Патент на изобретение №2373103

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2373103 (13) C1
(51) МПК

B63B22/08 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008113555/11, 07.04.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.04.2008

(46) Опубликовано: 20.11.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2214340 С2, 20.10.2003. SU 1729905 A1, 30.04.1992. US 2375299 A, 08.05.1945. US 4497632 A, 05.02.1985.

Адрес для переписки:

196135, Санкт-Петербург, ул. Фрунзе, 18, ОАО “СПМБМ “Малахит”

(72) Автор(ы):

Дун Аркадий Григорьевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство обороны Российской Федерации (RU),
Открытое акционерное общество “Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения “Малахит” (RU)

(54) УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ И ОТДЕЛЕНИЯ ВСПЛЫВАЮЩЕГО БУЯ С ТРОС-КАБЕЛЕМ НА ПОДВОДНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ СРЕДСТВЕ

(57) Реферат:

Устройство предназначено для использования на подводных технических средствах для хранения и постановки привязных буев, передающих информацию, в том числе аварийно-спасательных. Буй установлен на подводном техническом средстве в полуоткрытом корпусе, имеющем форму усеченного конуса, обращенного широким основанием кверху. Корпус выполнен с днищем и кольцевым упором в виде клюза, с запорным устройством в виде крышки, закрепленной на буе и с блоком плавучести. Блок плавучести охватывает буй и закреплен между крышкой и днищем, прижатым к крышке, днищу и бую через прокладки. На корпусе установлен механизм крепления-отдачи буя с пиротехническим приводом, подвижным поршнем и штоком с сигнализатором его перемещения и электрическим преобразователем. На корпусе установлен механизм принудительного выталкивания буя с поворотными трубами и рычагами, контактирующими посредством роликов с буем. Трос-кабель одним концом закреплен на буе, пропущен через днище корпуса, уложен в корзину, вмонтирован в отсекатель с пиротехническим приводом и закреплен другим концом на подводном техническом средстве. Корзина снабжена двумя взаимодействующими крышками, выполненными с возможностью поворота и выпуска трос-кабеля, которые снабжены блоками плавучести. Одна из крышек корзины подпружинена и имеет возможность взаимодействия с буем посредством толкателя, пропущенного через днище корпуса и соединенного шарнирно с буем и с крышкой корзины. Техническим результатом является повышение тактических возможностей буя за счет сохранения с ним связи до момента обрубания трос-кабеля, улучшение эксплуатационных характеристик и надежности его закрепления. 7 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области подводного кораблестроения, а именно к устройствам крепления и отделения всплывающего аварийного буя с соединительным трос-кабелем, и предназначено для использования на подводных технических средствах (ПТС) для хранения и постановки привязных буев, например, аварийно-спасательных для подводных лодок.

Известно устройство «Надуваемый сигнальный буй», предназначенное для запуска надуваемого буя с погруженной подводной лодки или другого ПТС (патент Англии 1169273, МПК: В63В 21/52, опубликован 05.11.69 г.). Это устройство содержит выгородку в корпусе с закрывающимся люком, механизм принудительного выталкивания буя, включающий цилиндр с поршнем, который приводится в движение пиротехническим зарядом (ПТЗ), находящимся в цилиндре, механизм сбрасывания крышки люка, устройства сигнализации. Подрыв ПТЗ производится по сигналу, поступающему с поста управления.

Также известно «Устройство для вывода буксируемой антенны из прочного корпуса подводной лодки» (патент США 3245373, НКИ: 114-235, МПК: B63G 8/38, В63В 21/00, заявл. 25.06.1964 г.), обеспечивающее вывод буя за борт.

Это устройство содержит цилиндр, вмонтированный в прочный корпус (ПК) ПТС с наружной и внутренней герметичными крышками, внутри которого размещен буй, при этом во внутренней крышке имеется отверстие с сальником для прохождения гибкого металлического трос-кабеля, связанного с буем, а наружная крышка открывается при помощи гидравлического или механического привода известной конструкции, имеется также устройство принудительного выталкивания буя.

Недостатком этого устройства является низкая эксплуатационная надежность из-за необходимости герметизировать наружную и внутреннюю крышки, вмонтированные в прочный корпус подводной лодки, а также наличие привода для открывания тяжелой наружной крышки. При ненадежной герметизации указанных элементов возможно поступление забортной воды в корпус подводной лодки или заклинивание привода при открывании крышки.

Также известно «Устройство крепления и отделения аварийного буя подводной лодки» по патенту США 3933109, НКИ: 114-16.5, которое содержит корпус (выгородку), открытый сверху и вписанный в верхнюю часть корпуса судна с запорными устройствами, снабженными захватами, и с механизмом крепления-отдачи буя и обрубания кабеля с двумя пиротехническими патронами (пиропатронами). Эта выгородка расположена в надстройке судна, в нижней ее части размещены 2 пиротехнических патрона (пиропатрона), которые управляются вручную или автоматически. При срабатывании пиропатронов буй, обладающий плавучестью, отпускается. Буй снабжен дополнительными элементами плавучести, выполненными в виде баллонов из пористого материала. Запорные устройства удерживают буй при помощи захватов, взаимодействующих с зубьями, установленными на буе. Пиротехнический патрон и кабель связывают буй с пультом субмарины.

В этом устройстве не обеспечен надежный выход всплывающего буя из камеры (выгородки) при воздействии встречного гидродинамического потока, прижимающего буй к стенкам выгородки, а также при значительном аварийном крене или дифференте ПТС, так как буй выходит из выгородки только за счет плавучести. Задержка выхода буя из камеры может привести к его разрушению при провале ПТС предельной глубины погружения.

Это устройство недостаточно надежно и долговечно в эксплуатации ввиду того, что элементы запорного устройства (пружины и др.) находятся в морской воде и подвержены коррозии. Структура пружинных сталей мелкозернистая, что обуславливает их более интенсивную коррозию по сравнению с корпусными сталями.

Это устройство небезопасно в эксплуатации, так как раскрепление буя производится пиропатронами, пороховые газы которых разрезают несущую часть корпуса буя и кабель. В случае несанкционированного срабатывания пиропатронов при обслуживании буя возможны травмы обслуживающего персонала от действия ударной волны пороховых газов.

Также известно «Устройство крепления и отделения всплывающего буя на подводном техническом средстве» по патенту России 2214340, МПК 7: В63В 22/08, которое содержит полуоткрытый корпус, вписанный в верхнюю часть подводного технического средства, механизм принудительного выталкивания буя, запорное устройство, выполненное в виде поворотных щитов, установленных сверху снаружи корпуса и имеющих встроенные блоки плавучести из легковесного прочного заполнителя, механизм крепления-отдачи буя и обрубания соединительного кабеля (отсекатель) с пиротехническим приводом.

Устройство по патенту России 2214340 выбрано в качестве наиболее близкого аналога.

В известном устройстве недостаточна плавучесть буя, так блок плавучести из легковесного прочного заполнителя встроен только в щиты запорного устройства, закрывающие корпус, для их легкого открывания и не обеспечивает металлическому бую необходимую плавучесть при его всплытии из глубины к поверхности моря совместно с вытравливаемым трос-кабелем, кроме того, в известном устройстве трос-кабель, соединяющий буй с ПТС, отсекается одновременно с отдачей буя, что снижает тактические возможности всплывшего на поверхность моря аварийно-спасательного буя из-за исключения постоянной передачи информации с аварийного подводного технического средства через подсоединенный к бую трос-кабель.

В известном устройстве недостаточна надежность крепления буя ввиду того, что он закреплен в нижней части только за опорную втулку, при этом запорные устройства не удерживают плотно буй за боковые поверхности. При таком креплении встречный гидродинамический поток и инерционные силы, возникающие при движении ПТС, воздействуют на буй, раскачивая его относительно нижней опорной втулки и нижнего опорного кольца.

В известном устройстве отсутствует сигнализация об отдаче буя, что снижает эксплуатационные характеристики аварийного устройства.

Задача изобретения заключается в повышении тактических возможностей устройства, а также его эксплуатационных характеристик.

Задача решена тем, что в известном устройстве, содержащем полуоткрытый корпус с днищем с кольцевым упором, запорным устройством и блоком плавучести, механизм крепления-отдачи буя с пиротехническим приводом, подвижным поршнем и штоком, установленный в съемном корпусном блоке на днище полуоткрытого корпуса отсекатель трос-кабеля и механизм принудительного выталкивания буя, согласно изобретению полуоткрытый корпус выполнен в виде усеченного конуса, обращенного широким основанием кверху, запорное устройство выполнено в виде крышки, установленной на буе, блок плавучести закреплен между крышкой и днищем вокруг буя, а трос-кабель пропущен через днище корпуса и уложен в корзину, при этом корзина снабжена двумя взаимодействующими между собой крышками, выполненными с возможностью поворота и выпуска трос-кабеля, которые снабжены блоками плавучести, а одна из крышек подпружинена и выполнена с возможностью взаимодействия с буем посредством толкателя, который пропущен через днище корпуса и шарнирно соединен с одной стороны с буем, а с другой – с крышкой корзины.

Кроме того, на крышке, на днище и на конусной поверхности корпуса выполнены соответствующие упругие прокладки, к которым прижат блок плавучести, выполненный из легковесного прочного заполнителя, удельная плотность которого меньше, чем удельная плотность воды.

Кроме того, механизм крепления-отдачи буя снабжен сигнализатором перемещения штока, закрепленным на подвижном поршне с возможностью взаимодействия с электрическим преобразователем перемещений, закрепленным в съемном корпусном блоке с возможностью регулировки его положения.

Кроме того, кольцевой упор, установленный на днище корпуса, выполнен в виде клюза с возможностью пропускания через него трос-кабеля.

Кроме того, на днище корпуса выполнено отверстие для прохождения толкателя, а на буе закреплен упор с шаровой опорной поверхностью для шарнирного соединения с толкателем.

Кроме того, толкатель выполнен с возможностью регулирования его установочной длины.

Кроме того, крышка корзины подпружинена посредством рычажного механизма, закрепленного на корзине.

Кроме того, отсекатель и корзина установлены возле места крепления трос-кабеля на подводном техническом средстве.

Встраивание в устройство блока плавучести, охватывающего буй, закрепленного между крышкой и днищем буя, выполненного из легковесного прочного заполнителя с боковой конусной поверхностью, плотно упирающейся в боковую расширяющуюся кверху конусную поверхность корпуса устройства отдачи, позволяет повысить плавучесть буя, что обеспечивает возможность его всплытия к поверхности моря совместно с вытравливаемым трос-кабелем с глубоко погруженного аварийного ПТС, а также более надежно зафиксировать буй в корпусе при его хранении за счет исключения возможности раскачивания буя относительно нижней опорной втулки и нижнего кольцевого упора при воздействии встречного гидродинамического потока и боковых инерционных сил, возникающих при движении ПТС.

Введение в устройство корзины для хранения трос-кабеля с поворотными крышками, со встроенными в них блоками плавучести из легковесного прочного заполнителя, одна из которых подпружинена и шарнирно связана через толкатель с регулировочной установочной длиной с упором с шаровой опорной поверхностью, закрепленным на буе, позволяет надежно хранить и при этом закрепить от вытравливания трос-кабель на ПТС, обеспечить надежное открывание крышек корзины, а также дополнительное выталкивающее усилие для выхода буя из корпуса и вытравливание трос-кабеля с глубоко погруженного аварийного ПТС, а выполнение кольцевого упора, расположенного в нижней части корпуса, в виде клюза для прохождения трос-кабеля позволит обеспечить надежное вытравливание трос-кабеля при значительном крене и дифференте аварийного ПТС без дополнительных его перегибов.

Закрепление на подвижном поршне механизма крепления-отдачи буя сигнализатора перемещения штока с электрическим преобразователем, закрепленным с возможностью регулировки его положения винтом в съемном корпусном блоке, позволяет улучшить эксплуатационные характеристики устройства за счет передачи сигнала на ПТС о фактической отдаче аварийного буя.

Установка отсекателя с пиротехническим приводом, обрубающего трос-кабель, за корзиной для хранения трос-кабеля, в районе закрепления конца трос-кабеля на ПТС, также позволяет улучшить эксплуатационные характеристики устройства за счет обеспечения обрубания трос-кабеля при погружении аварийного ПТС за предельную глубину с целью исключения затопления всплывшего с трос-кабелем буя, а до этого момента связь буя с ПТС будет поддерживаться, что улучшает его тактические возможности.

Устройство пояснено чертежами, где:

на фиг.1 представлен продольный разрез по корпусу устройства;

на фиг.2 представлен поперечный разрез по корпусу устройства;

на фиг.3 представлен разрез А-А с фиг.2 – расположение пружинных механизмов принудительного выталкивания буя, а также опорной втулки и упора с шаровой опорной поверхностью на корпусе буя;

на фиг.4 показан разрез Б-Б с фиг.1- механизм крепления – отдачи буя;

на фиг.5 показан разрез В-В с фиг.4 – паз в ступице с опорной втулкой и штоком механизма крепления – отдачи буя;

на фиг.6 показан разрез Г-Г с фиг.4 – поперечный разрез механизма крепления-отдачи буя.

на фиг.7 показан разрез Д-Д с фиг.2 – механизм принудительного выталкивания буя;

на фиг.8 показан разрез Е-Е с фиг.2 – корзина с крышками для хранения трос-кабеля,;

на фиг.9 показан разрез Ж-Ж с фиг.8 – отсекатель трос-кабеля;

Устройство крепления и отделения всплывающего буя 1 с трос-кабелем 2 на ПТС (см. фиг.1) имеет корпус 3, установленный заподлицо с надстройкой 4 в междубортном пространстве ПТС. Корпус 3 имеет форму полого усеченного конуса, обращенного широким основанием кверху. В корпус 3 встроен блок плавучести 5, выполненный из легковесного прочного заполнителя с удельной плотностью меньшей, чем удельная плотность воды, который охватывает буй 1 и закреплен стяжками 6 между крышкой – запором 7, предохраняющей блок плавучести 5 от действия ледовой нагрузки при всплытии ПТС в Северных широтах, и днищем 8 буя 1 через прокладку 9. Блок плавучести 5 упирается в кольцевую упругую прокладку 10, закрепленную на внутренней боковой расширяющейся кверху конусной поверхности корпуса 3. Устройство включает также закрепленный на корпусе 3 механизм 11 принудительного выталкивания буя 1, опорное кольцо 12, жестко закрепленное на буе 1, кольцевой упор 13, который выполнен в виде клюза и закреплен в нижней части корпуса 3, механизм 14 крепления-отдачи буя 1 с сигнализатором срабатывания, установленный в корпусе 3, упор 15 с шаровой опорной поверхностью и опорную втулку 16 с боковым пазом, закрепленными на днище 8 буя 1, толкатель 17 с регулируемой установочной длинной, корзину 18 для укладки и хранения в ней трос-кабеля 2, снабженную поворотными крышками 19 и 20 (см. фиг.1, 2).

Крышка 20 подпружинена рычажным механизмом 21 и взаимодействует с крышкой 19 посредством упора 22 (см. фиг.1, 2, 8). Толкатель 17 шарнирно связан с одной стороны с упором 15 с шаровой опорной поверхностью, а с другой – с крышкой 20 корзины 18. Крышки 19 и 20 закрывают корзину 18, в которой уложен трос-кабель 2, один конец которого закреплен на буе 1, а другой закреплен на ПТС. В крышки 19 и 20 встроен блок плавучести 23 из легковесного прочного заполнителя, обеспечивающий легкость их поворота и открывания в подводном положении ПТС. Рядом с корзиной 18 на ПТС, в районе крепления трос-кабеля 2 установлен механизм обрубания трос-кабеля – отсекатель 24 с пиротехническим приводом 25 (см. фиг..2, 9).

Корпус 3 (см. фиг.1 и фиг.2) предназначен для хранения буя 1. Конусная часть 26 корпуса 3 вверху заканчивается жестко закрепленным опорным фланцем 27, за который производится крепление корпуса 3 заподлицо с надстройкой 4 ПТС. Конусная часть 26 корпуса 3 внизу имеет днище 28 с центральным отверстием. На днище 28 смонтирован кольцевой упор 13, выполненный в виде клюза для прохождения трос-кабеля 2.

На боковых наружных поверхностях корпуса 3 симметрично относительно буя 1 смонтированы рычажные механизмы 11 принудительного выталкивания буя 1, которые имеют поворотные рычаги 29, проходящие через вырезы в корпусе 3 и взаимодействующие через ролики 30 с днищем 8 буя 1. (см. фиг.1, 2, 3).

На днище 28 корпуса 3 жестко закреплена ступица 31 (см. фиг.1, 5), на которой смонтирован механизм 14 крепления-отдачи буя 1 с сигнализатором срабатывания. В днище 28 также выполнено отверстие для прохождения толкателя 17.

Механизм 11 принудительного выталкивания буя 1 (см. фиг.1, 2, 3 и 7) предназначен для выталкивания буя 1 после его отдачи из внутренней полости корпуса 3 устройства. Механизм 11 принудительного выталкивания буя 1 содержит: поворотные трубы 32, которые расположены симметрично относительно буя 1, например, с четырех сторон от него. Каждая поворотная труба 32 имеет по два жестко закрепленных на ней рычага 29, герметично закрыта с двух сторон крышками 33, имеющими уплотнительные кольца 34. Крышки 33 вместе с трубой 32 установлены на неподвижном валике 35 с возможностью поворота относительно последнего (см. фиг.7). Валик 35 расположен внутри трубы и закреплен неподвижно в опорных кронштейнах 36, установленных на корпусе 26. На валик 35 накручена силовая пружина кручения (торсион) 37, один конец которой закреплен на неподвижном валике 35, а другой – на поворотной трубе 32 с рычагами 29, которая поворачивается относительно валика 35 при выталкивании буя 1. Внутренняя герметичная полость трубы 32 заполнена антикоррозионной смазкой для исключения коррозии пружины 37 в случае протечек морской воды во внутреннюю полость трубы 32.

Пружинный рычажный механизм 21 привода открывания крышки 20 корзины 18 по конструкции аналогичен механизму 11 принудительного выталкивания буя 1 и отличается тем, что вместо роликов 30 к концам рычагов, аналогичных рычагам 29, прикреплена крышка 20 (см. фиг.8).

Механизм 14 крепления-отдачи буя 1 с сигнализатором срабатывания (см. фиг.1, 2, 4, 5, 6,) предназначен для закрепления буя 1 в походном положении ПТС, отдачи буя 1 при его выпуске и сигнализации срабатывания привода отдачи буя 1.

Механизм 14 крепления-отдачи буя 1 с сигнализатором срабатывания пиротехнического привода включает закрепленный на днище 28 кольцевой упор 13, выполненный в виде клюза для прохождения трос-кабеля 2 с жестко закрепленной на днище 28 ступицей 31, съемный корпусной блок 38 с направляющими, установленными в пазах ступицы 31, зафиксированный штифтом 39 с пружиной 40 (см. фиг.6). В съемном корпусном блоке 38 установлен поршень 41, ось которого перпендикулярна оси ступицы 31, а в средней части поршня 41 соосно ступице 31 вмонтирован шток 42 с головкой, взаимодействующей с буртиком опорной втулки 16 буя 1, которая размещается в ступице 31, когда буй 1 находится в корпусе 3 устройства. В ступице 31, втулке 16 и съемном корпусном блоке 38 выполнен совмещенный паз, для продольного перемещения в нем штока 42. В съемном корпусном блоке 38 по одну сторону поршня 41 установлен сигнализатор 43 магнитный бесконтактный, взаимодействующий с электрическим преобразователем перемещений 44, закрепленным с возможностью регулировки его положения винтом 45 на корпусном блоке 38 (см. фиг.4).

По другую сторону поршня 41 герметично установлен цилиндр 46 со встроенным пиротехническим зарядом 47 и герметичным кабельным вводом 48. Крепление цилиндра 46 в съемном корпусном блоке 38 выполнено соосно с поршнем 41 с помощью кольцевого паза и закладного сухаря 49, установленного в соответствующий паз, выполненный в съемном корпусном блоке 38. Закладной сухарь 49 жестко зафиксирован болтом 50. Герметизация цилиндра 46 выполнена с помощью резиновых уплотнительных колец 51. Поршень 41 зафиксирован относительно съемного корпусного блока 38 предохранительным штифтом 52.

Отсекатель 24 с пиротехническим приводом 25 (см. фиг.8, 9) обрубания трос-кабеля 2 по конструкции аналогичен механизму 14 крепления-отдачи буя 1 с сигнализатором срабатывания пиротехнического привода и содержит поршень 53, одна сторона которого герметично установлена в цилиндр 54 со встроенным пиротехническим зарядом (пиропатроном) 55 и герметичным кабельным вводом 56, а другая сторона поршня 53 имеет режущую кромку, взаимодействующую с трос-кабелем 2, при срабатывании отсекателя 24. Трос-кабель 2 вмонтирован в паз съемной крышки 57 отсекателя 24 и закреплен на ПТС. Для исключения самопроизвольного перемещения поршень 53 неподвижно закреплен в цилиндре 54 предохранительным штифтом 58.

Работа устройства крепления – отделения всплывающего буя 1 с трос-кабелем 2 на ПТС происходит в двух режимах:

а) крепление буя 1 с трос-кабелем 2 «по-походному» (исходное);

б) в режиме отделения буя 1 с трос-кабелем 2 с ПТС по сигналу на отдачу;

В режиме крепления «по-походному» (исходное состояние) элементы заявляемого устройства находятся в следующем положении.

Буй 1 находится внутри корпуса 3, блок плавучести 5, охватывающий буй 1 и закрепленный между крышкой 7, днищем 8 и боковой конусной частью 26 корпуса 3, расширяющейся кверху, опирается в упругую прокладку 10. Рычаги 29 находятся в нижнем положении и ролики 30 поджаты к днищу 8 буя 1 усилием от действия взведенных силовых пружин 37 кручения рычажного механизма 11 принудительного выталкивания. Опорное кольцо 12 буя 1 прижато к кольцевому упору 13, втулка 16, жестко закрепленная на днище 8 и имеющая боковой паз, вставлена в ступицу 31, головка штока 42 располагается внутри втулки 16 и сцеплена с ее внутренним буртиком, удерживая втулку 16 от подъема вместе с буем 1 (см. фиг.1, 2, 4, 6).

Трос-кабель 2 проходит через кольцевой упор 13 (см. фиг.1, 2), прикреплен одним концом к бую 1, а другой его конец зажат крышками 19 и 20 с блоками плавучести 23, уложен в корзине 18, выпущен из нее, вмонтирован в отсекатель 24, расположенный за корзиной 18, и закреплен на ПТС.

Толкатель 17, выполненный с регулируемой установочной длиной для обеспечения сборки устройства, одним концом через шарнир упирается в упор 15 с шаровой опорной поверхностью, жестко закрепленный на днище 8, а другим концом шарнирно закреплен на крышке 20, подпружиненной рычажным механизмом 21, и удерживает ее от открывания.

В механизме 14 крепления-отдачи буя 1 поршень 41 со штоком 42 и цилиндр 46 закреплены в корпусном блоке 38 с помощью кольцевого паза и закладного сухаря 49, установленного в соответствующий паз, выполненный в съемном корпусном блоке 38. Закладной сухарь 49 жестко зафиксирован болтом 50 (см. фиг.4).

Поршень 41 неподвижно закреплен в корпусе 38 предохранительным штифтом 52, а корпус 38 с направляющими неподвижно зафиксирован в ступице 31 с помощью штифта 39, удерживаемого пружиной 40. Пиротехнический заряд 47 размещен внутри герметичного цилиндра 46 и соединен с электрическим проводом кабельного ввода 48. На торце поршня 41 закреплен сигнализатор 43, например магнитный бесконтактный, взаимодействующий с электрическим преобразователем перемещений 44, закрепленным с возможностью регулировки его положения для настройки магнитного контакта винтом 45 на корпусном блоке 38.

При креплении буя 1 «по-походному» конструкция устройства предусматривает также возможность обслуживания и съема буя 1 из устройства без срабатывания пиротехнического заряда 47. Для этого вручную при нажатии на фиксатор 39 сжимается пружина 40 (см. фиг.6,) и корпусной блок 38 перемещают вдоль направляющих ступицы 31 до выхода головки штока 42 из втулки 16, в результате чего буй 1 возможно выдвинуть из корпуса 26, при этом под действием пружин рычажного механизма 21 открывается крышка 20 и вручную открывается крышка 19 для осмотра трос-кабеля 2. Установка устройства в исходное положение производится в обратном порядке.

В режиме отделения буя 1 с трос-кабелем 2 заявляемое устройство, погруженное в воду, работает следующим образом.

По команде с пульта управления (на чертеже не показано) подают электрический сигнал на пиротехнический заряд 47 механизма 14 крепления-отдачи буя 1 (см. фиг.4), который срабатывает и создает значительное избыточное давление газов в герметичном цилиндре 46, которое воздействует на поршень 41 и перемещает его вместе с закрепленным на нем штоком 42 с головкой, разрушая предохранительный штифт 52, и перемещает сигнализатор 43, который через электрический преобразователь 44 передает сигнал на ПТС об отдаче буя 1. После перемещения штока 42 с головкой до упора в ступицу 31 втулка 16 освобождается и выходит из ступицы 31, при этом плавучий буй 1 начинает всплывать вверх за счет блока плавучести 5, а также от воздействия на него механизма принудительного выталкивания 11 посредством рычагов 29 с роликами 30, прижатыми к днищу 8 буя 1. Рычаги 29 поворачиваются вместе с трубами 32 за счет раскручивания силовых пружин 37 (см. фиг.7). Кроме того, толкатель 17 за счет открывания подпружиненной крышки 20 с блоком плавучести 23 также принудительно выталкивает буй 1. При открывании крышки 20 открывается и крышка 19, также снабженная блоком плавучести 23, что освобождает трос-кабель 2, который вытравливается через опорное кольцо (клюз) 13 из корзины 18 за счет положительной плавучести буя 1, всплывающего к поверхности моря для функционирования.

В случае если аварийное ПТС затапливается на глубину, большую предельной и большую, чем длина трос-кабеля 2, по сигналу датчика забортного давления воды (на чертеже не показан) подается электрический сигнал на пиротехнический заряд 55 (см. фиг.9), который срабатывает и создает значительное избыточное давление газов в герметичном цилиндре 54, которое воздействует на поршень 53 и перемещает его, срезая предохранительный штифт 58 и обрубая острой кромкой поршня 53 трос-кабель 2, в результате чего буй 1 отделяется от ПТС и работает на поверхности моря в автономном режиме, сохраняя последнюю информацию.

Цикл работы заявленного устройства заканчивается.

Предлагаемая конструкция устройства крепления и отделения всплывающего буя с трос-кабелем на ПТС позволяет повысить тактические возможности устройства, повысить надежность закрепления буя и улучшить эксплуатационные характеристики устройства:

за счет крепления к бую между верхней крышкой, предохраняющей блок плавучести от действия ледовой нагрузки при всплытии ПТС в Северных широтах, и днищем охватывающего его блока плавучести из легковесного прочного заполнителя с удельной плотностью меньшей, чем удельная плотность воды повышается плавучесть буя;

за счет выполнения блока плавучести, охватывающего буй, с боковой конусной поверхностью, плотно упирающейся в боковую расширяющуюся в верхней части конусную поверхность корпуса устройства отдачи через упругую прокладку, компенсирующую зазоры и люфты, обеспечивается при хранении более надежное закрепление буя и исключение его раскачивания относительно нижней опорной втулки и нижнего опорного кольца при воздействии встречного гидродинамического потока и боковых инерционных сил, возникающих при движении ПТС;

за счет введения корзины для хранения трос-кабеля с поворотными крышками обеспечивается надежное хранение и закрепление трос-кабеля на ПТС и обеспечивается возможность его вытравливания при всплытии буя к поверхности моря с закрепленным концом трос-кабеля с глубоко погруженного аварийного ПТС совместно с вытравливаемым трос-кабелем, обеспечивая постоянную передачу информации с аварийного подводного технического средства через подсоединенный к бую трос-кабель;

за счет выполнения кольцевого упора, расположенного в нижней части корпуса устройства, в виде клюза для прохождения трос-кабеля, жестко закрепленного к бую, обеспечивается надежное вытравливание трос-кабеля при значительных крене и дифференте аварийного ПТС без дополнительных его перегибов;

за счет выполнения поворотной крышки над корзиной хранения трос-кабеля, подпружиненной рычажным механизмом, а также встраивания в нее блока плавучести из легковесного прочного заполнителя с удельной плотностью меньшей, чем удельная плотность воды, и введение толкателя с регулируемой установочной длиной, шарнирно прикрепленного к поворотной крышке и упирающегося в упор с шаровой опорной поверхностью, закрепленный на буе, через отверстие в днище корпуса устройства обеспечивается дополнительное выталкивающее усилие и обеспечивается более надежный выход буя из корпуса устройства при его отдаче;

за счет монтажа на подвижном поршне механизма крепления-отдачи буя с пиротехническим приводом сигнализатора перемещения штока и электрического преобразователя, закрепленного с возможностью регулировки его положения винтом на корпусе механизма крепления-отдачи буя, обеспечивается передача сигнала на ПТС об отдаче буя и повышаются эксплуатационные характеристики устройства;

за счет установки отсекателя с пиротехническим приводом, обрубающего трос-кабель, за корзиной, возле места крепления трос-кабеля на ПТС обеспечивается обрубание трос-кабеля при затапливании ПТС на глубину, превышающую предельную и большую, чем длина трос-кабеля, при этом исключается затапливание буя и сохраняется его последняя информация.

Формула изобретения

1. Устройство крепления и отделения всплывающего буя с трос-кабелем на подводном техническом средстве, включающее полуоткрытый корпус с днищем и кольцевым упором, запорное устройство и блок плавучести, механизм крепления-отдачи буя с пиротехническим приводом, подвижным поршнем и штоком, установленный в съемном корпусном блоке на днище, отсекатель трос-кабеля с пиротехническим приводом и механизм принудительного выталкивания буя, отличающееся тем, что полуоткрытый корпус выполнен в виде усеченного конуса, обращенного широким основанием кверху, запорное устройство выполнено в виде крышки, установленной на буе, блок плавучести закреплен между крышкой и днищем вокруг буя, а трос-кабель, одним концом закрепленный на буе, пропущен через днище корпуса, уложен в корзину, вмонтирован в отсекатель и закреплен другим концом на подводном техническом средстве, при этом корзина снабжена двумя взаимодействующими крышками, выполненными с возможностью поворота и выпуска трос-кабеля, которые снабжены встроенными блоками плавучести, а одна из крышек подпружинена и выполнена с возможностью взаимодействия с буем посредством толкателя, который пропущен через днище корпуса и шарнирно соединен с одной стороны с буем, а с другой – с крышкой корзины.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на крышке, на днище и на конусной поверхности корпуса выполнены соответствующие упругие прокладки, к которым прижат блок плавучести, выполненный из легковесного прочного заполнителя, удельная плотность которого меньше удельной плотности воды.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что механизм крепления-отдачи буя снабжен сигнализатором перемещения штока, закрепленным на подвижном поршне с возможностью взаимодействия с электрическим преобразователем перемещений, закрепленным в съемном корпусном блоке с возможностью регулировки его положения.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что кольцевой упор, установленный на днище корпуса выполнен в виде клюза с возможностью пропускания через него трос-кабеля.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на днище корпуса выполнено отверстие для прохождения толкателя, а на буе закреплен упор с шаровой опорной поверхностью для шарнирного соединения с толкателем.

6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что толкатель выполнен с возможностью регулирования его установочной длины.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что крышка корзины подпружинена посредством рычажного механизма, закрепленного на корзине.

8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что отсекатель установлен непосредственно за корзиной возле места крепления трос-кабеля на подводном техническом средстве.

РИСУНКИ

Categories: BD_2373000-2373999