Патент на изобретение №2165555

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2165555 (13) C1
(51) МПК 7
F16K5/06, F16K31/54
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 99115834/06, 19.07.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

19.07.1999

(43) Дата публикации заявки: 20.04.2001

(45) Опубликовано: 20.04.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
БОРЩЕНКО Л.И. Слесарь по ремонту запорных кранов на магистральных газопроводах и газовых промыслах. – М.: Недра, 1983, с.160. Паспорт Па 2954041 ПС “Устройство, дистанционно управляемое, запорное. Краснодарское НПО “Промавтоматика”, 1988. SU 1180628 A, 23.09.1985. SU 1789813 A, 23.01.1993. GB 1188560 A, 22.01.1970. GB 1184655 A, 18.05.1970. US 3729170 A, 24.04.1973. FR 1580524 A, 05.09.1969. FR 2417701 A, 14.09.1979. DE 2833924 A1, 21.02.1980. DE 4134046 A1, 22.04.1993. EP 0156574 A2, 02.10.1985. WO 92/10699 A1, 25.06.1992.

Адрес для переписки:

117917, ГСП-1, Москва, Ленинский пр-т, д.65, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, пат. отдел, Назаретовой А.А.

(71) Заявитель(и):

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина

(72) Автор(ы):

Карелин И.Н.,
Апостолов А.А.,
Масленников С.Г.

(73) Патентообладатель(и):

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина

(54) ШАРОВОЙ КРАН (ВАРИАНТЫ)


(57) Реферат:

Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для перекрытия потоков рабочих сред в оборудовании газовой, нефтяной, химической, энергетической и угольной промышленности. Шаровой кран по первому варианту содержит корпус с соосными входным и выходным патрубками, седла с размещенной между ними шаровой поворотной пробкой, сопряженный с шаровой пробкой шпиндель, рукоятку и ограничитель поворота шаровой пробки в виде двух упоров, размещенных в пределах сектора 90°. Ограничитель поворота снабжен двумя дополнительными упорами и закрепленным на рукоятке фиксатором для зацепления с упорами. Дополнительные упоры размещены симметрично по диаметру с двумя основными упорами с обеспечением дискретной фиксации шаровой пробки через 90° в пределах ее полного оборота. Шаровой кран по второму варианту содержит корпус с соосными входным и выходным патрубками, седла с размещенной между ними шаровой поворотной пробкой, сопряженный с шаровой пробкой шпиндель и привод возвратно-вращательного движения шаровой пробки в пределах сектора 90° в виде рейки и установленного на шпинделе приводного зубчатого колеса. Привод возвратно-вращательного движения шаровой пробки снабжен промежуточным зубчатым колесом. Приводное зубчатое колесо установлено с возможностью взаимодействия с рейкой либо непосредственно с ней, либо через промежуточное зубчатое колесо. Изобретение позволяет увеличить число циклов герметичного перекрытия шарового затвора в условиях изнашивания при трении и абразивной эрозии. 2 с.з.п. ф-лы, 2 ил.


Группа изобретений относится к области арматуростроения и может быть использована в газовой, нефтяной, химической, энергетической и угольной промышленности.

Известна конструкция шарового крана с ручным управлением, содержащая корпус с соосными входным и выходным патрубками, седла с размещенной между ними шаровой поворотной пробкой, сопряженный с шаровой пробкой шпиндель, а также рукоятку и ограничитель поворота шаровой пробки в пределах сектора 90o (См.: Краны шаровые с ручным управлением. Рекламный проспект АО “Алексинский завод Тяжпромарматура”).

Недостаток известной конструкции заключается в том, что шаровая пробка крана совершает рабочий ход в пределах одного и того же сектора 90o, что приводит к износу только этой части пробки и сокращению ее долговечности.

Также известен шаровой кран, содержащий корпус с соосными входным и выходным патрубками, седла с размещенной между ними шаровой поворотной пробкой, с обеих сторон снабженной сменными кольцевыми элементами из керамического материала, сопряженный с шаровой пробкой шпиндель, а также рукоятку и ограничитель поворота шаровой пробки в пределах сектора 90o (См.: Патент RU N 2002151, кл. F 16 K 3/02, 1992).

Недостаток известной конструкции заключается в том, что шаровая пробка крана совершает рабочий ход в пределах одного и того же сектора 90o, что приводит к износу только этой части пробки и к сокращению долговечности защитных керамических элементов.

Известна конструкция шарового крана, шаровой кран, содержащий корпус с соосными входным и выходным патрубками, седла с размещенной между ними шаровой поворотной пробкой, сопряженный с шаровой пробкой шпиндель, а также силовой привод возвратно-вращательного движения шаровой пробки в пределах сектора 90o в виде гидравлических плунжеров и рычага с ползунами (Борщенко Л. И. Слесарь по ремонту запорных кранов на магистральных газопроводах и газовых промыслах. М., Недра, 1983, с. 160).

Недостаток известной конструкции заключается в том, что шаровая пробка крана совершает рабочий ход в пределах одного и того же сектора 90o, ограниченный возвратно-вращательным движением привода, что приводит к локальному износу шаровой пробки и сокращению ее долговечности.

Также известен шаровой кран, содержащий корпус с соосными входным и выходным патрубками, седла с размещенной между ними шаровой поворотной пробкой, сопряженный с шаровой пробкой шпиндель, а также привод возвратно-вращательного движения шаровой пробки в пределах сектора 90o в виде рейки и установленного на шпинделе приводного зубчатого колеса (Паспорт Па 2.954.041 ПС. Устройство дистанционно управляемое запорное. Краснодарское НПО “Промавтоматика”).

Недостаток известной конструкции шарового крана состоит в том, что привод возвратно-вращательного движения шаровой пробки ограничивает рабочий ход пробки в пределах одного и того же сектора 90oC, где и наблюдается износ шаровой пробки и нарушение герметичности запорного узла крана.

Задачей изобретений является повышение долговечности шаровой пробки крана за счет обеспечения дискретной фиксации шаровой пробки через 90o в пределах ее полного оборота, т.е. включения в работу всех участков сферической поверхности пробки, которые могут участвовать в герметизации шарового затвора крана.

Поставленная задача достигается тем, что в шаровом кране, содержащем корпус с соосными входным и выходным патрубками, седла с размещенной между ними шаровой поворотной пробкой, сопряженный с шаровой пробкой шпиндель, а также рукоятку и ограничитель поворота шаровой пробки в виде двух упоров, размещенных в пределах сектора 90o, ограничитель поворота снабжен двумя дополнительными упорами, размещенными симметрично по диаметру с двумя основными упорами, с обеспечением дискретной фиксации шаровой пробки через 90o в пределах ее полного оборота, и закрепленным на рукоятке фиксатором для зацепления с упорами.

Согласно второму варианту изобретения поставленная задача достигается тем, что в шаровом кране, содержащем корпус с соосными входным и выходным патрубками, седла с размещенной между ними шаровой поворотной пробкой, сопряженный с шаровой пробкой шпиндель, а также привод возвратно-вращательного движения шаровой пробки в пределах сектора 90o в виде рейки и установленного на шпинделе приводного зубчатого колеса, привод возвратно-вращательного движения шаровой пробки снабжен промежуточным зубчатым колесом, причем приводное зубчатое колесо установлено с возможностью взаимодействия с рейкой либо непосредственно с ней, либо через промежуточное зубчатое колесо.

Заявленная группа изобретений соответствует требованию единства изобретения, поскольку группа однообъектных изобретений образует единый изобретательский замысел, заявка относится к объектам одного вида, одинакового назначения – шаровой кран, с получением одного и того же технического результата – повышения долговечности шарового затвора крана.

Сущность изобретений поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан шаровой кран по первому варианту, на фиг. 2 – шаровой кран по второму варианту.

По первому варианту в корпусе 1 шарового крана (фиг. 1) с соосными входным 2 и выходным 3 патрубками между неподвижными седлами 4 расположен подвижный запирающий элемент в виде шаровой пробки 5. Шаровая пробка 5 через шпиндель 6 сопряжена с рукояткой 7. На корпусе 1 размещены симметрично по диаметру относительно оси патрубков 2, 3 упоры 8, 9 ограничителя поворота шаровой пробки. На рукоятке 7 закреплен фиксатор 10 для зацепления с упорами 8, 9 в пределах полного оборота шаровой пробки 5 через 90o.

По второму варианту в корпусе 1 шарового крана (фиг. 2) с соосными входным 2 и выходным 3 патрубками между неподвижными седлами 4 расположен подвижный запирающий элемент в виде шаровой пробки 5. Шаровая пробка 5 через шпиндель 6 сопряжена с приводом 7 возвратно-вращательного движения шаровой пробки в виде рейки 8, приводного зубчатого колеса 9 и промежуточного зубчатого колеса 10.

Шаровой кран по первому варианту работает следующим образом. В режиме закрытия затвора фиксатор 10 на рукоятке 7 выводится из зацепления с упором 8 ограничителя поворота шаровой пробки, рукояткой 7 через шпиндель 6 совершается поворот шаровой пробки 5 на 90o и фиксатор 10 вводится в зацепление с упором 9 ограничителя поворота шаровой пробки, обеспечивая положение “закрыто” шаровой пробки. В пределах полного оборота шаровой пробки зацепление фиксатора 10 ограничителя поворота с одним из упоров 8 соответствует положению “открыто” шаровой пробки, а с одним из упоров 9 – положению “закрыто”.

По второму варианту шарового крана в режиме закрытия затвора перемещение рейки 8 привода 7 через приводное зубчатое колесо 9 и шпиндель 6 приводит к повороту шаровой пробки 5 на 90o. В конце перемещения рейка 8 выходит из зацепления с приводным зубчатым колесом 9 и входит в зацепление с промежуточным зубчатым колесом 10, которое находится в зацеплении с приводным зубчатым колесом 9. В таком зацеплении обратное перемещение рейки 8 приводит к повороту шаровой пробки 5 на 90o в том же направлении, что и при первоначальном повороте. В конце данного перемещения рейка 8 входит в исходное зацепление с приводным зубчатым колесом 9. После этого цикл повторяется.

Технический результат данных решений состоит в повышении долговечности шаровой пробки, крана за счет обеспечения дискретной фиксации шаровой пробки через 90o в пределах ее полного оборота. Таким образом достигается включение в работу всех участков сферической поверхности пробки, которые могут участвовать в герметизации шарового затвора крана. Это приводит к исключению локального (в пределах одного и того же сектора рабочего поворота шаровой пробки на 90o) износа шаровой пробки и к равномерному распределению износа, включая зону защемления потока, по всей рабочей сферической поверхности шаровой пробки, что и позволяет увеличить число циклов герметичного перекрытия затвора в условиях изнашивания при трении и абразивной эрозии.

Формула изобретения


1. Шаровой кран, содержащий корпус с соосными входным и выходным патрубками, седла с размещенной между ними шаровой поворотной пробкой, сопряженный с шаровой пробкой шпиндель, а также рукоятку и ограничитель поворота шаровой пробки в виде двух упоров, размещенных в пределах сектора 90o, отличающийся тем, что ограничитель поворота снабжен двумя дополнительными упорами, размещенными симметрично по диаметру с двумя основными упорами, с обеспечением дискретной фиксации шаровой пробки через 90o в пределах ее полного оборота и закрепленным на рукоятке фиксатором для зацепления с упорами.

2. Шаровой кран, содержащий корпус с соосными входными и выходными патрубками, седла с размещенной между ними шаровой поворотной пробкой, сопряженный с шаровой пробкой шпиндель, а также привод возвратно-вращательного движения шаровой пробки в пределах сектора 90o в виде рейки и установленного на шпинделе приводного зубчатого колеса, отличающийся тем, что привод возвратно-вращательного движения шаровой пробки снабжен промежуточным зубчатым колесом, причем приводное зубчатое колесо установлено с возможностью взаимодействия с рейкой либо непосредственно с ней, либо через промежуточное зубчатое колесо.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Categories: BD_2165000-2165999