Патент на изобретение №2380574

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2380574 (13) C2
(51) МПК

F04C2/08 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.10.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008102622/06, 28.01.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

28.01.2008

(43) Дата публикации заявки: 10.08.2009

(46) Опубликовано: 27.01.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
WO 99/40324 А, 12.08.1999. RU 2205980 C2, 10.06.2003. US 3830602 A, 20.08.1974. EP 0599030 B1, 01.06.1994. US 6183231 В1, 06.02.2001.

Адрес для переписки:

142322, Московская обл., Чеховский р-н, п. Новый Быт, ул. Новая, 32-13, Г.М. Георгиевскому

(72) Автор(ы):

Георгиевский Мирослав Георгиевич (RU),
Георгиевский Георгий Михайлович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Георгиевский Мирослав Георгиевич (RU)

(54) ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области шестеренного гидромашиностроения и может быть применено в конструкциях насосов, гидромоторов и делителей потока для разгрузки корпуса от осевой деформации, вызванной давлением нагнетания, подведенным к манжетам, установленным в компенсаторах и прижимающим их к торцам шестерен с опорой на подшипники и далее на дно корпуса и крышку или на обе крышки при исполнении корпуса без дна. Шестеренная гидромашина содержит корпус с внутренними расточками, ведущую и ведомую шестерни с компенсаторами и подшипниками на цапфах, размещенные в расточках корпуса, и упорные подшипники. Упорные подшипники установлены на концах цапф шестерен, одна обойма которых неподвижно закреплена на цапфе, вторая обойма расположена с упором в торец подшипника шестерни, а между ними установлен сепаратор с шариками или сепаратор выполнен контактирующим непосредственно с торцом подшипника шестерни. Изобретение направлено на устранение осевых сил, воздействующих на корпус от крышек, воспринимающих эти силы от шестерен, перекачивающих рабочую жидкость, через компенсаторы и подшипники. 1 ил.

Изобретение относится к области шестеренного гидромашиностроения и может быть применено в конструкциях насосов, гидромоторов и делителей потока для разгрузки корпуса от осевой деформации, вызванной давлением нагнетания, подведенным к манжетам, установленным в компенсаторах и прижимающим их к торцам шестерен с опорой на подшипники и далее на дно корпуса и крышку или на обе крышки при исполнении корпуса без дна.

В качестве ближайшего аналога принята конструкция шестеренного насоса по WO 99/40321 А, 12.08.1999, F04C 2/14 с корпусом постоянного профиля, во внутренних расточках которого размещены шестерни, компенсаторы и подшипники вращения в виде роликовых подшипников.

В данной конструкции подшипники качения применяются в качестве опор цапф, а упорные, тоже установленные на цапфах, как уплотнители шестерен, перекачивающих высоковязкие материалы, где резинотехнические изделия не эффективны.

Недостатком данной конструкции, с точки зрения заявляемого изобретения, является осевая деформация корпуса, вызванная высоким давлением перекачиваемой среды, находящейся в межзубьевых пространствах, на компенсаторы, подшипники, в т.ч. и упорные, упирающиеся в крышки, соединенные с корпусом.

Возникающее при этом удлинение корпуса приводит к увеличению зазоров между деталями, установленными в корпусе, деформации расточек и снижению осевой подвижности компенсаторов, что увеличивает внутренние утечки и снижает коэффициент объемной подачи.

Задача изобретения состоит в устранении осевых сил, воздействующих на корпус от крышек, воспринимающих эти силы от шестерен, перекачивающих рабочую жидкость, через компенсаторы и подшипники.

Поставленная задача достигается тем, что в шестеренной гидромашине, содержащей корпус с внутренними расточками, ведущую и ведомую шестерни с компенсаторами и подшипниками на цапфах, размещенные в расточках корпуса, и упорные подшипники, согласно изобретению упорные подшипники установлены на концах цапф шестерен, одна обойма которых неподвижно закреплена на цапфе, при этом вторая обойма расположена с упором в торец подшипника шестерни, а между ними установлен сепаратор с шариками или сепаратор выполнен контактирующим непосредственно с торцом подшипника шестерни.

На чертеже изображена шестеренная гидромашина в продольном разрезе. Гидромашина состоит из следующих деталей: корпуса 1, крышки верхней 2, крышки нижней 3, шестерни ведущей 4, шестерни ведомой 5, подшипников 6, установленных на цапфах шестерен, и компенсаторов 7 с установленными на них манжетами 8, внутренняя полость 9 которых гидравлически соединена с рабочей жидкостью высокого давления. На цапфах шестерен установлены упорные (торцевые) подшипники таким образом, что одна обойма 10 неподвижно закреплена на цапфе, а вторая 11, не контактирующая с цапфой, упирается в торец подшипника шестерни, а между ними установлен сепаратор с шариками 12. Для предотвращения свободного осевого перемещения деталей насоса, установленных в корпусе, они фиксируются относительно крышек упругими элементами 13 и 14.

Возможен вариант применения упорного подшипника без обоймы 11 в случае контакта сепаратора 12 непосредственно с торцом подшипника шестерни.

Шестеренная гидромашина работает следующим образом.

При вращении шестерен 4 и 5 жидкость высокого давления поступает во внутреннюю полость 9 манжеты 8, установленной в компенсаторе 7. Возникающие при этом силы, отталкивающие компенсатор к венцам шестерен, воспринимаются подшипниками 6, которые опираются на обойму 11 упорного подшипника или непосредственно на сепаратор 12 и через него на обойму 10, неподвижно закрепленную на цапфе шестерни. Таким образом, ни корпус, ни крышки не воспринимают осевые нагрузки, приводящие к ухудшению технических характеристик гидромашины. Упругие элементы 13 и 14 служат для предотвращения свободного перемещения деталей внутри корпуса во избежание контакта цапф шестерен с крышками при работе насоса. Кроме того, изобретение решает и проблему самоустановки подшипников шестерен по углу изгиба шестерен при высокой нагрузке.

Формула изобретения

Шестеренная гидромашина, содержащая корпус с внутренними расточками, ведущую и ведомую шестерни с компенсаторами и подшипниками на цапфах, размещенные в расточках корпуса, и упорные подшипники, отличающаяся тем, что упорные подшипники установлены на концах цапф шестерен, одна обойма которых неподвижно закреплена на цапфе, при этом вторая обойма расположена с упором в торец подшипника шестерни, а между ними установлен сепаратор с шариками или сепаратор выполнен контактирующим непосредственно с торцом подшипника шестерни.

РИСУНКИ

Categories: BD_2380000-2380999