Патент на изобретение №2166743

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2166743 (13) C1
(51) МПК 7
G01M15/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000100252/28, 05.01.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

05.01.2000

(43) Дата публикации заявки: 10.05.2001

(45) Опубликовано: 10.05.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 98117685 A, 10.06.2000. SU 364859 A, 28.12.1972. US 5347857 A, 20.09.1994. US 4730484 A, 15.03.1988. SU 1016724 A, 07.05.1983. SU 461330 A, 25.02.1975. US 5361628 A, 08.11.1994. US 3636468 A, 18.01.1972. ЛЕПЕНДИН Л.Ф. Акустика. – М.: Высшая школа, 1978, с.134.

Адрес для переписки:

390014, г.Рязань, Военный автомобильный институт, НИО, Буробиной Г.Н.

(71) Заявитель(и):

Военный автомобильный институт

(72) Автор(ы):

Горностаев А.И.,
Живов С.Б.,
Пшеничкин Н.И.,
Медведев Ю.С.

(73) Патентообладатель(и):

Военный автомобильный институт

(54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ


(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки технического состояния поршневой машины. Данное изобретение направлено на повышение точности оценки технического состояния поршневой машины, снижение трудозатрат. Изобретение заключается в оценке технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при возбуждении в коленчатом вале неработающего двигателя гармонических изгибных колебаний на собственных частотах. 2 ил.


Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки технического состояния поршневой машины.

Известен способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременной нагрузки (Авторское свидетельство СССР N 302647, G 01 M 17/00, 1982).

Недостатком этого способа является то, что велика трудоемкость его реализации, так как необходимо применять специальное устройство для создания знакопеременной нагрузки, а также невысокая точность и достоверность контроля, заключающаяся в сложности выделения характеристических частот конкретных сопряжений из общего спектра колебаний.

Изобретение направлено на повышение точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины, снижение трудоемкости.

Решение поставленной задачи достигается тем, что на неработающем двигателе возбуждаются гармонические колебания в коленчатом вале на собственных частотах, форма которых задается уравнением

где S, V, U, T – функции Крылова;
m – корень характеристического уравнения;
X – координаты по продольной оси вала;
A – постоянный коэффициент, определяемый из граничных условий;
l – длина вала;
m – 1, 2, 3,…

Сущность способа заключается в следующем. Известно, что при возбуждении колебаний вала от постороннего источника (вибратора) на определенных частотах, в результате наложения возбужденной и отраженной волны на длине вала образуются узлы и пучности. При этом координаты пучностей однозначно определяются частотой возбужденного колебания и определяются решением уравнения формы колебаний коленчатого вала через функции Крылова и корни характеристического уравнения m [Л. Ф. Лепендин. Акустика. М.: Высшая школа, 1978, стр. 134].


где S, V, U, T – функции Крылова;
m – корень характеристического уравнения;
X – координаты по продольной оси вала;
A – постоянный коэффициент, определяемый из граничных условий;
l – длина вала;
m – 1, 2, 3,…

Сопоставляя координаты пучностей и координаты коренных и шатунных шеек, определяют диагностические частоты, локально характеризующие сопряжения коренных и шатунных шеек. Это позволяет осуществлять частотную идентификацию коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.

Например, для полной идентификации шатунных и коренных шеек коленчатого вала двигателя КамАЗ-740 достаточно определить формы колебаний для первых пяти мод (частот) фиг. 1, фиг. 2.

На фиг. 1, фиг. 2 видно, что на частоте f5 можно определить зазор в 1-й коренной шейке, 2-й шатунной шейке, 5-й коренной шейке. На частоте f4 – в 1-й шатунной шейке, 3-й коренной шейке, 4-й шатунной шейке и т.д.

Формула изобретения


Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременной нагрузки, отличающийся тем, что на неработающем двигателе возбуждаются гармонические колебания в коленчатом вале на собственных частотах, форма которых задается уравнением

где S, V, U, T – функции Крылова;
m – корень характеристического уравнения;
x – координаты по продольной оси вала;
A – постоянный коэффициент, определяемый из граничных условий;
l – длина вала;
m – 1, 2, 3, ….

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 06.01.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 11-2003

Извещение опубликовано: 20.04.2003


Categories: BD_2166000-2166999