Патент на изобретение №2166666
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СИСТЕМА ПОДАЧИ РАКЕТНОГО ТОПЛИВА К МАЛОМОЩНОМУ ЭЛЕКТРОДУГОВОМУ РЕАКТИВНОМУ ДВИГАТЕЛЮ И СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА
(57) Реферат: Изобретение относится к ракетной технике. Представлена система подачи ракетного топлива электродуговых реактивных двигателей более низкой мощности для передачи ракетного топлива к маломощному электродуговому реактивному двигателю. Маломощная система подачи ракетного топлива электродуговых реактивных двигателей включает отсек хранения жидкого ракетного топлива для хранения жидкого ракетного топлива. Газовый генератор, сообщающийся с отсеком хранения жидкого ракетного топлива, производит газовое ракетное топливо при получении жидкого ракетного топлива из отсека хранения жидкого ракетного топлива. Накопитель газа, сообщающийся с газовым генератором, накапливает газовое ракетное топливо из газового генератора до нужного давления. Активно управляемые клапаны активно управляют потоком жидкого ракетного топлива, входящим в газовый генератор, и активно управляют потоком образующегося в результате газового ракетного топлива, выходящим из газового генератора и входящим в накопитель газа до достижения нужного давления. Изобретение позволяет обеспечить, по существу, непрерывный и устойчивый низкий расход газового ракетного топлива, которое потом передается к маломощному электродуговому реактивному двигателю. 2 c. и 11 з.п.ф-лы, 1 ил. Настоящее изобретение относится в основном к системам подачи с очень низким расходом ракетного топлива и, более определенно, к маломощной системе подачи ракетного топлива для поставки ракетного топлива к маломощным электродуговым реактивным двигателям. Для того, чтобы вывести и поддерживать космический аппарат, такой как спутники, на геосинхронных и низких околоземных орбитах, используются разные типы ракетных двигателей, чтобы осуществлять сохранение местоположения, регулировку ориентации и маневры небольшого изменения скорости, которые иногда упоминаются как функции реактивной системы управления (RCS). Ракетные двигатели, применяемые для исполнения этих функций, включают обычные двигатели на химических реакциях, которые в основном потребляют большие количества ракетного топлива, или электродуговые реактивные ракетные двигатели высокой мощности, которые превосходят производительность двигателей на химических реакциях, потребляя при этом меньше ракетного топлива. Электродуговые реактивные двигатели высокой мощности, применяемые в настоящее время, в основном работают по принципу разложения жидкого ракетного топлива для образования газового ракетного топлива. Газовое ракетное топливо впоследствии нагревается дуговым разрядом и расширяется по соплу ракетного двигателя, обеспечивая реактивную движущую силу. Эти электродуговые реактивные ракетные двигатели высокой мощности обычно действуют в диапазоне мощности от 1.0 до 25 кВт и используют жидкий гидразин (N2H4) в качестве ракетного топлива. Жидкий гидразин разлагается, и образующееся в результате газовое ракетное топливо, в основном состоящее из аммиака, водорода и азота, подается к электродуговому реактивному ракетному двигателю с высоким расходом около 30 г/с. Эти электродуговые реактивные двигатели высокой мощности имеют более высокий удельный импульс (Isp), чем обычный двигатель на химических реакциях, где удельный импульс определяется как реактивная движущая сила, развиваемая двигателем, на единицу весового расхода ракетного топлива. Однако, в следующем поколении электродуговых реактивных ракетных двигателей необходимы усовершенствования для уменьшения мощности при одновременном сохранении значения удельного импульса (Isp), значительно более высокого, чем у ракетных двигателей с химической RCS (реактивной системой управления). При выполнении этого, срок службы космических аппаратов с меньшей мощностью и меньшими размерами увеличивается благодаря сохранению потребления ракетного топлива значительно более низкого, чем у химических ракетных двигателей. Более того, размер и вес космического аппарата могут быть также уменьшены, тем самым уменьшая его себестоимость. Чтобы достичь этих результатов, электродуговые реактивные двигатели следующего поколения должны быть маломощными электродуговыми реактивными двигателями с низким расходом жидкого топлива. Мощность, прикладываемая к электродуговому реактивному двигателю, главным образом будет в диапазоне от 400 до 800 Вт, и расход топлива главным образом будет в диапазоне от 3 до 50 мг/с. Уменьшение габаритов известных систем подачи ракетного топлива, используемых в электродуговых реактивных двигателях высокой мощности, чтобы загружать маломощные электродуговые ракетные двигатели, на первый взгляд может показаться простым. Однако, после более близкого рассмотрения, выявляется несколько недостатков и непредвиденных сомнительных элементов. Точнее, применение известной системы загрузки электродуговых реактивных двигателей высокой мощности, в которой газовый генератор непосредственно присоединяется к маломощному электродуговому реактивному двигателю, порождает несколько проблем. Во-первых, обычный газовый генератор слишком велик и дает расход топлива намного больше, чем требуется, чтобы приводить в действие маломощный электродуговой реактивный двигатель. Более того, размер газового генератора не может быть просто снижен потому, что полезный срок службы газового генератора тогда значительно уменьшается. Во-вторых, расход газового ракетного топлива непосредственно из газового генератора имеет тенденцию колебаться. Это колебание вызывает неустойчивое и изменяющееся давление, получающееся при флюктуации расхода топлива, что в конечном счете вызывает неуправляемые флюктуации в реактивной движущей силе на выходе электродугового реактивного двигателя. В-третьих, применение только газового генератора, непосредственно присоединенного к электродуговому реактивному двигателю, вызывает неустойчивость потока при низких расходах, в противоположность высокому расходу, используемому для электродуговых реактивных двигателей высокой мощности, что будет стремиться к “срыву” электродугового реактивного двигателя (или уничтожать образование дугового разряда) путем подавления электропроводности дугового разряда между электродами. В-четвертых, во время выброса в замкнутой системе очень трудно, если не невозможно, обеспечить устойчивый непрерывный расход газового топлива, поступающего к маломощному электродуговому реактивному двигателю непосредственно от газового генератора. В-пятых, газовые генераторы прямого потока с низким расходом очень чувствительны к любым газовым пузырькам в исходной жидкости, подаваемой в газовый генератор, что будет вызывать в дальнейшем неустойчивое поведение электродугового реактивного двигателя и сократит срок его службы. Наконец, при простом снижении расхода из газового генератора подающие трубы, так же как и сам генератор, имеют тенденцию к нагреву, что в конечном счете может быть причиной возгорания внутри системы подачи. В связи с этим необходима маломощная система подачи топлива электродуговых реактивных двигателей, которая не страдает от вышеупомянутых недостатков. Она будет, в свою очередь, обеспечивать установившийся стабильный массовый расход топлива, поступающего к маломощному электродуговому реактивному двигателю независимо от исходного давления; обеспечивать оптимизированный расход топлива, поступающего к электродуговому реактивному двигателю при управляемом давлении независимо от газового генератора; предохранять, благодаря низким расходам топлива, систему подачи от нагрева или возгорания; обеспечивать управляемый расход так, чтобы реактивная движущая сила из электродугового реактивного двигателя могла динамически управляться требуемым образом и дуговой разряд мог устойчиво поддерживаться по всей установившейся проводящей среде (т.е. по всему газовому топливу). Следовательно, задача настоящего изобретения – обеспечить такого рода устройство подачи ракетного топлива электродуговых реактивных двигателей. В соответствии с доктриной представленного изобретения раскрывается маломощная система подачи ракетного топлива электродугового реактивного двигателя для передачи ракетного топлива к электродуговому реактивному двигателю. Маломощная система подачи ракетного топлива электродугового реактивного двигателя обеспечивает существенно непрерывный и устойчивый низкий расход газового ракетного топлива, поступающего к маломощному электродуговому ракетному двигателю. Этот по существу непрерывный и устойчивый низкий расход делает возможными прецизионное управление реактивной движущей силой и устойчивую работу электродугового реактивного двигателя. Более того, по существу непрерывный и устойчивый низкий расход может управляемо настраиваться так, чтобы реактивная движущая сила из маломощного электродугового реактивного двигателя могла динамически варьироваться в широком диапазоне, как это и требуется. В одном варианте предпочтительного воплощения отсек хранения жидкого ракетного топлива хранит запас жидкого ракетного топлива. Газовый генератор, сообщающийся с отсеком хранения жидкого ракетного топлива, производит газовое ракетное топливо после получения жидкого ракетного топлива из отсека хранения. Накопитель газа, сообщающийся с газовым генератором, накапливает газовое ракетное топливо из газового генератора до достижения нужного давления. Управляемые клапаны активно управляют потоком жидкого ракетного топлива, входящим в газовый генератор, и активно управляют потоком образующегося газового ракетного топлива, выходящим из газового генератора, входящего в накопитель газа до достижения необходимого давления. Это позволяет поставлять газовое ракетное топливо к маломощному электродуговому реактивному двигателю по существу с непрерывным и устойчивым низким расходом. Применение представленного изобретения обеспечивает маломощную систему подачи ракетного топлива электродуговых реактивных двигателей для передачи ракетного топлива к маломощному электродуговому реактивному двигателю. В результате вышеупомянутые недостатки, связанные с использованием доступных в настоящее время систем подачи ракетного топлива, были в основном устранены. В дальнейшем представленное изобретение поясняется описанием конкретного варианта его воплощения со ссылкой на сопроводительный чертеж, на котором изображена полная блок-схема одного из вариантов предпочтительного воплощения представленного изобретения. Следующее описание предпочтительного воплощения, касающееся маломощной системы подачи ракетного топлива электродуговых реактивных двигателей, является просто иллюстративным по природе и никоим образом не направлено на то, чтобы ограничить изобретение, его описание или использование. Более того, хотя предпочтенный вариант воплощения обсуждается далее в отношении спутника, специалисту должно быть ясно, что маломощная система подачи ракетного топлива электродуговых реактивных двигателей может быть внедрена в другие типы космических аппаратов. На чертеже изображена маломощная система подачи ракетного топлива электродуговых реактивных двигателей 10 в своем окружении. Маломощная система подачи ракетного топлива электродуговых реактивных двигателей 10 может быть внедрена в различные типы космических аппаратов, таких, как спутники, чтобы многократно загружать маломощные электродуговые реактивные ракетные двигатели 12 на борту спутника 14. Спутник 14 сначала выводится на низкую околоземную орбиту или спутниковую орбиту с помощью ракетоносителя (не показано). Один раз выведенные на орбиту маломощные электродуговые реактивные ракетные двигатели 12 на борту спутника 14 используются, чтобы задавать положение и поддерживать спутник 14 на любой нужной орбите, используя доступную энергию на борту спутника 14. Маломощная система подачи ракетного топлива электродуговых реактивных двигателей 10 включает нерегулируемый находящийся под давлением топливный бак 16, используемый, чтобы предпочтительно запасать приблизительно от нескольких десятков фунтов до сотен фунтов (от нескольких десятков кг до сотен кг, 1 фунт=0,454 кг) жидкого ракетного топлива из гидразина (N2H4). Это жидкое ракетное топливо из гидразина первоначально хранится под давлением приблизительно 2,76 МПа (400 фунт/кв.дюйм – фунтов на квадратный дюйм) в топливном баке 16 предпочтительно с помощью азотного (GN2) или гелиевого (Не) газа. Специалисту должно быть ясно, что в системе подачи 10 могут использоваться и другие типы жидкого ракетного топлива и газа. Давление в топливном баке 16 контролируется (отслеживается) модулем управления 18, коротко описанном далее более подробно, посредством датчика давления 20. При открывании пары активно управляемых клапанов 22 и 24 давление в топливном баке 16 заставляет жидкий гидразин вытекать из топливного бака 16 через фильтр 26. Фильтр 26 отфильтровывает любые примеси и загрязнения в жидком гидразине с помощью совершенного 10-микронного фильтра 26. Пара клапанов 22 и 24 последовательно и одновременно открываются и закрываются драйвером клапана 28, питающимся от источника электропитания 30 и управляемым процессором электропитания 18. С применением этих двух клапанов 22 и 24 последовательно, повышенная мера безопасности обеспечивается тем, что, если один клапан сбивается, то процессор электропитания 18 еще способен перекрывать поток жидкого гидразина с помощью другого действующего клапана. Присоединенная к клапану 24 термопара 32 используется для того, чтобы измерять температуру жидкого гидразина, протекающего через клапан 24, для гарантии того, что максимально допустимая температура клапанов 22 и 24 не превышается. Как только жидкое ракетное топливо проходит через активно управляемые клапаны 22 и 24, оно попадает в ограничитель потока 34, имеющий термопару 36. Ограничитель потока 34 представляет собой устройство фиксированного расхода топлива, которое обеспечивает фиксированный расход топлива при заданном давлении. Таким образом, зная давление в топливном баке 16 посредством датчика давления 20, расход топлива, поступающего в газовый генератор 38, также известен. Управляемый поток жидкого гидразина потом распределяется по слою катализатора внутри газового генератора 38, который предпочтительно является слоем катализатора марки “Shell-405”. Это заставляет жидкий гидразин разлагаться в экзотермической реакции для образования газового ракетного топлива, состоящего из аммиака, водорода и азота. Газовое ракетное топливо затем фильтруется совершенным 10-микронным фильтром 40, чтобы удалить любые примеси, которые могут проникнуть из слоя катализатора во время экзотермической реакции. Профильтрованное газовое ракетное топливо направляется по трубчатым линиям подачи 42, имеющим внутренний диаметр приблизительно 0.64 см (0.25 дюймов), к трем (3) активно управляемым клапанам 44, 46 и 48. Каждый клапан 44, 46 и 48 использует драйвер клапана и электропитание (не показано), подобно драйверу клапана 28 и электропитанию 30, и управляется процессором электропитания 18, который, в свою очередь, управляется управляющим компьютером 50. Процессор электропитания 18 подобен другим процессорам электропитания, используемым в настоящее время в известных спутниках, и собран, используя коммерчески доступные компоненты из множества компонентов, известных специалистам. Процессор электропитания 18 подает напряжение дугового разряда электродуговому реактивному двигателю 12 приблизительно между 90 В и 200 В, что сопоставимо с диапазоном мощности приблизительно между 400 Вт и 4 кВт. Далее процессор электропитания 18 выполняет полное управление и функции телеметрии/состояния для электродугового реактивного двигателя 12 посредством управляющего компьютера 50. Процессор электропитания 18 также обеспечивает управление электродугового реактивного двигателя 12 в реальном времени на основе внешних команд из наземного базового спутникового контроллера (не показан), также, как данных, полученных из различных датчиков давления и температуры, размещенных внутри маломощной системы подачи ракетного топлива электродуговых реактивных двигателей 10. Трансформатор постоянного тока (не показан) внутри процессора электропитания 18 увеличивает внутреннее напряжение приблизительно от 28 В до уровня напряжения, требуемого для электропитания системы 14. Процессор электропитания 18 управляется управляющим компьютером 50, который предпочтительно использует единый микроконтроллер процессора цифровых сигналов (DSP). Управляющий компьютер 50 обеспечивает управление электродугового реактивного ракетного двигателя 12 в реальном времени, также, как и управление в реальном времени различных активно управляемых клапанов по всей маломощной системе подачи ракетного топлива электродуговых реактивных двигателей 10, основанной на различных замкнутых контурах обратной связи, установленных внутри системы 10. При открывании клапана 44, накопитель низкого давления 52 управляемо нагнетается газовым ракетным топливом до достижения нужного давления в диапазоне приблизительно от 0,24 до 1,73 МПа (от 35 до 250 фунт/кв.дюйм) и предпочтительно приблизительно до 0,34 МПа (50 фунтов/кв.дюйм). Накопитель низкого давления 52 по существу накапливает газовое ракетное топливо и поддерживает газовое ракетное топливо при нужном давлении, пока оно впоследствии не поступит по требованию в электродуговой реактивный ракетный двигатель 12. Накопитель низкого давления 52 управляемо нагнетается импульсами газового генератора 38 посредством активно управляемых клапанов 22 и 24, в комбинации с активно управляемым клапаном 44, что позволяет накопителю низкого давления управляемо приращивать давление до достижения требуемого давления. Датчик давления 54 непрерывно контролирует давление накопителя низкого давления 52, и термопара 56 контролирует температуру накопителя низкого давления 52, которая обычно лежит в диапазоне приблизительно между 283-422К (10-149oC, 50-300oF). Датчик давления 54 и термопара 56, по существу, образуют замкнутый контур обратной связи, чтобы активно управлять в реальном времени давлением в накопителе низкого давления 52. Накопитель низкого давления 52 может управляться путем непрерывного контроля давления и температуры накопителя низкого давления 52 с помощью замкнутого контура обратной связи в реальном времени, чтобы поддерживать нужное давление приблизительно около 0,34 МПа ![]() ![]() ![]() Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 21.12.2002
Извещение опубликовано: 20.11.2004 БИ: 32/2004
|
||||||||||||||||||||||||||