|
(21), (22) Заявка: 2008116416/11, 29.04.2008
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
29.04.2008
(46) Опубликовано: 20.11.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1227544 А1, 30.04.1986. ЕР 0326279 А1, 02.08.1989. US 2005173983 А1, 11.08.2005. SU 511243 A1, 25.04.1976. RU 2131370 C1, 10.06.1999. SU 688371 A1, 30.09.1979. SU 1181929 A1, 30.09.1985.
Адрес для переписки:
127410, Москва, ул. Стандартная, 25, кв.52, Е.В. Мохову
|
(72) Автор(ы):
Геращенко Эдуард Аркадьевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Геращенко Эдуард Аркадьевич (RU)
|
(54) ГУСЕНИЦА
(57) Реферат:
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гусеничным движителям транспортных средств. Гусеница содержит отдельные звенья, соединенные между собой и образующие гусеничную цепь (ленту). Гусеничная цепь содержит элемент жесткости и отверстия в звеньях. Элемент жесткости заключен в оболочку из эластичного материала. Внутренний объем отверстий звеньев заполнен материалом малой плотности. Наружная, обращенная к грунту, поверхность звеньев выполнена широкой в центральной части. Наружная поверхность звеньев выполнена суженной на краях так, что образует вертикальные ребра-грунтозацепы по краям. Достигается повышение амортизационных свойств и уменьшение веса, нечувствительность к проколам и повреждениям, а также исключение засоряемости отверстий в звеньях. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Область применения
Гусеница (B62D 55/18, B62D 55/205, B62D 55/253, B62D 55/24) предназначена в основном для использования в легких гусеничных вездеходах, в том числе с последовательным (друг за другом) расположением гусеничного движителя и второй опоры (лыжа, гусеница) и управляемых с созданием бокового наклона поверхности – как при управлении мотоциклом.
Уровень техники
Известна обычная, традиционная гусеница, которая содержит отдельные звенья, соединенные между собой гибко и(или) шарнирно и образующие гусеничную цепь (ленту) – приведена в учебном пособии для ВУЗов «Тракторы и автомобили» А.М.Гуревич, издательство «Колос», М., 1983, на стр.263.
Гусеница имеет плоский (плоскообразный) профиль базовой (основной) поверхности звеньев в поперечном сечении гусеницы с наружной (обращенной к грунту) стороны, на которой выполнены грунтозацепы. Такой поперечный профиль поверхности звеньев с наружной стороны препятствует легкому выполнению значительного бокового наклона при езде на мотовездеходах одноколейной компоновки, также сама гусеница не обладает амортизационными свойствами для большего комфорта.
Недостатком гусеницы является ее большой вес и неэкономное использование материала.
Из уровня техники известен патент RU 2131370 на звенья безшарнирной сегментной гусеницы транспортного средства, которые выполнены с пазами для размещения в нем эластичной замкнутой ленты, на которой они крепятся, и внутренними упорами с размещенными в его центральной зоне упругими прокладками. Гусеница снабжена воздушной подушкой, закрепленной на наружной поверхности звена, и замкнутой воздушной-камерной лентой, представляющей две склеенные между собой по боковым сторонам эластичные ленты с образованием замкнутого воздушного пространства, в котором размещены две спаренные друг с другом осями безшарнирные гусеницы.
Недостатками гусеницы являются ее большой вес и неэкономное использование материала.
Из уровня техники известен патент US 2005173983 на резиновую гусеницу. Резиновая гусеница содержит в элементах жесткости, в продольном направлении гусеницы, у краев отверстия, через которые продеты тросы, огибающие каждый элемент жесткости с двух сторон и соединяющие звенья между собой.
Недостатком гусеницы является ее большой вес и неэкономное использование материала.
Наиболее близким аналогом является патент ЕР 0326279, имеющий такие же соединения тросами, как и в решении по патенту – патент US 2005173983, но при этом каждый элемент гусеницы жестко связан с соседним, а назначение тросов – придание упругости этой связи.
Кроме того, чтобы уменьшить массу модулей гусеницы и стоимость расхода материалов, звенья на гусенице содержат одно или более отверстий произвольного размера.
Недостатком данного решения является то, что гусеница неразборная, а литая. Следовательно, ее невозможно собрать из частей и осуществлять ремонт какого-то отдельного звена. Кроме того, отверстия в звеньях в процессе эксплуатации легко засоряются, и все преимущества снижения массы гусеницы теряются.
Техническим результатом настоящего изобретения являются повышенные амортизационные свойства и уменьшенный вес, нечувствительность к проколам и повреждениям, а также исключение засоряемости отверстий в звеньях.
Краткое описание чертежей
На Фиг.1 показан общий вид участка гусеничной ленты с двумя звеньями. На Фиг.2 – продольный разрез и вид сбоку на участок гусеницы и звенья, где 1 – звено гусеницы, 2 – трос (лента), соединяющий звенья, 3 – элемент жесткости звена гусеницы с плоскообразным основанием, 4 – оболочка из эластичного материала (резина и т.п.), 5 – вставка (сердцевина) из упругого, сравнительно мягкого материала пониженной (малой) плотности, 6 – крепежный элемент, закрепленный на элементе жесткости (гайка-заклепка), 7 – направляющий элемент гребня гусеницы, 8 – болт (винт) для крепления направляющего элемента к элементу жесткости и звену гусеницы.
Раскрытие изобретения
Заявленный технический результат достигается за счет того (см. Фиг.1 и Фиг.2), что гусеница, содержащая отдельные звенья (1), соединенные между собой и образующие гусеничную цепь (ленту), содержащие элемент жесткости (3) в звеньях, отверстия в звеньях, отличающаяся тем, что элемент жесткости (3) заключен в оболочку (4) из эластичного материала, а внутренний объем отверстий звеньев заполнен сравнительно мягким материалом пониженной плотности относительно материала звеньев и (или) их оболочки. Такой материал предпочтительно должен обладать способностью упругой деформации обычно более 10% для восстановления первоначальной формы и объема в процессе эксплуатации. Для реализации этого материал может быть выполнен с возможностью упругой деформации более 10% и восстановления первоначальной формы и объема в процессе эксплуатации.
Другой возможный вариант предусматривает, что звенья содержат внутреннюю полость (объем), заполненную сравнительно мягким материалом пониженной плотности относительно материала звеньев и (или) их оболочки, например, в виде элемента-вставки. Полость изолирована и не имеет внешнего выхода на поверхность звена. Этим она отлична от отверстий и имеет перед ними то преимущество, что изолирована от контакта с внешней средой, что исключает какое-либо воздействие на материал пониженной плотности.
Это обеспечивает гусеницу повышенными амортизационными свойствами и уменьшенным весом, нечувствительность к проколам и повреждениям, а также исключают возможность засорения отверстий в звеньях.
Элемент жесткости (3) может быть выполнен с плоскообразным основанием, расположенным вблизи внутренней поверхности гусеницы. Это позволяет снизить сопротивления качения катков по внутренней поверхности звеньев (1).
В элементе жесткости (3), в продольном направлении гусеницы, у краев могут быть выполнены отверстия, через каждое из которых продет трос (2) и/или канат, и/или лента, огибающие элемент жесткости (3) с двух сторон и соединяющие звенья (1) между собой. Это позволяет обеспечить надежное соединение тросов (2) (лент) со звеньями (1) за счет силы трений, возникающих при пропускании троса через отверстия и его изгибе.
Наружная, обращенная к грунту поверхность звеньев (1) может быть выполнена широкой в центральной части и выполнена суженной на краях так, что образует вертикальные ребра-грунтозацепы по краям. Это позволяет увеличить тяговую силу за счет боковых вертикальных грунтозацепов, обладающих бóльшей жесткостью. Также наружный профиль внешней поверхности звеньев в поперечном сечении гусеницы может быть выполнен выпуклым для облегчения выполнения бокового наклона при езде.
На элементах жесткости могут быть закреплены отдельные несъемные крепежные элементы (6), выполненные с возможностью закрепления к ним направляющих элементов (7) гребня гусеницы и/или упорных элементов для взаимодействия и зацепления с ведущим колесом гусеничного движителя. Это обеспечивает более прочное соединение элементов гусеницы (направляющие гребни и т.п.) со звеньями. Для более прочного крепления направляющего элемента (7) к элементу жесткости и звену гусеницы может использоваться болт (8) (винт).
Отдельные крепежные элементы (6) могут быть выполнены в виде гайки-заклепки, установленной на плоскообразном основании элемента жесткости, а ее пустотелое основание выступает над поверхностью звеньев так, что является дополнительной опорой и направляющей для крепления элементов гусеницы.
Формула изобретения
1. Гусеница, содержащая отдельные звенья, соединенные между собой и образующие гусеничную цепь (ленту), содержащие элемент жесткости в звеньях и отверстия в звеньях, отличающаяся тем, что элемент жесткости заключен в оболочку из эластичного материала, а внутренний объем отверстий звеньев заполнен материалом малой плотности.
2. Гусеница, содержащая отдельные звенья, соединенные между собой и образующие гусеничную цепь (ленту), содержащие элемент жесткости в звеньях, отличающаяся тем, что элемент жесткости заключен в оболочку из эластичного материала, звенья содержат внутреннюю полость, заполненную материалом малой плотности, а наружная, обращенная к грунту, поверхность звеньев выполнена широкой в центральной части и выполнена суженной на краях так, что образует вертикальные ребра-грунтозацепы по краям.
3. Гусеница по п.2, отличающаяся тем, что элемент жесткости выполнен с плоскообразным основанием, расположенным вблизи внутренней поверхности гусеницы.
4. Гусеница по п.2, отличающаяся тем, что в элементе жесткости в продольном направлении гусеницы у краев выполнены отверстия, через каждое из которых продет трос, и/или канат, и/или лента, огибающие элемент жесткости с двух сторон и соединяющие звенья между собой.
5. Гусеница по п.2, отличающаяся тем, что на элементах жесткости закреплены отдельные несъемные крепежные элементы, выполненные с возможностью закрепления к ним направляющих элементов гребня гусеницы и/или упорных элементов для взаимодействия и зацепления с ведущим колесом гусеничного движителя.
6. Гусеница по п.2, отличающаяся тем, что отдельные крепежные элементы выполнены в виде гайки-заклепки, установленной на плоскообразным основании элемента жесткости, а ее пустотелое основание выступает над поверхностью звеньев так, что является дополнительной опорой и направляющей для крепления элементов гусеницы.
РИСУНКИ
|
|