Патент на изобретение №2380535

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2380535 (13) C1
(51) МПК

E21B47/00 (2006.01)
E21C39/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008136588/03, 11.09.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.09.2008

(46) Опубликовано: 27.01.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 787627 A1, 15.12.1980. SU 863849 A1, 15.09.1981. RU 2004131122 A, 10.04.2006. RU 46590 U1, 10.07.2005. RU 39957 U1, 20.08.2004. RU 40808 U1, 27.09.2004. US 3588800 A, 28.06.1971. US 3265151 A, 09.08.1966. US 4805156 A, 14.02.1989. US 5089989 A, 18.02.1992. GB 2002902 A, 28.02.1979.

Адрес для переписки:

170033, г.Тверь, ул. Ипподромная, 7, кв.8, А.Г. Малюга

(72) Автор(ы):

Малюга Анатолий Георгиевич (RU),
Беляков Николай Викторович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Малюга Анатолий Георгиевич (RU)

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБСАЖЕННЫХ СКВАЖИН

(57) Реферат:

Изобретение относится к области нефтегазовой промышленности и может быть использовано для исследования технического состояния стенок обсадных колонн глубоких скважин. Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции, повышение надежности, расширение функциональных возможностей, уменьшение осевого габарита и веса. Устройство содержит заполненный диэлектрической жидкостью корпус с компенсатором давления, верхний и нижний центраторы, электрический блок, ротор с приводом вращения, бесконтактный датчик, размещенный в защитном кожухе с возможностью радиального возвратно-поступательного перемещения исполнительным механизмом при передаче движения от дополнительного привода и смонтированный на конце ротора, выведенного из нижней части корпуса через торцовое отверстие с уплотнением, и наземную аппаратуру, снабжено присоединенной к кожуху кареткой, установленной на цилиндрической направляющей с устройством для предотвращения от проворачивания, при этом цилиндрическая направляющая выполнена в виде уплотняемого телескопического соединения двух встречно обращенных горловинами гильз с образованием сообщающейся с корпусом и кожухом цилиндрической полости, в которой размещен исполнительный механизм в виде винтовой передачи, взаимодействующей с днищами гильз, одна из которых жестко связана с ротором, а другая – с кареткой. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области нефтегазовой промышленности и может быть использовано для исследования технического состояния стенок обсадных колонн глубоких скважин.

Известно устройство для контроля технического состояния обсаженных скважин по авт. св. СССР 863849 (опубл. 15.09.81), содержащее заполненный диэлектрической жидкостью корпус с компенсатором давления, верхний и нижний центраторы, электрический блок, ротор с приводом вращения, бесконтактный датчик, размещенный в защитном кожухе с возможностью радиального возвратно-поступательного перемещения исполнительным механизмом при передаче движения от дополнительного привода и смонтированный на конце ротора, выведенного из нижней части корпуса через торцовое отверстие, а также гибкий рукав, соединяющий кожух с корпусом, и наземную аппаратуру.

Такое устройство из-за наличия тонкостенного гибкого рукава, герметично связывающего корпус с кожухом датчика и преимущественно изготавливаемого из металлических бесшовных сильфонов, не обладает требуемой прочностью как в скважинных условиях эксплуатации, так и при транспортировании.

В другом известном устройстве по авт. св. СССР 787627 (опубл. 15.12.80) гибкий рукав отсутствует, а его задачи частично решает уплотнение в торцовом отверстии корпуса, через которое пропущен конец ротора. Такая конструкция приводит к снижению надежности герметизации элементов исполнительного механизма, служащего для изменения радиуса вращения датчика, а также требует применения электровводов для обеспечения электрической связи последнего с электрическим блоком, что значительно усложняет конструкцию устройства. Данное устройство для контроля технического состояния обсаженных скважин является наиболее близким к предлагаемому.

Общим недостатком известных устройств является необходимость применения дополнительного привода с последовательно кинематически связанными цилиндрическим и червячным редукторами для обеспечения вращения приводного торцового кулачка исполнительного механизма с самоторможением от проворачивания в моменты его остановок. Такой привод имеет низкий коэффициент полезного действия, а также требует обеспечения высокого крутящего момента на выходном валу для передачи радиального возвратно-поступательного перемещения датчику вследствие большого передаточного числа рычажно-коромыслового исполнительного органа. Кроме того, размещение дополнительного привода внутри ротора приводит к увеличению осевого габарита и веса прибора, а также исключает возможность ручного управления исполнительным механизмом, что не позволяет упростить конструкцию устройства и его техническое обслуживание в случаях, не требующих исследования обсадных колонн различных диаметров (при наличии хвостовиков) в одной отдельно взятой скважине за один спускоподъем прибора.

Предлагаемым изобретением решается задача упрощения конструкции, повышения надежности, расширения функциональных возможностей, уменьшения осевого габарита и веса устройства.

Для достижения указанных технических результатов устройство для контроля технического состояния обсаженных скважин, содержащее заполненный диэлектрической жидкостью корпус с компенсатором давления, верхний и нижний центраторы, электрический блок, ротор с приводом вращения, бесконтактный датчик, размещенный в защитном кожухе с возможностью радиального возвратно-поступательного перемещения исполнительным механизмом при передаче движения от дополнительного привода и смонтированный на конце ротора, выведенного из нижней части корпуса через торцовое отверстие с уплотнением, и наземную аппаратуру, снабжено присоединенной к кожуху кареткой, установленной на цилиндрической направляющей с устройством для предотвращения от проворачивания, при этом цилиндрическая направляющая выполнена в виде уплотняемого телескопического соединения двух встречно обращенных горловинами гильз с образованием сообщающейся с корпусом и кожухом цилиндрической полости, в которой размещен исполнительный механизм в виде винтовой передачи, взаимодействующей с днищами гильз, одна из которых жестко связана с ротором, а другая – с кареткой.

Причем гильзы ротора и каретки выполнены с последними как одно целое.

Кроме того, винтовая передача содержит винт, жестко связанный с центром днища гильзы каретки, и колпачковую глухую гайку с хвостовиком, установленным в центральном отверстии днища гильзы ротора и образующим с этой гильзой одноподвижную вращательную кинематическую пару.

Кроме того, отверстие в днище гильзы ротора выполнено сквозным, а хвостовик пропущен через него с уплотнением и имеет профилированное окончание под ключ для обеспечения возможности передачи движения извне вовнутрь кожуха.

Кроме того, дополнительный привод выполнен в виде микроэлектродвигателя с редуктором, размещен в гильзе ротора и снабжен зубчатой передачей, входное звено которой соединено с валом редуктора, а выходное – с гайкой.

Кроме того, устройство для предотвращения проворачивания каретки выполнено в виде выполненной на торце ротора опорной плоскости, контактирующей с винтами, установленными на каретке.

Отличительными признаками предлагаемого устройства для контроля технического состояния обсаженных скважин от указанного выше известного наиболее близкого к нему являются наличие присоединенной к кожуху каретки, установленной на цилиндрической направляющей с устройством для предотвращения от проворачивания, выполнение цилиндрической направляющей в виде уплотняемого телескопического соединения двух встречно обращенных горловинами гильз с образованием сообщающейся с корпусом и кожухом полости, в которой размещен исполнительный механизм в виде винтовой передачи, взаимодействующей с днищами гильз, одна из которых жестко связана с ротором, а другая – с кареткой.

Другими отличительными признаками устройства являются: выполнение гильз ротора и каретки за одно целое с последними; наличие в составе винтовой передачи жесткой связи винта с центром днища гильзы каретки и колпачковой глухой гайки с хвостовиком, установленным в центральном отверстии днища гильзы ротора и образующим с этой гильзой одноподвижную вращательную кинематическую пару; выполнение отверстия в днище гильзы ротора сквозным и размещение в нем с уплотнением хвостовика, имеющего профилированное окончание под ключ для обеспечения возможности передачи движения извне вовнутрь кожуха; выполнение дополнительного привода в виде микроэлектродвигателя с редуктором, размещенным в гильзе ротора и снабженным зубчатой передачей, входное звено которой соединено с валом редуктора, а выходное – с гайкой; выполнение устройства для предотвращения проворачивания каретки в виде предусмотренной на торце ротора опорной плоскости, контактирующей с винтами, установленными на каретке.

Предлагаемое устройство для контроля технического состояния обсаженных скважин включает в себя скважинный широкодиапазонный прибор и наземную аппаратуру (не показана), осуществляющую обычные для нее функции: энергоснабжение, выработку требуемых команд управления, регистрацию и обработку результатов измерений.

На фиг.1 представлен один из вариантов исполнения скважинного прибора, общий вид с частичным продольным разрезом; на фиг.2 – другой возможный вариант исполнения скважинного прибора, общий вид с частичным продольным разрезом; на фиг.3 – разрез А-А на фиг.1.

Скважинный прибор на фиг.1 состоит из заполненного диэлектрической жидкостью корпуса 1 с компенсатором 2 давления, верхнего 3 и нижнего 4 центраторов, электрического блока 5, расположенного в баростойкой камере с электровводом 6, основного привода 7 для осуществления вращения ротора 8, несущего бесконтактный, например, взаимоиндуктивный (трансформаторный) датчик 9, размещенный в защитном кожухе 10 с возможностью радиального возвратно-поступательного перемещения исполнительным механизмом при передаче движения от дополнительного привода.

Ротор 8 выполнен полым и установлен в корпусе 1 на шарикоподшипниках. К нижней части ротора 8 жестко присоединена уплотняемая деталь 11, имеющая рабочую цилиндрическую поверхность и кольцевой выступ с периферийным хвостовиком 12, имеющим сечение в виде сегмента круга, к которым жестко присоединен охранный кожух 13, охватывающий защитный кожух 10 и обеспечивающий, таким образом, дополнительную защиту датчика 9 от возможных механических воздействий как при спуске в скважину, так и при транспортировании прибора. Причем в теле охранного кожуха 13 предусмотрено продольное окно для выхода защитного кожуха 10 датчика 9. Нижний торец охранного кожуха 13 защищен пробкой 14. Для уплотнения вращающегося ротора 8 с обеспечением надежной герметизации корпуса 1 при минимальном трении в кольцевом зазоре, образованном торцовым отверстием в корпусе 1 и рабочей цилиндрической поверхностью уплотняемой детали 11, установлен уплотняющий узел, выполненный в виде изготовленной из жесткого антифрикционного материала (например, фторопласта) втулки 15, имеющей на внешней и внутренней поверхностях кольцевые канавки, в которых установлены герметизирующие кольца 16 и 17 из упругого материала, например резиновые кольца круглого сечения. Такое выполнение уплотнения вращающегося соединения является наилучшем при работе в среде буровых растворов с отсутствием одностороннего (избыточного) давления, характерного для корпуса 1 с диэлектрической жидкостью, например трансформаторным маслом, и компенсатором 2, так как обеспечивает снижение сил трения в 3-5 раз по сравнению с типовыми широко применяемыми конструкциями при скоростях до 10 см/с. Данное техническое решение впервые предложено в устройстве для контроля технического состояния обсаженных скважин по заявке на изобретение РФ 2004131122 от 21.08.2004 г., в соответствии с которой в предлагаемом изобретении рассматриваются и возможные варианты исполнения скважинного прибора, связанные с выбором местоположения защитного кожуха 10 с датчиком 9 относительно верхнего и нижнего центраторов 3 и 4.

Так в первом описываемом варианте защитный кожух 10 с датчиком 9 размещен между верхним и нижним центраторами 3 и 4. В этом случае нижний центратор 4 установлен с возможностью вращения на хвостовике 18, жестко присоединенном с одной стороны к пробке 14, а с другой – к обтекателю 19. При этом корпус 1 и ротор 8 могут иметь длину, укороченную на величину осевого габарита нижнего центратора 4. Такое выполнение скважинного прибора также обеспечивает ему более высокую проходимость на спуске в колонку 20 при исследовании обсаженных стволов наклонно направленных и горизонтальных скважин.

Во втором варианте исполнения скважинного прибора описываемого устройства, представленном на фиг.2, защитный кожух 10 с датчиком 9 размещен под нижним центратором 4 аналогично известным конструкциям. При этом нижний центратор 4 установлен охватывающим нижнюю часть ротора 8 на уменьшенной по диаметру части корпуса 1. Такое выполнение прибора благодаря наличию охранного кожуха 13 с пробкой 14 обеспечивает возможность контроля степени износа внутренней поверхности башмаков и участков смятия обсадных колонн без опасения повреждения защитного кожуха 10 с датчиком 9 при доступе к исследуемым объектам.

В остальном оба варианта исполнения скважинного прибора по конструкции ничем не отличаются друг от друга. При этом устройство для обеспечения возвратно-поступательного перемещения защитного кожуха 10 с датчиком 9 (разрез А-А на фиг.1) выполнено в виде жестко присоединенной к защитному кожуху 10 каретки 21, установленной на цилиндрической направляющей с устройством для предотвращения от проворачивания. Цилиндрическая направляющая выполнена в виде уплотняющего с помощью резинового кольца 22 соединения двух встречно обращенных и входящих одна в другую горловинами гильз 23 и 24 с образованием сообщающихся при помощи отверстий 25, 26, 27, 28 и 29 (см. фиг.3 и 1) цилиндрической полости, в которой размещен исполнительный механизм в виде винтовой передачи. При этом гильза 23 с кареткой 21 и гильза 24 с хвостовиком 12 уплотняемой детали 11 ротора 8 выполнены за одно целое, а винтовая передача содержит винт 30, жестко связанный с центром днища гильзы 23 каретки 21, и взаимодействующую с ним колпачковую глухую чайку 31 с хвостовиком 32, установленным в центральном отверстии днища гильзы 24 ротора 8 и образующим с этой гильзой одноподвижную вращательную кинематическую пару. Для обеспечения возможности передачи вращательного движения гайке 31 извне вовнутрь и решения, таким образом, задачи управления радиальным возвратно-поступательным перемещением защитного кожуха 10 с датчиком 9 в наземных условиях при помощи дополнительного внешнего, например, ручного привода отверстие в днище гильзы 24 ротора 8 выполнено сквозным. При этом хвостовик 32 пропущен через это отверстие с уплотнением, обеспечиваемым резиновым кольцом 33, и имеет профилированное окончание под ключ, например, в виде шлица на торце под отвертку. Такое исполнение винтовой передачи обеспечивает также беспроблемную сборку-разборку конструкции. Причем для облегчения ее сборки путем предварительного захвата витков резьбы винта 30 витками резьбы гайки 31 рабочее окончание последней размещено в гильзе 24 ротора 8 с вылетом из ее горловины.

Для обеспечения необходимости дистанционного управления радиальным возвратно-поступательным перемещением защитного кожуха 10 с датчиком 9 дополнительный привод, как это показано на фиг.3, выполнен в виде реверсируемого микроэлектродвигателя 34 с редуктором 35, закрепленными с помощью круглой гайки 36 со шлицом на торце в отверстии втулки 37, закрепленной, в свою очередь, с помощью круглой гайки 38 со шлицом на торце в гильзе 24 ротора 8. При этом на торце втулки 37, контактирующем с днищем гильзы 24 ротора 8, выполнено цилиндрическое углубление, в котором размешена зубчатая передача, связывающая выходной вал редуктора 35, несущий ведущее зубчатое колесо 39, с ведомым зубчатым колесом 40, выполненным как одно целое с гайкой 31.

Для обеспечения электрической связи датчика 9 с электрическим блоком 5 через электроввод 6 на роторе 8 аналогично известным устройствам установлен щеточно-коллекторный узел (на фиг.1 и 2 не показан). При этом во втулке 37 установлен малогабаритный штепсельный разъем, вилка 41 которого электрически связана с выводами датчика 9, а розетка 42 – с щеточно-коллекторным узлом. Причем электрическая связь между датчиком 9 и вилкой 41 осуществлена при помощи жгута 43 из обмоточных электрически изолированных друг от друга проводов, заключенных в тонкостенную фторопластовую трубку, охватывающую по винтовой линии винт 30. Электрическая связь розетки 41 с щеточно-коллекторным узлом осуществлена при помощи аналогично выполненного жгута 44, пропущенного через отверстия 27, 28, 29 и центральное продольное отверстие в роторе 8. Подобным образом обеспечивается электрическая связь электрического блока 5 и с выводами микроэлектродвигателя 34. Такое выполнение электрических соединений датчика 9 и микроэлектродвигателя 34 с электрическим блоком 5 исключает возможность повреждения проводов как во время работы прибора, так и при осуществлении монтажа-демонтажа каретки 21 с защитным кожухом 10 и заключенным в него датчиком 9. Причем для облегчения монтажа-демонтажа каретки 21 ее поверхность имеет зазор по отношению к встречной поверхности уплотняемой детали 11 ротора 8. При этом для предотвращения проворачивания каретки 21 в рабочем состоянии к ней с обеих сторон относительно оси ее возвратно-поступательного перемещения жестко присоединены планки 45 и 46 с винтами 47 и 48, контактирующими со встречной плоской поверхностью уплотняемой детали 11 ротора 8 и образующими с ней направляющую для прямолинейного движения с трением скольжения. Такая конструкция дает возможность легко устанавливать каретку 21 с необходимой посадкой движения при исключении проворачивания.

В исходном состоянии (при транспортировании скважинного прибора и перед его спуском в исследуемую обсадную колонну 20) каретка 21 находится в контакте с встречной плоской поверхностью хвостовика 12. При этом образующая защитного кожуха 10 совпадает с образующими охранного кожуха 13 и корпуса 1, обеспечивая, таким образом, скважинному прибору возможность контроля технического состояния обсадной колонны 20 наименьшего диаметра из установленного для одного прибора типоразмерного ряда исследуемых колонн (обычно до 5-6 типоразмеров). Для осуществления контроля обсадных колонн 20 большего диаметра необходимо радиус вращения датчика 9 изменить на величину, соответствующую новому типоразмеру колонны. В случае выполнения скважинного прибора в виде конструкции, не предусматривающей использование дополнительного привода в дистанционно управляемом режиме, увеличение радиуса вращения датчика 9 на необходимую величину осуществляют в наземных условиях перед спуском прибора в скважину с помощью ключа (например, отвертки), взаимодействующего с хвостовиком 32 винтовой передачи, а о величине перемещения каретки 21 судят либо по расстоянию между ней и встречной плоской поверхностью хвостовика 12, либо по числу оборотов гайки 31. При наличии же в скважинном приборе возможности дистанционного управления исполнительным механизмом с помощью реверсируемого микроэлектродвигателя 34 о величине перемещения каретки 21 судят по времени работы упомянутого микроэлектродвигателя, измеряемого, например, с помощью специальных электронных часов, предусмотренных в наземной аппаратуре. В обоих случаях при скорости вращения гайки 31 до 10 об/мин с шагом резьбы 0,5 мм достигаемая погрешность определения величины радиуса вращения датчика 9 не превышает ±0,1 мм, что хорошо согласуется с требуемой точностью определения глубины износа внутренней поверхности колонн 0,5÷0,7 мм при погрешности датчика 9, например, трансформаторного типа порядка ±(0,050,1) мм. В остальном, исходя из приведенного описания, работа устройства не требует дополнительных пояснений и в основном аналогична работе известных устройств. Здесь следует отметить лишь то, что благодаря обеспечению плавного (бесступенчатого) изменения радиуса вращения датчика 9 предлагаемое устройство в отличие от аналогов может проводить исследование обсадных колонн при минимальных (5-6 мм) зазорах между их внутренней поверхностью и наружной поверхностью защитного кожуха 10. Это позволяет повысить точность измерений вследствие увеличения чувствительности датчика 9 с уменьшением величины упомянутых зазоров. Другим дополнительным преимуществом предлагаемого устройства по сравнению с известными является более высокая жесткость конструкции исполнительного механизма, позволяющая исключить влияние на точность измерений окружных колебаний защитного кожуха 10 с датчиком 9 при воздействии на них составляющих своего веса во время вращения в процессе исследования обсадных колонн в наклонных и горизонтальных стволах скважин.

Формула изобретения

1. Устройство для контроля технического состояния обсаженных скважин, содержащее заполненный диэлектрической жидкостью корпус с компенсатором давления, верхний и нижний центраторы, электрический блок, ротор с приводом вращения, бесконтактный датчик, размещенный в защитном кожухе с возможностью радиального возвратно-поступательного перемещения исполнительным механизмом при передаче движения от дополнительного привода и смонтированный на конце ротора, выведенного из нижней части корпуса через торцовое отверстие с уплотнением, и наземную аппаратуру, отличающееся тем, что оно снабжено присоединенной к кожуху кареткой, установленной на цилиндрической направляющей с устройством для предотвращения от проворачивания, при этом цилиндрическая направляющая выполнена в виде уплотняемого телескопического соединения двух встречно обращенных горловинами гильз с образованием сообщающейся с корпусом и кожухом цилиндрической полости, в которой размещен исполнительный механизм в виде винтовой передачи, взаимодействующей с днищами гильз, одна из которых жестко связана с ротором, а другая – с кареткой.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что гильзы ротора и каретки выполнены с последними как одно целое.

3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что винтовая передача содержит винт, жестко связанный с центром днища гильзы каретки, и колпачковую глухую гайку с хвостовиком, установленным в центральном отверстии днища гильзы ротора и образующим с этой гильзой одноподвижную вращательную кинематическую пару.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что отверстие в днище гильзы ротора выполнено сквозным, а хвостовик пропущен через него с уплотнением и имеет профилированное окончание под ключ для обеспечения возможности передачи движения извне во внутрь кожуха.

5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что дополнительный привод выполнен в виде микроэлектродвигателя с редуктором, размещен в гильзе ротора и снабжен зубчатой передачей, входное звено которой соединено с валом редуктора, а выходное – с гайкой.

6. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что устройство для предотвращения проворачивания каретки выполнено в виде выполненной на торце ротора опорной плоскости, контактирующей с винтами, установленными на каретке.

РИСУНКИ

Categories: BD_2380000-2380999