Патент на изобретение №2376203

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2376203 (13) C2
(51) МПК

B64C29/02 (2006.01)
G05D1/12 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006133215/11, 07.09.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.09.2006

(43) Дата публикации заявки: 27.03.2008

(46) Опубликовано: 20.12.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2200900 С2, 20.03.2003. RU 2232104 C1, 10.07.2004 C1. RU 2207613 C1, 27.06.2003. RU 2248307 C1, 20.03.2005. RU 2002114606 A, 27.05.2004.

Адрес для переписки:

197136, Санкт-Петербург, а/я 55, пат.пов. Ю.В.Рыбакову

(72) Автор(ы):

Андреев Владимир Леонидович (RU),
Иванов Роман Вячеславович (RU),
Козлов Евгений Борисович (RU),
Фалеев Сергей Павлович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Андреев Владимир Леонидович (RU),
Иванов Роман Вячеславович (RU),
Козлов Евгений Борисович (RU),
Фалеев Сергей Павлович (RU)

(54) КОМПЛЕКС ВЗЛЕТА, ПИЛОТИРОВАНИЯ И ПОСАДКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

(57) Реферат:

Изобретение относится к авиационным комплексам с беспилотными, дистанционно пилотируемыми автоматизированными воздушными судами (АВС) и предназначено для полуавтоматического и автоматического взлета, пилотирования и посадки АВС, несущих полезную нагрузку различного назначения. В состав комплекса, помимо АВС, входят один или несколько пультов дистанционного управления командира, один или несколько аэродромов и один или несколько пультов дистанционного управления полезной нагрузкой, причем все они объединяются единым информационным полем. Может присутствовать авиадиспетчерская служба с системой связи, включающей аппаратуру управления воздушным движением. В качестве полезной нагрузки могут применяться фото- и видеокамеры, контейнеры с лекарствами, почтовые отправления, доставляемые адресату; средства организации мобильных сетей связи с удаленным объектом; датчики засоренности или задымленности атмосферы и др. Предложенный комплекс характеризуется расширенными функциональными возможностями и позволяет, в частности, использовать традиционные АВС во всех зонах, аэродромах и аэропортах оборудованных средствами управления воздушным движением, ретранслировать служебную информацию не только командиру АВС, но и на борт других судов и авиадиспетчерам, передавать изображение подстилающей поверхности зоны полета и другие данные с бортовой полезной нагрузки на пульты дистанционного управления полезной нагрузкой, обнаруживать конфликтующие воздушные суда и в автоматическом и полуавтоматическом режимах выходить в упреждающую точку выхода из конфликта, совершать предполетную подготовку АВС на своих аэродромах к полетам в необходимых районах. 7 ил.

Решение относится к авиационным комплексам с беспилотными, дистанционно пилотируемыми автоматизированными воздушными судами (ABC) и предназначено для осуществления полетов ABC в соответствии с Воздушным кодексом над территорией с обычным воздушным движением или без него. Решение предназначено для полуавтоматического и автоматического взлета, пилотирования и посадки ABC, несущих полезную нагрузку (ПН) различного назначения. ПН ABC может осуществлять решение прикладных задач для заинтересованных лиц, например фото- и видео мониторинг земной поверхности в видимом, инфракрасном свете или радиосредствами для охраны атомных станций, аэродромов, складов, магистралей, продуктопроводов и решения других задач в режиме реального времени. В качестве ПН могут применяться фото- и видеокамеры, контейнеры с лекарствами, почтовые отправления, доставляемые адресату; средства организации мобильных сетей связи с удаленным объектом; датчики засоренности или задымленности атмосферы и др.

Известен портативный комплекс авианаблюдений и автономнопилотируемый летательный микроаппарат для него, который содержит дистанционно пилотируемый летательный микроаппарат с автономной бортовой системой обеспечения полета летательного аппарата, бортовой приемопередающей аппаратурой и видеокамерой с передатчиком изображений, а также мобильный комплекс управления и обработки информации с наземной приемопередающей аппаратурой, приемником видеоизображений и радионавигационной системой управления летательным аппаратом [1].

Однако он обладает узкими функциональными возможностями, недостаточной безопасностью и не позволяет проводить полеты над территорией с обычным воздушным движением в соответствии с Воздушным кодексом.

Наиболее близким решением по функциональному назначению и технической сущности относительно заявляемого решения является автоматический беспилотный диагностический комплекс, содержащий дистанционно пилотируемый летательный аппарат, включающий планер, силовую установку с поршневым двигателем, систему автоматического управления с блоком управления бортовыми системами, приемную аппаратуру спутниковой навигационной системы, систему воздушно-скоростных сигналов и радиовысотомер малых высот, систему автоматического дистанционного управления полетом летательного аппарата и работой его систем, включающую систему командного радиоуправления, обзорную телевизионную систему, радиоретрансляционную систему, систему обеспечения посадки с устройством торможения основных колес шасси, а также мобильный наземный пункт управления с устройствами связи и контроля,

отличающийся тем, что в его состав введены система диагностики состояния магистральных трубопроводов и блок управления системой диагностики, размещенные в фюзеляже летательного аппарата, а также введен подключенный к инерциальной навигационной системе и приемной аппаратуре спутниковой навигационной системы вычислитель действительных координат, причем вычислитель действительных координат и первый вход-выход блока управления системой диагностики подключены к блоку управления бортовыми системами, второй вход-выход блока управления системой диагностики подключен к системе диагностики состояния газопровода, а третий вход-выход связан с системой командного радиоуправления.

Однако он также обладает узкими функциональными возможностями, недостаточной безопасностью, не позволяет проводить полеты над территорией с обычным воздушным движением в соответствии с Воздушным кодексом. Его нельзя применять во всех зонах, аэродромах и аэропортах из-за отсутствия в нем средств управления воздушным движением (УВД), речевой связи с командирами конфликтующих воздушных судов и авиадиспетчерами, а также опознавания «свой-чужой»; комплекс «привязан» к месту базирования мобильного наземного пульта управления и, следовательно, имеет ограниченные возможности по снабжению разнообразных потребителей результатами деятельности бортовой полезной нагрузки; комплекс не может обслуживать большую территорию, поскольку не имеет гибких, интеллектуальных средств передачи полезной информации, навигационной информации, пилотажной информации и эксплуатационной информации; зона полетов привязана к месту базирования мобильного наземного пульта управления, а также и к месту взлета-посадки, поскольку комплекс не имеет необходимого количества аэродромов базирования; комплекс имеет недостаточную гибкость применения, поскольку не имеет средств предполетного ввода полетных заданий, навигационных данных и наборов стандартных пилотажных маневров; комплекс имеет недостаточную безопасность, поскольку не имеет средств пеленгования конфликтующих воздушных судов без систем связи и не защищен, таким образом, от столкновений в воздухе.

Задачей изобретения является создание такого комплекса взлета пилотирования и посадки автоматизированных воздушных судов, который позволяет использовать традиционные по своей сути дистанционно пилотируемого летательного аппарата [ДПЛА (ABC)] во всех зонах, аэродромах и аэропортах оборудованных средствами УВД, ретранслировать служебную информацию не только командиру ABC, но и на борт других судов и авиадиспетчерам в едином информационном поле, передавать изображение подстилающей поверхности зоны полета и другие данные с ботовой полезной нагрузки на пульты дистанционного управления полезной нагрузкой (ПДУ-ПН), которые могут находиться в расположении экологов, рыбаков, пожарных, топографов и т.д., обнаруживать конфликтующие воздушные суда и в автоматическом и полуавтоматическом режимах выходить в упреждающую точку выхода из конфликта, используя средства опознавания “свой-чужой», определять принадлежность других воздушных судов, совершать предполетную подготовку ABC на своих аэродромах к полетам в необходимых районах. При этом в среде данного комплекса могут летать ABC любого аэродинамического типа, имеющие силовые установки любого типа: автоматизированные самолеты, автоматизированные вертолеты, автоматизированные автожиры, автоматизированные дирижабли и т.д.

Таким образом, конкретно задачей изобретения является следующее.

1. Повышение безопасности и выполнение полетов над территорией с обычным воздушным движением в соответствии с Воздушным кодексом.

2. Расширение функциональных возможностей.

3. Обслуживание большей территории полетов автоматизированных воздушных судов.

4. Расширение возможностей по снабжению разнообразных потребителей результатами деятельности бортовой полезной нагрузки.

5. Повышение мобильности комплекса и гибкости его применения.

Техническим результатом является создание более безопасного комплекса бортовых и наземных средств управления ABC, вписывающихся во все зоны, аэропорты и аэродромы, оборудованные средствами УВД, обладающего широкими возможностями адаптации к условиям полета, особенностям зон полетов и складывающейся конфликтной обстановки для эксплуатации ABC на большей территории полетов в полном соответствии с требованиями Воздушного кодекса и международных стандартов для воздушных судов, расширение возможностей по снабжению разнообразных потребителей результатами деятельности бортовой полезной нагрузки, повышение мобильности комплекса и гибкости его применения.

Предложен комплекс взлета, пилотирования и посадки автоматизированных воздушных судов, включающий один или несколько пультов дистанционного управления командира, один или несколько аэродромов и один или несколько пультов дистанционного управления полезной нагрузкой, причем все они объединяются единым информационным полем, в котором также могут появляться конфликтующие воздушные суда без системы связи и конфликтующие воздушные суда, оснащенные системами связи, а также может присутствовать авиадиспетчерская служба с системой связи авиадиспетчерской службы, бортовое радиоэлектронное оборудование, сенсоры (магнитный компас, система воздушных сигналов, датчики угловых скоростей, датчики вертикали, координатные акселерометры, датчики температуры двигателя, измерители параметров бортовой сети и другие датчики), навигационный вычислитель с режимами УВД, навигация, посадка, самоконтроль, полезную нагрузку, высотомер малых высот, приемник спутниковой навигационной системы (GPS-приемник), накопитель информации,

характеризующийся тем, что в него введено по меньшей мере одно дистанционно-пилотируемое автоматизированное воздушное судно.

Комплекс характеризуется тем, что в автоматизированное воздушное судно введены:

автопилот,

следящие приводы (сервоприводы),

радиовысотомер, доплеровский измеритель скорости и угла сноса корелляционно экстремальные координаторы, глиссадные приборы,

система предупреждения столкновения и опознавания “Свой-чужой”,

бортовой информационный шлюз,

накопитель информации,

система связи бортовая, включающая

аппаратуру управления воздушным движением (бортовая часть),

интеллектуальную линию связи,

систему связи голосовую (бортовая часть),

поисково-спасательную систему (бортовая часть) и

систему пеленгации (бортовая часть).

Комплекс характеризуется тем, что в пульт дистанционного управления командира автоматизированного воздушного судна введены:

система связи командира, содержащая

аппаратуру управления воздушным движением,

интеллектуальную линию связи,

систему связи голосовую,

поисково-спасательную систему (командирская часть) и

систему пеленгации, а также

информационный шлюз,

накопитель информации и

автоматизированное рабочее место командира автоматизированного воздушного судна, содержащее

компьютер,

блок автоматизации взлета, полета и посадки автоматизированного воздушного судна,

авторизатор,

интерфейс машина-человек,

органы управления и

индикатор.

Комплекс характеризуется тем, что в пульт дистанционного управления полезной нагрузкой введены:

система связи с бортовой полезной нагрузкой, содержащая

интеллектуальную линию связи, а также

информационный шлюз,

накопитель информации и

автоматизированное рабочее место оператора полезной нагрузки, содержащее

компьютер,

блок управления полезной нагрузкой,

авторизатор,

интерфейс машина-человек,

органы управления и

индикатор.

Комплекс характеризуется тем, что в аэродром введены:

система связи взлетно-посадочной территории, включающая

аппаратуру управления воздушным движением (наземная часть),

интеллектуальную линию связи,

систему связи голосовую (наземная часть),

поисково-спасательную систему (наземная часть) и

систему пеленгации (наземная часть), а также

информационный шлюз,

накопитель информации и

оборудование аэродрома, включающее

аппаратуру подготовки к старту автоматизированного воздушного судна,

сервер с базой данных о зонах выполнения полетных заданий и знаний о типовых маневрах ABC около заданных поворотных пунктов маршрута и

взлетно-посадочное оборудование (для руления и глиссады).

Изобретение иллюстрируется фиг.1-7, где изображены:

на фиг.1 – комплекс взлета, пилотирования и посадки автоматизированных воздушных судов;

на фиг.2 – автоматизированное воздушное судно (ABC) 1;

на фиг.3 – пульт дистанционного управления командира ABC (ПДУ-К) 19;

на фиг.4 – пульт дистанционного управления полезной нагрузкой (ПДУ-ПН) 29;

на фиг.5 – конфликтующее воздушное судно 33, оснащенное системой связи конфликтующего воздушного судна 34;

на фиг.6 – аэродром и

на фиг.7 – авиадиспетчерская служба,

и где обозначено:

1 – автоматизированное воздушное судно (ABC);

2 – бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО);

3 – сенсоры (магнитный компас, система воздушных сигналов, датчики угловых скоростей, датчики вертикали, координатные акселерометры, датчики температуры двигателя, измерители параметров бортовой сети и другие датчики);

4 – автопилот;

5 – следящие приводы (сервоприводы);

6 – накопитель информации;

7 – навигационный вычислитель с режимами УВД, навигация, посадка, самоконтроль;

8 – радиовысотомер, доплеровский измеритель скорости и угла сноса корреляционно экстремальные (ДИСС, КЭ) координаторы, глиссадные приборы;

9 – система предупреждения столкновения и опознавания “Свой-чужой”;

10 – бортовой информационный шлюз;

11 – система связи бортовая;

12 – аппаратура УВД (бортовая и наземные части);

13 – интеллектуальная линия связи;

14 – система связи голосовая (бортовая и наземные части);

15 – поисково-спасательная система (бортовая, наземная и командирская части);

16 – система пеленгации (бортовая и наземные части);

17 – полезная нагрузка;

18 – высотомер малых высот;

19 – пульт дистанционного управления командира ABC (ПДУ-К);

20 – система связи командира ABC;

21 – информационный шлюз;

22 – автоматизированное рабочее место командира ABC (APM-K);

23 – компьютер;

24 – блок автоматизации взлета, полета и посадки ABC;

25 – авторизатор;

26 – интерфейс машина-человек;

27 – органы управления;

28 – индикатор;

29 – пульт дистанционного управления полезной нагрузкой (ПДУ-ПН);

30 – система связи с бортовой полезной нагрузкой;

31 – автоматизированное рабочее место оператора полезной нагрузки (АРМ-ПН);

32 – блок управления полезной нагрузкой;

33 – конфликтующее воздушное судно, оснащенное системой 34;

34 – система связи конфликтующего воздушного судна;

35 – аэродром;

36 – система связи взлетно-посадочной территории;

37 – оборудование аэродрома;

38 – аппаратура подготовки к старту ABC;

39 – сервер с базой данных о зонах выполнения полетных заданий и знаний о типовых маневрах ABC около заданных поворотных пунктов маршрута (ППМ);

40 – взлетно-посадочное оборудование (для руления и глиссады);

41 – единое информационное поле;

42 – конфликтующее воздушное судно без системы связи;

43 – авиадиспетчерская служба;

44 – система связи авиадиспетчерской службы;

45 – приемник спутниковой навигационной системы (GPS-приемник).

Предложен (фиг.1) комплекс взлета, пилотирования и посадки автоматизированных воздушных судов (КВПП ABC), включающий по меньшей мере одно дистанционно-пилотируемое автоматизированное воздушное судно (ABC) 1, один или несколько пультов дистанционного управления командира ABC (ПДУ-К) 19, один или несколько аэродромов 35 и один или несколько пультов дистанционного управления полезной нагрузкой (ПДУ-ПН) 29, причем все они объединяются единым информационным полем 41, в котором также могут появляться конфликтующие воздушные суда без системы связи 42 и конфликтующие воздушные суда 33, оснащенные системами связи 34, а также может присутствовать авиадиспетчерская служба 43 с системой связи авиадиспетчерской службы 44.

Взаимодействие составляющих комплекса представлено на фиг.1, где все участники (1, 33, 19, 29,35 и 43) общаются друг с другом посредством систем связи (11, 34, 20, 30, 36 и 44), размещенных в едином информационном поле 41. Причем 19 и 35 могут располагаться как на одной территории, так и в разных местах, хотя и не сильно удаленных друг от друга, а 29 расположены в соответствующих зонах по интересам (лесники, пожарные, экологи, рыбаки, и т.д.).

Информационный шлюз (10 – бортовой; 21 – обычный): средство сбора информации с различных источников, временного хранения, преобразования в стандартизованные пакеты информации и передачи через Интеллектуальную сетевую линию связи 13 потребителям, а также на накопитель информации 6.

Интеллектуальная сетевая линия связи 13 (ИСЛС) предназначена для временного хранения и передачи адресатам стандартизованных пакетов информации через коммутируемые и выделенные каналы связи (радиоканалы различных диапазонов, оптические и пр. каналы, Интернет, эзернет, оптоволокно, спутниковые, радиорелейные и специально созданные системой каналы связи). При этом ИСЛС замеряет дееспособность каналов, задержки пакетов сообщений, о повышении надежности передачи сообщений потребителю и сообщает потребителям время получения, время передачи и ожидаемую задержку в выбранном для передачи канале связи.

Системы связи (11, 14, 20, 30, 34, 36) укомплектованы необходимыми компонентами для выполнения обмена информацией по каналам связи.

В состав ABC 1 входят (фиг.2):

– планер с двигателем и топливной системой;

– бортовое радиоэлектронное оборудование 2 (БРЭО);

– бортовой информационный шлюз 10;

– система связи бортовая 11.

В состав БРЭО 2 входят:

– сенсоры 3;

– автопилот 4;

– следящие приводы (сервоприводы) 5;

– накопитель информации 6;

– навигационный вычислитель с режимами УВД навигация, посадка, самоконтроль 7;

– радиовысотомер, ДИСС, КЭ координаторы, глиссадные приборы 8;

– система предупреждения столкновения и опознавания “свой-чужой” 9;

– полезная нагрузка (TV камеры, ИК камеры, газоанализаторы, бортовые радиолокаторы и др.) 17;

– высотомер малых высот 18 и

– приемник спутниковой навигационной системы (GPS-приемник) 45.

В состав системы связи бортовой 11 входят:

– аппаратура УВД (бортовая часть) 12;

– интеллектуальная сетевая линия связи 13;

– система связи голосовая (бортовая часть) 14;

– поисково-спасательная система (бортовая часть) 15;

– система пеленгации (бортовая часть) 16.

В состав ПДУ-К 19 входят (фиг.3):

– система связи командира ABC 20;

– информационный шлюз 21;

– автоматизированное рабочее место командира ABC (APM-K) 22.

В состав системы связи командира ABC 20 входят:

– интеллектуальная сетевая линия связи 13 (наземная часть);

– система связи голосовая 14;

– поисково-спасательная система (командирская часть);

– система пеленгации 16.

В состав APM-K 22 входят:

– накопитель информации 6;

– компьютер 23;

– блок автоматизации взлета, полета и посадки ABC 24;

– авторизатор 25;

– интерфейс машина-человек 26;

– органы управления 27;

– индикатор 28.

В состав ПДУ-ПН 29 входят (фиг.4):

– система связи с ПН 30;

– информационный шлюз 21;

– автоматизированное рабочее место оператора ПН (АРМ-ПН) 31;

Система связи 30 содержит интеллектуальную сетевую линию связи 13.

В состав автоматизированного рабочего места оператора полезной нагрузки (АРМ-ПН) 31 входят:

– накопитель информации 6;

– компьютер 23;

– блок управления ПН 32;

– авторизатор 25;

– интерфейс машина-человек 26;

– органы управления 27;

– индикатор 28.

В состав конфликтующего воздушного судна 33, оснащенного системой связи конфликтующего воздушного судна (фиг.5), входит система связи конфликтующего воздушного судна 34. В состав 34 входят система связи голосовая (бортовая часть) 14, аппаратура УВД 12 и система предупреждения столкновений и опознавания “свой-чужой” 9.

В состав аэродрома 35 входят (фиг.6):

– система связи взлетно-посадочной территории 36;

– информационный шлюз 21;

– оборудование аэродрома 37.

В систему связи взлетно-посадочной территории 36 входят:

– аппаратура УВД 12;

– интеллектуальная линия связи 13;

– система связи голосовая 14;

– поисково-спасательная система 15;

– система пеленгации 16.

В состав оборудования аэродрома 37 входят:

– накопитель информации 6;

– аппаратура подготовки к старту ABC 38;

– сервер с базой данных о зонах выполнения полетных заданий и знаний о типовых маневрах ABC около заданных поворотных пунктов маршрута (ППМ) 39;

– взлетно-посадочное оборудование (для руления и глиссады) 40.

В состав авиадиспетчерской службы 43 входят (фиг.7):

– система связи авиадиспетчерской службы 44.

В состав системы связи авиадиспетчерской службы 44 входят:

– аппаратура УВД 12;

– система связи голосовая 14;

– система пеленгации 16.

Связь между 1, 19, 29 и 35 осуществляется по 13. 14 служит для связи между 19, 1, 35 и 33. 19 совместно с 35 осуществляет подготовку, предполетную проверку и взлет 1. Командир 1 перед взлетом осуществляет ввод программ полета с помощью 24 и может осуществлять перепрограммирование и вмешиваться непосредственно в процесс управления с помощью 27. 6 осуществляет накопление информации на борту 1, на 19 и 29 и на 35. Эта информация используется для анализа полетов, учета действий 1, командира 1, оператора 17 и служб 35. Посредством интеллектуальной сетевой линии связи 13 командир вводит маршрут полета на борт воздушного судна 1, где через информационный шлюз 10 попадает в навигационный вычислитель 7.

На аэродроме 35 работает аппаратура УВД 12 и система пеленгации 16, обеспечивающие командира 1 и БРЭО 2 информацией о взаимном положении 1 и 35.

Сервер с базой данных и знаний 39 по каналам командира 1 при подготовке к полету 1 может вводить в БРЭО 2 полетное задание, а также те изменения в маршрут, которые потребуется внести.

Взлетно-посадочное оборудование 40 обеспечивает автоматическую, автоматизированную или ручную посадку 1.

Авиадиспетчерская служба 43 наблюдает полет ABC 1, выдает командиру ABC эшелон полета, дает указания по управлению воздушным движением и предупреждению столкновений, по взлету и посадке на аэродромах общего пользования.

Решение имеет следующие преимущества.

1. В прототипе и аналогах речь идет о ДПЛА. В рассматриваемом решении применяются автоматизированные воздушные суда полностью соответствующие требованиям Воздушного кодекса и международных стандартов для воздушных судов. При этом командир имеет возможность контролировать все необходимые параметры полета, общаться с авиадиспетчерами и пилотами конфликтующих воздушных судов, аэродромами.

2. ABC 1 оборудовано всеми устройствами управления воздушным движением (УВД) 12; ABC 1 видно в воздушном пространстве всеми существующими аппаратными средствами наблюдения воздушных судов. Указанные свойства позволяют использовать ABC 1 во всех зонах, аэродромах, в обычных аэродромах, на линиях полетов и т.д.

3. ABC 1 имеют на борту системы связи, что позволяет ретранслировать навигационную, пилотажную, эксплуатационную и служебную информацию командиру ABC 1, оператору 17, с борта 1 на борт других воздушных судов, авиадиспетчерам 43 и потребителям в едином информационном поле 41.

4. ПДУ-К 19 и ПДУ-ПН 29 могут находиться экстерриториально относительно зоны полетов ABC 1. ПДУ-ПН 29 может, например, находиться в расположении экологов, рыбаков, топографов, пожарных, подавать им изображение подстилающей поверхности зоны полета ABC 1 на их средства наблюдения 28 данные полезной нагрузки, координаты (долготу и широту) на карте местности и пр.

5. ABC 1 имеет средства наблюдения воздушного пространства, обнаруживает конфликтующие воздушные суда, имеет средства предупреждения столкновений и может в автоматическом и полуавтоматическом режимах выходить в упрежденную точку выхода из конфликта. При этом командир ABC 1 со своего ПДУ-К 19 может голосом по голосовой системе связи 14 общаться с пилотом (если он есть) конфликтующего воздушного судна или авиадиспетчером УВД.

6. ABC 1 имеет средства опознавания “свой-чужой”, что также повышает безопасность применения ABC.

Источники информации

1. RU 2232104 С1, 2004.

2. RU 2200900 С2, 2003.

Формула изобретения

Комплекс взлета, пилотирования и посадки автоматизированных воздушных судов, включающий один или несколько пультов дистанционного управления командира, один или несколько аэродромов и один или несколько пультов дистанционного управления полезной нагрузкой, причем все они объединяются единым информационным полем, в котором также могут появляться конфликтующие воздушные суда без системы связи и конфликтующие воздушные суда, оснащенные системами связи, включающими систему предупреждения столкновения и опознавания «свой-чужой», аппаратуру управления воздушным движением и систему связи голосовую, а также может присутствовать авиадиспетчерская служба с системой связи авиадиспетчерской службы, включающей аппаратуру управления воздушным движением, систему связи голосовую и систему пеленгации, бортовое радиоэлектронное оборудование, сенсоры (магнитный компас, систему воздушных сигналов, датчики угловых скоростей, датчики вертикали, координатные акселерометры, датчики температуры двигателя, измерители параметров бортовой сети и другие датчики), навигационный вычислитель с режимами управления воздушным движением, навигации, посадки, самоконтроля, полезную нагрузку, высотомер малых высот, приемник спутниковой навигационной системы (GPS-приемник), накопитель информации, отличающийся тем, что в него введено по меньшей мере одно дистанционно-пилотируемое автоматизированное воздушное судно, куда введены
автопилот,
следящие приводы (сервоприводы),
радиовысотомер, доплеровский измеритель скорости и угла сноса,
корелляционно-экстремальные координаторы, глиссадные приборы,
система предупреждения столкновения и опознавания “свой-чужой”,
бортовой информационный шлюз,
накопитель информации,
система связи бортовая, включающая
аппаратуру управления воздушным движением (бортовая часть),
интеллектуальную линию связи,
систему связи голосовую (бортовая часть),
поисково-спасательную систему (бортовая часть) и
систему пеленгации (бортовая часть),
в пульт дистанционного управления командира автоматизированного воздушного судна введены
система связи командира, содержащая
аппаратуру управления воздушным движением,
интеллектуальную линию связи,
систему связи голосовую,
поисково-спасательную систему (командирская часть) и
систему пеленгации, а также
информационный шлюз, накопитель информации и
автоматизированное рабочее место командира автоматизированного воздушного судна, содержащее
компьютер,
блок автоматизации взлета, полета и посадки автоматизированного воздушного судна,
авторизатор,
интерфейс,
органы управления и
индикатор,
в пульт дистанционного управления полезной нагрузкой введены
система связи с бортовой полезной нагрузкой, содержащая
интеллектуальную линию связи, а также
информационный шлюз,
накопитель информации и
автоматизированное рабочее место оператора полезной нагрузки, содержащее
компьютер,
блок управления полезной нагрузкой,
авторизатор,
интерфейс,
органы управления и
индикатор,
в автоматизированный аэродром введены
система связи взлетно-посадочной территории, включающая
аппаратуру управления воздушным движением (наземная часть),
интеллектуальную линию связи,
систему связи голосовую (наземная часть),
поисково-спасательную систему (наземная часть) и
систему пеленгации (наземная часть), а также
информационный шлюз,
накопитель информации и
оборудование аэродрома, включающее
аппаратуру подготовки к старту автоматизированного воздушного судна,
сервер с базой данных о зонах выполнения полетных заданий и знаний о типовых маневрах автоматизированного воздушного судна около заданных поворотных пунктов маршрута, и
взлетно-посадочное оборудование (для руления и глиссады), причем
дистанционно пилотируемые автоматизированные воздушные суда осуществляют полеты в соответствии с Воздушным кодексом над территорией с обычным воздушным движением или без него, используют для взлета и посадки аэродромы общего пользования или автоматизированные аэродромы,
пульты дистанционного управления командиров автоматизированных воздушных судов предоставляют всю навигационную, пилотажную и эксплуатационную информацию, необходимую для управления в режимах взлета, пилотирования и посадки автоматизированными воздушными судами,
пульты дистанционного управления полезной нагрузкой, установленной на автоматизированных воздушных судах, выполнены с возможностью обмена полезной информацией.

РИСУНКИ

Categories: BD_2376000-2376999