Патент на изобретение №2380208
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ БУКСОВЫХ ШЕЕК ОСЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПУТЕВЫХ МАШИН
(57) Реферат:
Изобретение относится к способу восстановления изношенных поверхностей буксовых шеек осей колесных пар подвижного состава и путевых машин. Проводят проточку изношенной поверхности под напыление на глубину 0,9-1,0 мм. Накатывают смазанную маслом проточенную поверхность шейки роликом с вдавливанием его в металл шейки с усилием вдавливания 0,5-0,6 мм на сторону. Обезжиривают накатанную и близлежащие поверхности шейки и нарезают мелкую резьбу. Затем осуществляют электродуговую металлизацию напылением путем распыления капель жидкого металла на мельчайшие частицы под давлением сжатого газа 0,55-0,60 МПа и напыление их на подготовленную поверхность шейки. Напыление ведут при дистанции первого прохода напыления, равной 115-120 мм, а всех последующих проходов – 145-150 мм. Протачивают полученный напыленный слой до его номинального размера. Техническим результатом является получение восстанавливаемых шеек осей с необходимым пределом выносливости, с более высокими прочностными характеристиками покрытия при одновременном повышении производительности напыления и уменьшении расходов на напыление. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.
Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к восстановлению изношенных поверхностей буксовых шеек осей колесных пар вагонного, локомотивного, электроподвижного составов и путевых машин способом электродуговой металлизации напылением. Известен способ восстановления изношенных поверхностей шеек осей колесных пар подвижного состава путем лазерной наплавки, в котором изношенную поверхность шейки оси обезжиривают, подвергают механической обработке, затем осуществляют лазерную наплавку с подачей наплавочного порошка через сопло и шлифование, при этом металл изношенной поверхности шейки перед наплавкой термостатируют, а лазерную наплавку проводят при мощности лазера не менее 1,5 кВт, диаметре лазерного луча не менее 1,5 мм при подаче прокаленного наплавочного порошка со скоростью от 0,1 г/с и более, при угле наклона сопла относительно вертикальной оси луча лазера 35-45°, при этом при наплавке наложение валиков друг на друга осуществляют с коэффициентом перекрытия 0,5-0,7 с последующей их термообработкой (Патент RU Данный способ обеспечивает получение необходимой структуры наплавленного материала, обладающего высокой износостойкостью. Недостатками данного способа являются сложность аппаратурного оформления и низкая производительность наплавки при глубинах износа поверхности шеек более 0,7 мм.
Известный способ используют для восстановления буксовых шеек только с прямым конусом, поскольку при его осуществлении происходит повторение геометрии изношенной поверхности, что ограничивает возможности способа и позволяет восстанавливать изношенные поверхности шеек только глубиной до 0,5 мм на диаметр.
При осуществлении данного способа на практике дистанция напыления первого прохода составляет 130 мм и последующих проходов – 160 мм. Недостатком данного способа является высокое удельное усилие накатывания подготавливаемой поверхности специальным накатным роликом с вдавливанием его в шейку оси на величину 0,8 мм на сторону, которое приводит к шелушению поверхностного слоя металла шейки оси из-за его переупрочнения, что не только понижает адгезионную прочность напыляемого покрытия, но может привести и к понижению усталостной прочности восстанавливаемой шейки оси. Относительно большая дистанция напыления первого прохода на расстоянии 130 мм и последующих проходов на расстоянии напыления 160 мм обуславливает недостаточно высокую производительность напыления и недостаточно высокую адгезионно-когезионную прочность покрытия, поскольку частицы успевают остыть и в результате им не хватает тепловой и кинетической энергии для создания покрытия с необходимыми прочностными характеристиками, при этом также имеется большой отсев «холодных» частиц, не сумевших закрепиться на восстанавливаемой поверхности. Техническим результатом заявленного способа является получение восстанавливаемых шеек осей с необходимым пределом выносливости, с более высокими прочностными характеристиками покрытия при одновременном повышении производительности напыления и уменьшении расходов на напыление. Указанный технический результат достигается в способе восстановления изношенных поверхностей буксовых шеек осей колесных пар подвижного состава и путевых машин, включающем проточку под напыление изношенной поверхности шейки на глубину 0,9-1,0 мм, накатывание смазанной маслом проточенной поверхности шейки роликом с вдавливанием его в металл шейки на глубину 0,5-0,6 мм на сторону, обезжиривание накатанной и близлежащих поверхностей шейки, нарезание мелкой резьбы, электродуговую металлизацию напылением, которую проводят путем распыления капель жидкого металла на мельчайшие частицы под давлением сжатого газа и напыление их на подготовленную поверхность шейки при дистанции первого прохода напыления, равной 115-120 мм, а всех последующих проходов – 145-150 мм, при этом распыление капель жидкого металла на мельчайшие частицы осуществляют при давлении сжатого газа 0,55-60 МПа, проточку полученного напыленного слоя до его номинального размера. В качестве сжатого газа используют воздух, диоксид углерода, отработанные газы двигателя внутреннего сгорания, азот, инертные газы. В качестве инертного газа используют аргон. Способ осуществляют следующим образом. Ось колесной пары или всю колесную пару в сборе, имеющую изношенные буксовые шейки, устанавливают на участке металлизации в центры соответствующего станка, на котором производят процесс подготовки изношенной поверхности буксовой шейки, ее напыление и проточку напыленного слоя до его номинальной толщины. Проточку изношенной поверхности шейки осуществляют на глубину 0,9-1,0 мм до начала разгружающей канавки. После проточки проводят упрочняющее накатывание проточенной и смазанной маслом поверхности специальным роликом с вдавливанием его в шейку оси на глубину 0,5-0,6 мм на сторону. Затем обезжиривают накатанную и близлежащие поверхностей шейки и нарезают мелкую резьбу. Электродуговую металлизацию напылением осуществляют следующим образом. В резцедержателе суппорта станка устанавливают металлизатор, с помощью которого производится напыление проволочного материала, причем дистанция напыления первого прохода (расстояние от места образования дуги между двумя проволоками до напыляемой шейки оси) равна 115-120 мм, всех последующих проходов – 145-150 мм. Образовавшаяся металлогазовая струя ударяет в подготовленную шероховатую поверхность детали, на которой частицы жидкого металла закрепляются в неровностях и остывают, образуя прочное металлическое покрытие. Соединение покрытия с основой и частиц металла в слое между собой носит механический характер. Это так называемое «холодное напыление». Температура нагрева покрытия в процессе напыления не должна превышать 80°С во избежание трещинообразования покрытия после полного остывания напыленной шейки оси. В качестве сжатого газа может быть использован воздух, диоксид углерода, отработанные газы двигателя внутреннего сгорания, азот, инертные газы, преимущественно аргон. Во время продольного перемещения металлизатора, закрепленного в резцедержателе станочного суппорта, за первый проход наносится слой 0,4 мм толщиной, за последующие пять проходов – по 0,3 мм. Для получения покрытия толщиной 1,9 мм на сторону, что несколько выше номинальной, производят 6 проходов. После чего проводят проточку напыленного слоя до его номинальной толщины – 1 мм на сторону. В таблице представлены данные по количеству проходов напыления и дистанции напыления при получении общей толщины слоя 1,9 мм на сторону по известному и предложенному способам. Толщина слоя 1,9 мм является минимальной для того, чтобы после проточки рабочая толщина слоя составляла 1 мм на сторону. При этом напыление большей толщины слоя за один проход приводит к появлению «горячих» или «холодных» трещин, что является дефектом покрытия.
Из данных таблицы следует, что общее количество проходов для получения слоя толщиной 1,9 мм на сторону снизилось с 9 до 6, то есть производительность напыления возросла на 33%. При этом повысилась адгезионно-когезионная прочность покрытия за счет образования большей массы «горячих» частиц, т.е. большего количества частиц, имеющих в окружающей их пленке окислов жидкого металла, а также частиц, находящихся в высокопластичном состоянии, что в сумме приводит к образованию более плотного покрытия. Следовательно, при напылении проволоки определенного химического состава (в данном случае марки проволоки 30ХГСА) при оптимальных дистанциях напыления 120/150 мм (первый и последующие проходы) напыленное покрытие имеет более высокие эксплуатационные характеристики при увеличении коэффициента использования материала напыления, т.е. увеличивается производительность напыления с одновременным уменьшением расходов для напыления на 33%. Кроме того, уменьшение усилия накатывания роликом во время подготовки поверхности (0,6 мм вместо 0,8 на сторону) приводит к увеличению адгезионной прочности напыляемого покрытия из-за отсутствия шелушения накатываемой поверхности при гарантированном сохранении предела выносливости восстанавливаемой буксовой шейки оси.
Формула изобретения
1. Способ восстановления изношенных поверхностей буксовых шеек осей колесных пар подвижного состава и путевых машин, включающий проточку изношенной поверхности под напыление на глубину 0,9-1,0 мм, накатывание смазанной маслом проточенной поверхности шейки роликом с вдавливанием его в металл шейки, обезжиривание накатанной и близлежащих поверхностей шейки, нарезание мелкой резьбы и последующую электродуговую металлизацию напылением, которую проводят путем распыления капель жидкого металла на мельчайшие частицы под давлением сжатого газа и напыления их на подготовленную поверхность шейки, проточку полученного напыленного слоя до его номинального размера, отличающийся тем, что накатывание проточенной поверхности производят с усилием вдавливания 0,5-0,6 мм на сторону, а напыление ведут при дистанции первого прохода напыления, равной 115-120 мм, а всех последующих проходов – 145-150 мм, при этом распыление капель жидкого металла на мельчайшие частицы осуществляют при давлении сжатого газа 0,55-60 МПа. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве сжатого газа используют воздух, диоксид углерода, отработанные газы двигателя внутреннего сгорания, азот, инертные газы. 3. Способ по п.2, отличающийся тем, что в качестве инертного газа используют аргон.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||