Патент на изобретение №2166743
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ
(57) Реферат: Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки технического состояния поршневой машины. Данное изобретение направлено на повышение точности оценки технического состояния поршневой машины, снижение трудозатрат. Изобретение заключается в оценке технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при возбуждении в коленчатом вале неработающего двигателя гармонических изгибных колебаний на собственных частотах. 2 ил. Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки технического состояния поршневой машины. Известен способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременной нагрузки (Авторское свидетельство СССР N 302647, G 01 M 17/00, 1982). Недостатком этого способа является то, что велика трудоемкость его реализации, так как необходимо применять специальное устройство для создания знакопеременной нагрузки, а также невысокая точность и достоверность контроля, заключающаяся в сложности выделения характеристических частот конкретных сопряжений из общего спектра колебаний. Изобретение направлено на повышение точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины, снижение трудоемкости. Решение поставленной задачи достигается тем, что на неработающем двигателе возбуждаются гармонические колебания в коленчатом вале на собственных частотах, форма которых задается уравнением где S, V, U, T – функции Крылова; m – корень характеристического уравнения; X – координаты по продольной оси вала; A – постоянный коэффициент, определяемый из граничных условий; l – длина вала; m – 1, 2, 3,… Сущность способа заключается в следующем. Известно, что при возбуждении колебаний вала от постороннего источника (вибратора) на определенных частотах, в результате наложения возбужденной и отраженной волны на длине вала образуются узлы и пучности. При этом координаты пучностей однозначно определяются частотой возбужденного колебания и определяются решением уравнения формы колебаний коленчатого вала через функции Крылова и корни характеристического уравнения m [Л. Ф. Лепендин. Акустика. М.: Высшая школа, 1978, стр. 134]. где S, V, U, T – функции Крылова; m – корень характеристического уравнения; X – координаты по продольной оси вала; A – постоянный коэффициент, определяемый из граничных условий; l – длина вала; m – 1, 2, 3,… Сопоставляя координаты пучностей и координаты коренных и шатунных шеек, определяют диагностические частоты, локально характеризующие сопряжения коренных и шатунных шеек. Это позволяет осуществлять частотную идентификацию коренных и шатунных подшипников коленчатого вала. Например, для полной идентификации шатунных и коренных шеек коленчатого вала двигателя КамАЗ-740 достаточно определить формы колебаний для первых пяти мод (частот) фиг. 1, фиг. 2. На фиг. 1, фиг. 2 видно, что на частоте f5 можно определить зазор в 1-й коренной шейке, 2-й шатунной шейке, 5-й коренной шейке. На частоте f4 – в 1-й шатунной шейке, 3-й коренной шейке, 4-й шатунной шейке и т.д. Формула изобретения
где S, V, U, T – функции Крылова; m – корень характеристического уравнения; x – координаты по продольной оси вала; A – постоянный коэффициент, определяемый из граничных условий; l – длина вала; m – 1, 2, 3, …. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 06.01.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 11-2003
Извещение опубликовано: 20.04.2003
|
||||||||||||||||||||||||||