(21), (22) Заявка: 2008112067/11, 28.03.2008
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
28.03.2008
(46) Опубликовано: 20.12.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2229998 С1, 10.03.2004. FR 2637848 А1, 20.04.1990. SU 1250189 А1, 15.08.1986. GB 2300842 А, 20.11.1996. US 3224407 А, 21.12.1965.
Адрес для переписки:
628402, Тюменская обл., г. Сургут, ул. Мелик-Карамова, 92, а/я 1715, ООО “ЦУПИС”, пат.пов. Г.К.Ешимову
|
(72) Автор(ы):
Перминов Владимир Алексеевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Перминов Владимир Алексеевич (RU)
|
(54) КАТЕР-БОЛОТОХОД
(57) Реферат:
Изобретение относится к транспортным средствам с опорно-ходовыми элементами повышенной проходимости. Катер-болотоход содержит корпус с двигателем, раму, два опорно-ходовых шнековых элемента, гидронасосы, гидромоторы и гидродомкраты. Рама выполнена в виде участков продольной балки, к которым шарнирно спереди и сзади присоединены консольные траверсы, размещенные под углом друг к другу. К свободным концам траверс шарнирно присоединены статоры гидромоторов и опоры подшипников для валов цилиндров. Траверсы соединены между собой гидродомкратами через шарниры. Полости гидродомкратов и рабочие пространства гидромоторов через пульт управления сообщены шлангами высокого давления с гидронасосами. Полости цилиндров герметизированы. Достигается повышение маневренности. 4 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к транспортным средствам с опорно-ходовыми элементами повышенной проходимости.
Известны катера с движителем, выполненным в виде двух симметричных относительно диаметральной плоскости судна частично погруженных шнеков (архимедовых винтов) с непараллельными осями вращения (Заявка на изобретение РФ 96114837/28, МПК В63В 35/00, опубл. 27.10.1998 г.).
Недостатком известных транспортных средств является невозможность их универсального использования, в частности для передвижения по суше.
Известно также транспортное средство, включающее корпус с двигателем и рамой и двумя опорно-ходовыми шнековыми элементами в виде цилиндров с продольноосевыми валами и с жестко прикрепленными перпендикулярно их наружной поверхности спиральными лопастями (Патент РФ 2229998, МПК В62D 57/00, опубл. 10.06.2004 г. – прототип).
Недостатком указанного транспортного средства также является невозможность их универсального использования, в частности для передвижения по воде и по болотистой местности.
В основу настоящего решения положено решение задачи обеспечения возможности передвижения по воде, по суше и по болотистой местности. При этом также решаются задачи повышения маневренности транспортного средства, рекультивации поверхностного слоя грунта и сбора нефтяных и прочих загрязнений с поверхности водоемов.
Указанная задача решается благодаря тому, что катер-болотоход, включающий корпус с двигателем и рамой и двумя опорно-ходовыми шнековыми элементами в виде цилиндров с продольноосевыми валами и с жестко прикрепленными перпендикулярно их наружной поверхности спиральными лопастями, двигатель снабжен гидронасосами и гидромоторами, рама выполнена в виде участков продольной балки с шарнирно соединенными с ней консольными траверсами, свободными концами удерживающими с одной стороны статоры гидромоторов, а с другой – опоры подшипников валов цилиндров, при этом полости цилиндров герметизированы; траверсы попарно соединены между собой гидродомкратами; соединения траверс со статорами гидромоторов, опорами подшипников и гидродомкратами выполнены шарнирными; снабжен емкостью для сбора мусора и нефтяных загрязнений с поверхности водоемов.
Реализация отличительных признаков изобретения обусловливает новый технический результат: при перемещении по пересеченной (болотистой) местности и перекосах цилиндров относительно друг друга в поперечном направлении корпус всегда находится в горизонтальном положении; изменяя с помощью гидродомкратов угол между траверсами, можно регулировать скорость перемещения транспортного средства; наличие емкости для сбора мусора и нефтяных загрязнений позволяет использовать устройство для активной очистки поверхностей водоемов.
Сущность изобретения поясняется схемами: на фиг.1 – общий вид устройства; на фиг.2 – рама с опорно-ходовыми элементами, траверсами и гидродомкратами; на фиг.3 – вид сбоку с емкостью; на фиг.4 – схема с различными углами между траверсами.
Катер-болотоход (фиг.3) включает корпус 1 с двигателем 2 и гидронасосами 3 с рамой 4 и шарнирами 5 на ней спереди и сзади, к которым прикреплены левая и правая траверсы 6, размещаемые под углом друг к другу в виде консолей торсионов, к свободным концам которых шарнирно присоединены статоры гидромоторов 7 и опоры подшипников 8 для валов 9 герметизированных цилиндров 10 с присоединенными к ним спиральными лопастями (шнеками) 11.
Левая и правая траверсы 6, симметрично размещенные спереди и сзади катера, соединены между собой гидродомкратами 12 через шарнирные головки 13. Полости гидродомкратов 12 и рабочие пространства гидромоторов 7 через пульт управления сообщены шлангами высокого давления с гидронасосами 3.
Для сбора мусора и нефтяных загрязнений с поверхности водоемов катер-болотоход снабжен емкостью 14 в виде усеченной пирамиды вершиной назад относительно направления движения катера. Плоскость основания открыта, а плоскость вершины усеченной пирамиды оснащена фильтром 15, снабженным адсорбентом, не пропускающим жировые загрязнения.
Заявляемое устройство работает следующим образом.
При движении по водоемам и болотам цилиндры 10 работают, как поплавки, а шнеки 11 создают горизонтальные усилия для движения катера по их поверхности. При этом регулирование скорости движения, тягового усилия и маневренности осуществляются изменением угла наклона между траверсами 6, вследствие чего меняется угол наклона лопастей шнеков 11 к продольной оси устройства, и частотами вращения валов гидромоторов 7.
При необходимости устройство может быть использовано для рекультивации почвы под посадку растений, а также для очистки поверхностей водоемов от загрязнений. Для этого к устройству цепляют емкость 14 с фильтром 15. Жидкость вместе с мусором поступает в полость емкости 14 и вытекает из нее через фильтр 15, а загрязнение остается в полости емкости 14.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИЛИ ИНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1. Повышение степени вездеходности устройства.
2. Повышение маневренности.
3. Возможность рекультивации твердых грунтов под посадку.
4. Возможность очистки поверхностей водоемов от загрязнений.
Формула изобретения
Катер-болотоход, содержащий корпус с двигателем и раму, два опорно-ходовых шнековых элемента в виде цилиндров с продольно-осевыми валами и с жестко прикрепленными перпендикулярно их наружной поверхности спиральными лопастями, отличающийся тем, что он снабжен гидронасосами, гидромоторами и гидродомкратами, рама выполнена в виде участков продольной балки, к которым шарнирно спереди и сзади присоединены правая и левая консольные траверсы, размещенные под углом друг к другу, к свободным концам которых шарнирно присоединены статоры гидромоторов и опоры подшипников для валов цилиндров, траверсы соединены между собой гидродомкратами через шарниры, а полости гидродомкратов и рабочие пространства гидромоторов через пульт управления сообщены шлангами высокого давления с гидронасосами, при этом полости цилиндров герметизированы.
РИСУНКИ
|