Патент на изобретение №2164581
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ТУРБОБУР
(57) Реферат: Изобретение относится к буровой технике, а именно к турбобурам. Сущность изобретения заключается в том, что в турбобуре, включающем турбинные секции с размещенными в них ступенями силового устройства и ступенями гидродинамического торможения, число вышеперечисленных ступеней определяют исходя из заданных параметров режима бурения по предлагаемым математическим зависимостям. Изобретение обеспечивает повышение эффективности бурения скважин. 1 ил. Изобретение относится к буровой технике, а именно к турбобурам, применяемым при бурении скважин. Известен турбобур, содержащий узел осевой опоры и турбинные секции с размещенными в них ступенями силового устройства и ступенями гидродинамического торможения [а.с. N 299176, E 21 В 4/02, 15.04.90]. К недостаткам такого турбобура следует отнести то, что число ступеней в турбинных секциях устанавливается произвольно, что непосредственно не связано с оптимальным режимом бурения, а это в свою очередь снижает эффективность углубления скважины. Известен так же турбобур, включающий узел осевой опоры и турбинные секции с размещенными в них ступенями силового устройства и ступенями гидродинамического торможения, число которых определяется по осевой нагрузке на осевые опоры [Малышев Д.Г. Регулирование турбобуров. – М.: Недра, 1985, c. 10]. Недостатком является то, что параметры турбобура выбираются при постоянной осевой нагрузке, соответствующей экстремальному режиму, тогда как для устойчивой работы турбобура параметры режима его работы необходимо выбирать в узком диапазоне изменения осевой нагрузки и частоты вращения в соответствии с постоянно меняющимися геолого-техническими условиями бурения. Задача состоит в повышении эффективности углубления скважин. Техническим результатом настоящего изобретения является получение оптимальных значений крутящего момента и частоты вращения вала турбобура для конкретных геолого-технических условий. Поставленная задача и технический результат достигаются тем, что в турбобуре, содержащем узел осевой опоры и турбинные секции с размещенными в них ступенями силового устройства и ступенями гидродинамического торможения, число ступеней силового устройства (Kc) и ступеней гидродинамического торможения (Kгт) в турбинных секциях определяется по формулам ![]() ![]() ![]() ![]() где Mт – результирующий суммарный вращающий момент на валу турбобура при тормозном режиме, кгс ![]() nх – результирующая частота вращения вала турбобура при холостом режиме, об/мин; ![]() ![]() ![]() ![]() n1, n2 – устанавливаемый диапазон изменения частоты вращения (об/мин) при изменении осевой нагрузки от G1 до G2 (тс); Mуд1, Mуд2 – удельные моменты на долоте (кгс ![]() ![]() где K – коэффициент, учитывающий типоразмер долота; Mтр1, Mтр2 – затраты момента на холостое вращение долота в скважине и преодоление сил трения в узле осевой опоры турбобура (кгс ![]() Для обеспечения устойчивой работы турбобура при заданных параметрах режима бурения G1 и n1 необходимо иметь запас момента на валу, что обеспечивается возможностью воспринимать турбобуром увеличенную нагрузку на долото G2 при снижении частоты вращения на величину n2. Рекомендуется принимать значения G2-G1= 0,5 -1 тс и n1-n2 = 50 -100 об/мин. Параметры ступеней активного устройства и ступеней гидродинамического торможения рассчитываются при выбранном расходе жидкости Q плотностью ![]() Чтобы обеспечить равномерную работу каждой турбинной секции, ступени активного устройства и гидродинамического торможения распределяются равномерно в каждой турбинной секции так, что частоты вращения вала и вращающие моменты равны между собой. На чертеже показана схема турбобура. Турбобур содержит узел осевой опоры l, i-е количество турбинных секций 2 с размещенными в них ступенями гидродинамического торможения 3 количеством Kгт, определяемым по формуле (2), и ступенями силового устройства 4 количеством Kс, определяемым по формуле (1). В каждой турбинной секции 2 размещается Kгт/i ступеней гидродинамического торможения и Kс/i ступеней силового устройства. Турбобур работает следующим образом. При прокачивании жидкости плотностью ![]() Формула изобретения
![]() ![]() ![]() ![]() где Mт – результирующий суммарный вращающий момент на валу турбобура при тормозном режиме, кгс ![]() nх – результирующая частота вращения вала турбобура при холостом режиме, об/мин; ![]() ![]() ![]() ![]() n1, n2 – устанавливаемый диапазон изменения частоты вращения (об/мин) при изменении осевой нагрузки от G1 до G2 (тс); Mуд1, Mуд2 – удельные моменты на долоте (кгс ![]() Mтр1, Mтр2 – затраты момента на холостое вращение долота в скважине и преодоление сил трения в узле осевой опоры турбобура (кгс ![]() причем число ступеней силового устройства и гидродинамического торможения распределяются равномерно в каждой турбинной секции так, что частоты вращения вала и вращающие моменты каждой турбинной секции равны между собой. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||