|
(21), (22) Заявка: 2008113083/06, 08.04.2008
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
08.04.2008
(46) Опубликовано: 27.10.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1776348 A, 15.11.1992. SU 1617171 A1, 30.12.1990. RU 71302 U1, 10.03.2008. RU 2020250 C1, 30.09.1994. MX 9804855 A, 31.10.1998. US 2002157459 A1, 31.10.2002. MD 990260 A, 31.07.2001.
Адрес для переписки:
107174, Москва, ул. Новая Басманная, 2, ОАО “РЖД”, Департамент технической политики (ЦТех)
|
(72) Автор(ы):
Буше Николай Александрович (RU), Королев Александр Евгеньевич (RU), Антюхин Георгий Георгиевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “Российские железные дороги” (RU)
|
(54) СПОСОБ ОБКАТКИ ДИЗЕЛЯ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ ТЕПЛОВОЗА
(57) Реферат:
Изобретение относится к машиностроению, а именно к обкатке дизеля K6S310DR тепловоза ЧМЭ-3, оборудованного при прохождении капитального ремонта, сталеалюминиевыми вкладышами подшипников коленчатого вала. Способ заключается в том, что назначают режимы обкатки – частоту вращения коленчатого вала и величину нагрузки. Выбирают параметр окончания приработки на каждом режиме обкатки. Запускают дизель и прогревают его на холостом ходу до установленных значений температур теплоносителей. Устанавливают первый режим обкатки. Контролируют величину параметра приработки и по достижении ею заданного значения осуществляют переход к следующему режиму обкатки. В качестве параметра приработки принимают промежутки времени, необходимые для стабилизации процесса износа в трибосистемах дизеля, полученные при опытной обкатке. Величину нагрузки на каждом режиме обкатки назначают из условий постоянства относительной части запаса мощности двигателя до его паспортной характеристики, реализуемой нагрузочным агрегатом в эксплуатации, а при номинальной частоте вращения коленчатого вала до номинальной мощности. При номинальной частоте вращения коленчатого вала, начиная с мощности равной 4/5 от номинальной, после каждого режима обкатки осуществляют полные сбросы нагрузки на дизель и выдержку без нагрузки в течение 2-5 мин. Технический результат заключается в улучшении процесса приработки, сокращении времени обкатки и уменьшении вероятности образования задира трибосопряжений дизеля. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к обкатке дизеля K6S310DR тепловоза ЧМЭ-3, оборудованного при прохождении капитального ремонта сталеалюминиевыми вкладышами подшипников коленчатого вала.
Известен способ приработки механизма, заключающийся в том, что при постепенном ступенчатом увеличении нагрузки с убывающей скоростью приработку осуществляют при поддержании постоянной эффективной величины реализуемой части нагрузочной способности материалов трущихся сопряжений механизма и введением кратковременных частичных разгрузок на заключительных ступенях приработки, что обуславливает проведение приработки с гарантированным запасом нагрузочной способности материалов до заедания. В этом случае условиям трения в прирабатывающихся сопряжениях свойственно однонаправленное изменение режима трения в сторону облегчения при возрастающем нагрузочном воздействии. При приработке в таких условиях на сопряженных поверхностях формируется диссипативный поверхностный слой, характеризуемый положительным градиентом механических свойств и особым напряженным состоянием поверхностей (см. SU, авт. св. 1617171, F02В 79/00, 1990).
Недостатки известного способа состоят в том, что частичные разгрузки на заключительных ступенях приработки не предусматривают полного сброса нагрузки, переводящего трибосопряжения в режим статического трения. Кратковременные разгрузки осуществляются только на заключительных ступенях приработки, что не является достаточным.
Наиболее близким техническим решением является способ обкатки транспортного двигателя, в котором при проведении обкатки в тяжелонагруженных сопряжениях трения двигателя реализуются эффективные триботехнические процессы, обуславливающие формирование диссипативного слоя, характеризуемого особым напряженным состоянием, положительным градиентом сдвигового напряжения материалов по глубине. Это достигается при ступенчатом росте нагрузки с убывающим размером ступеней, когда каждое приращение тормозной мощности назначают таким образом, что поддерживается постоянная относительная часть запаса мощности до эксплуатационной характеристики, а на завершающих этапах обкатки – до номинальной мощности (см. SU, Патент 1776348, G01М 15/00, 1992).
В известном способе при высокой степени нагружения, превышающей более чем на половину номинальную тормозную мощность, приработка не всегда успевает пройти, что иногда приводит к задирам. Например, во время обкатки дизеля K6S310DR тепловоза ЧМЭ-3 при нагрузке, близкой к номинальной, имеет место повышенный выход из строя поршней, связанный с образованием задиров.
Технический результат, который может быть получен от использования изобретения, заключается в улучшении процесса приработки, сокращении времени обкатки и уменьшении вероятности образования задира трибосопряжений дизеля.
Указанный технический результат достигается в способе обкатки дизеля дизель-генераторной установки тепловоза, заключающемся в том, что назначают режимы обкатки – частоту вращения коленчатого вала и величину нагрузки, выбирают параметр окончания приработки на каждом режиме обкатки, запускают дизель, прогревают его на холостом ходу до установленных значений температур теплоносителей, устанавливают первый режим обкатки, контролируют величину параметра приработки и по достижении ею заданного значения осуществляют переход к следующему режиму обкатки, при этом в качестве параметра приработки принимают промежутки времени, необходимые для стабилизации процесса износа в трибосистемах дизеля, полученные при опытной обкатке, причем величину нагрузки на каждом режиме обкатки назначают из условий постоянства относительной части запаса мощности двигателя до его паспортной характеристики, реализуемой нагрузочным агрегатом в эксплуатации, а при номинальной частоте вращения коленчатого вала, до номинальной мощности, причем при номинальной частоте вращения коленчатого вала, начиная с мощности, равной 4/5 от номинальной, после каждого режима обкатки осуществляют полные сбросы нагрузки на дизель и выдержку без нагрузки в течение 2-5 мин.
Приращение нагрузки на каждом последующем режиме обкатки осуществляют с равным или убывающим размером ступеней.
Введение кратковременных остановок дизеля позволяет осуществить жесткий кратковременный режим смешанной смазки, при котором ускоряется процесс приработки и создается мягкий поверхностный слой.
В таблице представлены режимы обкатки и регулировки дизель-генераторной установки, поддерживаемые в соответствии с предложенным способом обкатки дизеля дизель-генераторной установки тепловоза.
На чертеже представлен график изменения мощности на стенде в течение обкаточных испытаний, где по оси абсцисс время (час); по оси ординат нагрузка (кВт).
В заявленном способе обкатки дизеля кратковременные полные сбросы нагрузки вместо частичных разгрузок дизеля обеспечивают работу трибосопряжений в режиме статического трения, что улучшает процесс приработки на заключительных тяжелонагруженных ступенях обкатки, создавая при этом на поверхностях трения вторичные структуры, характеризуемые положительным градиентом сдвигового напряжения. Удается получить приработанные трибосистемы (подшипник-коленчатый вал, цилиндропоршневая группа) за меньший период времени обкатки, снижается расход топлива и масла.
Таблица |
п/ п |
Положение рукоятки контроллера |
Частота вращения коленчатого вала дизеля, об/мин |
Мощность на стенде, кВт |
Мощность на тепловозе, кВт |
Ток, А |
Напряжение В |
Время обкатки, мин |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
0 |
340-355 |
– |
– |
– |
– |
60 |
Остановка для осмотра дизеля, промывки фильтра регулятора |
2 |
0 |
340-355 |
– |
– |
– |
– |
10 |
3 |
2 |
410-430 |
100 |
70-80 |
1000 |
100 |
10 |
4 |
4 |
450-470 |
200 |
170-180 |
1000 |
200 |
10 |
5 |
5 |
500-520 |
300 |
250-270 |
1000 |
300 |
10 |
6 |
5 |
500-520 |
350 |
300-320 |
1000 |
350 |
10 |
7 |
6 |
550-570 |
400 |
340-360 |
1140 |
350 |
15 |
8 |
6 |
550-570 |
450 |
390-410 |
1200 |
375 |
15 |
10 |
0-8/9* |
340-760 |
– |
– |
– |
– |
10 |
Остановка для осмотра дизеля, промывки фильтра грубой очистки масла, фильтра регулятора, замены технологических форсунок, проверки затяжки гаек крепления крышек цилиндра, проверка регулировки зазора в клапанах |
11 |
0 |
340-355 |
– |
– |
– |
– |
10 |
12 |
2 |
410-430 |
100 |
70-80 |
1000 |
100 |
10 |
13 |
4 |
450-470 |
200 |
170-180 |
1000 |
200 |
10 |
14 |
5 |
500-520 |
300 |
250-270 |
1000 |
300 |
10 |
15 |
5 |
500-520 |
350 |
300-320 |
1000 |
350 |
10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
16 |
6 |
550-570 |
400 |
340-360 |
1140 |
350 |
15 |
17 |
6 |
550-570 |
450 |
390-410 |
1200 |
375 |
15 |
Остановка для регулировки PZ; t°; осмотра дизеля |
18 |
0-2 |
340-390 |
– |
– |
– |
– |
5 |
19 |
2 |
410-430 |
100 |
70-80 |
1000 |
100 |
5 |
20 |
4 |
450-470 |
200 |
170-180 |
1000 |
200 |
5 |
21 |
5 |
500-520 |
300 |
250-270 |
1000 |
300 |
5 |
22 |
5 |
500-520 |
350 |
300-320 |
1000 |
350 |
5 |
23 |
6 |
550-570 |
400 |
340-360 |
1140 |
350 |
10 |
24 |
6 |
550-570 |
450 |
390-410 |
1200 |
375 |
10 |
25 |
|
550-570 |
500 |
440-470 |
1250 |
400 |
10 |
26 |
7 |
650-670 |
550 |
490-510 |
1290 |
425 |
10 |
27 |
7 |
650-670 |
600 |
570-580 |
1410 |
425 |
15 |
28 |
8 |
740-760 |
650 |
590-610 |
1480 |
440 |
15 |
29 |
8 |
740-760 |
700 |
640-660 |
1590 |
440 |
20 |
30 |
8/9 |
740-760 |
750 |
740-760 |
1630 |
460 |
20 |
Остановка при необходимости для регулировки PZ; t° |
31 |
0-3 |
340-430 |
– |
– |
– |
– |
5 |
32 |
4 |
450-470 |
200 |
170-180 |
1000 |
200 |
5 |
33 |
6 |
550-570 |
400 |
340-360 |
1140 |
350 |
5 |
34 |
7 |
650-670 |
600 |
570-580 |
1410 |
425 |
5 |
35 |
8 |
740-760 |
700 |
640-660 |
1590 |
440 |
5 |
36 |
8/9 |
740-760 |
750 |
740-760 |
1630 |
460 |
5 |
37 |
8/9 |
740-760 |
0 |
– |
– |
– |
5 |
38 |
8 |
740-760 |
800 |
740-760 |
1750 |
460 |
10 |
Формула изобретения
1. Способ обкатки дизеля дизель-генераторной установки тепловоза, заключающийся в том, что назначают режимы обкатки – частоту вращения коленчатого вала и величину нагрузки, выбирают параметр окончания приработки на каждом режиме обкатки, запускают дизель, прогревают его на холостом ходу до установленных значений температур теплоносителей, устанавливают первый режим обкатки, контролируют величину параметра приработки и по достижении ею заданного значения осуществляют переход к следующему режиму обкатки, при этом в качестве параметра приработки принимают промежутки времени, необходимые для стабилизации процесса износа в трибосистемах дизеля, полученные при опытной обкатке, причем величину нагрузки на каждом режиме обкатки назначают из условий постоянства относительной части запаса мощности двигателя до его паспортной характеристики, реализуемой нагрузочным агрегатом в эксплуатации, а при номинальной частоте вращения коленчатого вала до номинальной мощности, отличающийся тем, что при номинальной частоте вращения коленчатого вала, начиная с мощности, равной 4/5 номинальной, после каждого режима обкатки осуществляют полные сбросы нагрузки на дизель и выдержку без нагрузки в течение 2-5 мин.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что приращение нагрузки на каждом последующем режиме обкатки осуществляют с равным или убывающим размером ступеней.
РИСУНКИ
|
|