Патент на изобретение №2367853

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2367853 (13) C1
(51) МПК

F25B15/00 (2006.01)
F25D11/04 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008127038/06, 02.07.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

02.07.2008

(46) Опубликовано: 20.09.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2327087 C1, 20.06.2008. SU 1747826 A1, 15.07.1992. RU 45511 U1, 10.05.2005. US 4296613 A, 27.10.1981. JP 2004125229 A, 22.04.2004.

Адрес для переписки:

660014, г.Красноярск, а/я 486, СибГАУ, ОИС, начальнику Л.А. Лутовиновой

(72) Автор(ы):

Ильиных Вадим Вадимович (RU),
Титлов Александр Сергеевич (UA),
Кишкин Александр Анатольевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева” (СибГАУ) (RU)

(54) ТРАНСПОРТНАЯ ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА

(57) Реферат:

Транспортная холодильная установка (ТХУ) предназначена для первичной холодильной обработки (замораживания и низкотемпературного хранения) продукции прудового и речного рыбоводства непосредственно в местах лова. Транспортная холодильная установка содержит холодильный агрегат и теплоизолированную камеру с холодоаккумулятором. Теплоизолированная камера состоит из отдельных теплоизолированных модулей, выполненных по типу «ларь» и содержащих на задней стенке абсорбционно-диффузионные холодильные агрегаты (АДХА) с жаровыми трубами. Каждый модуль имеет внутреннюю металлическую камеру, связанную в тепловом отношении с испарителем АДХА, установленным в проеме задней стенки. Часть модулей имеет емкости с жидким хладоносителем, а остальные – корзины для хранения замороженных продуктов. Холодоаккумуляторы находятся в проемах между емкостями с жидким хладоносителем и стенками внутренней металлической камеры. Использование изобретения позволит расширить функциональные возможности ТХУ. 4 ил.

Изобретение относится к холодильной технике, в частности, к транспортным холодильным установкам и предназначено, в первую очередь, для первичной холодильной обработки (замораживания и низкотемпературного хранения) продукции прудового и речного рыбоводства непосредственно в местах лова.

Известна транспортная холодильная установка, содержащая теплоизолированную камеру с батареями, заполненными холодоаккумулятором, при этом внутри батареи установлен трубчатый змеевик для циркуляции хладоносителя или кипящего холодильного агента (Мальгина Е.В., Мальгин Ю.В., Суедов В.П. Холодильные машины и установки. – М.: Пищевая пром-сть, 1980, с.561).

На зарядной станции змеевик подсоединяется к стационарной холодильной установке с помощью гибких шлангов. Холодоаккумулятор замораживается и транспортная холодильная установка (ТХУ) используется для перевозки продуктов при температуре в камере 04°С.

Преимуществом известной ТХУ является простота, отсутствие движущихся элементов, надежность. Недостаток – привязка к зарядным станциям, т.е. низкая автономность.

Известна ТХУ, содержащая теплоизолированную камеру и емкость с холодоаккумулятором в виде сухого льда (твердой углекислоты) (Мальгина Е.В., Мальгин Ю.В., Суедов В.П. Холодильные машины и установки. – М.: Пищевая пром-сть, 1980, с.561)

В такой ТХУ поддерживается температура минус 20минус 15°С, однако применение сухого льда ограничено из-за высокой стоимости.

Известна ТХУ (Мальгина Е.В., Мальгин Ю.В., Суедов В.П. Холодильные машины и установки. – М.: Пищевая пром-сть, 1980, с.561-562), содержащая теплоизолированную камеру и емкость со сжиженным газом (жидким азотом).

Азот распыляется в камере и равномерно охлаждает ее внутренний объем.

Недостатком такой ТХУ является низкая термодинамическая эффективность, высокая стоимость эксплуатации, привязка к зарядным станциям.

Известна ТХУ (Зеликовский И.X., Каплан Л.Т. Малые холодильные машины и установки. Справочник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1989, с.417) – прототип, содержащая парокомпрессионную холодильную машину и теплоизолированную камеру с холодоаккумулятором.

Парокомпрессионная холодильная машина установлена за пределами холодильной камеры, а холодоаккумуляторы – в герметичных резервуарах у боковых стенок холодильной камеры. Резервуары заполнены на 90% по объему раствором хлористого кальция с плотностью 1136 кг/м3 и имеют трубчатые змеевики для циркуляции кипящего холодильного агента.

Парокомпрессионная холодильная машина может работать от аккумуляторных батарей или от наружной силовой сети.

В холодильной камере холодоаккумуляторы поддерживают температуру минус 2минус 4°С в течение 1012 часов при температуре окружающего воздуха 28°С.

Недостатками известной ТХУ являются зависимость от источников электроснабжения, т.е. недостаточная автономность, и ограниченная холодопроизводительность.

Задача изобретения – расширение функциональных возможностей ТХУ, обеспечивающее не только низкотемпературное хранение продукта, но и его первичную холодильную обработку – замораживание.

Поставленная задача достигается тем, что в известной ТХУ, содержащей холодильный агрегат и теплоизолированную камеру с холодоаккумулятором, согласно изобретению, теплоизолированная камера состоит из отдельных теплоизолированных модулей, выполненных по типу «ларь» и содержащих на задней стенке абсорбционно-диффузионные холодильные агрегаты (АДХА) с жаровыми трубами, а каждый модуль имеет внутреннюю металлическую камеру, связанную в тепловом отношении с испарителем АДХА, установленным в проеме задней стенки, при этом часть модулей имеет емкости с жидким хладоносителем, а остальные – корзины для хранения замороженных продуктов, причем холодоаккумуляторы находятся в проемах между емкостями с жидким хладоносителем и стенками внутренней металлической камеры.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежами.

На фиг.1 изображена ТХУ, вид сбоку.

На фиг.2 – ТХУ, вид спереди.

На фиг.3 – ТХУ, разрез А-А.

На фиг.4 – ТХУ, разрез Б-Б.

ТХУ содержит платформу 1 на шасси 2. На платформе 1 установлена одна либо несколько холодильных секций (на фиг.2 показаны две холодильные секции 3 и 4). Между секциями 3 и 4 имеется проход для персонала. Для подъема на платформу 1 используется лестница 5.

Каждая холодильная секция состоит из отдельных теплоизолированных модулей типа «ларь» с верхней крышкой. Например, секция 3 содержит модули 6, 7, 8. На задней стенке модулей 6, 7, 8 установлены АДХА, соответственно 9, 10, 11.

Испаритель 12 АДХА (на примере модуля 7, фиг.4) установлен в проеме задней стенки. Модули 6, 7, 8 имеют внутренние металлические камеры, соответственно 13, 14, 15.

Модули 6 и 7 имеют емкости 16, заполненные жидким хладоносителем 17, а модуль 8 – корзины 18 для хранения замороженных продуктов. Корзины 18 располагаются в охлаждаемых камерах ярусами.

58, с.44-52).

Модули 6 и 7 содержат холодоаккумуляторы 19 и 20, расположенные в проемах между емкостями 16 и стенками внутренних камер 13 и 14.

Для защиты от осадков и солнечного излучения холодильные секции 3 и 4 закрыты тентом 21.

Центральное горелочное устройство 22 посредством распределительной магистрали 23 и жаровых труб 24 связано с соответствующим АДХА 9, 10, 11.

ТХУ работает следующим образом.

На предварительном этапе (до начала лова) АДХА 9 10 будут «заряжать» холодоаккумуляторы 19 и 20 и жидкий хладоноситель 17 в модулях 6 и 7 для перевода их в твердое состояние с температурой плавления минус 24минус 22°С.

В ТХУ предлагается использовать холодоаккумуляторы и жидкий хладоноситель на основе водного раствора хлористого кальция.

Жидкий хладоноситель на предварительном этапе охлаждается до минус 24минус 22°С, либо несколько большей (на 23°С) температуры без перевода в твердое состояние.

Подвод тепловой энергии к холодильным аппаратам секций 3 и 4, в частности к АДХА 6, 7, 8 осуществляется от центрального горелочного устройства 22 через распределительную магистраль 23 к жаровым трубам 24.

Продолжительность предварительного этапа работы ТХУ должна соответствовать времени «зарядки» холодоаккумуляторов 19 и 20 (кристаллизации) и охлаждению жидкого хладоносителя до требуемой температуры.

Подготовленная к работе ТХУ доставляется к месту лова на берег водоема. Для удобства работы персонала на платформе 1 устанавливается лестница 5 и при необходимости – тент 21.

Открываются крышки модулей 6 и 7, и рыба опускается в емкости 16 с жидким хладоносителем 17. В емкости 16 происходит охлаждение до температуры минус 20минус 18°С и последующее замораживание рыбы.

Замороженная рыба из емкостей 16 переносится в модуль 8, где укладывается в корзины 18 и хранится до момента доставки в стационарный холодильник.

В процессе термической обработки пищевых продуктов «запас» холода в виде теплоты фазового перехода позволит обеспечить необходимую холодопроизводительность ТХУ.

Количественное соотношение модулей замораживания 6 и 7 и модулей низкотемпературного хранения 8 определяется требуемой производительностью.

Расширение функциональных возможностей ТХУ обеспечено тем, что продукты не только замораживаются, но и хранятся при низких температурах необходимое количество времени. В режиме хранения не требуется проведения специальных мероприятий по увеличению холодопроизводительности АДХА, так как необходимо компенсировать только теплопритоки из окружающей среды.

Применение АДХА с жаровыми трубами позволяет использовать для производства холода альтернативные (неэлектрические) источники энергии. В первую очередь это газогорелочные устройства, работающие на органических теплоносителях, например на керосине, бензине, дизельном топливе, сжиженном газе и т.д. Газогорелочные устройства позволяют исключить привязку АДХА к источникам электроснабжения, т.е. повысить автономность систем охлаждения.

Максимальная эффективность теплоиспользующих холодильных агрегатов, в том числе и АДХА, достигается в транспортных условиях, когда производство электроэнергии осуществляется в дизель-генераторах, имеющих КПД 1520%.

Предлагаемая транспортная холодильная установка обладает следующими преимуществами:

– отсутствует привязка к источникам электроснабжения, т.е. повышается автономность;

– повышается энергетическая эффективность;

– повышается холодопроизводительность;

– снижается техногенное воздействие на окружающую среду.

Формула изобретения

Транспортная холодильная установка, содержащая холодильный агрегат и теплоизолированную камеру с холодоаккумулятором, отличающаяся тем, что теплоизолированная камера состоит из отдельных теплоизолированных модулей, выполненных по типу «ларь» и содержащих на задней стенке абсорбционно-диффузионные холодильные агрегаты (АДХА) с жаровыми трубами, а каждый модуль имеет внутреннюю металлическую камеру, связанную в тепловом отношении с испарителем АДХА, установленным в проеме задней стенки, при этом часть модулей имеет емкости с жидким хладоносителем, а остальные – корзины для хранения замороженных продуктов, причем холодоаккумуляторы находятся в проемах между емкостями с жидким хладоносителем и стенками внутренней металлической камеры.

РИСУНКИ

Categories: BD_2367000-2367999