Патент на изобретение №2371207

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2371207 (13) C2
(51) МПК

A61M21/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008115880/14, 24.04.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.04.2008

(43) Дата публикации заявки: 27.08.2008

(46) Опубликовано: 27.10.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Эйдемиллер Э. Психология и психотерапия семьи. – Питер, 2008, с.474-486. RU 2294770 А, 10.03.2007. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Питер, 1998, с.555. Дюркхайм Калфрид. О двойственном происхождении человека. – СПб.: Импакс, 1992, 156 с. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы метода в психологическойпрактике. 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. – М., 2001, с.28-32. Gwyther L.P. at all. Family therapy and the dementia patient. Am Fam Physician. 1984 May; 29(5): 149-56 (реферат), [он-лайн], [найдено 12.12.2008]. найдено из базы данных PubMed.

Адрес для переписки:

198207, Санкт-Петербург, пр. Ленинский, 115, а/я 47, Г.М.Федоровой

(72) Автор(ы):

Федорова Галина Михайловна (RU),
Бажурина Виктория Борисовна (RU),
Федоров Владимир Александрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федорова Галина Михайловна (RU),
Бажурина Виктория Борисовна (RU),
Федоров Владимир Александрович (RU)

(54) СПОСОБ ИНИЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с детьми школьного возраста в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами, а также при усыновлении ребенка. В периоды кризиса организуют процесс психотерапии с детской и взрослой подсистемами в четыре цикла. Во время первого подготовительного цикла терапевт знакомит участников с этапами психотерапии, осуществляет сбор анамнеза ребенка, проводит исследование мотивации его социального окружения на участие в психотерапии, обговаривает обязанности и ответственность сторон в каждом цикле психотерапии. Во время второго коррекционно-диагностического цикла терапевт помогает создать участникам совместное переходное пространство. Во время третьего цикла помогают расширить рамки переходного пространства за счет проведения кинотерапии, актуализирующей экзистенцильно-духовный конфликт, выявляют скрытые мотивы и подсознательные установки, искажающие восприятие реальности, за счет использования визуально-нарративного подхода снижают чувство страха и тревоги, связанное с выходом за границы обычной реальности. Во время четвертого структурирующего цикла за счет актуализации экзистенциального динамического конфликта осуществляют конструирование и переход к новой реальности, формирование нового центра Я, его границ и связей благодаря усилению и развитию творческой волевой активности участников. Способ позволяет устранить деструктивные стратегии и найти новые адаптивные формы поведения, сформировать новый центр Я, связанный с проявлением воли, эмоциональной насыщенностью, открытостью к жизненным процессам, за счет осуществления перехода в новое пространство отношений и реализовать потребности и задачи другого возрастного уровня и реальности, включающей физиологические, социально-психологические и экзистенциально-духовные аспекты развития. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с детьми школьного возраста в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами, а также при усыновлении ребенка.

В последние годы усиливается внимание широкого круга исследователей (врачей, психологов, социологов, педагогов и др.) к проблеме адаптации подростков к новым условиям жизни, к проблеме увеличения количества детей-сирот. Нарушения адаптации индивидуума затрагивают биологические, психологические, духовные и социальные аспекты, вызывая рост нейропсихических заболеваний, отрицательно влияя на поведение, мотивацию, коммуникацию, способности к обучению. Поскольку адаптация представляет собой интеграцию (восстановление), то в связи с этим возросла необходимость создания интегрирующих глубинных техник психотерапии (Лисицын Ю.П. Психологическая медицина. М., 2004, с.8-49), а также краткосрочных методов, позволяющих направить когнитивные (познавательные) и поведенческие усилия детей младшего и школьного возраста на активное разрешение проблем.

Актуальность разработки метода определяется необходимостью создания новых более эффективных методов, позволяющих устранить асинхронию психического развития детей во время периода перехода, за счет интеграции ряда задач, связанных с физиологическим, психоэмоциональным и экзистенциально-духовным развитием в этот период, а также помочь детям приобрести статус усыновленного ребенка при включении его в новую семью.

Известен способ осуществления группового семейного психологического тренинга (патент 2294770 РФ). Способ включает формирование группы из нескольких семей в составе родителей с детьми, в процессе тренинга специалист пересказывает содержание литературного произведения, после чего участники осуществляют репродуктивный пересказ услышанного произведения своим родителям, затем проводят групповую дискуссию о герое произведения с выявлением понимания каждым участником сути темы тренинга. Затем осуществляют каузальное моделирование каждым участником варианта разрешения его проблемы посредством обобщения высказываний дискуссии и вербального фокусирования внимания участников на обобщающем выводе с позиции нормы. К недостаткам метода следует отнести низкий уровень использования модальностей участников для повышения творческого выражения и волевой активности.

Известен способ семейных расстановок Берта Хеллинберга при разрешении семейно-системных конфликтов и противоречий. Большое внимание автор уделяет системному подходу в использовании психодрамы при работе с семьей, полагая, что за любым симптомом стоит любовь. В психодраме, как расстановке и основном способе автора, исследуются связи в семье не только с живыми людьми, но и уже умершими, полагая, что все они связаны единой судьбой. К недостаткам метода следует отнести использование одной лишь психодрамы, в которой немаловажное значение имеет момент чувствования, который может вносить ошибки, из-за проекций и неотработанных конфликтов, а также низкий уровень интегративности, опирающийся лишь на семейные связи.

Известен способ перехода из одного статуса в другой с помощью ритуалов перехода (Мирча Элиаде. Тайные общества, обряды инициации и посвящения. «София», 2002, с.80; Д.Фрезер. Фольклор в Ветхом завете. М., 1990, с.243, 255-264). К ритуалам «Второго рождения» прибегали при изменении социального статуса, возвращении мнимоумершего, при усыновлении с целью «превратить усыновленного в кровного ребенка». Подобные обряды существовали в Индии, Испании, Болгарии и других странах. Общим для всех ритуалов является помещение человека на некоторое время в закрытое пространство с имитацией «зародыша». При усыновлении родитель брал ребенка под мантию, платье, прикрывал платком и пропускал через складки одежды. Упоминание об этом обряде можно обнаружить также в Ветхом завете, греческой мифологии.

Несмотря на большое количество работ в области антропологии, исследование ритуала затрагивает лишь его внешнюю сторону. Это является причиной потери внутреннего смысла ритуала, его «кода», и ограничением использования его в современных терапевтических практиках.

Известен способ драматерапии как символ жизненных изменений (М.Андерсен-Уоррен, Р.Грейнджер. Драматерапия. СПб., 2001, с.158-160), использующийся при значительных жизненных изменениях и переходах. Теоретически способ основан на антропологической модели древних ритуалов, поэтому имеет трехчастную структуру: начало, середину и завершение. Первая часть связана с актуализацией опыта, отражающего прошлые события и определяющего наши реакции в настоящем. Вторая часть отражает воображаемую реальность Хаоса, сопровождаемую страхом и утратой «почвы под ногами». Третья часть касается нового опыта и новой реальности. Недостатком способа является то, что техническая сторона способа не соответствует заявленной теоретической: отсутствует глубинный опыт переживаний, состояние Хаоса, потрясение и все переживания, соответствующие обрядам перехода как лиминальные.

Известен способ перехода из одного статуса в другой посредством ритуала во многих традициях. При организации ритуального пространства, например при начале родовых схваток, роженица выходит за порог дома и обращается к четырем сторонам света (Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. Рос. Гос. Гуманитарный университет, М., 2001 г., стр.65). При поиске видений в обряде инипи совершается обращение к сторонам света (Дж.Нейхард. Откровение Черного Лося. Сфера. Москва, 1997 г., стр.382). Несмотря на большое количество работ в области антропологии, исследование ритуала затрагивает лишь его внешнюю сторону. Потеря культурного «кода» и смысла ритуала ограничивает его использование в современных терапевтических практиках.

Известен способ арт-терапии, включающий некоторые антропологические идеи. В способе помимо традиционных арт-стратегий происходит обращение участников к стихиям с использованием ритуализации с имитацией событий макрокосмического события – взаимодействие двух природных элементов «огонь и вода» на конкретно физическом и отвлеченно-символическом уровне. Способ относится к мультимодальному подходу в арт-терапии. В способе происходит драматически-ролевая коммуникация, ведущая роль при этом отводится идентификации членов группы с природными элементами через перформанс и язык тела. Совершение ритуальных действий связывается с мифопоэтическим восприятием реальности. Способ нацелен на повышение творческой экспрессии и приобретения навыков коммуникативного уровня. К недостаткам следует отнести недостаточное раскрытие символического образа стихий как раскрытия смыслового содержания психосемантического пространства на разных уровнях существования человека, т.е. сущности самого ритуального действия, и, как следствие, сужение способа применения (А.И.Копытин. Золотой фонд психотерапии. Теория и практика арт-терапии. Питер, СПб., стр.158, 190-204, А.И.Копытин. Системная арт-терапия. Питер, Спб, 2001 г., стр.191-208

Известен способ инициальной психотерапии, основанный докт. философии и психологии Лейпцигского университета К.Дюркхаймом. Она основана не столько на устранении симптомов, а обращается к личности человека, пытаясь высвободить его позитивное начало, его творческий потенциал. Существенное место занимает в ней телесная терапия, ведомое рисование, где особое внимание уделяется чувственному осознанию. Способ уделяет внимание осанке как вертикальной структуре, соединяющей небо и землю, а также центрации по отношению к миру. К недостаткам способа инициальной терапии К.Дюркхайма следует отнести индирективный подход, что позволяет относить ее к самому процессу индивидуации, а не инициации, которая характеризуется направленностью и ограниченностью по времени как периода перехода (Психология телесности. ACT. M., стр.546-556).

Известен способ IMAGO-терапии (имаго-терапии) Харвилла Хендрикса, основанного на технике IMAGO-диалога. Способ основан на создании безопасной атмосферы, в которой происходит диалог, поэтому создает условия высокого уровня принятия как вербальных посланий, так чувств и эмоций, включает телесное прикосновение в диалоге «родитель-ребенок». Способ имеет разработанную структуру психотерапевтических сессий и семинаров обучения диалога. В способе основной акцент делается не на разрешении конфликта, а на создании связи, нового пространства между его участниками, углублении диалога (Х.Хендрикс. Как добиться желанной любви, Крон-Пресс, М., 2003 г., «Getting the love you want, Henry Holt, New Yotk, 1988). Несмотря на это, метод имеет ряд недостатков. В силу того, что он опирается на теоретическую модель психоанализа, то слишком ориентирован на влияние исторического прошлого партнеров, не учитывая коллективные аспекты психики, характеризующие пространство души. В связи с этим диалог имеет ограничения, поскольку происходит в заданных рамках, поэтому, до конца не разрешая конфликт, постепенно переходит в манипулятивную форму общения.

Известен способ постмодернистской аналитико-системной семейной психотерапии, предложенный проф. Э.Эйдемиллером, использующий высокий уровень принятия и разработанную структуру психотерапевтических сессий. В целом способ основан на синтезе парадигм психоанализа, системного и нарративного подходов. Нарративный подход в этой терапии предполагает, что все, что мы говорим, опирается на какую-то традицию и имеет смысл и связано с культурой. Большое внимание при сборе информации уделяется приемам метамоделирования и терапевтическим метафорам. Способ предполагает не только посреднические функции, но и расшифровку посланий языка и симптомов. Установление коммуникации происходит благодаря рефреймингу, перефразированию и вопросам различного типа: идентификационным, линейным, циркулярным, рефлексивным. В способе основной акцент делается не на концепции болезни, а на анализе ситуации. Предлагаемый способ направлен «на коррекцию межличностных отношений и имеет целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи» (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.21, 443). Несмотря на то, что метод опирается на теорию систем и использует нарративный подход, в нем недостаточно уделяется внимания способам переорганизации системы, их непосредственным механизмам, что связано с ограниченной моделью психоанализа, на которую опирается метод.

По мнению авторов, ближайшим аналогом к заявляемому изобретению является способ «ромбовидной» векторной семейной психотерапии в системе комплексного гастроэнтерологического лечения детей М.П.Билецкой (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.474-486). Краткосрочный способ терапии разработан для детей 8-11 лет и основывается на принципах семейной терапии, теории адаптивного копинг-поведения Лазариуса, Э.Эйдемиллера. Способ основан на том, что авторы считают, что боль в животе является симптомом, выполняющим морфостатическую функцию симптома и одновременно сохраняет гомеостаз семьи. Психотерапевт, оказывая лечебное воздействие на семью, изменяет равновесие в семейной системе, подготавливая ее к изменениям, снижая уровень тревоги. Поскольку такие изменения на первых шагах могут привести к усилению симптома, то проводят ряд сессий с родительской и детской подсистемами отдельно. Обязательным условием терапии является преодоление алекситимического барьера, который выражен в разной степени у всех членов семьи. В качестве модели семьи способ использует психоскульптурирование. Цель способа – создание адаптивного функционирования в период обострения заболевания. Способ подразделяется на четыре этапа: подготовительный, работа по векторам с родительской и детской подсистемой, реконструкция семьи как системы в целом, поддерживающий этап. Способ имеет ограничения и применим в узком диапазоне гастроэнтерологического лечения детей, поскольку не позволяет оценить проблему с точки зрения всех составляющих окружающего мира ребенка, включающей физиологические, социально-психологические и экзистенциально-духовные аспекты развития, а также не направлен на формирование волевого центра.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении предлагаемого способа, является устранение деструктивных стратегий и нахождение новых адаптивных форм поведения, формирование нового центра Я, связанного с проявлением воли, эмоциональной насыщенностью, открытостью к жизненным процессам, что позволяет осуществить переход в новое пространство отношений и реализовать потребности и задачи другого возрастного уровня и реальности, включающей физиологические, социально-психологические и экзистенциально-духовные аспекты развития. Преимущество способа – возможность оказать поддержку детям, семье, сообществу в кризисный переходный период ребенка за счет устранения диссоциации между биологическим, психологическим, социальным и семейным статусом подростков (ребенка младшего школьного возраста) в современном обществе, приводящей к асинхронии психического развития и психосоматическим расстройствам. Кроме того:

– при усыновлении ребенка – это осознанная возможность пересмотреть и выстроить новые границы подсистем в семье в согласии со всеми ее членами, в том числе и самим усыновляемым ребенком, и установить новые связи родства;

– для детей-сирот – возможность повысить самоуважение, ощутить причастность и связанность с другими людьми благодаря включенности и соприкосновению с культурными традициями, другими людьми взрослой подсистемы.

Краткосрочность терапии обеспечивается ограничением терапевтических целей путем установления их иерархии, выделением основного ролевого смысла, формирующего новый центр Я, при осуществлении процесса перехода за время промежуточного периода лиминальности. В отличие от ромбовидной системы терапии здесь основное внимание уделяется ребенку, в связи с чем процесс полностью ориентирован на него. При этом особое внимание уделяется проявлениям и трансформации психологических комплексов как дезадаптирующим формам поведения, пониманию морфостатической и морфогенетической функции симптомов, коммуникативным навыкам общения, переживаниям экзистенциально-духовной природы в состоянии лиминальности.

Сущность заявляемого изобретения выражается в следующей совокупности существенных теоретических и практических признаков, достаточных для достижения вышеуказанного технического результата.

В связи с этим в способе используется психоаналитический подход К.Юнга, отличительной особенностью которого является иерархичность подхода в рассмотрении личности, признание индивидуальных и коллективных (сверхличных) аспектов психики; большое внимание в теории уделяется теории комплексов, которые, по мнению К.Юнга, являются диссоциированными частями души. Юнг ввел понятие оси эго-Самости, акцентировав внимание на том, что индивидуальная психика является не только продуктом личного опыта, но обладает доличностным или трансличностным измерением.

Таким образом, в способ вводится рассмотрение символического и трансличностного, которое является областью исследования антропологии, семантики, лингвистики, сравнительной истории религий.

В способе используются техники вербального анализа, коммуникационного диалога, арт-терапии с включением в нее символдрамы, активного воображения, драматерапии, кинотерапии, сказкотерапии, инсталляции и телесной терапии, выполняемых в структуре ритуала четырех стихий, ритуала второго рождения, а также игровая терапия. Методы арт-терапии создают условия для вербального и невербального выражения осознаваемых и неосознаваемых чувств и представлений, позволяя создать безопасное пространство для развития отношений, отреагирования чувств и эмоций.

Способ базируется на следующих основных положениях, отражающих особенности развития человека:

– человеку присуще не только непрерывное постепенное развитие, но и наличие так называемых скачков или качественных изменений в развитии, эта концепция стадийного развития отражена у таких авторов, как Ж.Пиаже, З.Фрейд, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон и др.;

– человек, семья, сообщество представляют собой живую открытую систему, способную к самоорганизации (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.20);

– каждый, живущий человек «конструирует» собственную реальность (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.443);

– развитие человека характеризуется движением в пространстве и времени и отражено двумя типами пути: к центру и на периферию со сменой центра; второй путь характерен для героического типа пути и развития воли, что свойственно подростковому возрасту (В.Н.Топорв. Пространство и время).

Любая открытая система имеет большие преимущества как самоорганизующаяся система, однако для перехода от состояния нестабильности к новому устойчивому состоянию требуются правильно организованные воздействия, способные интегрировать глубинные уровни архе-структур, которые и обеспечивают процесс самоорганизации. Таких способов в настоящее время недостаточно, хотя в последнее время процессам отделения (сепарации) ребенка в психологии и психотерапии уделяется особое внимание. Отличительной особенностью способа является рассмотрение отделения не только как сепарации, но, прежде всего, как трехчастной структуры, которая использовалась в древних ритуалах инициации. Все обряды перехода согласно антропологическим исследованиям различных культурных традиций отмечены тремя фазами: разделение (separation), грань (mango или limen, что по латыни означает «порог») и восстановление (reaggregation). Первая фаза означает открепление личности или целой группы от занимаемого ранее места в социальной структуре. Вторая фаза – «лиминальный» период – является промежуточной, поскольку участник получает черты двойственности, находясь в культурном пространстве, которое не укладывается в рамки обычных классификаций состояния (state) и положения (position). При третьей, восстановительной, фазе «переходящий» вновь обретает стабильное состояние и получает права и обязанности «структурного» типа, соответствующего обычным нормам и стандартам (В.Тернер. Символ и ритуал. М., Наука, 1983, с.17, 40).

Кризисы переходного возраста связывают как с биологическими, так и социальными факторами. К первым относят акселерацию, а также увеличение физиологической дисгармонии полового созревания в сторону не только его ускорения, но и задержки. К социальным моментам (частично связанным с указанными биологическими) относят неподготовленность цивилизованного общества к более ранним срокам физиологического созревания подростков, навязывание им образа жизни и общественного статуса (условий гиподинамии, гиперопеки, подчинения), противоречащих интенсивным биологическим изменениям этого периода и вступающих в противоречие с естественным здоровым ростом и потребностями ребенка. С такой диссоциацией между биологическим, психологическим и социальным статусом подростков в современном обществе связывают увеличение числа различных форм трудностей их поведения.

В связи с этим, для устранения создавшейся диссоциации и достижения указанного результата способ задействует личный, средовой и культурный копинг-ресурсы, при этом исходит из следующих особенностей и возможных сложностей развития детей школьного возраста, которым свойственна асинхрония психического развития.

В рамках асинхронии психического развития описываются акселерация (ускорение развития), ретардация (замедление развития), а также высвобождение и фиксация ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования по механизмам возрастной дисфункции созревания, основой которых является преходящая физическая незрелость. При акселерации развития у детей появляются отчетливые признаки психической неустойчивости и дисгармонии. Ретардация развития может быть тотальной (общее психическое недоразвитие) и парциальной, проявляющейся в синдромах психического инфантилизма. В последнем варианте речь идет о личностной незрелости, преимущественно с отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, сохраняющей черты, свойственные детям более младшего возраста. Ретардации одних свойств нередко сопутствует акселерация других, что создает картину сложной асинхронии развития.

Известно, что актуальные жизненные ситуации, связанные с переходом из одной стадии развития в другую, оказывают ускоряющее действие на любое расстройство (Клиническая психология. Под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб, 2004 г., стр.480). Через каждые семь-десять лет личность человека существенно меняется и в течение жизни он проходит последовательно несколько разных идентичностей. Особенно заметна манифестация симптома и конфликта при завершении стадий развития, характеризующаяся изменением статуса личности (или возрастной стадии у ребенка), когда стоит вопрос новой идентичности.

Для устранения причин симптома способ использует нарративный подход, согласно которому симптомы в семейной или другой системе выполняют морфостатическую и морфогенетическую функцию. Морфостатическая функция симптомов – это неосознанная попытка членов семьи или сообщества с помощью симптомов преодолеть дезинтеграцию. Морфогенетическая функция симптомов представляет собой позитивную обратную связь в системе, вследствие чего происходит усиление колебаний в ней и система переходит на другую стадию в своем развитии (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.445).

При этом глубинный базовый конфликт рассматривается как экзистенциальный, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования (И.Ялом. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, стр.5). Под “данностями существования” подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неизбежной составляющей бытия человека в мире: свободой, смертью, изоляцией и бессмысленностью. В рамках экзистенциально-гуманистического подхода психические нарушения и невротические расстройства рассматриваются как результат блокирования контакта с нашей собственной сущностью или внутренним Я. Задача терапии – помочь пациенту изменить способ, с помощью которого он конструирует свой внутренний мир и который, в свою очередь, влияет на способ восприятия и реагирования на мир внешний.

В антропологической сфере способ базируется на идеях, изложенных академиками Ю.М.Лотманом («Семиосфера») и Топоровым («Пространство и текст»), а именно: наличии нескольких типов времени, связи космогонического и эмбриогонического мифов, важности начал в мифопоэтической концепции, возможности прямого регресса благодаря ритуалу и изменению структуры пространства – времени, в психологии на теории коллективного бессознательного К.Юнга

Использование двух подходов позволяет реализовывать способ в линейном (или биографическом времени) и циклическом, которое свойственно природным процессам, а также преемственности генетических и архетипических признаков как смене процессов жизни и смерти. Для обеспечения регресса во времени и пространстве по линейному типу времени в способе используется психоаналитическая терапевтическая модель работы, для регресса в циклическом времени используется антропологическая модель ритуала, ориентированного на время «начал». Именно таким ритуалам, ориентированным на начало и конец в культуре, придают особую семиотическую значимость (Ю.М.Лотман. Семиосфера. Искусство – СПб, 2004 г., стр.355).

В качестве ритуала начал используется ритуал четырех сторон света или четырех стихий, или четырех первоэлементов, а также ритуал «второго рождения». При этом оба ритуала выполняют компенсирующую функцию, устраняя асинхронию психического развития, компенсируя процессы акселерации и ретардации.

Использование символизма архе-стихий в способе является более обширным понятием, вмещающим в себя и архетипы, и духовные составляющие процесса, что позволяет, используя предлагаемый способ, подойти к сердцевине самого комплекса, а через него к инстинктной его основе. Положения принадлежности комплекса к духовной природе, его связанности с инстинктами разделяют многие известные авторы, такие как Пьер Жане, Мортон Принс, Мари фон Франс (К.Юнг. Синхронистичность. Рефл-Бук Ваклер. 1997 г., стр.127).

Способ опирается на древние знания культурной традиции, согласно которой сам ритуал перехода (посвящения, инициации) складывался из чередования обрядов отделения (separation), промежуточного периода «грани миров» (margo, или limen, что по-латыни означает «порог») и включения или восстановления (reagregadon). Эта последовательность характерна и для других ритуалов. Первая фаза обряда достаточно ясна – это разрыв, в некоторых случаях достаточно грубый, с миром детства, который для ребенка являлся миром материнским и женским, разрыв с состоянием безответственности и наивности, невежества и детской асексуальности. Затем подростки (неофиты) помещались в неизведанный ими мир на достаточно большой промежуток времени. Мир, в котором теперь находился неофит, был миром священным. Между ним и материальным миром существовал разрыв, нарушенная непрерывность. Этот этап посвящения вводил подростка в мир духовных ценностей и одновременно в законы человеческого общества. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа, что должно было означать их присутствие в мире и ответственность. Во многих племенах в этот период налагались множественные запреты: лишение пищи, немота, жизнь в темноте. Все это являлось не только упражнением в аскетизме, но, прежде всего, символизировало отказ от амбиций и всех желаний. Несмотря на многие аспекты такого отделения, физические испытания, были ли они мягкими или мучительными, преследовали цель возращения к изначальному еще неоформленному состоянию, что вызывало символическое переживание смерти и нового рождения. Процесс смерти уподоблялся заглатыванию и «перевариванию» чудовищем, змеем или другими мифическими сверхъестественными существами, которые неофита нередко запирали в хижину, быть запертым в хижине равносильно быть запертым в утробе чудовища, что символизировало во многих ритуалах возвращение во внутриутробное состояние, т.е. в лоно матери. Это возвращение было не чисто физиологическим, а космогоническим (Мирча Элиаде. Тайные общества и обряды инициации. София, 2002 г., стр.94).

Этот процесс обеспечивал три основные функции ритуала, обеспечивая согласованность физиологического, социального и духовного, что помогало ввести ребенка в сферу культуры данного сообщества. В.Тернер, описывая эти состояния как пороговые, называет посвященных «лиминальными personae». Мистическая смерть детей и их пробуждение являются частью грандиозного повторения Космогонии, священной истории Мира. Надличностные переживания были неотъемлемой частью этого этапа. Смерть при посвящении одновременно означала конец детства, неведения и состояния непосвященности. Теперь ребенок принадлежит «священной истории». Функция смерти определялась тем, что «она» готовила рождение к более высокой форме жизни, к высшему предназначению. Только после обрядовых испытаний подросток признавался ответственным членом общества, т.е. взрослым, со всеми присущими правами и обязанностями в сообществе.

Для раскрытия смысла и культурного кода ритуала, возможности включения его как формы «начал» в психотерапевтическую практику, наряду с производимыми обычными действиями обращения к первоэлементам в способе используются техники арт-терапии и телесной терапии, в которой большое внимание уделяется связи символического образа и телесного ощущения, что позволяет увязывать две реальности: символическую и телесную, таким образом использовать многоуровневую или многофакторную модель в терапии, более понятную для участника. Таким образом, способ позволяет задействовать четыре формы семантической репрезентации: через образ (рисунок, символдрама), действие (инсталляция, ритуал), телесные ощущения и через знаковую (т.е. вербальную) форму.

Заявленное техническое решение является новым, так как характеризуется наличием новой совокупности признаков, отсутствующей во всех известных техниках направления семейной терапии и работы с детьми. В отличие от других подходов заявленный метод основан на комплексной биопсихосоциальной и духовно-экзистенциальной концепции на психическую и психосоматическую дезадаптацию личности, семьи и сообщества в целом. Комплексный, системный подход обеспечивается набором определенных психотерапевтических техник, выполняемых в определенной последовательности.

Технический результат, который может быть получен при реализации заявленной совокупности признаков, заключается в том, что заявленный метод, разработанный авторами, затрагивает значительное количество уровней и сторон психического: рациональный и эмоциональный, сознательный и подсознательный, личностный и межличностный, культурный и социальный, бытовой и экзистенциально-духовный (надличностный), психический и соматический. Несмотря на то, что в основе способа лежат известные подходы, в целом способ не является их эклектической компиляцией, поскольку опирается на более широкий спектр современных и познавательных систем и подходов психосоматической медицины, экзистенциальной психологии, культурологии, антропологии, философии и религиоведения, нового эмпирического материала, полученного самими авторами (патент 2290911 и заявка 2007104155) и изложенного в предлагаемом способе.

Способ реализуется следующим образом.

Первый цикл

Во время первого подготовительного цикла проводят знакомство участников с этапами психотерапии, осуществляют сбор анамнеза, проводят диагностическое исследование ребенка, условий его развития, знакомятся с его семьей, а в случае работы с детьми-сиротами – с заинтересованным сообществом (социальная структура в лице опекуна, гостевая семья и т.д.). При этом терапевт исследует мотивацию взрослых участников и ребенка на участие в психотерапии, обязательно обговаривают обязанности и ответственность сторон, заключая психотерапевтический контракт на проведение психотерапии. В случае работы с детьми-сиротами терапевту предоставляется полная информация о здоровье ребенка, включая медицинское обследование и психолого-педагогические характеристики детей, включающие особенности мотивационной сферы, коммуникативные навыки, работоспособность/утомляемость, мышление; а также информацию о рождении ребенка в рамках закона “О государственном банке данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. При проведении психотерапии с детьми-сиротами в психотерапии могут принимать участие попечители, воспитатели, члены гостевой семьи.

В случае усыновления осуществляют исследование психической и психосоматической наследственности; исследуют у супругов потребности в отцовстве и материнстве, симпатии, проявления любви, сексуально-эротические потребности, хозяйственно-бытовые, выясняют степень нервно-психической нагрузки.

Второй цикл

Во время второго коррекционно-диагностического цикла терапевт помогает исследовать и создать рамки переходного совместного пространства детской и взрослой подсистем. Для этого на первом этапе создается коммуникативное пространство отношений за счет повышения информированности участников о предстоящем процессе, обучения коммуникативным навыкам и имаго-диалогу, в котором предлагает участникам новые элементы позитивного обмена, позволяющие создать безопасное пространство, добиться конструктивной и эмоционально конгруэнтной коммуникации между участниками, увеличить уровень принятия себя и других. В случае усыновления психотерапевт помогает в диалоге выразить родителям свое желание усыновить ребенка, а ребенку вербально и эмоционально отреагировать на него.

На втором этапе оценивают степень психологической интеграции участников, используя арт-терапевтические проективные техники мандалы-терапии и символдрамы, позволяющие провести диагностическое исследование организованности, открытости, устойчивости психического пространства, степень сформированности центра, оценить степень психологической интеграции. Так, наличие двух центров может свидетельствовать о процессе развития Я или может являться признаком противоречивого амбивалетного Я. Также Я может отражать и трансперсональное Я или Самость, в этом случае Я может быть выражено светом, глазом и т.д. Внешние границы мандалы связаны с осознаваемостью своих границ, слишком плотные границы могут говорить об избегании контактов.

В символдраме используются проективные методики дерева, дома, человека. Проективным методикам уделяется особое внимание при работе с детьми сиротами, поскольку они позволяют выявить и отреагировать скрытые травмы ребенка, не известные взрослым. На этом этапе в работе с детьми используется визуально-нарративный подход. В семейной терапии используется проективный тест «Семейная социограмма», позволяющий выявить положение субъекта в семейной подсистеме.

На третьем этапе терапевт увеличивает мотивацию участников детской подсистемы за счет активизации и усиления потенциала внутренних инстинктивных сил, формирующих новый волевой центр ребенка.

Перед игровой терапией терапевт проводит медитацию, в которой настраивает ребенка на бессознательный аспект воли, который проявляется через инстинкт. После чего при различных взаимодействиях с другими детьми терапевт выявляет основные формы инстинктивного поведения, связанного с бессознательным проявлением воли и сформировавшейся защиты, после чего ребенок выполняет рисунок животного. Что позволяет благодаря активному взаимодействию между участниками отреагировать страхи, снизить уровень тревожности и агрессивности в детской подсистеме, повысить коммуникацию внутри системы, сделать положительное подкрепление тех личностных особенностей, на которых базируются адаптивные, конструктивные стратегии совладания.

Часто образ животного отражает образ Самости (дракон, крокодил и т.д.) или является связующим звеном между Эго и Самостью. На этом этапе свобода рассматривается как выражение воли. Воля с экзистенциальных позиций имеет два проявления – как бессознательная воля, исходя из которой мы принимаем решения, и как сознательная, этот аспект переживается непосредственно во время события. На этом этапе происходит соприкосновение с бессознательным аспектом воли за счет восстановления оси Эго-Самости. После чего на четвертом этапе проводят индивидуальную телесную терапию, позволяющую снизить алекситимические барьеры, получить необходимый ресурс принятия, отреагировать на сильное эмоциональное напряжение, сформировать новые формы адаптивного поведения на основе полученного ресурса, проявившегося через инстинкт. Количество сеансов телесной терапии определяется степенью асинхронии психического развития ребенка и психосоматическим расстройством. Во время прохождения курса психотерапии взрослым также предлагается индивидуальная и телесная терапия.

Во время третьего цикла терапевт помогает расширить рамки переходного совместного пространства за счет проведения кинотерапии, специально подобранного фильма, актуализирующего экзистенцильно-духовный конфликт, или театрального действия. Любой переход, характеризующийся лиминальностью, актуализирует чувства свободы (ответственности), смерти, одиночества и бессмысленности, увеличивая чувство страха и тревоги, поскольку смена Эго (его смерть и рождение), само расширение пространства как выход за его пределы воспринимается как смерть.

Обсуждение в группе, выполнение рисунков позволяют уменьшить чувства страха и тревоги, связанные с переживанием смерти, как выходом за границы обычной реальности, обнаружить собственные скрытые мотивы и подсознательные установки, искажающие восприятие реальности, что позволяет увеличить мотивацию на изменения.

Четвертый цикл

Во время четвертого структурирующего цикла за счет актуализации экзистенциального динамического конфликта осуществляют конструирование и переход к новой реальности, формирование нового центра Я, его границ и связей, благодаря усилению и развитию творческой и волевой активности участников. В нозологической системе выделяют три типа характеристики воли: творческую, невротическую, антисоциальную. Технические приемы, используемые на этом этапе, способствуют развитию творческого аспекта воли, уделяя внимание как бессознательной воли, ответственной за принятие решения, так и сознательной.

Во время первого этапа осуществляют переход участников из обыденной реальности в драматическую, используя визуально-нарративный подход и технику работы с традиционными историями. Такой подход позволяет участникам раскрыть значение визуальных образов, найти логические связи между элементами образа, инсталляции, организовать свой опыт.

При этом на фоне рассказа терапевта о сотворении мира и первочеловека из первоэлементов участники осуществляют инсталляцию своего внутреннего пространства и его центра через композицию, включающую предметы, характеризующие первоэлементы основных стихий – воздух, огонь, воду, землю, что позволяет осуществить переход в лиминальное состояние; затем терапевт помогает участникам благодаря отстраненному и более целостному взгляду на пространство провести диагностическое сопоставление имеющихся границ в системе отношений со структурой собственного символического пространства, представленного в инсталляции; затем предлагает участникам поочередно создать совместную инсталляцию новой структуры пространства отношений, акцентируя внимание на понятиях свободы и ответственности в конструировании мира; для трансформации созданной реальности в инсталляции терапевт использует медитацию, символдраму и активное воображение, при этом в качестве визуального образа используется реализованная индивидуальная инсталляция с коммуникативной проективно-символической экспрессией всех первоэлементов стихий со стихией воздуха, при этом, используя визуально-нарративный подход, предлагает выполнить рисунок наиболее актуальной картины сценария, придумать и рассказать историю о сотворении своего пространства, что стимулирует участников к созданию описаний, опирающихся на присущие им способы и стили языкового дискурса. При этом терапевт помогает участникам создать связное повествование, присоединяясь к его дискурсу, не навязывая ему своих способов описания.

Визуально-нарративный подход связан с постмодернистским пониманием дискурса, включая визуальную и вербальную коммуникацию, он связан с культурными и социальными условиями жизни людей. Создание историй помогает участникам укрепить личные границы, повышает самоуважение и самоприятие, создает ощущение осмысленности и приемственности опыта, связанности с другими людьми, что позволяет перейти от дискретности к ощущению непрерывности потока времени, поддерживает целостность и обеспечивает позитивное изменение и развитие образа Я. Для терапевта такой подход на первом этапе позволяет проникнуть в мироощущение клиента и сориентироваться в смыслах, морфостатических и морфогенетических функциях симптомов, отражающих асинхронию развития и направляющих ребенка на формирование нового пространства личности.

На втором этапе для получения культурного личного, средового и культурного копинг-ресурса и компенсации механизмов возрастной дисфункции созревания терапевт вводит участников в драматическую реальность посредством рассказа о сущности ритуалов второго рождения, знакомит с культурой и практикой воспитания, усыновления в разных культурах. При работе с детьми-сиротами и при усыновлении ребенка этому этапу, позволяющему получить личный и средовой ресурс за счет культурного копинг-ресурса уделяется особое значение. В случае усыновления акцент делается на установлении кровного родства, известного из традиции.

Для выполнения ритуала второго рождения терапевт размещает взрослых и детей в разный частях зала, акцентируя внимание участников на разных семантических пространствах вселенной; затем предлагает ребенку найти собственный ритм покачивания и на этом фоне рассказывает миф о сотворении мира, после завершения предлагает ребенку пересечь границу своего пространства, отмечая при этом эмоциональное состояние, и перейти на сторону взрослых.

В том случае, когда ребенок не может совершить переход, родители помогают ему это сделать, например перенести на руках.

После чего терапевт накрывает их платком и предлагает найти общий ритм покачивания, затем устанавливает интенциональный диалог между ними, во время которого участники выявляют и интегрируют внутренние образы и телесные ощущения при нахождении в разных семантических пространствах и переходах между ними, затем осуществляют переход из драматической реальности в обыденную путем интеграции индивидуального и группового опыта и закрепляют новые системы значений личного опыта, отражая их в инсталляции, что позволяет расширить индивидуальные представления участников о реальности, осуществить децентрацию сложившихся внутрисистемных связей, образа Я, повысить активность и ответственность в построении и развитии своего пространства за счет приобщения участников к сакральным ценностям, связанным с заботой, сексуальностью, деторождением, любовью, теплотой и нежностью.

На третьем этапе для знакомства со структурой реальности и введения в драматическую реальность осуществляют рассказ о мифологических персонажах героического цикла, акцентируя внимание на позитивных и негативных аспектах проявления героического начала, что позволяет войти во взаимодействие с эмоционально-волевой и поведенческой сферой участников. В традиционных историях, а также мифах может описываться путешествие с определенными «узловыми моментами», связанными с ответственным выбором, конфликтом и его разрешением, встречей с врагом или помощником. В подобных историях также могут содержаться описания некоторых средств, которые помогают герою обрести мудрость и счастье. Выбор обусловлен тем, что возраст с 8 до 13 лет связан с формированием воли, мужественности, т.е. отчасти героического начала, которое необходимо для обретения собственной идентичности, формирования центра воли.

Для принятия и осознания негативных аспектов используется работа с маской настоящего и будущего, позволяющей выявить дезадаптивные формы поведения. Выбирая маски «Ложного» и «Истинного» волшебника, терапевт помогает ребенку соприкоснуться со своей истинной сущностью, увидеть манипулятивные формы и стратегии поведения, характеризующие смену и формирование нового центра Я благодаря природным инстинктивным силам.

В группе разыгрывается драматерапия героического цикла, позволяющая участникам познакомиться с вертикальной структурой вселенной, ее центром и периферией, получить знания о структуре пространства, с помощью визуально-нарративного подхода сопоставить субъективные ощущения пространства внутри себя с пространством, существующим объективно вне себя, связав их воедино. Затем проводят индивидуальную телесную терапию, в которой используется работа со сказкой, мифом, позволяющая представить жизнь как героическое путешествие, пролегающее в пространстве и времени, при этом идентифицироваться с протаганистами – героями сказок и мифов, пережить вместе с ними сложную динамику отношений с другими персонажами и благодаря дистанцированию сконцентрироваться на наиболее значимых аспектах опыта, осознать их с иных точек зрения.

На четвертом этапе усиливают манифестацию дезинтегрирующего – комплекса за счет усиления оппозиции женского и мужского как привычного и незнакомого, порядка и хаоса благодаря тому, что терапевт осуществляет перенос драматической реальности в реальное пространство за пределы города в непривычные условия для ребенка.

В этот момент происходит разрыв привычных симбиотических связей, который и обеспечивает встречу детей с хтонической неосвоенной природной частью вселенной (и с собственным бессознательным), с незнакомыми взрослыми участниками за счет смещения центра событий на периферию пространства.

В этом неосвоенном пространстве участники осваивают способы проживания на неосвоенной территории, учатся устраивать свой быт, приготавливать пищу, осваивая в реальных условиях основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), при этом через упражнения, игры, соревнования развивают волевые качества, концентрацию внимания, учатся выстраивать новые межличностные отношения и иерархические связи с более широким пространством, взрослыми участниками, преимущественно мужчинами. Целью пребывания в этом пространстве не является игровая терапия.

Время пребывания в отдаленном пространстве определяет терапевт совместно с родителями или опекуном. В случае проведения работы с одной семьей терапевт обговаривает с родителями необходимые условия, и родители берут на себя ответственность в проведении этого этапа. В случае усыновления ребенка с ним может находиться один из родителей. В выборе места проведения, нагрузки терапевт руководствуется здоровьем ребенка, его психофизиологическими возможностями переносить непривычные условия проживания.

На пятом этапе осуществляют переход с периферии пространства в центр за счет реального перемещения детей снова в терапевтическое пространство, в котором происходит смерть и рождение Эго, нового центра личности. Для этого терапевт проводит кинотерапию с использованием фрагментов мифов и волшебных сказок, исторических фильмов, содержащих момент превращения, смерти героя, трансгенерационные повествования, акцентируя внимание на целительных свойствах воды. Затем выполняют психодраму по сценарию фильма и выполненным рисункам. После чего осуществляют трансформацию Эго, используя телесную терапию. Использование различных фрагментов связано с тем, что ассоциации трансформации Эго у девочек больше связаны со сказками, а у мальчиков с мифологическими или реальными историческими личностями, их героической или трагической смертью. В завершении этапа вносят изменения в инсталляцию.

На шестом этапе используют технику работы с традиционными историями, отражающими архетипический образ Матери-Земли, при этом для актуализации связи с землей, выполняют медитацию, в которой терапевт делает акценты на плодородии, укорененности, достатке. В завершении терапевт предлагает участникам дополнительные материалы для инсталляции, такие как пластилин, дерево, ткани и бумагу различных цветов. Он предлагает участникам расположиться по кругу и завершить инсталляцию своего индивидуального пространства, при этом установить взаимодействие своего пространства с пространствами других участников.

Затем предлагает совместно построить дерево в центре круга, придумать и рассказать историю о включении себя в общее пространство, что повышает самоуважение и самоприятие участников себя в новом статусе, создает ощущение осмысленности и приемственности опыта, причастности и связанности с сообществом и с другими людьми через культурные традиции. Образ дерева является не только символом развития человека, но и символом Космоса и всей Вселенной и часто используется во многих ритуалах как символ, объединяющий человека и вселенную, структурирующий и потому отделяющий порядок от Хаоса.

На седьмом этапе осуществляют переход из драматической реальности в обыденную путем интеграции индивидуального и группового опыта, на основании которого вырабатывается позитивная стратегия поведения, формируется новый статус участника и связанный с ним его новый образ Я. На этом происходит завершение периода безответственности, меняются отношения в детской и взрослой подсистеме.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

ПЛАНШЕТ: В качестве планшета используют прямоугольную доску, выполненную из натурального дерева (размером 50×40). Планшет должен быть удобным и прочным, чтобы у человека была возможность перемещаться с ним в пространстве комнаты при взаимодействии с другими участниками группы или терапевтом.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ: Инсталляция (англ. installation – пространственная композиция, созданная из различных элементов – бытовых предметов, изделий, материалов, природных объектов и др.) из символических объектов, представляющих внутреннее видение мира, позволяет отстраненно увидеть более объективно многие вещи, которые человек не замечает в жизни.

Пространство и время

Способ позволяет реализовать два типа времени – циклическое и линейное благодаря порядку работы со стихиями. Порядок работы со стихиями определяется, с одной стороны, исходя из мифопоэтической концепции создания вселенной: воздух (как дух), огонь (свет), вода (вода), земля (земля), т.е. цикличности времени. Этот же порядок будет соответствовать линейному регрессу. Эта нисходящая модель используется в телесной терапии Райхом при работе с поясами тела и мышечной броней, где он следует от головы до таза, т.е. от воздуха к земле (В.Т.Кондрашенко. Общая психотерапия. Наука и техника. Минск, 1993, с.56). Использование земли в последний день обусловлено возможностью подготовки к процессу «смерти-возрождения».

СИМВОЛДРАМА: Использование символдрамы позволяет включить творческий процесс активного воображения и фантазирования.

ПСИХОДРАМА: Психодрама является методом групповой и семейной психотерапии, в котором используется сценическая форма действия и драматургическая лексика. Психодрама была разработана врачом Морено, проявлявшим особый интерес к эмоциональной сфере и социальным отношениям своих пациентов. Основная цель использования психодрамы в способе – раскрыть морфостатическую и морфогенетическую функцию симптома во взаимоотношении участников, используя важный аспект коммуникации, произвести смену центра Я. Для постановки драмы не существует никакого заранее написанного сценария; в каждый момент драматического действия проявляется спонтанное творчество протагониста, вспомогательных лиц и ведущего. Шеринг является последней стадией психодраматического группового процесса, во время которого всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом протагониста.

ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ:

Для углубления понимания символического языка и включения первичных и вторичных психических процессов в способе используется телесная терапия, которая выполняется как элемент массажа. Ощущение и осознание телесных границ «Я» тесно связано со способностью быть в настоящем времени и в контакте со своими чувствами. Предлагаемый способ телесной терапии помогает расширить через тело понимание структуры и уровней психического пространства, благодаря интенциональному диалогу между терапевтом и клиентом войти в контакт со своим телом, снизить алекситимические барьеры. Основные движения в массаже – это покачивание с небольшой амплитудой 1-2 колебания в секунду, цель покачиваний – создать движение по всему телу. Движение по всему телу создается за счет подбора ритма и амплитуды.

Пример

На психотерапию обратилась мама И. (40 лет) мальчика А. (13 лет) по поводу подготовки к операции варикоза левого яичка. После проведения консультации родители согласились на проведение предложенного курса. Отец дал согласие на участие в нескольких этапах.

Родители отмечали эмоциональную неустойчивость ребенка, характеризующуюся отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, сохраняющей черты, свойственные детям более младшего возраста, неумением сдерживать непосредственные проявления чувств.

Краткие комментарии к некоторым наиболее важным этапам по психотерапии. Проективные методики выявили две сильные детские травмы, одна из которых была связана с совпадением периода беременности и периода траура матери, вторая с тем, что в год ребенок выпил уксус и чуть не погиб. Рисунки мандалы и дерева (высохшего внизу), реакции после телесной терапии повысили мотивацию отца на участие в психотерапии. Для уменьшения тревожности и осознанности материала ребенку было предложено делать записи фрагментой сессий.

Животным А. был гепард, краткая запись: «В начале сеанса я оказался в Африканской саванне, ко мне явился гепард, он был спокоен и ничем непоколебим, но чувствовалась его сила, гордость и мощь. Он даже разрешил мне войти в него и я стал гепардом Был закат. Погода была спокойная и теплая, посреди саванны стояло одно лишь дерево и оно было дерево гепарда» Это животное не раз приходит к мальчику, например, очерчивая круг костра, показывая о необходимости установления границ Я, необходимости сдерживать огонь эмоций. Представленные описания А. свидетельствуют о его персоне как лиминальной в период проведения терапии.

Состояние тревоги уменьшилось после третьего цикла. Наиболее интересным и важным для А. в этой работе явился четвертый цикл. Инсталляция показала, что каждый в семье совершенно по-разному видит картину семьи. Это было откровением, особенно для отца. Центром пространства А. явился маленький закрытый сундучок, из которого он вытащил предметы. Фрагмент сессии Ритуала второго рождения: « Я лег и стал покачиваться, мне привидилась маленькая звездочка посреди огромного черного и звездного неба. Хоть и звезд в округе было очень много, я почему-то не упускал ее из виду ни на секунду, она очень ярко светила. Я не мог стронуться с места. Затем я почувствовал, как меня взял на руки мой Папа. Я почувствовал, что звездочка – это моя душа, и я как бы наблюдал это со стороны. Я почувствовал, что звездочка хочет спуститься на землю. Я все еще был в трансе и понял, что она (звездочка) вошла в меня, но я был очень маленьким, у меня было такое ощущение, что мне всего лишь 1 годик. Я начал приходить в себя, но очень сильно плакал из-за того, что боялся, что если повзрослею, то отдалюсь от них. Я перестал этого бояться потому, что понял, что это естественно, а любовь с родителями останется такой же. Затем я понял, что звездочка во мне совсем выросла, и открыл глаза. Мне было очень приятно, что Папа тоже плакал, то есть выражал свои чувства, это хорошо, а бывает, и очень даже не редко, что его просто не пробить. Последний раз, когда я видел его плачущим, это было тогда, когда умер дедушка (его отец). Потом мне предстоял последний бой, мне нужно было проползти от стенки до двери, это было не легко, надо было извиваться, как змее, чтобы не повредить себя, и нужна была полная скоординированность движений. В конце концов, я сделал это и почувствовал Огромную радость и облегчение!»

Сеанс отражает диссоциированность на уровне души ребенка, которая и проявлялась в задержке общего физиологического развития, темпа полового и психического созревания, при котором нарушается гармония в созревании разных систем и развитие становится дисгармоничным, диссоциированным. Следует отметить, что вся семья позитивно восприняла подобный опыт, и в завершении отец ребенка отметил, что есть Нечто, что невозможно обсудить на кухне или за экраном телевизора, для этого нужно другое время и пространство. Приведенный пример подтверждает возможность ребенка этого возраста воспринимать духовное содержание предлагаемых ему процессов, правильно интегрировать надличностные переживания и подтверждает мнение тех авторов, которые считают, что наше цивилизованное общество не подготовлено к более ранним срокам физиологического созревания подростков, в связи с чем навязывает им образ жизни и общественный статус, противоречащие интенсивным биологическим изменениям этого периода и вступающие в противоречие с естественным здоровым ростом и потребностями ребенка.

На четвертом этапе ребенок вместе с отцом два дня провел на охоте вместе со взрослыми мужчинами в достаточно сложных условиях, где ребенок мужественно переносил трудности наряду с остальными.

В завершении терапии, что было крайне важно для ребенка, отец признал свою излишнюю холодность, а мама излишнюю эмоциональность и агрессивность в поведении, которая усиливала дезадаптивное несдержанное поведение мальчика и излишнее упорство.

Оба родителя отметили более стабильное поведение ребенка в последнее время при сохранении теплых отношений. В инсталляции в завершении мальчик открыл свой сундучок и сказал, что самое главное для него было открыться, их отношения с отцом стали более близкими. Операция прошла успешно. Психотерапия проходила в течение 1, 5 месяцев.

Способ является одной из составных частей авторского метода трансперсональной психологии SOLWI.

Формула изобретения

1. Способ проведения семейной и групповой психотерапии, отличающийся тем, что в период семейного кризиса процесс психотерапии с детской и взрослой подсистемами организуют в четыре цикла: во время первого подготовительного цикла терапевт знакомит участников с этапами психотерапии, осуществляет сбор анамнеза ребенка, проводит исследование мотивации его социального окружения на участие в психотерапии, обговаривает обязанности и ответственность сторон в каждом цикле психотерапии; во время второго коррекционно-диагностического цикла терапевт помогает создать участникам совместное переходное пространство, для этого: на первом этапе формируют пространство отношений, информируя участников о предстоящем процессе, обучая их коммуникативным навыкам и имаго-диалогу, в котором предлагают новые элементы позитивного обмена, позволяющие создать безопасное пространство, добиться конструктивной и эмоционально конгруэнтной коммуникации между участниками; на втором этапе оценивают степень психологической интеграции, используя арт-терапевтические проективные техники мандалы-терапии и символдрамы; на третьем этапе увеличивают мотивацию участников детской подсистемы за счет активизации и усиления потенциала внутренних сил, формирующих волевой центр ребенка, для этого в игровой терапии и через рисунок выявляют основные формы инстинктивного поведения, связанного с бессознательным проявлением воли, сформировавшиеся психологические механизмы защиты, осуществляют активное взаимодействие между участниками, снижая уровень тревожности и агрессивности в детской подсистеме, повышая коммуникацию, укрепляя конструктивные стратегии совпадающего поведения; на четвертом этапе снижают эмоциональное напряжение, алекситимические барьеры, трансформируют дезадаптивные формы поведения за счет проведения индивидуальной телесной терапии; во время третьего цикла помогают расширить рамки совместного пространства, для чего проводят кинотерапию, актуализирующую экзистенцильно-духовный конфликт, выявляют скрытые мотивы и подсознательные установки, искажающие восприятие реальности, используют визуально-нарративный подход, снижая чувство страха и тревоги, связанные с выходом за границы обычной реальности; во время четвертого структурирующего цикла за счет актуализации экзистенциального динамического конфликта осуществляют конструирование и переход к новой реальности отношений, формирование нового центра Я, его границ и связей, благодаря усилению и развитию творческой волевой активности участников, для этого: во время первого этапа осуществляют переход участников из обыденной реальности в драматическую, используя визуально-нарративный подход и технику работы с традиционными историями, при этом первоначально участники осуществляют инсталляцию своего внутреннего пространства и его центра через композицию, включающую предметы, характеризующие первоэлементы основных стихий – воздух, огонь, воду, землю; создают инсталляцию совместного пространства отношений, акцентируя внимание на понятиях свободы и ответственности; затем используют технику активного воображения, расширяя границы созданного в инсталляции внутреннего пространства для позитивного изменения образа Я; на втором этапе для получения культурного личного, средового и культурного копинг-ресурса и компенсации механизмов возрастной дисфункции созревания терапевт вводит участников в драматическую реальность посредством рассказа о сущности ритуалов второго рождения, знакомит с культурой и практикой воспитания, усыновления в разных культурах, после чего участники выполняют ритуал второго рождения, расширяя индивидуальные представления участников о реальности, осуществляя децентрацию сформировавшегося Я образа, дестабилизацию форм зависимого и дезадаптивного поведения, сложившихся внутрисистемных связей, повышая активность и ответственность в построении и развитии своего пространства за счет приобщения участников к сакральным ценностям, связанным с заботой, сексуальностью, деторождением, любовью; на третьем этапе переводят участника в драматическую реальность, осуществляя рассказ о мифологических персонажах героического цикла, акцентируя внимание на позитивных и негативных аспектах проявления героического начала, затем через работу с масками исследуют лидерские паттерны поведения, характеризующие смену и формирование нового центра Я; разыгрывается драматерапия героического цикла, проводят индивидуальную телесную терапию, в которой используется работа со сказкой; на четвертом этапе усиливают манифестацию дезинтегрирующего комплекса за счет перемещения драматической реальности в реальное пространство за пределы города, где участники овладевают новыми стратегиями поведения, развивают волевые качества, учатся выстраивать новые межличностные отношения; на пятом этапе, используя приемы кинотерапии, демонстрируют фрагменты мифов и волшебных сказок, исторических фильмов, содержащих моменты превращения, гибели героя, трансгенерационные повествования, актуализируя процесс смерти и нового рождения Эго; затем выполняют психодраму, осуществляют трансформацию Эго, используя телесную терапию, вносят изменения в инсталляцию; на шестом этапе используют технику работы с традиционными историями, отражающими архетипический образ Матери – Земли, при этом выполняют медитацию, в которой терапевт делает акценты на плодородии, достатке; затем терапевт предлагает участникам сделать круг и завершить инсталляцию своего индивидуального пространства, при этом установить взаимодействие своего пространства с пространствами других участников, при этом предлагают использовать дополнительные материалы для инсталляции, такие как пластилин, дерево, ткани и бумагу различных цветов; затем предлагают совместно построить дерево в центре круга, придумать и рассказать историю о включении себя в общее пространство, повышая коммуникативные способности участников, чувство причастности к сообществу через культурные традиции; на седьмом этапе осуществляют переход из драматической реальности в обыденную, путем интеграции индивидуального и группового опыта, на основании которого вырабатывается позитивная стратегия поведения, формируется новый образ Я участника и связанный с ним его новый статус во взаимоотношениях.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в случае усыновления на втором цикле в процессе первого этапа психотерапевт помогает в диалоге выразить родителям свое желание усыновить ребенка, а ребенку вербально и эмоционально отреагировать на это желание.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в случае проведения психотерапии с детьми сиротами в психотерапии принимают участие опекуны, и/или воспитатели, и/или члены гостевой семьи.

Categories: BD_2371000-2371999