Патент на изобретение №2164546

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2164546 (13) C2
(51) МПК 7
C22C38/52
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 99107839/02, 12.04.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.04.1999

(43) Дата публикации заявки: 20.01.2001

(45) Опубликовано: 27.03.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 829716, 15.05.1981. RU 2077602 C1, 20.04.1997. WO 87/05336 A1, 11.09.1987. SU 647355, 15.02.1979. SU 1322985 A3, 07.07.1987. SU 804710, 15.02.1981.

Адрес для переписки:

107006, Москва, ул. Радио 17, ВИАМ, генеральному директору Каблову Е.Н.

(71) Заявитель(и):

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов

(72) Автор(ы):

Вознесенская Н.М.,
Каблов Е.Н.,
Шалькевич А.Б.,
Петраков А.Ф.,
Воронин Г.Ф.,
Будский Е.В.

(73) Патентообладатель(и):

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов

(54) ВЫСОКОПРОЧНАЯ КОРРОЗИОННОСТОЙКАЯ СТАЛЬ АУСТЕНИТНО-МАРТЕНСИТНОГО КЛАССА


(57) Реферат:

Изобретение относится к металлургии, в частности к созданию высокопрочной корозионно-стойкой стали аустенитно-мартенситного класса, предназначенной для изготовления высоконагруженных крупногабаритных деталей машин, таких как шасси, рамы, лонжероны, узлы поворота, силовой крепеж и др., работающих при температуре от -70 до +300°С. Заявленная сталь содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: углерод 0,18-0,21; хром 13-14; никель 4-4,5; молибден 2,3-2,8; кремний 1,7-2,5; кобальт 3,5-4,5; азот 0,06-0,09; марганец 0,1-1,0; иттрий 0,001-0,05; церий 0,001-0,05; лантан 0,001-0,05; железо остальное. При этом сумма Y+Ce+La0,l %, а соотношение компонентов, определяющих фазовый состав стали, характеризуется следующими формулами:
Км=Cr+Mo+l,5Ni+30(C+N)+0,7(Mn+Si)=30-35;
Кф=Cr+Mo+2Si-{l,5Ni+30(C+N)0,7Mn}=5-5,5,
где Км – эквивалент мартенситообразования, а Кф – эквивалент ферритообразования. Техническим результатом изобретения является повышение прочности, пластичности, ударной вязкости и сопротивления коррозионному растрескиванию. 1 з.п.ф-лы, 2 табл.


Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным коррозионно-стойким сталям аустенитно-мартенситного класса, обладающих супервысокой прочностью, хорошей свариваемостью и высоким сопротивлением коррозионному растрескиванию. Сталь предназначена для изготовления высоконагруженных крупногабаритных деталей машин: шасси, рамы, лонжероны, узлы поворота, силовой крепеж и др., работающих при t = -70 – +300oC во всеклиматических условиях, в том числе в морской среде.

Известны коррозионно-стойкие стали для силовых деталей машин, в том числе самолетных конструкций: 17-4PH (США) (New developments in high strength stainless steels, DMIC Report 223, January 3, 1966 г.) и сталь 13X11H6M2C (а.с. 647355, БИ N 6 от 15.02.79 г.).

Сталь 17-4PH имеет следующий химический состав, мас.%:
C – 0,07
Cr – 15,5-17,5
Ni – 3-5
Nb – 0,15-0,45
Cu – 3-5
Si – 1,0
Fe – Остальное
После закалки с 1040oC и отпуска при 470oC 1 час сталь имеет следующие механические свойства: в = 133 кгс/мм2, 0,2 = 120 кгс/мм2, = 10,5%, = 35%, av = 2 кгсм/см2.

Сталь имеет достаточно высокое сопротивление коррозионному растрескиванию, но недостаточный уровень прочностных характеристик и пониженные значения пластичности ( и ) и вязкости (av).

Сталь 13Х11Н6М2С имеет следующий химический состав, мас.%:
C – 0,10-0,16
Cr – 10,5-12,5
Ni – 5,6-7
Mo – 1,5-3
Si – 1,3-2,7
N – 0,006-0,05
Mn – 0,5
Fe – Остальное
Сталь после закалки и отпуска обладает следующими механическими свойствами: в = 154-158 кгс/мм2, 0,2 = 131-135 кгс/мм2, = 12-13%, = 42-55%, aн = 6-7,5 кгсм/см2.

Указанная сталь имеет недостаточный уровень прочности и из-за пониженного содержания хрома недостаточную коррозионную стойкость, что затрудняет ее применение для деталей и узлов, работающих в морской среде. Кроме того, сталь не сбалансирована по фазовому составу: при содержании в стали ферритообразующих элементов (Cr, Si, Mo) на верхнем пределе, а аустенитообразующих (C, Ni, N) – на нижнем, в стали может быть до 13% дельта-феррита, который резко снижает пластичность и вязкость, особенно в поперечном волокну направлении. Кроме того, при неблагоприятном сочетании легирующих элементов сталь может быть либо чисто аустенитной, либо мартенситной, что приводит к нестабильности механических свойств.

Известна коррозионно-стойкая сталь аустенитно-мартенситного класса 18Х14Н4АМ3 (а.с. N 829716, БИ 18 от 15.05.81 г.), принятая авторами за прототип, следующего химического состава, мас.%:
C – 0,17-0,20
Cr – 13-14,5
Ni – 4-4,5
Mo – 2,3-2,8
N – 0,05-0,10
Si – 0,1-0,7
Mn – 0,1-1,0
Fe – Остальное
Эта сталь имеет высокий комплекс механических и коррозионных свойств. После закалки, обработки холодом и отпуска сталь имеет следующие свойства: в = 164-176 кгс/мм2, 0,2 = 135-140 кгс/мм2, 5 = 15,5-16,5%, = 50-55%, aн = 10-12 кгсм/см2.

Недостатками стали является недостаточная прочность для таких узлов, как шасси самолета, а также крупное зерно после закалки (~2 балла), что при жестких условиях испытания приводит к получению пониженных характеристик (ударная вязкость образцов с трещиной – aту, коэффициент интенсивности напряжений K).

Технической задачей настоящего изобретения является создание супервысокопрочной коррозионно-стойкой стали ( в = 180 кгс/мм2), обладающей стабильно высокими пластичностью и вязкостью, а также высокими характеристиками надежности – коэффициентом интенсивности напряжения K, сопротивлением коррозионному растрескиванию.

Эта задача достигается за счет дополнительного легирования кобальтом, иттрием, церием и лантаном при следующем соотношении компонентов, мас.%:
C – 0,18-0,21
Cr – 13-14
Ni – 4-4,5
Mo – 2,3-2,8
Si – 1,7-2,5
Co – 3,5-4,5
N – 0,06-0,09
Mn – 0,1-1,0
Y – 0,001-0,05
Ce – 0,001-0,05
La – 0,001-0,05
Fe – Остальное
При этом сумма Y+Ce+La0,1, т. к. большее содержание может повысить склонность к горячим трещинам.

Соотношение аустенито- и ферритообразующих элементов, определяющих фазовый состав в стали, должно определяться следующими равенствами:
Kм = Cr+Mo+1,5Ni+30(C+N)+0,7(Mn+Si) = 30-35,
Kф = Cr+Mo+2Si-{1,5Ni+30(C+N)+0,7Mn} = 5-5,5,
где Kм – эквивалент мартенситообразования,
Kф – эквивалент ферритообразования.

Подобранное соотношение легирующих элементов (Kм и Kф) позволяет получить стабильную структуру феррита и заданное соотношение мартенсита и аустенита (80-85% мартенсита, 15-20% остаточного аустенита) и обеспечить требуемый высокий уровень механических и коррозионных свойств.

Легирование стали повышенным содержанием Si и введенным Co позволяет получить высокий предел прочности в = 180 кгс/мм2.

Кроме того, повышенное содержание кремния обеспечивает высокую коррозионную стойкость в том числе сопротивление коррозионному растрескиванию.

Легирование церием и лантаном уменьшает содержание примесей на границах зерен, легирование иттрием позволяет получить достаточно мелкое зерно (~4 балла), что обеспечивает высокие и стабильные характеристики пластичности и вязкости.

Пример осуществления.

В лабораторных условиях в открытой печи с последующим электрошлаковым переплавом были произведены плавки предложенного химического состава (табл. 1).

Новая сталь после термообработки по оптимальному режиму: закалка + обработка холодом и отпуск обладает следующими механическими свойствами (табл. 2):
предел прочности в = 180-190 кгс/мм2
предел текучести 0,2 = 142-150 кгс/мм2
относительное удлинение 5 = 18-20%
относительное сужение = 52-60%
ударная вязкость av = 6-10 кгсм/см2 (rн = 0,25 мм)
ударная вязкость с трещиной aту = 3,5-5 кгсм/см2
коэффициент интенсивности напряжения:
K+20 = 450-480 кгс/мм3/2
K-50 = 290-310 кгс/мм3/2
Сопротивление коррозионному растрескиванию – при приложенном напряжении = 0,8 0,2 сталь выдерживает более 6 месяцев без разрушения в камере соляного тумана 5% NaCl, t = 35oC (КСТ-35).

Как видно из приведенных данных, при весьма высоких значениях прочности в = 180-190 кгс/мм2 сталь имеет высокие характеристики пластичности ( , ), вязкости (aн, av, aту), высокий коэффициент интенсивности напряжения (K), высокое сопротивление коррозионному растрескиванию в камере соляного тумана (КСТ-35).

По сравнению с известной сталью (прототип) новая сталь обладает более высокими механическими свойствами: предел прочности (в) выше на 10-20 кгс/мм2, значение ударной вязкости (av и aту) выше в 1,5 раза, значения коэффициента интенсивности напряжений (K) выше на 10-20%.

Таким образом, применение предложенной стали позволит снизить вес тяжелонагруженных деталей, эксплуатирующихся при t = -70 – +300oC во всеклиматических условиях, и обеспечить стабильные и высокие характеристики надежности самолетов нового поколения.

Эта сталь может быть применена для высоконагруженных силовых конструкций (детали шасси, рамы, лонжероны, узлы поворота и др.), эксплуатирующихся во всеклиматических условиях и гидросамолете.

Формула изобретения


1. Высокопрочная коррозионно-стойкая сталь аустенитно-мартенситного класса, содержащая углерод, хром, никель, молибден, кремний, азот, марганец, железо, отличающаяся тем, что сталь дополнительно содержит кобальт, иттрий, церий и лантан при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод – 0,18 – 0,21
Хром – 13 – 14
Никель – 4 – 4,5
Молибден – 2,3 – 2,8
Кремний – 1,7 – 2,5
Кобальт – 3,5 – 4,5
Азот – 0,06 – 0,09
Марганец – 0,1 – 1,0
Иттрий – 0,001 – 0,05
Церий – 0,001 – 0,05
Лантан – 0,001 – 0,05
Железо – Остальное
при этом сумма Y+Ce+La 0,1%.

2. Высокопрочная коррозионно-стойкая сталь аустенитно-мартенситного класса по п.1, отличающаяся тем, что соотношение компонентов, определяющих фазовый состав стали, характеризуется следующими формулами:
Км = Cr+Mo+1,5Ni+30(C+N)+0,7(Mn+Si) = 30-35,
Кф = Cr+Mo+2Si-{1,5Ni+30(C+N)+0,7Mn} = 5-5,5,
где Км – эквивалент мартенситообразования;
Кф – эквивалент ферритообразования.

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2164000-2164999