Патент на изобретение №2365399

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2365399 (13) C1
(51) МПК

A63D15/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.08.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2007148427/12, 27.12.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.12.2007

(46) Опубликовано: 27.08.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2310490 С2, 20.11.2007. US 5597360 А, 28.01.1997. US 2005037851 А1, 17.02.2005. US 2005064946 A1, 24.03.2005. US 2005101395 A1, 12.05.2005.

Адрес для переписки:

117571, Москва, ул. 26 Бакинских комиссаров, 3, кор.1, кв.356, В.П. Савостьянову

(72) Автор(ы):

Савостьянов Валерий Павлович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Савостьянов Валерий Павлович (RU)

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В БИЛЬЯРД

(57) Реферат:

Изобретение предназначено для обучения технике игры в бильярд. Устройство для обучения игре в бильярд содержит бильярдный стол, кии, шары, приемник сигналов и компьютер. На наружной поверхности борта бильярдного стола установлены устройства с размещенными на них оптическими визирами, предназначенные для измерения величин линейных перемещений оптических визиров. В полости турняков киев и внутри одного или нескольких шаров размещены электронные преобразователи, блоки питания, передатчики сигналов и заполненные жидкостью капсулы. На внутренних поверхностях капсул консольно закреплены балки и датчики деформации, на наружных поверхностях киев и шаров нанесены отображающие ориентацию балок метки, датчики деформации соединены через передатчик и приемник с компьютером. Изобретение позволяет обучать технике игры в бильярд спортсменов любого уровня. 5 ил.

Изобретение относится к тренажерам спортивных игр.

Устройство предназначено для отработки техники игры в бильярд спортсменов любого уровня мастерства с использованием обычного бильярдного комплекта. Устройства такого назначения в настоящее время не существуют.

Наиболее близким аналогом можно считать устройство (далее “тренажер”) для обучения игре в гольф (патент GB 2397533 А1, М. кл.7 A 63В 69/36). Тренажер состоит из платформы для установки мяча, заделанных в платформу датчиков перемещения, процессора, дисплея и видеокамеры. Видеокамера и датчики обнаруживают перемещение клюшки и мяча при замахе клюшкой и ударе по мячу и передают соответствующие сигналы в процессор. На основании полученных данных процессор рассчитывает скорость, направление полета мяча и точку его падения и выводит эту информацию на экран дисплея. Аналогичные задачи, а также несколько других специфических стоят и перед бильярдным тренажером. Поэтому данное техническое решение можно принять за прототип.

Недостатки этого решения применительно к задаче построения на его основе бильярдного тренажера состоят в следующем.

1. Удар по мячу наносится в строго определенном месте платформы, тогда как в бильярде положение шара-битка в пределах стола может быть любым. Это потребует определения и введения в процессор (далее “компьютер”) начальных координат шара.

2. Удар производится только по одному мячу, и вычисляются только его параметры движения. В бильярде необходимо определять параметры движения шара-битка и прицельного шара. Это потребует определения и ввода начальных координат и прицельного шара.

Устройства для определения координат в тренажере-прототипе нет.

3. Измеряются мгновенные положения только одного мяча, в бильярде одновременно движутся минимум два шара. Система датчиков гольф-тренажера не поймет, что шаров несколько.

4. Не измеряются угловые колебания клюшки, угловые скорости вращения мяча и углы наклона клюшки и оси вращения мяча относительно платформы. Эти параметры в бильярде оказывают существенное влияние как на точность попадания, так и на тактику перемещения шаров.

5. Не измеряется сила удара клюшкой по мячу, тогда как в бильярде сила удара кием по шару влияет на точность попадания и на расстановку шаров после удара.

6. Характер движения клюшки при замахе и ударе совершенно отличается от движения кия, что потребует другой аппаратуры для определения параметров его движения.

7. Размещение датчиков под поверхностью платформы применительно к бильярдному столу потребует его специальной конструкции и значительно повысит стоимость стола.

8. Наличие видеокамеры повышает стоимость тренажера и потребует специального программного обеспечения для фильтрации помех, вызванных попаданием в зону ее обзора, людей, участвующих в тренировке. Возможны и ошибки из-за одновременного движения нескольких шаров.

Последние два обстоятельства не позволяют использовать уже имеющиеся у пользователей бильярдные столы для комплектования бильярдного тренажера.

Таким образом, для построения устройства для обучения игре в бильярд на базе технических решений прототипа может быть использована только общая идея сочетания реальных физических аксессуаров игры с измерительной аппаратурой, выдающей через компьютер информацию о параметрах движения подвижных игровых устройств (в данном случае кия и шаров) на внешние информационные устройства.

Целью настоящего изобретения является создание устройства для обучения игре в бильярд, пригодного для использования на любом бильярдном столе.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве, содержащем бильярдный стол, кии, шары, приемник сигналов и компьютер, на наружной поверхности бильярдного стола установлены устройства с размещенными на них оптическими визирами, предназначенные для измерения величин линейных перемещений оптических визиров, в полости турняков киев и внутри одного или нескольких шаров размещены электронные преобразователи, блоки питания, передатчик сигналов и заполненные жидкостью капсулы, на внутренних поверхностях капсул консольно закреплены балки и датчики деформации, на наружной поверхности киев и шаров нанесены отображающие ориентацию балок метки, датчики деформации через передатчик и приемник соединены с компьютером.

Устройство (фиг.1) состоит из бильярдного стола – 1, киев – 2, шаров – 3, приемника сигналов – 4 и компьютера – 5. На наружной поверхности стола – 1 установлены устройства – 6, предназначенные для измерения величин линейных перемещений оптических визиров – 7. В простейшем случае устройства – 6 представляют собой линейки, которые крепятся к столу – 1 струбцинами – 8. Оптический визир в простейшем случае это механический прицел, крепящийся к линейке скользящим хомутом – 9.

В полости турняка кия – 2 (фиг.2) и внутри одного или нескольких шаров – 3 (фиг.3) размещены капсулы – 10, электронные преобразователи – 11, блоки питания – 12 и передатчик сигналов – 13.

Капсулы – 10 (фиг.4) заполнены жидкостью и снабжены мембранами – 14 для компенсации объемного расширения жидкости. На внутренней поверхности капсулы – 10 – консольно закреплены балки – 1520 и датчики их деформаций – 2126. Балки попарно закреплены в противолежащих точках поверхности вдоль осей прямоугольной системы координат XYZ с началом в центре капсулы. Однако может быть и другая схема размещения, например в вершинах вписанного многогранника. Балки и датчики деформации могут быть выполнены, например, в виде лепестков из фольги с наклеенными на них тензорезисторами. Преобразователи – 11 осуществляют электропитание датчиков и передатчика – 13 и преобразование сигналов датчиков в нужную передатчику форму. Передатчик – 13 может представлять собой радиопередатчик, в это случае приемник – 4 будет радиоприемником, но может быть и выполнение передатчика и приемника в виде, например, ультразвуковых устройств.

На наружных поверхностях киев и шаров с аппаратурой нанесены (фиг.5) метки, например, в виде пересекающихся стрелок – 27, отображающих ориентацию балок 1520. Одна стрелка направлена по оси Y, другая – по оси X шара, точка их пересечения показывает положительное направление оси Z.

Работает предлагаемое устройство следующим образом. Перед началом тренировки пользователь устанавливает устройство – 6 с размещенным на нем визиром – 7 на наружной поверхности борта бильярдного стола – 1 и крепит струбцинами – 8. 3атем, перемещая визиры – 7 вдоль устройств – 6, визирует ими первый снабженный аппаратурой шар и вводит значения X11 и Y11 отсчетов по линейкам – 6 в компьютер – 5. Таким же образом он определяет и вводит в компьютер координаты Х21 и Y21 второго шара. Далее пользователь через клавиатуру просит у компьютера совет или сообщает ему свое решение по плану игры. Компьютер анализирует ситуацию и выдает на экране монитора свои рекомендации. И так, в диалоговом режиме они приходят к какому-то решению, после чего пользователь ориентирует шар-биток и прицельный шар метками вдоль соответствующих бортов стола, а точкой пересечения меток вверх и производит удар. Если необходимо знать качество замаха кием и силу удара кием по шару, пользователь берет кий так, чтобы точка пересечения меток была направлена вверх.

В процессе движения кия и шаров на балки их аппаратуры действуют силы инерции, пропорциональные их линейным ускорениям. Под действием этих сил балки изгибаются, причем в каждой паре в одну сторону – против направления ускорения. Например, при (фиг.4) движении вдоль оси X изгибаются балки 15, 16. Датчики 21, 22 их деформаций вырабатывают пропорциональные изгибам, а следовательно, ускорениям, сигналы. Одновременно шары вращаются вокруг осей, мгновенное положение которых меняется во времени и в пространстве, а кий совершает угловые колебания. При вращательных движениях кия и шаров жидкость, заключенная в их капсулах – 10, отстает в силу малой вязкости и инерции от вращения стенок капсул. В результате, например, при вращении вокруг оси Z, балки 15, 16 давят на жидкость, пытаясь увлечь ее за капсулой. Это динамическое давление пропорционально угловой скорости капсулы и вызывает прогиб балок, причем в паре балки изгибаются в разные стороны. Датчики балок реагируют и на эти изгибы, в результате один датчик пары вырабатывает сигнал пропорциональный сумме сил от линейного ускорения и от угловой скорости, а другой – пропорциональный их разности. Эти сигналы поступают через преобразователь – 11, передатчик – 13 и приемник – 4 на компьютер – 5, где производится их математическая обработка. Сигналы разделяются на пропорциональные линейным ускорениям и угловым скоростям, и интегрируются, в результате вырабатывается информация о мгновенных значениях линейных и угловых скоростей, углах поворота и пройденных соответствующим шаром или кием расстояниях. Дальнейшая обработка информации по известным в теории “рассыпных инерциальных навигационных систем” алгоритмам дает информацию о траекториях шара-битка, прицельного шара, кия, точках попадания шаров, силе удара кием по шару, направлении и динамике осей вращения шаров. Эта информация в заранее заданном пользователем компьютеру виде выводится на внешние устройства отображения информации.

Поскольку в устройстве непосредственно измеряются все параметры движения кия и шаров, оно обеспечивает максимально возможную информативность тренировки, недоступную даже тренеру наивысшей квалификации. А в сочетании с программным обеспечением, которое может разработать такой тренер, предлагаемое устройство обеспечит весьма высокое качество тренировки. Конструкция устройства позволяет использовать его на любом бильярдном столе для обучения любой игре в бильярд.

Формула изобретения

Устройство для обучения игре в бильярд, содержащее бильярдный стол, кии, шары, приемник сигналов и компьютер, отличающееся тем, что на наружной поверхности борта бильярдного стола установлены устройства с размещенными на них оптическими визирами, предназначенные для измерения величин линейных перемещений оптических визиров, в полостях турняков киев и внутри одного или нескольких шаров размещены электронные преобразователи, передатчики сигналов и заполненные жидкостью капсулы, на внутренних поверхностях капсул консольно закреплены балки и датчики деформации, на наружных поверхностях киев и шаров нанесены отображающие ориентацию балок метки, датчики деформации соединены через передатчик и приемник с компьютером.

РИСУНКИ

Categories: BD_2365000-2365999