|
(21), (22) Заявка: 2008112342/09, 31.03.2008
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
31.03.2008
(46) Опубликовано: 20.10.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2236744 C1, 20.09.2004. RU 2159984 С1, 27.11.2000. SU 687541 А, 05.10.1979. SU 51307 U1, 27.01.2006. RU 2095925 С1, 10.11.1997. RU 2069442 C1, 20.11.1996. SU 1265934 А1, 23.10.1986. SU 1405099 А1, 23.06.1988. SU 402395 А, 15.03.1974. SU 100366 А1, 10.04.1965. JP 57122664 А, 30.07.1982.
Адрес для переписки:
355017, г.Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12, ФГОУ ВПО СтГАУ, ОИС (патентный отдел)
|
(72) Автор(ы):
Никитенко Геннадий Владимирович (RU), Гринченко Виталий Анатольевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ставропольский государственный аграрный университет” (RU)
|
(54) ЛИНЕЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
(57) Реферат:
Изобретение относится к электротехнике, в частности к линейным электродвигателям и может быть использовано для привода дозаторов, насосов, клапанов и других механизмов. Линейный двигатель состоит из цилиндрического корпуса (1), в котором болтами (2) закреплены два цельных цилиндрических магнитопровода (3) П-образной формы с намагничивающими катушками (4), (5). В отверстия магнитопроводов (3) через подшипники скольжения (6) вставлен вал (7) с двумя пружинами (8), между которыми посередине под прямым углом закреплен якорь (9). Якорь (9) состоит из двух дисковых магнитных вставок (10), между которыми находится немагнитная прослойка (11). В немагнитной прослойке (11) якоря выполнены четыре выреза под фиксирующие шарики (12) с пружинами (13), которые закрыты ограничивающими крышками (l4) с отверстиями для шарика (12). Шарик (12) выглядывает из отверстия таким образом, чтобы попасть в бороздку на внутренней поверхности корпуса (1) при отключении намагничивающих катушек (4, 5). Это необходимо для того, чтобы якорь (9) под действием пружин (8) занял среднее положение и зафиксировался в нем. Корпус (1), магнитопроводы (3) и магнитные вставки (10) якоря выполнены из магнитомягкого материала, а вал (7) и немагнитная прослойка (11) якоря – из немагнитных материалов. Технический результат состоит в создании регулировании амплитуды, а также возможности фиксирования якоря в любом положении в пределах рабочего хода. 1 ил.
Изобретение относится к электротехнике, в частности к линейным электродвигателям, и может быть использовано для привода дозаторов, насосов, клапанов и других механизмов.
Уровень техники
Известен линейный двигатель, состоящий из статора и якоря, статор содержит шпильки, на которые надеты магнитные основания, полюсы, немагнитные втулки, а также магнитные обручи, немагнитные шайбы, намагничивающиеся катушки. Якорь содержит стержень, на котором крепятся магнитные и немагнитные гайки. Осевые длины магнитных и немагнитных элементов статора и якоря определяются чередованием относительных чисел 1 и 3 (см. а.с. RU 2108651, кл. Н02К 33/02, Н02К 41/03).
Недостатком аналога является сложность изготовления.
Известен электромагнитный двигатель, содержащий цилиндрический магнитопровод, состоящий из корпуса, сердечника, соединяющего их фланца, обмотку, расположенную вокруг сердечника, и плоский внешний прямоходовой якорь с ферромагнитным шунтом, выполненным в виде кольца, плоский внешний прямоходовой якорь выполнен немагнитным (см. а.с. RU 2159984, кл. Н02К 33/02, H01F 7/18).
Данный аналог имеют следующие недостатки: нет возможности фиксировать якорь в промежуточном положении и изменять амплитуду перемещений якоря.
Наиболее близким по технической сущности, достигаемому эффекту и принимаемый авторами за прототип является электромагнитный двигатель, содержащий цилиндрический магнитопровод, состоящий из корпуса, сердечника и соединяющего их фланца, а также обмотку, расположенную вокруг сердечника, и закрепленный на валу плоский внешний прямоходный ферромагнитный якорь с шунтом, выполненным в виде кольца, на якоре выполнено дополнительное кольцо, расположенное с внешней стороны относительно шунта, при этом в корпусе со стороны якоря выполнена проточка, соответствующая форме дополнительного кольца (см. а.с. RU 2236744, кл. Н02К 33/02, H01F 7/18).
Недостатками прототипа является то, что в нем нет защиты внутренних деталей от воздействий окружающей среды, на валу не установлены подшипники скольжения, якорь перемещается только из крайнего нижнего положения в крайнее верхнее и нет возможности создавать промежуточные положения якоря, высокая сложность изготовления.
Раскрытие изобретения
Технический результат, который может быть достигнут с помощью изобретения, сводится к созданию возвратно-поступательных движений якоря регулируемой амплитуды, а также возможности фиксирования якоря в любом положении в пределах рабочего хода.
Технический результат достигается с помощью линейного двигателя, содержащего цилиндрический корпус, в котором болтами закреплены два цельных цилиндрических магнитопровода П-образной формы с намагничивающими катушками. В отверстия магнитопроводов через подшипники скольжения вставлен вал с двумя пружинами, между которыми посередине под прямым углом закреплен якорь. Якорь состоит из двух дисковых магнитных вставок, между которыми находится немагнитная прослойка. В немагнитной прослойке якоря выполнены четыре выреза под фиксирующие шарики с пружинами, которые закрыты ограничивающими крышками с отверстиями для шарика. Шарик выглядывает из отверстия таким образом, чтобы попасть в бороздку на внутренней поверхности корпуса при отключении намагничивающих катушек.
Применение заявляемого линейного двигателя позволит упростить конструкцию и расширить ее функциональность.
Краткое описание чертежей
На чертеже представлен общий вид и разрез линейного двигателя.
Осуществление изобретения
Линейный двигатель состоит из цилиндрического корпуса 1, в котором болтами 2 закреплены два цельных цилиндрических магнитопровода 3 П-образной формы с намагничивающими катушками 4, 5. В отверстия магнитопроводов 3 через подшипники скольжения 6 вставлен вал 7 с двумя пружинами 8, между которыми посередине под прямым углом закреплен якорь 9. Якорь 9 состоит из двух дисковых магнитных вставок 10, между которыми находится немагнитная прослойка 11. В немагнитной прослойке 11 якоря выполнены четыре выреза под фиксирующие шарики 12 с пружинами 13, которые закрыты ограничивающими крышками 14 с отверстиями для шарика 12. Шарик 12 выглядывает из отверстия таким образом, чтобы попасть в бороздку на внутренней поверхности корпуса 1 при отключении намагничивающих катушек 4, 5. Это необходимо для того, чтобы якорь 9 под действием пружин 8 занял среднее положение и зафиксировался в нем. Корпус 1, магнитопроводы 3 и магнитные вставки 10 якоря выполнены из магнитомягкого материала, а вал 7 и немагнитная прослойка 11 якоря – из немагнитных материалов.
Линейный двигатель работает следующим образом.
При подаче напряжения на намагничивающую катушку 4, протекающий в ней ток индуцирует магнитное поле, силовые линии которого замыкаются через магнитопровод 3, корпус 1 и магнитную вставку 10 якоря. При этом возникает магнитодвижущая сила, которая стремится соединить якорь 9 с магнитопроводом 3 и поднять его вверх. Плотность силовых линий в зазоре между магнитопроводом 3 и якорем 9 снижается за счет того, что их часть проходит через корпус 1. Это позволяет сделать магнитные потоки более равномерными и избежать магнитного насыщения магнитопровода 3, что в итоге дает увеличение тягового усилия линейного двигателя. Возникающее на якоре 9 линейного двигателя усилие передается через вал 7 в нагрузку.
Увеличение напряжения, подаваемого на намагничивающую катушку 4, приводит к увеличению скорости перемещения якоря 9. При необходимости зафиксировать якорь 9 в промежуточном положении увеличение напряжения, подаваемого на намагничивающую катушку 4, прекращается и одновременно с этим подается напряжение на намагничивающую катушку 5. При этом возникает магнитодвижущая сила, которая стремится опустить якорь 9 вниз. Если продолжить дальнейшее увеличение напряжения, подаваемого на намагничивающую катушку 5, то якорь 9 выйдет из равновесия и опустится вниз. Таким образом, подавая на намагничивающие катушки 4 и 5 напряжение определенной величины, можно менять положение якоря 9 из среднего в крайнее верхнее или нижние, а также меньшей амплитуды или фиксировать якорь в определенном положении.
В отличие от прототипа, в заявленном линейном двигателе намагничивающие катушки могут работать одновременно, а не поочередно. Это возможно благодаря наличию в якоре немагнитной прослойки, которая разделяет магнитные системы верхней и нижней катушек. Такое разделение позволяет магнитодвижущим силам катушек одновременно воздействовать на якорь и изменять амплитуду рабочего хода или фиксировать его в любом положении в пределах рабочего хода. Также заявленный линейный двигатель отличается наличием герметичного корпуса, который является частью магнитной системы и расширяет область применения изобретения. У заявленного линейного двигателя вал закреплен на подшипниках для уменьшения трения; пружины на валу и шарики в якоре позволяют переводить и фиксировать якорь в среднем положении, что упрощает систему управления, так как начало работы всегда связано с одним и тем же положением якоря; формирование тяговой характеристики не требует изменения конструкции, а достаточно только изменять управляющий сигнал.
Применение заявляемого линейного двигателя позволит упростить конструкцию и расширить ее функциональность, а также снизить затраты на производство.
Формула изобретения
Линейный двигатель, содержащий два цилиндрических магнитопровода с двумя намагничивающими катушками и закрепленный на валу якорь, отличающийся тем, что в отверстия в магнитопроводах через подшипники скольжения вставлен вал с двумя пружинами, между которыми закреплен якорь, состоящий из двух дисковых магнитных вставок с немагнитной прослойкой, имеющей четыре выреза под фиксирующие шарики с пружинами, закрытыми крышками с отверстием для шарика.
РИСУНКИ
|
|