Патент на изобретение №2165863

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2165863 (13) C1
(51) МПК 7
B61F5/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2000118897/28, 18.07.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

18.07.2000

(43) Дата публикации заявки: 27.04.2001

(45) Опубликовано: 27.04.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2120873 С1, 27.10.1998. RU 2151077 С1, 20.06.2000. RU 95108424/28 А, 10.01.1997. RU 96105121/28, 10.11.1997.

Адрес для переписки:

129626, Москва, ул. 1-я Мытищинская 16, а/я 49, Дергачеву Э.П.

(71) Заявитель(и):

Дергачев Эдуард Петрович

(72) Автор(ы):

Гомзин А.А.

(73) Патентообладатель(и):

Дергачев Эдуард Петрович

(54) СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА


(57) Реферат:

Использование: транспортное машиностроение, железнодорожный транспорт. Сущность изобретения: для соединения элементов транспортного средства используют поводок с измеряемой нелинейно жесткостью и измеряют частоту собственных колебаний системы элементов транспортного средства, в которой поводок выполняет функцию упругой связи в соответствии с выражением P = [a+b[+/2)с+(/2)с]/m]0,5, где m – приведенная к поводку масса элементов центрального подвешивания и кузова вагона; a, b, c – коэффициенты, определяющие характер нелинейности жесткости поводка; – перемещение элемента, связанного с поводком, вдоль транспортного средства; – преднатяг упругодемпфирующего элемента поводка. Изобретение устраняет возможность возникновения явления резонанса. 1 з.п.ф-лы.


Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к железнодорожному транспорту для соединения рамы тележки с надрессорным брусом.

В настоящее время разработаны (см., например, патент РФ N 2120873, В 61 F 5/08 от 27.10.98 г. или патент РФ N 2151077, В 61 F 5/08) поводковые устройства, имеющие нелинейное изменение жесткости в процессе их работы.

Однако в них не рассмотрен вопрос по исключению возможности возникновения резонанса при действии на поводок переменной нагрузки.

Возникновение явления резонанса при совпадении частоты собственных колебаний системы элементов транспортного средства, в которой поводок выполняет функцию упругой связи, с частотой изменения внешних периодических сил сопровождается резким возрастанием амплитуды колебаний, что приводит к снижению долговечности элементов транспортного средства, т.е. к снижению его эксплуатационных характеристик.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение заключается в устранении возможности возникновения явления резонанса.

Указанный результат достигается тем, что в способе повышения эксплуатационных характеристик транспортного средства, заключающемся в том, что для соединения элементов транспортного средства используют поводок с изменяемой нелинейной жесткостью, изменяют частоту собственных колебаний системы элементов транспортного средства, в которой поводок выполняет функцию упругой связи, в соответствии со следующей зависимостью:
P = [a+b[(+/2)с+(/2)с]/m]0,5, (1)
где m – приведенная к поводку масса элементов центрального подвешивания и кузова вагона;
a, b, с – коэффициенты, определяющие характер нелинейности жесткости поводка (вид упругой характеристики поводка).

Указанные коэффициенты в каждом конкретном случае могут иметь свои значения, обусловленные особенностями конструкции самого поводка, формой и материалом используемых в нем упругодемпфирующих элементов.

Определяются коэффициенты по известным методикам для расчета коэффициентов функции, описывающей какую-либо закономерность изменения параметра.

Для конкретного поводка, используемого в железнодорожных тележках, коэффициенты имеют следующие значения:
а = 218;
b = 1,69 10-5;
c = 7,45;
– перемещение элемента (надрессорного бруса), связанного с поводком, вдоль транспортного средства (железнодорожной тележки);
– преднатяг упругодемпфирующего элемента поводка.

Сущность предлагаемого способа повышения эксплуатационных характеристик транспортного средства заключается в следующем.

В технике известно явление резонанса, которое заключается в том, что при совпадении частоты собственных колебаний конструкции с частотой изменения внешних периодических сил происходит резкое возрастание амплитуд колебаний, которое может привести к полному разрушению конструкции.

Для того чтобы исключить возможность возникновения резонанса при действии внешних периодических возмущающих сил, конструкция поводка, выполняющего роль упругой связи в колеблющейся системе, выполнена таким образом, что частота собственных колебаний системы является переменной величиной и определяется из выражения:
P = [C()/m]1/2, (2)
где m – приведенная масса колеблющейся системы;
C( ) – жесткость поводка, нелинейно изменяющаяся под действием приложенной нагрузки и определяемая из выражения:

где – преднатяг упругодемпфирующих элементов поводка;
деформация поводка (упругодемпфирующих элементов поводка) под действием внешней периодической возмущающей силы (перемещение элемента связанного с поводком).

После подстановки выражения (3) в (2) получаем:

Способ предотвращения возникновения резонанса от воздействия внешней периодической возмущающей силы заключается в следующем.

При совпадении в какой-либо момент времени частоты воздействия внешней силы и собственной частоты, амплитуда колебаний системы (в данном случае – деформация поводка () начнет возрастать.

Одновременно с этим, в соответствии с выражением (4), собственная частота колебаний системы увеличится и станет отличаться от частоты воздействия внешней возмущающей силы, тем самым устраняя саму причину возникновения резонанса.

Формула изобретения


1. Способ повышения эксплуатационных характеристик транспортного средства, заключающийся в том, что для соединения элементов транспортного средства используют поводок с изменяемой нелинейно жесткостью, отличающийся тем, что изменяют частоту собственных колебаний системы элементов транспортного средства, в которой поводок выполняет функцию упругой связи в соответствии со следующей зависимостью:
P = [a+b[+/2)с+(/2)с]/m]0,5,
где m – приведенная к поводку масса элементов центрального подвешивания и кузова вагона;
a, b, с – коэффициенты, определяющие характер нелинейности жесткости поводка,
– перемещение элемента, связанного с поводком, вдоль транспортного средства;
– преднатяг упругодемпфирующего элемента поводка.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что а = 218; в = 1,6910-5; с = 7,45.


QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Дергачёв Эдуард Петрович

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Общество с ограниченной ответственностью “Инновационно-внедренческое предприятие – Э.Дергачева”

Договор № РД0048969 зарегистрирован 09.04.2009

Извещение опубликовано: 20.05.2009 БИ: 14/2009

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


Categories: BD_2165000-2165999