Патент на изобретение №2376341

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2376341 (13) C1
(51) МПК

C10K3/06 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008119147/15, 14.05.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

14.05.2008

(46) Опубликовано: 20.12.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1326317 A1, 30.07.1987. RU 2011811 C1, 30.04.1994. ТРЕГУБ Е. «Европейский опыт утилизации сбросного энергопотенциала промышленных газов», Электронный журнал энергосервисной компании «Экологические системы», 2008,

Адрес для переписки:

625000, г.Тюмень, ул. Республики, 62, ОАО “Гипротюменнефтегаз”, С.С. Иванову

(72) Автор(ы):

Иванов Сергей Сергеевич (RU),
Тарасов Михаил Юрьевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Тюменский проектный и научно-исследовательский институт нефтяной и газовой промышленности” им.В.И.Муравленко “Гипротюменнефтегаз” (RU)

(54) СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ТОПЛИВНОГО ГАЗА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области подготовки попутного нефтяного газа и может быть использовано в энергетике для питания газопоршневых электростанций, работающих на попутном нефтяном газе. Сущность изобретения заключается в сепарации попутного нефтяного газа, фильтрации для очистки от капельной жидкости и механических примесей, подаче азотно-воздушной смеси с содержанием азота 90-99 об.% в топливный газ и в подаче подготовленного топливного газа на газопоршневые электростанции. Способ позволяет с наименьшими капитальными и эксплуатационными затратами повысить метановый индекс и снизить теплотворную способность топливного газа. 1 табл., 3 ил.

Изобретение относится к области подготовки топливного газа, в частности для повышения метанового индекса и снижения теплотворной способности, и может быть использовано в энергетике для подготовки топливного газа газопоршневых электростанций (ГПЭС), работающих на попутном нефтяном газе.

Энергомашины газопоршневых электростанций работают на попутном нефтяном газе, подготовленном в соответствии с техническими требованиями производителей. Величины метанового индекса и теплотворной способности газа являются основными требованиями, предъявляемыми к топливному газу для ГПЭС. Метановый индекс характеризует детонационную стойкость топливного газа (аналогично октановому числу для бензинов).

При работе на газе, не удовлетворяющем техническим требованиям, происходит детонация в двигателях внутреннего сгорания, «деградация» энергомашин и, как следствие, недостаточная выработка электроэнергии (60-70% от номинальной мощности).

Подготовка топливного газа с целью увеличения метанового индекса и снижения теплотворной способности достигается изменением компонентного состава газа.

Так, известен способ промысловой подготовки (путем изменения компонентного состава) топливного газа низкотемпературной сепарацией. Способ заключается в создании холода: либо внутреннего (компримированием с последующим дросселированием), либо внешнего (применением специальных холодильных машин) и отделения сконденсировавшихся в результате охлаждения «тяжелых» углеводородов (Берлин М.А., Гореченков В.Г., Волков Н.П. Переработка нефтяных и природных газов. – М.: Химия, 1981. – с.168; Бекиров Т.М., Ланчаков Г.А. Технология обработки газа и конденсата. – М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 1999 – с.305, 324).

Реализация в промысловых условиях способа подготовки топливного газа низкотемпературной сепарацией на ГПЭС требует высоких капитальных и эксплуатационных затрат, что увеличивает себестоимость произведенной электроэнергии.

Наиболее близким к заявляемому является способ подготовки топливного газа, приведенный в авторском свидетельстве SU 1326317 А1, данный способ включает сепарацию и фильтрацию газа в газожидкостном сепараторе, однако не позволяет изменять метановый индекс и теплотворную способность топливного газа.

Предлагается способ промысловой подготовки топливного газа, включающий сепарацию и фильтрацию от капельной жидкости и механических примесей, отличающийся тем, что с целью повышения метанового индекса и снижения теплотворной способности в топливный газ подают азотно-воздушную смесь с содержанием азота 90-99 об.%, подготовленный топливный газ подают на газопоршневые электростанции.

Принципиальная технологическая схема предлагаемого способа приведена на фиг.1. Попутный нефтяной газ поступает в сепаратор С-1 для улавливания жидкостных пробок и грубой очистки от капельной жидкости и механических примесей, далее поступает в фильтр Ф-1 для тонкой очистки от капельной жидкости и механических примесей. После фильтрации очищенный от капельной жидкости и механических примесей газ смешивается с азотно-воздушной смесью с содержанием азота 90-99 об.% для увеличения метанового индекса и снижения теплотворной способности и подается на газопоршневую электростанцию.

Зависимости изменения метанового индекса и теплотворной способности топливного газа от количества и качества (содержания азота в смеси) подаваемой азотно-воздушной смеси (получаемой из воздуха) на примере попутного газа 1 ступени сепарации нефти Восточно-Перевального месторождения, приведены в таблице. Графические зависимости метанового индекса и теплотворной способности от количества подаваемой азотно-воздушной смеси приведены на фиг.2, 3.

Расчеты метанового индекса выполнялись в ПО AVL Methane version 3.10а (производства AVL List GmbH), расчеты теплотворной способности в ПО Hysys 2006 (производства Aspentech).

Данные графики наглядно демонстрируют осуществление способа промысловой подготовки топливного газа в области значений метанового индекса и теплотворной способности смешением с азотно-воздушной смесью. Количество подаваемой азотно-воздушной смеси для подготовки топливного газа до требований спецификаций определяется в каждом конкретном случае в зависимости от состава и физико-химических свойств газа.

Реализация предлагаемого способа промысловой подготовки позволит с наименьшими капитальными и эксплуатационными затратами повысить метановый индекс и снизить теплотворную способность топливного газа.

Формула изобретения

Способ промысловой подготовки топливного газа, включающий сепарацию и фильтрацию от капельной жидкости и механических примесей, отличающийся тем, что в топливный газ подают азотно-воздушную смесь с содержанием азота 90÷99%, подготовленный топливный газ подают на газопоршневые электростанции.

РИСУНКИ

Categories: BD_2376000-2376999