Патент на изобретение №2164900

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2164900 (13) C2
(51) МПК 7
C04B26/26, E01C19/10
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99113974/03, 28.06.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

28.06.1999

(45) Опубликовано: 10.04.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Регенерация асфальтобетонных слоев дорожных одежд. Обзорная информация ЦБНТИ Минавтодора РСФСР. Серия “Строительство и эксплуатация автомобильных дорог”. – М., 1981, выпуск 6, с.31 – 34. SU 183827 A, 24.08.1962. SU 1768548 A1, 15.10.1992. SU 220821 A, 02.10.1968. RU 2004513 C1, 15.12.1993. US 4221603 A, 09.09.1980. US 4279660 A, 21.07.1981. US 3971666 A, 27.07.1976. FR 2609653 A1, 22.07.1988. FR 2738008 A1, 28.02.1997. DE 2830795 A1, 24.01.1980.

Адрес для переписки:

302020, г.Орел, Наугорское ш. 29, Орловский гос. технический университет (ОрелГТУ)

(71) Заявитель(и):

Орловский государственный технический университет

(72) Автор(ы):

Бочаров В.С.,
Артюшин А.В.

(73) Патентообладатель(и):

Орловский государственный технический университет

(54) РЕГЕНЕРИРУЕМАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ И СПОСОБ ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов и может быть использовано для регенерации асфальтобетона при ремонте дорожных одежд автомобильных и городских дорог, тротуаров, площадок и др. Регенерируемая асфальтобетонная смесь содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%: дробленый асфальтобетон 30-70, щебень, песок 28-66, минеральный порошок 6-14, битум 2-7, при этом количество дробленого асфальтобетона в каждой конкретной смеси устанавливают по формуле: АБ=(СЩ+ПmЩ(tн-tс)+СБmБ(tНБ-tс)-СМП mМП(tс-tМП))/[САВ(tс-tАВ)+0,01rBW]M)100%,
где АБ – дробленый старый асфальтобетон, мас.%; СЩ+П – теплоемкость щебня и песка, ккал/кгград.; СБ – теплоемкость битума, ккал/кгград.; СМП – теплоемкость минерального порошка, ккал/кгград.; САВ – теплоемкость асфальтобетона, ккал/кгград. ; mЩ – вес щебня и песка в одном замесе, кг; mБ – вес битума в одном замесе, кг; mМП – вес минерального порошка в одном замесе, кг; tн – температура нагрева щебня и песка, °С; tс – температура готовой смеси, °С; tНБ – температура нагрева битума, °С; tМП – температура минерального порошка, °С; М – вес смеси одного замеса, кг; rВ – удельная теплоемкость и теплота испарения воды; W – влажность дробленого асфальтобетона, %. Дробленый асфальтобетон и минеральный порошок используют при температуре окружающего воздуха, минеральные материалы (щебень и песок) нагревают до температуры 210-330oC, а органическое вяжущее – до рабочей температуры. Отдозированные компоненты смеси объединяют и перемешивают (1 стадия) до однородного объемного распределения холодных и горячих материалов, затем выдерживают в термостатированных условиях для нагрева холодных компонентов и ослабления битумных связей в зернах дробленого асфальтобетона и окончательно перемешивают смесь (2 стадия) до однородного состояния. Технический результат: образцы регенерированной асфальтобетонной смеси имеют предел прочности при сжатии: при 20oC 4,1-5,0 МПа; при 50oC 1,1-1,2 МПа; водонасыщенных образцов 4,5-5,8 МПа; водонасыщение 2,6-3,0 об.%; набухание 0,9-0,19 об.%. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 табл.


Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов и может быть использовано для регенерации асфальтобетона при ремонте дорожных одежд автомобильных и городских дорог, тротуаров, площадок и др.

Известна композиция для регенерации черных дорожных покрытий [1], включающая, мас.%:
Кубовые остатки на основе высших спиртов и их производных – 14,7-42,0
1,4-диметилдиоксан – 0,3-0,7
Анионный эмульгатор – 0,1-1,0
Вода – Остальное
которая предусматривает обработку поверхности дорожного покрытия эмульсией указанного состава и выдерживания его в естественных условиях в течение двух суток.

Недостатками указанной композиции являются ограниченность толщины регенерируемого слоя, закрытие движения на обработанном участке покрытия на двое суток и зависимость от погодно-климатических условий.

Известна смесь для литого асфальтобетона [2], содержащая, мас.%:
Щебень – 41-48
Песок – 17-29
Минеральный порошок – 18-22
Битум – 8,9-11,0
в которой количество битума в каждой конкретной смеси устанавливается по формуле, учитывающей содержание минеральных материалов и их битумоемкость, плотность минеральных материалов и битума, водопоглащение щебня и содержание асфальтового вяжущего.

Недостатком указанной смеси является невозможность определения при регенерации количества старого асфальтобетона, новых минеральных материалов и битума.

Известен способ регенерации асфальтобетона [3] путем смешения его в течение 30 с при 20oC с 0,1…1,0% отработанного моторного масла, в которое дополнительно вводят тетраэтоксинлан в количестве 5,2. ..42,8% от массы масла.

Недостатком указанного способа является необходимость измельчения регенерируемого асфальтобетона до мелких фракций, что приводит к разрушению щебня и большим энергозатратам.

Наиболее близким аналогом к предложенному изобретению является регенерируемая асфальтобетонная смесь, включающая дробленый асфальтобетон, щебень и песок – новый каменный материал – до 50% от массы смеси и битум в количестве 2-6% от массы регенерируемой смеси.

Способ приготовления регенерируемой смеси включает нагрев новых материалов до 220-260oC, смешение их с холодным дробленым старым асфальтобетоном и нагретым битумом [4].

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в снижении материальных затрат и сохранении свойств битума в регенерируемом асфальтобетоне.

Поставленная задача решается тем, что регенерируемая асфальтобетонная смесь, включающая дробленый асфальтобетон, щебень, песок и битум, дополнительно содержит минеральный порошок при следующем соотношении компонентов в мас.%:
Дробленый асфальтобетон – 30-70
Щебень, песок – 28-66
Минеральный порошок – 6-14
Битум – 2-7,
при этом количество дробленого асфальтобетона в каждой конкретной смеси устанавливают по формуле:

где АБ – дробленый старый асфальтобетон, мас.%,
CЩ+П – теплоемкость щебня и песка, ккал/кгград.;
CБ – теплоемкость битума, ккал/кгград.;
CМП – теплоемкость минерального порошка, ккал/кгград.;
CАБ – теплоемкость асфальтобетона, ккал/кгград.;
mЩ – вес щебня и песка в одном замесе, кг;
mБ – вес битума в одном замесе, кг;
mМП – вес минерального порошка в одном замесе, кг;
tн – температура нагрева щебня и песка, oC;
tс – температура готовой смеси, oC;
tНБ – температура нагрева битума, oC;
tМП – температура минерального порошка, oC;
M – вес смеси одного замеса, кг;
rВ – удельная теплоемкость и теплота испарения воды;
W – влажность дробленого асфальтобетона, %.

Также поставленная задача решается тем, что в способе приготовления регенерируемой асфальтобетонной смеси, включающем перемешивание нагретых щебня и песка с холодным дробленым асфальтобетоном и нагретым битумом, в смесь дополнительно вводят холодный минеральный порошок, щебень и песок нагревают до температуры 210-280oC, а битум нагревают до рабочей температуры, перемешивание осуществляют в течение 3-7 с, полученную смесь выдерживают в бункере-термосе не менее 2 мин и окончательно перемешивают до полной однородности.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Новые минеральные материалы (щебень и песок) нагревают в сушильном барабане до температуры 210…330oC, создавая избыточный запас тепла, необходимый для нагрева дробленого асфальтобетона и минерального порошка до температуры готовой смеси. Битум нагревают до рабочей температуры. Затем дозируют все компоненты смеси и предварительно перемешивают (1 стадия) холодные и горячие компоненты. После этого смесь выдерживают в бункере- термосе, и дробленый асфальтобетон нагревается при термостатировании без ухудшения качества его битума за счет избыточного тепла минеральных материалов. При последующем перемешивании на 2 стадии нагретые зерна дробленого асфальтобетона разрушаются и распределяются вместе с добавкой нового битума в объеме смеси.

Дробленый песчаный асфальтобетон различных фракций и минеральный порошок использовали при температуре 23oC, минеральные материалы нагревали до температуры 260oC, битум БНД 60/90 – до 160oC.

Время перемешивания регенерируемой смеси во всех случаях составляло: на I этапе (предварительное перемешивание) – 5 с, на II этапе (окончательное перемешивание) – 60 с. Длительность термостатирования составляла для смеси N 1 – 2 мин, смеси N 2 – 3 мин, смеси N 3 – 4 мин, и смеси N 4 – 5 мин.

Регенерируемая асфальтобетонная смесь содержала, мас.%: дробленый песчаный асфальтобетон различных фракций – 50,0; отсев гранитный – 22,0; песок гидронамывной – 23,0; порошок минеральный – 5,0; битум – 3,5. Составы различались по крупности фракций дробленого асфальтобетона: состав N 1 – фракция 0…10 мм, состав N 2 – фракция 10…20 мм, состав N 3 – фракция 20…30 мм, состав N 4 – фракция 30…40 мм.

Количество дробленого старого асфальтобетона для состава N 1 рассчитывали следующим образом.

Для расчета принимают следующие исходные данные: теплоемкость щебня и песка CЩ+П = 0,92 кДж/кгград.; теплоемкость битума CБ = 0,96 кДж/кгград.; теплоемкость минерального порошка CМП = 1,13 кДж/кгград.; теплоемкость асфальтобетона CАБ = 0,92 кДж/кгград.; вес щебня и песка в одном замесе mЩ = 300 кг; вес битума в одном замесе mБ = 28 кг; вес минерального порошка в одном замесе mМП = 40 кг; температура нагрева щебня и песка tн = 316oC; температура готовой смеси tс = 160oC; температура нагрева битума tНБ = 180oC; температура минерального порошка tМП = 24oC; температура дробленого асфальтобетона tАБ = 24oC; вес смеси одного замеса M = 600 кг; удельная теплоемкость и теплота испарения воды rВ = 2675 кДж/кг; влажность дробленого асфальтобетона W = 0%.

Подставляем принятые исходные данные в заявленную формулу и получаем:

Для проверки полученных результатов готовили контрольную песчаную асфальтобетонную смесь без добавок старого асфальтобетона по обычной технологии. Контрольная смесь содержала, мас.%: отсев гранитный – 44,0; песок гидронамывной – 46,0; порошок минеральный -10,0; битум БНД 60/90 – 7,0.

Во всех случаях приготовление смесей, формирование образцов и их испытания проводили в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-84 “Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия” и ГОСТ 12801-84 “Смеси асфальтобетонные дорожные и аэродромные, дегтебетонные аэродромные, асфальтобетон и дегтебетон. Методы испытаний”.

Примеры конкретного выполнения состава регенерируемой асфальтобетонной смеси и способа ее приготовления приведены в таблице.

Требования ГОСТ 9128-84 “Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия” к показателям физико-механических свойств песчаного асфальтобетона для различных дорожно-климатических зон следующие: предел прочности при сжатии при 20oC – не менее 1,0…1,6 МПа; коэффициент водостойкости – не менее 0,7…0,95; набухание – не более 0,5… 1,5% по объему; водонасыщение – 1,0…6,0% по объему.

Как видно из приведенных данных, описываемый состав регенерируемой асфальтобетонной смеси и способ его приготовления позволят получить смеси, соответствующие современным техническим условиям.

Источники информации
1. А.С. СССР N 1701688.

2. А.С. СССР N 2062762.

3. А.С. СССР N 1599340.

4. Регенерация асфальтобетонных слоев дорожных одежд. ОИ ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, Сер. “Строительство и эксплуатация автомобильных дорог”, М., 1981, вып. 6, с. 31-34.

Формула изобретения


1. Регенерируемая асфальтобетонная смесь, включающая дробленый асфальтобетон, щебень, песок и битум, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит минеральный порошок при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Дробленый асфальтобетон – 30 – 70
Щебень, песок – 28 – 66
Минеральный порошок – 6 – 14
Битум – 2 – 7
2. Регенерируемая асфальтобетонная смесь по п.1, отличающаяся тем, что количество дробленого асфальтобетона в каждой конкретной смеси устанавливают по формуле

где АБ – дробленый старый асфальтобетон, мас.%;
СЩ+П – теплоемкость щебня и песка, ккал/кг град.;
CБ – теплоемкость битума, ккал/кг град;
СМП – теплоемкость минерального порошка, ккал/кг град;
САБ – теплоемкость асфальтобетона, ккал/кг град;
mЩ – вес щебня и песка в одном замесе, кг;
mБ – вес битума в одном замесе, кг;
mМП – вес минерального порошка в одном замесе, кг;
tн – температура нагрева щебня и песка, oC;
tс – температура готовой смеси, oC;
tБн – температура нагрева битума, oC;
tМП – температура минерального порошка, oC;
М – вес смеси одного замеса, кг;
rВ – удельная теплоемкость и теплота испарения воды;
W – влажность дробленого асфальтобетона, %.

3. Способ приготовления регенерируемой асфальтобетонной смеси, включающий перемешивание нагретых щебня и песка с холодным дроблением асфальтобетоном и нагретым битумом, отличающийся тем, что в смесь дополнительно вводят холодный минеральный порошок, щебень и песок нагревают до температуры 210 – 280oC, а битум нагревают до рабочей температуры, перемешивание осуществляют в течение 3 – 7 с, полученную смесь выдерживают в бункере термосе не менее 2 мин и окончательно перемешивают до полной однородности.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 28.06.2001

Номер и год публикации бюллетеня: 2-2003

Извещение опубликовано: 20.01.2003


Categories: BD_2164000-2164999