Патент на изобретение №2375957

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2375957 (13) C1
(51) МПК

A61B5/103 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008142804/14, 28.10.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

28.10.2008

(46) Опубликовано: 20.12.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2288631 C1, 10.12.2006. RU 2230493 C2, 20.06.2004. US 2006184022 A1, 17.08.2006. МЕРКУЛОВ М.В. Диагностика и лечение туннельных синдромов верхних конечностей. Автореф. дисс. 2004, с.6-18. SESEK R. et al. Development of a carpal tunnel syndrome screening method using structured interviews and vibrotactile testing. Work. 2008; 30 (4): 403-411.

Адрес для переписки:

620137, г.Екатеринбург, ул. Студенческая, 16, ВНИИМТ, патентный отдел, В.А. Щербининой

(72) Автор(ы):

Удинцева Екатерина Валерьевна (RU),
Перетолчина Татьяна Федоровна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Удинцева Екатерина Валерьевна (RU),
Перетолчина Татьяна Федоровна (RU)

(54) СПОСОБ ПЕРВИЧНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СИНДРОМА КУБИТАЛЬНОГО КАНАЛА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области медицины, а именно к клинической диагностике заболеваний нервной системы. Проводят последовательно тест Тинеля, турникетный тест в течение одной минуты и разгибательный локтевой тест с фиксацией руки в положении разгибания в течение одной минуты. При наростании болевых ощущений дистальнее места компрессии при выполнении теста Тинеля, усилении болей на уровне предплечья и кисти при выполнении турникетного теста и нарастании болевого парестетического синдрома по внутренней поверхности предплечья, кисти и в четвертом и пятом пальцах при выполнении разгибательного локтевого теста диагностируют синдром кубитального канала. Способ расширяет арсенал средств для клинической диагностики синдрома кубитального канала.

Изобретение относится к медицине, в частности к клинической диагностике заболеваний нервной системы и может быть использовано для первичного выявления клинико-неврологических проявлений туннельных синдромов нервных стволов конечностей, а именно компрессионно-ишемической невропатии локтевого нерва в кубитальном канале (синдрома кубитального канала (СКК).

Существует довольно большая группа заболеваний нервных стволов конечностей, не связанных ни с инфекционными, ни с вертеброгенными факторами – компресссионно-ишемические невропатии или туннельные синдромы, патогенез, диагностика, клиническая картина и лечение которых мало изучены, недостаточно освещены в литературе и плохо распознаются. В структуре патологии периферической нервной системы общее количество обращений по поводу туннельных невропатии кисти в 1965-1969 г.г. составило 8,1-20,8% всех профессиональных заболеваний кисти (М.А.Элькина, Профессиональные хирургические болезни рук. «Медицина», Ленинградское отделение, 1971 г. С.232) [1] и 24,3% от общей структуры компрессионно-ишемических невропатии за 2007 г. (Предварительные результаты наблюдения за больными с компрессионно-ишемическими невропатиями локтевого нерва. Демин Ю.В., Скрябин В.В., Суслов С.А., Третьяков Д.А. Уральский медицинский журнал, 1 (29), 2007 г. С.59-66) [2].

При этом туннельные синдромы достаточно часто трактуются как проявления шейного остеохондроза позвоночника (ШОХ). Известный тестовый способ клинической диагностики синдрома кубитального канала (СКК) (Дифференциальная диагностика нервных болезней под ред. Г.А.Акимова и М.М.Одинака А.С., Гиппократ, 2000 г.) [3], характеризуется появлением парестезии и/или болей по внутренней поверхности предплечья, ладони и в IV-V пальцах кисти при сдавливании и/или поколачивании по проекции нерва в желобе между внутренним надмыщелком и локтевым отростком плеча. Однако предлагаемый способ недостаточно информативен для разграничения особенностей клинико-неврологических проявлений синдрома кубитального канала и шейного остеохондроза.

Для первичной клинической дифференциации шейного остеохондроза с туннельными невропатиями предложен способ клинической диагностики периферических туннельных синдромов (RU 2288631, опубл. 2006 г.) [4], включающий последовательное проведение таких общеизвестных диагностических тестов, как дигитальная компрессия, Тинеля, Фалена, «обратный» тест Фалена, Гиллиета-Уилсона и элевационный тест, по результатам которых оценивают болевой синдром по пятибалльной шкале. Если в ходе выполнения этих тестов усиливается интенсивность болевого синдрома до 2-4 баллов и возникают парестезии, то в болевую точку вводят 25-35 мг кеналога 40 и при снижении болевого синдрома до 0-1 баллов диагностируют периферический туннельный синдром. Таким образом, известный способ диагностики туннельного синдрома включает совместное использование общеизвестных клинических тестов, а также медикаментозного в виде блокады болевых точек кеналогом 40 с последующей оценкой результатов введения этого препарата.

Однако при несомненной эффективности блокад кеналога 40 в область болевых точек нельзя с большой степенью вероятности утверждать, что болевой синдром обусловлен именно туннельной невропатией. Так, цервикомембральные синдромы (плече-лопаточный периартроз или синдром «плечо – кисть») являются клиническими проявлениями остеохондроза шейного отдела позвоночника. Основным клиническим симптомом данных синдромов, так же как при туннельной невропатии, является боль в области суставов, а именно в местах прикреплений сухожилий мышц, находящихся в состоянии мышечно-тонического напряжения и формирующих источник рефлекторной болевой импульсации.

Поэтому введение кеналога, обладающего противоотечным и анальгезирующим эффектом, является также обоснованным и при шейном остеохондрозе с клиническими проявлениями болевого цервикомембрального синдрома.

Заявленный способ включает последовательное проведение таких диагностических тестов, как Тинеля, турникетный тест, а также вновь предложенный разгибательный локтевой тест, заключающийся в нарастании болевого парестетического синдрома по внутренней поверхности предплечья, кисти и в IV-V пальцах, при разгибании в локтевом суставе и фиксации в таком положении в течение одной минуты. При этом, если тест Тинеля, турникетный и разгибательный локтевой тесты выявляют нарастание клинических симптомов, диагностируют синдром кубитального канала.

Эффективность последовательного проведения комплекса общеизвестных и вновь предложенного диагностических тестов с последующей оценкой результатов для постановки первичного диагноза синдрома кубитального канала выявлена в результате клинических исследований и проверена дополнительными методами исследования, такими как рентген локтевых и лучезапястных суставов, рентген шейного отдела позвоночника и электронейромиография. Результаты этой проверки показали высокую степень отграничения клинических проявлений синдрома кубитального канала от клинических проявлений шейного остеохондроза. Таким образом, новый технический результат, достигаемый при использовании заявленного способа, заключается в повышении точности первичной клинической дифференциации шейного остеохондроза с туннельными невропатиями. Способ иллюстрируется клиническими примерами.

Пример 1. Пациентка К., 33 г., бухгалтер. Обратилась с жалобами на боли тупого ноющего характера в области локтевого сустава левой руки, иррадиирующие по внутренней поверхности предплечья, кисти и V пальца, онемение и парестезии мизинца преимущественно в покое или длительном вынужденном статическом положении верхней конечности. При осмотре воспалительных изменений (отек, покраснение, повышение локальной температуры) в области локтевого сустава нет, пальпация шейного отдела позвоночника безболезненна, паравертебральные мышцы не напряжены, болевая гипестезия в области ладонной поверхности V пальца, дефицита силы кисти при сравнении с противоположной рукой нет. При проведении провокационных тестов выявлено:

1) тест Тинеля (перкуссия и пальпация в борозде локтевого нерва) приводил к нарастанию болевых ощущений дистальнее места компрессии на 10 сек;

2) турникетный тест (сдавливание плеча манжеткой тонометра Короткова до исчезновения пульса на лучевой артерии в течение 1 мин) выявил усиление болей на уровне предплечья и кисти на 30 секунде исследования;

3) разгибательный локтевой тест (усиление болевого парестетического синдрома по внутренней поверхности предплечья, кисти и в IV-V пальцах при разгибании в локтевом суставе и фиксации в таком положении в течение 1 мин) выявил нарастание клинических симптомов на 10 секунде.

Дополнительные методы исследования:

1) рентген локтевых и лучевых суставов – без патологии;

2) рентген шейного отдела позвоночника – гипермобильность в С4-5 позвоночно-двигательном сегменте, признаков остеохондроза нет;

3) электронейромиография после клинической части диагностики выявила нарушение проведения импульса по локтевому нерву на уровне локтевого сустава в виде снижения амплитуды М-ответа и скорости нервного импульса, по сравнению с дистальной и проксимальной точками стимуляции, характерными для синдрома кубитального канала.

Назначение препаратов, нормализующих кровоснабжение в области ишемизированного нерва (трентал, никотиновая кислота), улучшающих нервное проведение (прозерин, нейромидин, цианкобаламин), и противоотечной терапии (ультразвук с гидрокортизоном на локтевой сустав) привели к хорошему терапевтическому эффекту к 5-му дню лечения.

Пример 2. Больной Р., 28 лет. Обратился с аналогичными жалобами в правой руке в течение недели после длительной многочасовой работы на компьютере. При осмотре признаков артрита локтевых суставов нет, легкая болезненность и гипертонус мышц при пальпации краниовертебральной области, гипестезия ладонной поверхности мизинца справа. Сила кисти удовлетворительная и симметрична с двух сторон. При проведении провокационных тестов выявлено:

1) тест Тинеля (перкуссия и пальпация в борозде локтевого нерва) сразу же приводил к нарастанию болевых ощущений дистальнее места компрессии;

2) турникетный тест (сдавливание плеча манжеткой тонометра Короткова до исчезновения пульса на лучевой артерии в течение 1 мин) выявил усиление болей на уровне предплечья и кисти на 40 секунде исследования;

3) разгибательный локтевой тест (усиление болевого парестетического синдрома по внутренней поверхности предплечья, кисти и в IV-V пальцах при разгибании в локтевом суставе и фиксации в таком положении в течение 1 мин) выявил нарастание клинических симптомов на 10 секунде.

Дополнительные методы исследования:

1) рентген локтевых и лучевых суставов – без патологии;

2) рентген шейного отдела позвоночника – дугообразный сколиоз с вершиной вправо, признаков остеохондроза нет;

3) электронейромиография после клинической части диагностики выявила нарушение проведения импульса по локтевому нерву на уровне локтевого сустава в виде снижения амплитуды М-ответа и скорости нервного импульса по сравнению с дистальной и проксимальной точкой стимуляции, характерных для синдрома кубитального канала.

Проведение аналогичной консервативной тактики лечения привело к хорошему терапевтическому эффекту к 3-му дню лечения.

Пример 3. Пациентка П., 31 год, парикмахер, обратилась с подобными жалобами в правой руке, беспокоящими в течение 1 недели, на фоне физической нагрузки. При осмотре также не выявлено клинических симптомов поражения локтевых суставов, легкая болезненность при пальпации остистых отростков на уровне С5-6 шейных позвонков, при наклоне вперед и направо – легкий гипертонус краниовертебральных мышц; сила кисти не нарушена, симметрична; гипестезия мизинца и внутренней поверхности кисти. При проведении провокационных тестов выявлено:

1) тест Тинеля (перкуссия и пальпация в борозде локтевого нерва) сразу же приводил к нарастанию болевых ощущений дистальнее места компрессии;

2) турникетный тест (сдавливание плеча манжеткой тонометра Короткова до исчезновения пульса на лучевой артерии в течение 1 мин) выявил усиление болей на уровне предплечья и кисти на 30 секунде исследования;

3) разгибательный локтевой тест (усиление болевого парестетического синдрома по внутренней поверхности предплечья, кисти и в IV-V пальцах при разгибании в локтевом суставе и фиксации в таком положении в течение 1 мин) выявил нарастание клинических симптомов на 5 секунде.

Дополнительные методы исследования:

1) рентген локтевых и лучевых суставов – без патологии;

2) рентген шейного отдела позвоночника – S-образный сколиоз, снижение высоты межпозвонкового диска С4-5;

3) электронейромиография после клинической части диагностики выявила нарушение проведения импульса по локтевому нерву на уровне локтевого сустава в виде снижения амплитуды М-ответа и скорости нервного импульса по сравнению с дистальной и проксимальной точкой стимуляции, характерных для синдрома кубитального канала.

Проведение консервативной тактики лечения, аналогичной примеру 2, привело к хорошему терапевтическому эффекту к 3-му дню лечения.

Формула изобретения

Способ первичной клинической диагностики синдрома кубитального канала, включающий проведение теста Тинеля, отличающийся тем, что дополнительно проводят турникетный тест в течение одной минуты и разгибательный локтевой тест с фиксацией руки в положении разгибания в течение одной минуты и при нарастании болевых ощущений дистальнее места компрессии при выполнении теста Тинеля, усилении болей на уровне предплечья и кисти при выполнении турникетного теста и нарастании болевого парестетического синдрома по внутренней поверхности предплечья, кисти и в четвертом и пятом пальцах при выполнении разгибательного локтевого теста диагностируют синдром кубитального канала.

Categories: BD_2375000-2375999