписки:
195426, Санкт-Петербург, пр. Косыгина 9, корп.2, кв.409, пат.пов. Т.Д.Петровой, рег. 231
|
(72) Автор(ы):
Скиба Вячеслав Владимирович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Мнев Николай Викторович (RU)
|
(54) СПОСОБ ЖЕСТКОГО КРЕПЛЕНИЯ НАВЕСНОГО И/ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И УЗЕЛ, ЕГО РЕАЛИЗУЮЩИЙ
(57) Реферат:
Изобретение может быть применено на малых надувных плавающих средствах. Закрепляемое оборудование оснащают ликпазом и размещают на ликтросе, закрепленном на надувном баллоне. Ширина полки ликпаза равна ширине полосы ликтроса. Верхняя и нижняя опорные поверхности ликпаза имеют общую вогнутость по форме надутого баллона и образованную по окружности, диаметр которой меньше диаметра сечения баллона. Баллон накачивают до рабочего давления. Под корпусом ликпаза может быть расположена опорная стойка с упором в днище лодки. Достигается жесткое крепление навесного оборудования. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Настоящие изобретения относятся к судостроению и могут быть использованы на надувных конструкциях, особенно на малых судовых плавающих средствах, а также целесообразно их применить и в машиностроении, в частности на конструкциях транспортных средств.
Общеизвестно, что унификация способа жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке и узла, реализующего его, затруднена, потому что имеются различия в габаритах и конструкциях используемого оборудования и в элементах упомянутого узла.
Известен способ крепления инструментальной сумки на автомобиле ВАЗ-2101 (Патент JP 1-247235 А, 03.10.89 и «Автомобили ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-21013. Каталог запасных частей, SSSR TOLJATTI, AVTOLADA», 1989, с.350). Он включает в себя обработку участка поверхности кузова, изготовление двух скоб и их приварку к кузову по краям участка и использование эластичной ленты с проволочными петлями. Наличие эластичной ленты позволяет зафиксировать на поверхности кузова предметы различного поперечного сечения.
Недостатком этого известного способа является неспособность создать надежное сцепление поверхности фиксируемого предмета с поверхностью кузова, вследствие чего возможно перемещение (скольжение) удерживаемого предмета по поверхности кузова. Наличие на поверхности кузова приварных скоб нежелательно, так как может повлечь за собой получение травмы при сборке транспортного средства и затруднить наложение шумоизолирующего покрытия. Кроме того, такой способ не может быть универсальным для жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования.
Известен способ крепления зонта, описанный в заявке Японии 1247235, МКИ В60R 11/00, опубл. 03.10.89. Он предназначен для крепления навесного и/или дополнительного оборудования, имеющего разные габариты, на соответствующей конструкции. При этом предусматривается использование пластинчатого основания, которое снабжают средствами крепления основания к несущей поверхности. Средства крепления выполняют в виде упругих присосок с двумя U-образными элементами. Они служат ограничителями перемещения удерживаемого предмета (зонта), лентой и средствами крепления ленты.
Недостатком этого известного способа является его непригодность в качестве универсального способа жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке из-за того, что средства крепления выполняют в виде упругих присосок с двумя U-образными элементами.
В описании этого известного изобретения раскрывается узел крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной конструкции. Она состоит из основания и расположенных на ней упругих присосок с двумя U-образными элементами, которые ограничивают перемещение удерживаемого предмета (зонта), например, лентой и средствами крепления ленты.
Это известное техническое решение имеет существенные недостатки. Оно не может обеспечить высокую надежность и универсальность жесткого крепления соответствующего оборудования особенно на надувных конструкциях, например лодках. Кроме того, при попадании воды под упомянутые присоски они легко сдвигаются по основанию и не могут иметь однозначно зафиксированного своего положения на одном месте поверхности основания.
Из описания изобретения «Устройство крепления» (Патент РФ 2132006, МКИ F16B 2/26, B60R 11/00 опубл. 1999.06.20) известен способ крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке. Он включает изготовление ленты из эластичного материала и размещение вдоль большей стороны основания, которое снабжают прокладкой, имеющей площадь больше площади основания, а толщину – больше высоты средства крепления основания к поверхности кузова. Прокладку изготавливают из резины. При этом на поверхность прокладки наносят шумоизолирующее покрытие.
Недостатком этого известного способа является сложность его применения для формирования универсального жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувных конструкциях, особенно на надувных лодках.
Это известное изобретение касается и узла крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке. Данный узел относится к машиностроению и может быть использован, например, в конструкции транспортного средства. Узел служит для крепления на поверхности кузова различного навесного оборудования. Он включает в себя основание, выполненное в виде пластины вытянутой формы, снабженной хотя бы одним средством крепления основания к несущей поверхности, лентой и средствами крепления ленты. Такой узел отличается от известных технических решений аналогичного назначения тем, что лента выполнена из эластичного материала и размещена вдоль большей стороны основания, которое снабжено прокладкой. Причем площадь поверхности прокладки больше площади основания, а толщина прокладки больше высоты средства крепления основания к поверхности кузова. Прокладка может быть выполнена из резины, в качестве прокладки может быть также использовано шумоизолирующее покрытие. На поверхности прокладки может быть сформировано углубление под пластину основания.
Недостатком этого известного узла является его сложность применения для жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувных конструкциях, в частности на надувных лодках. Это обусловлено тем, что узел крепления хорошо работает на транспортных сухопутных средствах и неудачно на надувных конструкциях, особенно на надувных лодках. Кроме того, данный известный узел крепления упомянутого оборудования не может быть универсальным.
Большинству специалистов по надувным лодкам известно, что существуют три способа крепления баллона к корпусу лодки – либо жесткая приклейка, либо люверсная привязка, либо так называемый ликпазный способ. В этом случае на корпусе имеется один-два специальных паза (ликпаза), а на одном из баллонов – соответственно один выступ (ликтрос). Ликтрос заводят в ликпазы, баллон протягивают до места и дополнительно закрепляют.
Недостатком этого способа является слабая стойкость крепления при жестких условиях эксплуатации лодки, например, на глади Ладожского озера или Финского залива. При движении лодки в жестких условиях того или иного водоема нагрузка на ликпазный баллон передается узкой полоске ликтроса, работающей на разрыв под ликпазом, нагруженным навесным и/или дополнительным оборудованием. Да и сам баллон в любом случае имеет люфт относительно корпуса, что опять же ведет к увеличению напряжений, возникающих в ликтросе, и не обеспечивает жесткую фиксацию.
Известно, что в фирмах ПКФ «Мнев и Ко», которую возглавляет Николай Мнев, и «Посейдон», работающей под руководством Сергея Мнева, используют упомянутый способ крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке. Для этого на одном надувном баллоне лодки устанавливают узел крепления типа «ликтрос-ликпаз». Причем на ликтросе может находиться еще несколько ликпазов, что диктуется тем навесным и/или дополнительным оборудованием, которое необходимо установить на лодке. При этом ликтрос приклеивают к баллону, а затем устанавливают на нем ликпаз, имеющий паз (ликпаз), повторяющий по форме ликтрос. Потом ликтрос заводят в ликпаз или наоборот и протягивают до места его эксплуатации на лодке, накачивают ее баллон до рабочего давления. В особых случаях, когда ликпаз необходимо закрепить неподвижно на ликтросе, используют дополнительные крепежные элементы по соединению ликпаза с ликтросом.
Этот известный способ жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования выбирается в качестве прототипа, так как направлен на решение аналогичной задачи, что и заявляемое техническое решение, и имеет с ним наибольшее число общих существенных признаков.
Однако у прототипа есть существенный недостаток. Он заключается в применении дополнительного крепежа для крепления ликпаза на ликтросе. Кроме того, такой способ не может быть универсальным для жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, так как трудно однозначно подобрать требуемый по параметрам ликтрос с ликпазом.
Из описания прототипа известен узел жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке. Узел содержит накаченный баллон и расположенные на нем элементы крепления типа «ликтрос-липаз». На ликпазах может быть расположено навесное и/или дополнительное оборудование.
Недостатком является сложность в обеспечении надежного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, так как трудно выбрать соответствующие друг другу ликпаз и ликтрос.
Задачами настоящих изобретений являются: создание способа жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке и узла, его реализующего. При этом они должны быть универсальными в своем применении и обеспечить быстрое и жесткое крепление навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке.
Первая поставленная задача решена следующим образом. В известном способе жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, включающем использование узла крепления типа «ликтрос-ликпаз», в котором первоначально ликтрос закрепляют на надувном баллоне, затем на ликтросе размещают ликпаз и надувают баллон, согласно настоящему изобретению жесткое соединение ликпаза с ликтросом получают путем накачивания надувного баллона до рабочего максимально допустимого давления, при котором между ликтросом и ликпазом возникает жесткая фиксация относительно друг друга, а ликпаз еще приобретает стабильное положение на надувном баллоне.
Есть вариант развития исходного технического решения, по которому используют ликпаз, в котором верхняя и нижняя опорные поверхности имеют общую вогнутость по форме рабочего положения надувного баллона и построены по окружности, диаметр которой меньше, чем диаметр рабочего положения надувного баллона, а ширина полки ликпаза равна ширине полосы ликтроса.
Вторая поставленная задача решена следующим образом. В известном узле жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, содержащем часть рабочей поверхности надувного баллона, возвышающейся над дном лодки, ликтрос, имеющий эластичный пояс, переходящий в упругую полосу с тросом, и ликпаз, который рабочим отверстием охватывает трос ликтроса, а опорными полками – полосу ликтроса, при этом его верхняя и нижняя опорные поверхности взаимодействуют с рабочей поверхностью надувного баллона, согласно настоящему изобретению верхняя и нижняя опорные поверхности ликпаза имеют общую вогнутость по форме рабочего положения надувного баллона и образованной по окружности, диаметр которой меньше, чем диаметр рабочего положения надувного баллона, а ширина полки ликпаза равна ширине полосы ликтроса.
Есть вариант развития этого технического решения, по которому под корпусом ликпаза параллельно вертикальной оси надувного баллона расположена опорная стойка, которая одним концом соединена с торцом корпуса ликпаза, расположенным напротив его рабочего отверстия, а другим – с дном надувной лодки.
Такие два технических решения позволяют получить как универсальный способ жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, так и узел, его реализующий. Это обусловлено тем, что жесткое соединение ликпаза с ликтросом получают путем накачивания надувного баллона до рабочего максимально допустимого давления, при котором между ликтросом и ликпазом возникает жесткая фиксация относительно друг друга, а ликпаз еще приобретает стабильное положение на надувном баллоне. При этом, чтобы была универсальность в креплении, необходимо, чтобы верхняя и нижняя опорные поверхности ликпаза имели общую вогнутость, имеющую форму рабочего положения надувного баллона и совпадающую с окружностью, у которой диаметр меньше, чем диаметр рабочего положения надувного баллона, а ширина полки ликпаза была бы равна ширине полосы ликтроса.
В сущности, по сравнению с прототипами, эти два самостоятельных технических решения позволяют получить универсальное жесткое крепление навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке. И, как уже было отмечено, произведено изменение режима накачивания баллона, который изменяет условия взаимодействия ликтроса с ликпазом и положение ликпаза относительно баллона. Кроме того, предлагается иная форма рабочих поверхностей ликпаза, которая с одной стороны совпадает с профилем надувного баллона, достигшего максимального давления, а с другой стороны – общая вогнутость этих поверхностей образована по окружности, у которой диаметр меньше диаметра баллона при упомянутом давлении в нем.
Оба заявляемые технические решения обладают изобретательским уровнем, т.к. они логически не следуют из известного уровня техники для специалиста средней квалификации. Однако отдельные их признаки в совокупности с другими существенными признаками известны. Например, в фирме ПКФ «Мнев и К0», возглавляемой Николаем Мневым, и в компании «Посейдон», работающей под руководством Сергея Мнева, используют для крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке узлы крепления типа «ликтрос – ликпаз». В нашем случае этот узел стал универсальным. С его помощью стало возможным создать универсальный способ жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке. Для этого использовано соответствующее давление в баллоне и придана соответствующая форма рабочим поверхностям ликпаза.
Сущность заявленных технических решений поясняется чертежами, где
Фиг.1 – узел жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке;
Фиг.2 – ликпаз, имеющий вертикальную опорную стойку.
Практическая применимость этих двух изобретений поясняется ниже следующим описанием.
Предлагаемый способ жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке (на чертеже не показана) включает использование узла, в котором крепление выполняют по типу «ликтрос – ликпаз». Этот принцип крепления, как отмечалось ранее, применяется на многих надувных лодках. С помощью такого крепления на надувных лодках стараются жестко закрепить навесное и/или дополнительное оборудование 1 (Фиг.1). Для этого первоначально на надувном баллоне 2 закрепляют ликтрос 3. Для этого его эластичный пояс 4 приклеивают к поверхности баллона 2. Затем на ликтросе 3 размещают ликпаз 5 и надувают баллон 2. Жесткое соединение ликпаза 5 с ликтросом 3 получают путем накачивания надувного баллона 2 до рабочего максимально допустимого давления Р (Фиг.1). При этом давление Р, которое раздает оболочку баллона 2, придает ему круглую форму и отжимает рабочие поверхности 6 ликпаза 5 от себя. А с другой стороны, ликпаз своим рабочим отверстием 7 охватывает трос 8 ликтроса 3 и прижимается к баллону 2 (Фиг.1) силой F. Этому способствуют полки 9 ликпаза 5, которые обжимают упругую полосу 10 ликтроса 3 и не дают тросу 8 ликтроса 3 вырваться из рабочего отверстия 7 ликпаза 5 и дать ему отделиться от баллона 2 и от ликтроса 3. В результате между ликтросом 3 и ликпазом 5 возникает жесткая фиксация относительно друг друга, а ликпаз 5 приобретает стабильное положение на надувном баллоне 2.
Эффективность такого способа и универсальность его применения достигается и тем, что используют ликпаз 5, в котором верхняя и нижняя опорные поверхности 6 имеют общую вогнутость. Эта вогнутость по форме совпадает с формой рабочего надувного баллона 2 и построена по окружности, у которой диаметр D1 меньше, чем диаметр D2 рабочего положения надувного баллона 2. При этом ширина полки 9 ликпаза 5 равна ширине полосы 10 ликтроса 3.
Описанный способ реализуется следующим узлом. Этот узел – узел жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке. Он содержит часть рабочей поверхности надувного баллона 2 (Фиг.1). Эта часть баллона 2 возвышается над дном лодки (на чертеже не показано). На поверхности упомянутой части баллона 2 расположены ликтрос 3, имеющий эластичный пояс 4, переходящий в упругую полосу 10 с тросом 8, и ликпаз 5, который рабочим отверстием 7 охватывает трос 8 ликтроса 3, а опорными полками 9 – полосу 10 ликтроса 3. При этом верхняя и нижняя опорные поверхности 6 взаимодействуют с частью рабочей поверхности надувного баллона 2. Причем верхняя и нижняя опорные поверхности 6 ликпаза 5 имеют общую вогнутость по форме рабочего положения надувного баллона 2. Одновременно эта вогнутость построена по окружности, у которой диаметр D1 меньше, чем диаметр D2 рабочего положения надувного баллона 2. Ширина полки 9 ликпаза 5 равна ширине полосы 10 ликтроса 3.
Есть вариант, по которому под корпусом ликпаза 5 (Фиг.2) параллельно вертикальной оси надувного баллона 2 расположена опорная стойка 11 (Фиг.2), которая одним концом соединена с торцом корпуса ликпаза 5, расположенным напротив его рабочего отверстия 7, а другим – с дном надувной лодки (на чертеже не показана).
Необходимо отметить, что жесткость крепления обеспечивается еще и размером площади опорных поверхностей ликпаза. Чем площадь больше, тем больше силы трения их о ликтрос, что способствует жесткости крепления и фиксации его в определенном месте на ликтросе.
Формула изобретения
1. Способ жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, включающий использование узла крепления “ликтрос-ликпаз”, при котором первоначально ликтрос закрепляют на надувном баллоне, затем на ликтросе размещают ликпаз и надувают баллон, отличающийся тем, что используют ликпаз, в котором верхняя и нижняя опорные поверхности имеют общую вогнутость по форме рабочего положения надувного баллона и построены по окружности, диаметр которой меньше, чем диаметр сечения надувного баллона, находящегося в рабочем положении, а ширина полки ликпаза равна ширине полосы ликтроса.
2. Узел жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, содержащий часть рабочей поверхности надувного баллона, возвышающейся над дном лодки, ликтрос, имеющий эластичный пояс, переходящий в упругую полосу с тросом, и ликпаз, который рабочим отверстием охватывает трос ликтроса, а опорными полками – полосу ликтроса, при этом его верхняя и нижняя опорные поверхности взаимодействуют с рабочей поверхностью надувного баллона, отличающийся тем, что верхняя и нижняя опорные поверхности ликпаза имеют общую вогнутость по форме рабочего положения надувного баллона и образованную по окружности, у которой диаметр меньше, чем диаметр сечения надувного баллона, находящегося в рабочем положении, а ширина полки ликпаза равна ширине полосы ликтроса.
3. Узел жесткого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке по п.2, отличающийся тем, что под корпусом ликпаза параллельно вертикальной оси надувного баллона расположена опорная стойка, которая одним концом соединена с торцом корпуса ликпаза, расположенным напротив его рабочего отверстия, а другим – с дном надувной лодки.
РИСУНКИ
|
|