Патент на изобретение №2380670

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2380670 (13) C2
(51) МПК

G01M15/14 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008113463/06, 07.04.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.04.2008

(43) Дата публикации заявки: 20.10.2009

(46) Опубликовано: 27.01.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ГОСТ 26382-84. Двигатели газотурбинные гражданской авиации. Допустимые уровни вибрации и общие требования к контролю вибрации. С.1, 2. RU 2287142 C2, 10.06.2005. RU 2118810 C1, 10.09.1998. RU 2320969 C2, 27.03.2008. SU 930036 A1, 23.05.1982. US 7020595 B1, 28.03.2006. DE 60219111 T2, 13.12.2007.

Адрес для переписки:

152903, Ярославская обл., г. Рыбинск, пр-кт Ленина, 163, Открытое акционерное общество “Научно-производственное объединение “Сатурн”, ОРИС

(72) Автор(ы):

Фирсов Андрей Владимирович (RU),
Портер Александр Маркович (RU),
Водолагин Алексей Львович (RU),
Посадов Владимир Валентинович (RU),
Комаров Борис Иванович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Научно-производственное объединение “Сатурн” (RU)

(54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДВИГАТЕЛЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов двигателя и его элементов при работе и испытаниях и может найти применение в авиадвигателестроении и энергомашиностроении. Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является выявление дефекта – касание валов многовального ГТД в процессе работы (испытаний) без переборки двигателя. Данный технический результат достигается тем, что в способе диагностики технического состояния элементов двигателя измеряют и регистрируют вибрацию двигателя и его элементов и частоту вращения роторов в виде амплитудно-частотного спектра гармонических составляющих, выделяют в этом спектре частоту первой роторной гармоники и определяют наличие дефектов и принадлежность к определенным элементам. Наличие дефекта определяют по появлению «расщепления» спектральных составляющих на частотах первых роторных гармоник, при этом делают вывод о наличии касания валов. 2 ил.

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов двигателя и его элементов при работе (испытаниях) и может найти применение в авиадвигателестроении и энергомашиностроении.

Известен способ диагностики технического состояния элементов двигателя, заключающийся в измерении и преобразовании сигналов, определяемых вибрацией двигателя, в спектр гармонических составляющих. В предлагаемом способе измеряют сигналы, снимаемые с электромеханического агрегата двигателя, кинематически связанного с валом двигателя, а полученный спектр гармонических составляющих сравнивают с эталонным спектром для выявления наличия и изменения дефектов двигателя и агрегатов. (Патент РФ 2287142, G01M 15/04)

Недостатком такого способа является существенное расширение частотного диапазона контролируемой вибрации для обнаружения гармонического ряда кратных гармоник (субгармоник и супергармоник) оборотной частоты для постановки технического диагноза о состоянии машины или механизма, что требует дополнительных аппаратных средств и специального измерения вибраций.

Также известен способ диагностики технического состояния элементов двигателя, при котором измеряют и регистрируют вибрацию двигателя и его элементов и частоту вращения роторов в виде амплитудно-частотного спектра гармонических составляющих, выделяют в этом спектре частоту первой роторной гармоники. По превышению допустимого уровня этой составляющей судят о наличии дефектов и принадлежность к определенным элементам двигателя. (ГОСТ 26382-84. Двигатели газотурбинные гражданской авиации. Допустимые уровни вибрации и общие требования к контролю вибрации, стр.1, 2)

Этот способ не требует изменения частотного диапазона. Используется только тот диапазон частот вибрации, который установлен для контроля и защиты агрегата и применение специального измерения вибраций и дополнительных аппаратных средств не требуется. То есть дефект определяется при узкочастотном анализе вибраций. Однако недостатком этого способа, использующего в качестве критерия допустимые уровни вибрации двигателя, является то, что зафиксированный уровень вибрации может не превышать допустимый, при этом имеют место случаи взаимного касания валов роторов, выявляемые при переборке и дефектации двигателя. В этом способе не обращают внимание на составляющие спектра, позволяющие диагностировать взаимное касание валов многовальных ГТД при работе, поэтому данный дефект можно обнаружить лишь при переборке и дефектации деталей двигателя.

Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является выявление дефекта – касание валов многовального ГТД в процессе работы (испытаний) без переборки двигателя.

Данный технический результат достигается тем, что в способе диагностики технического состояния элементов двигателя измеряют и регистрируют вибрацию двигателя и его элементов и частоту вращения роторов в виде амплитудно-частотного спектра гармонических составляющих, выделяют в этом спектре частоту первой роторной гармоники и определяют наличие дефектов и принадлежность к определенным элементам.

Новым в предлагаем способе является то что, наличие дефекта определяют по появлению «расщепления» спектральных составляющих на частотах первых роторных гармоник, при этом делают вывод о наличии касания валов.

На прилагаемых чертежах изображены спектрограммы вибраций изделия:

фиг.1 – спектр при нормальной работе;

фиг.2 – «расщепление» спектральных составляющих при касании роторов вблизи роторной частоты ротора низкого давления.

Способ диагностики технического состояния элементов двигателя осуществляется следующим образом.

В процессе проведения испытаний ведется непрерывная регистрация и визуальный контроль уровня вибрации двигателя и его элементов и частоты вращения роторов по приборам с проведением спектрального анализа вибраций. Выделяют в этом спектре частоту первой роторной гармоники. В случае выявления в процессе проведения анализа спектра, «расщепления» спектральных составляющих вблизи роторной частоты ротора низкого давления, т.е. появление многочисленных (два и более) модулированных составляющих, классифицируется дефект – касание роторов. При обнаружении признака касания валов двигатель направляется на разборку и дефектацию.

Такой способ диагностики технического состояния двигателей позволяет выявить дефект – касание валов многовального ГТД в процессе работы (испытаний) без переборки двигателя.

Формула изобретения

Способ диагностики технического состояния элементов двигателя, при котором измеряют и регистрируют вибрацию двигателя и его элементов и частоту вращения роторов в виде амплитудно-частотного спектра гармонических составляющих, выделяют в этом спектре частоту первой роторной гармоники и определяют наличие дефектов и принадлежность к определенным элементам, отличающийся тем, что наличие дефекта определяют по появлению «расщепления» гармонических составляющих спектра на частотах первых роторных гармоник, при этом делают вывод о наличии касания валов.

РИСУНКИ

Categories: BD_2380000-2380999