Патент на изобретение №2367824

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2367824 (13) C1
(51) МПК

F04D29/22 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.08.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2007147192/06, 18.12.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

18.12.2007

(46) Опубликовано: 20.09.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2142579 C1, 10.12.1997. RU 2197644 C1, 27.01.2003. GB 741797 A, 14.12.1955. GB 2074662 A, 04.11.1981.

Адрес для переписки:

423200, Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. Гоголя, 66-9, ООО НПП “Татройл”

(72) Автор(ы):

Доброскок Борис Евлампиевич (RU),
Козлов Михаил Тимофеевич (RU),
Ризванов Равгат Зиннанович (RU),
Кострач Владимир Иванович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Общество с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие “Татройл” (RU)

(54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО СКВАЖИННОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА

(57) Реферат:

Изобретение относится к нефтяным скважинным насосам большой производительности. Рабочее колесо включает ведущий и ведомый диски и расположенные между ними клиновидные лопатки 3. Лопатки 3 имеют выпуклые поверхности 5, 6 и вогнутые поверхности 4 и образуют радиальные и клиновидные каналы 7, 8, сообщенные между собой. Радиальные каналы 7 выполнены сужающимися в поперечном и расширяющимися в продольном сечениях, а клиновидные каналы 8 – расширяющимися в продольном сечении. Высота клиновидного канала 8 в месте сопряжения двух выпуклых поверхностей 5, 6 составляет , где h – высота, L – длина дуги канала 7 на диаметре dвх, где dвх – диаметр входа жидкости в канал рабочего колеса, а длина дуги “l” на диаметре D пересечения двух выпуклых поверхностей 5, 6 равна l=(0,80,9)L. Изобретение направлено на повышение производительности. 2 ил.

Изобретение относится к области насосостроения, более конкретно к нефтяным скважинным насосам большой производительности, а именно к конструкциям их рабочих колес. Оно может быть применено и в других центробежных насосах, к которым предъявляется требование при малых диаметрах корпуса добиться больших расходов перекачиваемой жидкости.

Известен скважинный нефтяной насос большой производительности (Q=1250 м3/сут), включающий в себя корпус, приводной вал и ступени, каждая из которых состоит из ведущего и ведомого наклонных дисков и лопаток, образующих диагональные каналы, и направляющего аппарата, в котором выполнены диагональные каналы, сходящиеся в сторону движения жидкости (Погружной нефтяной центробежный насос 206 ЭЦНАК 6-1250, Татарстан, г.Альметьевск Насосный завод, (8553) 25-44-62).

Недостатки устройства:

– малый развиваемый ступенью напор, обусловленный небольшим радиусом точки, расположенной на средней линии канала на выходе из него, и значительной разницей между радиусами точек, лежащих на периферийной и центральной стенках канала на выходе из него. В результате центробежная составляющая напора снижается, а при этом осевая составляющая имеет малую величину;

– значительные длиновые размеры ступени вследствие расположения каналов рабочего колеса наклонно, которое вызывает в свою очередь, аналогичное выполнение каналов направляющего аппарата. Все это приводит к резкому увеличению длиновых размеров как насоса, так и установки. В итоге повышается трудоемкость изготовления насоса и его металлоемкость.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является рабочее колесо центробежного насоса, включающее ведущий и ведомый диски и расположенные между ними клиновидные лопатки, имеющие выпуклые и вогнутые поверхности и образующие радиальные и клиновидные каналы, сообщенные между собой (Патент РФ 2142579, 6 F04D 29/22).

Подобная ступень центробежного насоса не может обеспечивать большую производительность, так как она относится к группе тихоходных с параметрами ,

где DH – наружный диаметр рабочего колеса, d0 – входной диаметр рабочего колеса, тогда как для больших расходов требуются колеса с соотношением .

Задачей изобретения является создание рабочего колеса центробежного насоса, обеспечивающего высокую производительность.

Указанная задача решается предлагаемым рабочим колесом центробежного насоса, включающим ведущий и ведомый диски и расположенные между ними клиновидные лопатки, имеющие выпуклые и вогнутые поверхности, образующие радиальные и клиновидные каналы, сообщенные между собой.

Новым является то, что радиальные каналы выполнены сужающимися в поперечном и расширяющимися в продольном сечениях, а каждый клиновидный канал – расширяющимся в продольном сечении; при этом высота клиновидного канала в месте сопряжения двух выпуклых поверхностей составляет , где h – высота, L – длина дуги канала на диаметре dвх, где dвх – диаметр входа жидкости в канал рабочего колеса, а длина дуги “l” на диаметре D пересечения двух выпуклых поверхностей равна l=(0,80,9)L.

На фиг.1 изображен вид на рабочее колесо со стороны всасывания в разрезе, а на фиг.2 – участок насоса в частичном продольном разрезе.

Рабочее колесо состоит из ведущего 1 и ведомого 2 дисков (фиг.2) и клиновидных лопаток 3 (фиг.1), имеющих вогнутые 4 и выпуклые 5 и 6 поверхности. Радиальные каналы 7, образованные смежными лопатками 3, соединены с клиновидной зоной каналом 8. Высота проходного участка “h” в месте сопряжения поверхностей 5 и 6 равна ,

где L – длина дуги канала 7 на диаметре dвх в мм, а длина дуги “l” канала 7 на диаметре “D” пересечения поверхностей 5 и 6 составляет (0,80,9)L. Сечение, образованное параметрами “h” и “bср” (bcp” – средняя ширина клиновидного канала 8 при входе), рассчитано пропустить через себя половину расхода, приходящегося на один канал рабочего колеса при номинальном его напоре.

Рабочее колесо содержит подшипниковые кольца 9 и 10 и размещено в направляющих аппаратах 11 (приемный) и 12 (выкидной).

Работает устройство следующим образом.

При вращении рабочего колеса перекачиваемая жидкость из полости “а”, поступающая туда от предыдущего рабочего колеса (не показана), по каналам выкидного направляющего аппарата 12 направляется в радиальные каналы 7, сужающиеся в поперечной и расширяющиеся в продольной плоскостях, и при достижении сечения, образованного диаметром “D”, часть ее направляется в выкидной канал “б” приемного направляющего аппарата 11, а далее в направляющий аппарат 12. Другая часть направляется в клиновидную зону 8 и оттуда также выбрасывается в каналы выкидного направляющего аппарата 12. В дальнейшем работа повторяется.

Выполнение каналов рабочего колеса сужающимся в поперечном и расширяющимся в продольном сечениях позволяет добиться повышения производительности ступени по сравнению с прототипом на 40-45%.

Формула изобретения

Рабочее колесо скважинного центробежного насоса, включающее ведущий и ведомый диски и расположенные между ними клиновидные лопатки, имеющие выпуклые и вогнутые поверхности и образующие радиальные и клиновидные каналы, сообщенные между собой, отличающееся тем, что радиальные каналы выполнены сужающимися в поперечном и расширяющимися в продольном сечениях, а каждый клиновидный канал – расширяющимся в продольном сечении, при этом высота клиновидного канала в месте сопряжения двух выпуклых поверхностей составляет ,
где h – высота, L – длина дуги канала на диаметре dвх, где dвх – диаметр входа жидкости в канал рабочего колеса, а длина дуги “l” на диаметре D пересечения двух выпуклых поверхностей равна l=(0,80,9)L.

РИСУНКИ

Categories: BD_2367000-2367999