|
(21), (22) Заявка: 99107839/02, 12.04.1999
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
12.04.1999
(43) Дата публикации заявки: 20.01.2001
(45) Опубликовано: 27.03.2001
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 829716, 15.05.1981. RU 2077602 C1, 20.04.1997. WO 87/05336 A1, 11.09.1987. SU 647355, 15.02.1979. SU 1322985 A3, 07.07.1987. SU 804710, 15.02.1981.
Адрес для переписки:
107006, Москва, ул. Радио 17, ВИАМ, генеральному директору Каблову Е.Н.
|
(71) Заявитель(и):
Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
(72) Автор(ы):
Вознесенская Н.М., Каблов Е.Н., Шалькевич А.Б., Петраков А.Ф., Воронин Г.Ф., Будский Е.В.
(73) Патентообладатель(и):
Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
|
(54) ВЫСОКОПРОЧНАЯ КОРРОЗИОННОСТОЙКАЯ СТАЛЬ АУСТЕНИТНО-МАРТЕНСИТНОГО КЛАССА
(57) Реферат:
Изобретение относится к металлургии, в частности к созданию высокопрочной корозионно-стойкой стали аустенитно-мартенситного класса, предназначенной для изготовления высоконагруженных крупногабаритных деталей машин, таких как шасси, рамы, лонжероны, узлы поворота, силовой крепеж и др., работающих при температуре от -70 до +300°С. Заявленная сталь содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: углерод 0,18-0,21; хром 13-14; никель 4-4,5; молибден 2,3-2,8; кремний 1,7-2,5; кобальт 3,5-4,5; азот 0,06-0,09; марганец 0,1-1,0; иттрий 0,001-0,05; церий 0,001-0,05; лантан 0,001-0,05; железо остальное. При этом сумма Y+Ce+La 0,l %, а соотношение компонентов, определяющих фазовый состав стали, характеризуется следующими формулами: Км=Cr+Mo+l,5Ni+30(C+N)+0,7(Mn+Si)=30-35; Кф=Cr+Mo+2Si-{l,5Ni+30(C+N)0,7Mn}=5-5,5, где Км – эквивалент мартенситообразования, а Кф – эквивалент ферритообразования. Техническим результатом изобретения является повышение прочности, пластичности, ударной вязкости и сопротивления коррозионному растрескиванию. 1 з.п.ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным коррозионно-стойким сталям аустенитно-мартенситного класса, обладающих супервысокой прочностью, хорошей свариваемостью и высоким сопротивлением коррозионному растрескиванию. Сталь предназначена для изготовления высоконагруженных крупногабаритных деталей машин: шасси, рамы, лонжероны, узлы поворота, силовой крепеж и др., работающих при t = -70 – +300oC во всеклиматических условиях, в том числе в морской среде.
Известны коррозионно-стойкие стали для силовых деталей машин, в том числе самолетных конструкций: 17-4PH (США) (New developments in high strength stainless steels, DMIC Report 223, January 3, 1966 г.) и сталь 13X11H6M2C (а.с. 647355, БИ N 6 от 15.02.79 г.).
Сталь 17-4PH имеет следующий химический состав, мас.%: C – 0,07 Cr – 15,5-17,5 Ni – 3-5 Nb – 0,15-0,45 Cu – 3-5 Si – 1,0 Fe – Остальное После закалки с 1040oC и отпуска при 470oC 1 час сталь имеет следующие механические свойства: в = 133 кгс/мм2, 0,2 = 120 кгс/мм2, = 10,5%, = 35%, av = 2 кгсм/см2.
Сталь имеет достаточно высокое сопротивление коррозионному растрескиванию, но недостаточный уровень прочностных характеристик и пониженные значения пластичности ( и ) и вязкости (av).
Сталь 13Х11Н6М2С имеет следующий химический состав, мас.%: C – 0,10-0,16 Cr – 10,5-12,5 Ni – 5,6-7 Mo – 1,5-3 Si – 1,3-2,7 N – 0,006-0,05 Mn – 0,5 Fe – Остальное Сталь после закалки и отпуска обладает следующими механическими свойствами: в = 154-158 кгс/мм2, 0,2 = 131-135 кгс/мм2, = 12-13%, = 42-55%, aн = 6-7,5 кгсм/см2.
Указанная сталь имеет недостаточный уровень прочности и из-за пониженного содержания хрома недостаточную коррозионную стойкость, что затрудняет ее применение для деталей и узлов, работающих в морской среде. Кроме того, сталь не сбалансирована по фазовому составу: при содержании в стали ферритообразующих элементов (Cr, Si, Mo) на верхнем пределе, а аустенитообразующих (C, Ni, N) – на нижнем, в стали может быть до 13% дельта-феррита, который резко снижает пластичность и вязкость, особенно в поперечном волокну направлении. Кроме того, при неблагоприятном сочетании легирующих элементов сталь может быть либо чисто аустенитной, либо мартенситной, что приводит к нестабильности механических свойств.
Известна коррозионно-стойкая сталь аустенитно-мартенситного класса 18Х14Н4АМ3 (а.с. N 829716, БИ 18 от 15.05.81 г.), принятая авторами за прототип, следующего химического состава, мас.%: C – 0,17-0,20 Cr – 13-14,5 Ni – 4-4,5 Mo – 2,3-2,8 N – 0,05-0,10 Si – 0,1-0,7 Mn – 0,1-1,0 Fe – Остальное Эта сталь имеет высокий комплекс механических и коррозионных свойств. После закалки, обработки холодом и отпуска сталь имеет следующие свойства: в = 164-176 кгс/мм2, 0,2 = 135-140 кгс/мм2, 5 = 15,5-16,5%, = 50-55%, aн = 10-12 кгсм/см2.
Недостатками стали является недостаточная прочность для таких узлов, как шасси самолета, а также крупное зерно после закалки (~2 балла), что при жестких условиях испытания приводит к получению пониженных характеристик (ударная вязкость образцов с трещиной – aту, коэффициент интенсивности напряжений K1с).
Технической задачей настоящего изобретения является создание супервысокопрочной коррозионно-стойкой стали ( в = 180 кгс/мм2), обладающей стабильно высокими пластичностью и вязкостью, а также высокими характеристиками надежности – коэффициентом интенсивности напряжения K1с, сопротивлением коррозионному растрескиванию.
Эта задача достигается за счет дополнительного легирования кобальтом, иттрием, церием и лантаном при следующем соотношении компонентов, мас.%: C – 0,18-0,21 Cr – 13-14 Ni – 4-4,5 Mo – 2,3-2,8 Si – 1,7-2,5 Co – 3,5-4,5 N – 0,06-0,09 Mn – 0,1-1,0 Y – 0,001-0,05 Ce – 0,001-0,05 La – 0,001-0,05 Fe – Остальное При этом сумма Y+Ce+La 0,1, т. к. большее содержание может повысить склонность к горячим трещинам.
Соотношение аустенито- и ферритообразующих элементов, определяющих фазовый состав в стали, должно определяться следующими равенствами: Kм = Cr+Mo+1,5Ni+30(C+N)+0,7(Mn+Si) = 30-35, Kф = Cr+Mo+2Si-{1,5Ni+30(C+N)+0,7Mn} = 5-5,5, где Kм – эквивалент мартенситообразования, Kф – эквивалент ферритообразования.
Подобранное соотношение легирующих элементов (Kм и Kф) позволяет получить стабильную структуру феррита и заданное соотношение мартенсита и аустенита (80-85% мартенсита, 15-20% остаточного аустенита) и обеспечить требуемый высокий уровень механических и коррозионных свойств.
Легирование стали повышенным содержанием Si и введенным Co позволяет получить высокий предел прочности в = 180 кгс/мм2.
Кроме того, повышенное содержание кремния обеспечивает высокую коррозионную стойкость в том числе сопротивление коррозионному растрескиванию.
Легирование церием и лантаном уменьшает содержание примесей на границах зерен, легирование иттрием позволяет получить достаточно мелкое зерно (~4 балла), что обеспечивает высокие и стабильные характеристики пластичности и вязкости.
Пример осуществления.
В лабораторных условиях в открытой печи с последующим электрошлаковым переплавом были произведены плавки предложенного химического состава (табл. 1).
Новая сталь после термообработки по оптимальному режиму: закалка + обработка холодом и отпуск обладает следующими механическими свойствами (табл. 2): предел прочности в = 180-190 кгс/мм2 предел текучести 0,2 = 142-150 кгс/мм2 относительное удлинение 5 = 18-20% относительное сужение = 52-60% ударная вязкость av = 6-10 кгсм/см2 (rн = 0,25 мм) ударная вязкость с трещиной aту = 3,5-5 кгсм/см2 коэффициент интенсивности напряжения: K1с+20 = 450-480 кгс/мм3/2 K1с-50 = 290-310 кгс/мм3/2 Сопротивление коррозионному растрескиванию – при приложенном напряжении = 0,8 0,2 сталь выдерживает более 6 месяцев без разрушения в камере соляного тумана 5% NaCl, t = 35oC (КСТ-35).
Как видно из приведенных данных, при весьма высоких значениях прочности в = 180-190 кгс/мм2 сталь имеет высокие характеристики пластичности ( , ), вязкости (aн, av, aту), высокий коэффициент интенсивности напряжения (K1с), высокое сопротивление коррозионному растрескиванию в камере соляного тумана (КСТ-35).
По сравнению с известной сталью (прототип) новая сталь обладает более высокими механическими свойствами: предел прочности ( в) выше на 10-20 кгс/мм2, значение ударной вязкости (av и aту) выше в 1,5 раза, значения коэффициента интенсивности напряжений (K1с) выше на 10-20%.
Таким образом, применение предложенной стали позволит снизить вес тяжелонагруженных деталей, эксплуатирующихся при t = -70 – +300oC во всеклиматических условиях, и обеспечить стабильные и высокие характеристики надежности самолетов нового поколения.
Эта сталь может быть применена для высоконагруженных силовых конструкций (детали шасси, рамы, лонжероны, узлы поворота и др.), эксплуатирующихся во всеклиматических условиях и гидросамолете.
Формула изобретения
1. Высокопрочная коррозионно-стойкая сталь аустенитно-мартенситного класса, содержащая углерод, хром, никель, молибден, кремний, азот, марганец, железо, отличающаяся тем, что сталь дополнительно содержит кобальт, иттрий, церий и лантан при следующем соотношении компонентов, мас.%: Углерод – 0,18 – 0,21 Хром – 13 – 14 Никель – 4 – 4,5 Молибден – 2,3 – 2,8 Кремний – 1,7 – 2,5 Кобальт – 3,5 – 4,5 Азот – 0,06 – 0,09 Марганец – 0,1 – 1,0 Иттрий – 0,001 – 0,05 Церий – 0,001 – 0,05 Лантан – 0,001 – 0,05 Железо – Остальное при этом сумма Y+Ce+La 0,1%.
2. Высокопрочная коррозионно-стойкая сталь аустенитно-мартенситного класса по п.1, отличающаяся тем, что соотношение компонентов, определяющих фазовый состав стали, характеризуется следующими формулами: Км = Cr+Mo+1,5Ni+30(C+N)+0,7(Mn+Si) = 30-35, Кф = Cr+Mo+2Si-{1,5Ni+30(C+N)+0,7Mn} = 5-5,5, где Км – эквивалент мартенситообразования; Кф – эквивалент ферритообразования.
РИСУНКИ
|
|