Патент на изобретение №2368754

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2368754 (13) C2
(51) МПК

E21B7/20 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007127650/03, 19.07.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

19.07.2007

(43) Дата публикации заявки: 27.01.2009

(46) Опубликовано: 27.09.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1645428 A1, 30.04.1991. SU 750037 A, 23.07.1980. RU 2088740 C1, 27.08.1997. RU 2231608 C1, 27.06.2004. RU 2279522 C2, 20.11.2005. US 5911275 A, 15.06.1999.

Адрес для переписки:

109180, Москва, ул. Большая Якиманка, 27, кв.20, В.И. Ванифатьеву

(72) Автор(ы):

Терентьев Сергей Владимирович (RU),
Осипов Юрий Александрович (RU),
Ванифатьев Владимир Иванович (RU),
Дмитрук Сергей Вениаминович (RU),
Володин Алексей Михайлович (RU),
Степанов Андрей Александрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Терентьев Сергей Владимирович (RU),
Осипов Юрий Александрович (RU),
Ванифатьев Владимир Иванович (RU),
Дмитрук Сергей Вениаминович (RU),
Володин Алексей Михайлович (RU),
Степанов Андрей Александрович (RU)

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ СКВАЖИНЫ ХВОСТОВИКОМ ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, предусматривающих их крепление хвостовиками обсадных колонн с возможностью забуривания из этих скважин дополнительных стволов, в том числе ориентируемых. Сущность изобретения: устройство включает хвостовик обсадной колонны с обратным клапаном в его нижней части, клин для забуривания дополнительного ствола скважины, транспортировочную колонну для спуска хвостовика обсадной колонны и клина в скважину и узел сцепления хвостовика обсадной колонны и клина с транспортировочной колонной. Этот узел выполнен с возможностью заякоривания клина в стволе скважины в рабочем положении устройства, отсоединения клина от транспортировочной колонны для ее извлечения из ствола скважины и зацепления клина с верхней частью хвостовика обсадной колонны. При этом упомянутый узел сцепления – гидравлического действия с возможностью реализации им упомянутых функций от разной величины давления в канале транспортировочной колонны с алгоритмом ее последовательного роста на 10-30% от функции к функции. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области строительства нефтяных и газовых скважин и, в частности, к креплению скважин хвостовиками обсадных колонн с возможностью технологичного забуривания из этих скважин дополнительных стволов с минимально возможными затратами времени и средств.

Известно устройство для крепления скважины хвостовиком обсадной колонны, включающее обсадную колонну, в частности, хвостовик обсадной колонны для крепления ствола скважины, клин для забуривания дополнительного ствола скважины, транспортировочную колонну для спуска клина в скважину и якорь клина (см., например, SU 1645428, 21.12.1988).

Недостатком известного устройства является то, что оно предусматривает отдельный спуск обсадной колонны, в частности хвостовика обсадной колонны, и клина, что требует значительных затрат времени и средств. Кроме того, известное устройство не обеспечивает заданного положения дополнительного ствола многозабойной скважины.

Техническим результатом изобретения является создание устройства, обеспечивающего возможность совмещения крепления скважины хвостовиком обсадной колонны с одновременной установкой направления – клина для забуривания дополнительного (бокового) ствола скважины.

Необходимый технический результат достигается тем, что устройство для крепления скважины хвостовиком обсадной колонны включает собственно хвостовик обсадной колонны с обратным клапаном в его нижней части, клин для забуривания дополнительного ствола скважины, транспортировочную колонну для спуска хвостовика обсадной колонны и клина в скважину и узел сцепления хвостовика обсадной колонны и клина с транспортировочной колонной, выполненный с возможностью:

заякоривания клина в стволе скважины в рабочем положении устройства;

отсоединения клина от транспортировочной колонны для ее извлечения из

ствола скважины;

зацепления клина с верхней частью хвостовика обсадной колонны, при этом упомянутый узел сцепления – гидравлического действия с возможностью реализации им упомянутых функций от разной величины давления в канале транспортировочной колонны с алгоритмом ее последовательного роста на 10-30% от функции к функции.

Кроме того:

устройство выполнено с возможностью заякоривания клина в открытом стволе скважины;

устройство выполнено с возможностью заякоривания клина в предшествующей обсадной колонне скважины;

узел сцепления хвостовика и клина с транспортировочной колонной выполнен в виде кожуха с окнами, связанного с верхней частью хвостовика и помещенного в него корпуса, выполненного с радиальными отверстиями и ниже них – с окнами, дифференциальной втулки, помещенной в кольцевой камере между кожухом и корпусом против радиальных отверстий и выполненной с внутренней конической боковой поверхностью против окон, где помещены сухари с ответной наружной конической поверхностью, фиксирующие транспортировочную колонну, толкателя, помещенного между корпусом и кожухом над дифференциальной втулкой, плашек для заякоривания клина в стволе скважины, помещенных в окнах кожуха и связанных с толкателем, подпружиненной втулки, помещенной между кожухом и корпусом под дифференциальной втулкой, которая имеет возможность зацепления с подпружиненной втулкой в рабочем положении устройства и фиксации ее в этом положении, при этом толкатель, дифференциальная втулка и подпружиненная втулка имеют возможность осевого перемещения при передаче давления через канал транспортировочной колонны и радиальные отверстия корпуса в кольцевую камеру, а сухари имеют возможность выхода из окон;

устройство снабжено ориентатором клина, установленным на транспортировочной колонне с возможностью передачи крутящего момента клину.

Изобретение поясняется графическими изображениями.

На фиг.1 изображено устройство в транспортном положении, на фиг.2 и фиг.3 – устройство в рабочем положении.

Устройство включает в себя транспортировочную колонну 1, в нижней части которой неподвижно относительно этой колонны может быть установлено ориентирующее устройство (на фиг. не показано). Ориентирующее устройство может быть выполнено, например, по типу устройства, описанного в SU 134231, 1960. Устройство имеет также шпонку 2, жестко закрепленную на транспортировочной колонне, взаимодействующую с пазом 3 клина 4 для забуривания дополнительного ствола скважины. Это позволяет передавать крутящий момент от ориентирующего устройства клину 4, соединенного с корпусом 5. Корпус выполнен составным с радиальными отверстиями 6 и окнами 7, в которых помещены сухари 8. При этом внутренняя поверхность сухарей выполнена с профилированными упорами 9, которые взаимодействуют с аналогичными профилированными упорами 10, выполненными в нижней части транспортировочной колонны 1. Наружная боковая поверхность сухарей 8 выполнена конической и взаимодействует с конической поверхностью 11 дифференциальной втулки 12, установленной в нижней части составного корпуса 5.

В устройстве имеется кольцевая камера 13, образованная нижней частью составного корпуса 5 и дифференциальной втулкой 12. В шлицевых продольных пазах 14 корпуса 5 и 15 дифференциальной втулки 12 размещена шпонка 16. На наружной поверхности дифференциальной втулки 12 установлен фиксатор 17. В нижней части корпуса 5 установлена пружина 18, подвижная втулка 19 с пазом 20, в котором помещена шпонка 21, взаимодействующая с пазом 22 переводника 23. Установлен на корпусе и нижний кожух 24 с кольцевой канавкой 25 и срезными штифтами 26, фиксирующими дифференциальную втулку 12 в исходном положении.

В нижней конической части клина 4 выполнены пазы 27, в которых частично размещены плашки 28. Гидравлический привод плашек 28 состоит из толкателя 29, в радиальных отверстиях которого установлены упоры 30, верхнего кожуха 31 с радиальным отверстием 32 и срезными штифтами 33, фиксирующими защитную втулку 34 в исходном положении.

Необходимая герметичность устройства обеспечивается уплотнительными кольцами 35. Посредством переводника 23 устройство соединено с хвостовиком обсадной колонны 36 для крепления скважины. В упомянутом хвостовике установлен обратный клапан 37.

Непосредственно перед заявляемым устройством на транспортировочной колонне может быть установлено ориентирующее устройство – устройство для азимутального ориентирования клина 4, который служит для забуривания дополнительного (бокового) ствола скважины в заданном направлении. При этом клин 4 до приведения его в рабочее состояние имеет возможность совместного с ориентирующим устройством поворота относительно хвостовика обсадной колонны 36.

В ряде случаев бывает достаточной установка клина без его азимутального ориентирования.

Таким образом, упомянутая выше транспортировочная колонна 1 служит для спуска хвостовика обсадной колонны 36 и клина 4. Упомянутые корпус 5, кожух 24, дифференциальная втулка 12, сухари 8 представляют собой, по существу, узел сцепления хвостовика обсадной колонны и клина с транспортировочной колонной 1. При этом устройство обеспечивает возможность заякоривания клина 4 в стволе скважины в рабочем положении устройства за счет приведения в действие толкателя 29 с плашками 28 и последующего отсоединения клина 4 от транспортировочной колонны 1 для ее извлечения из ствола скважины. Последнее обеспечено за счет возможности вывода сухарей 8 из зацепления с транспортировочной колонной 1.

Вышеописанный узел сцепления – гидравлического действия с возможностью реализации им упомянутых функций от разной величины давления в канале транспортировочной колонны. Предусмотрен последовательный рост давления в канале транспортировочной колонны с алгоритмом этого роста на 10-30% от функции к функции.

Устройство выполнено с возможностью заякоривания клина 4 как в открытом стволе скважины, так и в предшествующей (ранее и выше спущенной) обсадной колонне скважины.

В более детальном изложении узел сцепления хвостовика и клина с транспортировочной колонной выполнен в виде кожуха 31 с окнами (под плашки 28), связанного с верхней частью хвостовика 36 и помещенного в него корпуса 5, выполненного с радиальными отверстиями 6 и ниже них – с окнами 7, дифференциальной втулки 12. Эта втулка помещена в кольцевой камере 13 между кожухом 24 и корпусом 5 против радиальных отверстий 6 и выполнена с внутренней конической боковой поверхностью против окон 7. В этих окнах помещены сухари 8 с ответной наружной конической поверхностью, фиксирующие транспортировочную колонну 1. Между корпусом 5 и кожухом 24 над дифференциальной втулкой 12 помещен толкатель 29 и плашки 28. Последние служат для заякоривания клина 4 в стволе скважины (открытом или обсаженном). Плашки 28 связаны с толкателем 29. Между кожухом 24 и корпусом 5 под дифференциальной втулкой 12 помещена подпружиненная втулка 19. Дифференциальная втулка 12 имеет возможность зацепления с подпружиненной втулкой 19 в рабочем положении устройства и фиксации ее в этом положении. Толкатель 29, дифференциальная втулка 12 и подпружиненная втулка 19 имеют возможность осевого перемещения при передаче давления через канал транспортировочной колонны 1 и радиальные отверстия 6 корпуса 5 в кольцевую камеру 13. При этом сухари 8 имеют возможность выхода из окон 7.

Устройство работает следующим образом.

После спуска хвостовика обсадной колонны в скважину на заданную глубину и, например, ориентирования клина в заданном направлении (фиг.2) с помощью ориентирующего устройства создают избыточное давление в транспортировочной колонне 1, которое через радиальные отверстия 6 передается на торец защитной втулки 34. При этом срезаются штифты 33, втулка перемещается, освобождая упоры 30, что приводит к перемещению толкателя 29 с плашками 28. В результате происходит (фиг.3) прижатие клина 4 к стенке скважины 38 и его заякоривание, чем исключают возможность его проворота при забуривании дополнительного (бокового) ствола скважины.

При дальнейшем повышении давления (на 10÷30% выше первоначального давления) дифференциальная втулка 12, воспринимая избыточное давление через отверстия 6 и кольцевую камеру 13, срезая штифты 26, перемещается, сцепляясь с подвижной подпружиненной втулкой 19, и фиксируется в конечном рабочем положении в кольцевой канавке 25 фиксатором 17. При перемещении дифференциальной втулки 12 происходит освобождение сухарей 8 и разъединение с транспортировочной колонной 1. После этого транспортировочная колонна 1 со шпонкой 2 и ориентирующим устройством, в случае его применения, извлекают из скважины. Клин 4 остается сцепленным с верхней частью хвостовиков обсадной колонны 36.

Формула изобретения

1. Устройство для крепления скважины хвостовиком обсадной колонны, включающее собственно хвостовик обсадной колонны с обратным клапаном в его нижней части, клин для забуривания дополнительного ствола скважины, транспортировочную колонну для спуска хвостовика обсадной колонны и клина в скважину и узел сцепления хвостовика обсадной колонны и клина с транспортировочной колонной, выполненный с возможностью:
заякоривания клина в стволе скважины в рабочем положении устройства;
отсоединения клина от транспортировочной колонны для ее извлечения из ствола скважины;
зацепления клина с верхней частью хвостовика обсадной колонны, при этом упомянутый узел сцепления – гидравлического действия с возможностью реализации им упомянутых функций от разной величины давления в канале транспортировочной колонны с алгоритмом ее последовательного роста на 10-30% от функции к функции.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно выполнено с возможностью заякоривания клина в открытом стволе скважины.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно выполнено с возможностью заякоривания клина в предшествующей обсадной колонне скважины.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что узел сцепления хвостовика и клина с транспортировочной колонной выполнен в виде кожуха с окнами, связанного с верхней частью хвостовика и помещенного в него корпуса, выполненного с радиальными отверстиями и ниже них – с окнами, дифференциальной втулки, помещенной в кольцевой камере между кожухом и корпусом напротив радиальных отверстий и выполненной с внутренней конической боковой поверхностью напротив окон, где помещены сухари с ответной наружной конической поверхностью, фиксирующие транспортировочную колонну, толкателя, помещенного между корпусом и кожухом над дифференциальной втулкой, плашек для заякоривания клина в стволе скважины, помещенных в окнах кожуха и связанных с толкателем, подпружиненной втулки, помещенной между кожухом и корпусом под дифференциальной втулкой, которая имеет возможность зацепления с подпружиненной втулкой в рабочем положении устройства и фиксации ее в этом положении, при этом толкатель, дифференциальная втулка и подпружиненная втулка имеют возможность осевого перемещения при передаче давления через канал транспортировочной колонны и радиальные отверстия корпуса в кольцевую камеру, а сухари имеют возможность выхода из окон.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено ориентатором клина, установленным на транспортировочной колонне с возможностью передачи крутящего момента клину.

РИСУНКИ

Categories: BD_2368000-2368999