Патент на изобретение №2164303

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2164303 (13) C2
(51) МПК 7
F02B53/00, F01C9/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99110342/06, 12.05.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.05.1999

(43) Дата публикации заявки: 20.03.2001

(45) Опубликовано: 20.03.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 552411 A, 06.04.1977. А.Ф.КРАЙНЕВ. Словарь-справочник по механизмам. – М.: Машиностроение, 1981, с.245. SU 1548486 A1, 13.07.1987. SU 1809137 A1, 15.04.1993. RU 2109151 C1, 20.04.1998. RU 2051276 C1, 27.12.1995. SU 1372072A1, 07.02.1988. SU 1772375A1, 30.10.1992. US 4599976 A, 15.07.1986. US 3802814 A, 09.04.1974.

Адрес для переписки:

662616, Республ. Хакасия, г.Абакан, пр.Дружбы народов, д.4, кв.21, Хамину И.Н.

(71) Заявитель(и):

Хамин Иван Никифорович

(72) Автор(ы):

Хамин И.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Хамин Иван Никифорович

(54) ШИБЕРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ


(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двухтактным двигателям внутреннего сгорания. Изобретение позволяет обеспечить уменьшение габаритов, повышение мощности и экономичности. Двигатель содержит разъемный корпус. В корпусе выполнено выхлопное окно. В стенках корпуса выполнены окна поперечной продувки. Шибер выполнен в виде полого цилиндра. Цилиндр боковой поверхностью жестко закреплен к боковой поверхности втулки, которая жестко закреплена на поворотной оси. Внутренняя полость цилиндра разделена на две нагнетательные полости неподвижным сектором, жестко закрепленных своими торцевыми поверхностями к стенкам корпуса, внутри неподвижного сектора установлен вал кривошипа с выполненной радиальной прорезью, сообщающейся с полостью вала, выполненной с одного его торца и соединяющейся через систему патрубков с карбюратором, в радиальной плоскости прорези на стенках сектора выполнены два противолежащих друг другу всасывающих канала, выходные отверстия которых сообщаются с соответствующей им нагнетательной полостью, а входные отверстия периодически сообщаются с радиальной прорезью. Нагнетательные каналы выполнены на втулке шабера, соединяют нагнетательные полости с рабочими полостями, выходные отверстия которых закрываются и открываются сопрягающимися поверхностями корпуса и втулки. 3 ил.


Изобретение относится к двухтактным двигателям внутреннего сгорания, преобразующим тепловую энергию в механическую работу, и может найти самое широкое применение в машиностроении, а главным образом в малогабаритной бытовой технике.

В настоящее время самое широкое применение получили поршневые двигатели внутреннего сгорания, использующие в качестве рабочих элементов поршневые пары /поршень-цилиндр/ цилиндрической формы, работающие по четырехтактной схеме, которые содержат газораспределительный механизм. /см. стр. 100 и стр. 132, “Политехнический словарь” издательства “Советская энциклопедия”, Москва, 1977 г./.

Наименьшее распространение получили двухтактные поршневые двигатели, у которых газораспределение осуществляется путем продувания рабочих камер /поршневых полостей/ свежим зарядом воздуха с топливом, сжимаемым в кривошипной камере поршнем при его движении к НМТ, через щелеобразные окна, выполненные в стенках цилиндра /поперечная схема продувки/.

В двигателях большей мощности продувка полостей цилиндров осуществляется специальным продувочным насосом /нагнетателем/, который приводится в действие самим двигателем. /см. стр. 742, “Краткий политехнический словарь”. Издательство технико-теоретической литературы, Москва, 1956 г./.

Существует несколько схем продувок цилиндров от отработанных газов. Наиболее совершенной, обеспечивающей наилучшую очистку полостей цилиндров от продуктов сгорания и заполнения ее свежим зарядом воздуха, является прямоточная клапанно-щелевая продувка, которая включает в себя одновременно и клапанный газораспределительный механизм и продувочные окна, выполненные в стенках цилиндров.

Главным достоинством поршневой пары у поршневых двигателей является то, что уплотнение зазоров между стенками цилиндра и поршня достигается за счет простейших упругих поршневых колец, которые обеспечивают надежную герметичность рабочего пространства над поршнем при высоких давлениях в нем.

Недостатком четырехтактных и двухтактных двигателей, содержащих клапанный газораспределительный механизм, является то, что сам клапанно-распределительный механизм сложный по своей конструкции, включает в себя много дополнительных трущихся деталей, приводящихся в действие специальным приводом от самого двигателя, что приводит к потере мощности и снижает эффективность у этих двигателей.

Недостатком двухтактных двигателей, использующих для продувания полостей цилиндров поперечную схему продувки за счет выполнения щелеобразных окон в стенках цилиндров, является то, что продув осуществляется рабочей смесью. В результате происходит неполноценный продув, что приводит к излишнему расходу топлива, а это приводит к неэкономичности и малоэффективности этих двигателей.

Кроме этих недостатков все известные поршневые двигатели имеют несколько других, очень существенных недостатков, а именно:
– возвратно-поступательное движение поршня направлено под углом к шатуну, в результате этого стенки поршневой пары испытывают взаимное давление друг на друга, что приводит к повышенному трению поверхностей и, следовательно, к их износу. Для устранения трения применяется обильная смазка, что приводит к дополнительному усложнению устройства;
– сложное движение шатуна не дает возможности использовать поршневые пары с двухсторонним действием или требует дополнительного усложнения всей конструкции при попытке осуществлять эту возможность;
– затруднительный трудоемкий доступ к кривошипно-шатунному механизму для осмотра с целью профилактических работ и в случае его замены.

Все эти недостатки отсутствуют у шиберного двигателя, кроме того, он имеет ряд преимуществ:
– рабочий элемент /шибер/ имеет четырехстороннее действие /две внешние полости и две внутренние/;
– малогабаритный, компактный и в тоже время обладает большим /не хуже/ радиусом кривошипа и большим объемом рабочих камер;
– двигатель может работать в любой плоскости и может выдерживать более мощные динамические нагрузки;
– двигатель способен работать одновременно и по отдельности как с внешним, так и с внутренним смесеобразованием, а также работать с зажиганием от свечи и от воспламенения при нагреве воздуха в процессе сжатия;
– полость, в которой помещен кривошипно-шатунный механизм, может быть выполнена герметично от внешней среды, что позволит обеспечивать механизм также обильной смазкой, но более незкотемпературной, что очень важно для зимнего периода;
– продувание полостей осуществляется тремя способами:
в первом периоде выпускаются газы большого давления через выхлопное окно, затем открываются поперечно-продувочные окна и только после поступает рабочая смесь под давлением из нагнетательных камер по специальным каналам, открывающимся к этому моменту сопряженными поверхностями поворотной втулки и корпуса, образуя прямоточную щелевую схему продувания камер от отработанных газов, без наличия клапанного механизма.

Что касается средства уплотнения зазоров между соприкасающимися и сопрягающимися поверхностями шибера и поверхностями корпуса, то для этих целей есть несколько вариантов, которые не хуже известных компрессионных колец, один из вариантов предложен в схемах.

Единственным недостатком шиберного двигателя является то, что силы, действующие на кривошип в моменты рабочих ходов шибера с левой и правой сторон, не одинаковы, но они будут компенсироваться противодействующими силами, возникающими в моменты сжатия рабочей смеси. Неравнозначное приложение сил к кривошипу в его верхнем и нижнем положениях обуславливается тем, что шибер одним своим боком закреплен жестко к поворотной втулке /оси/, а условный центр шибера соединен через систему рычагов с переменным плечом кривошипа. Чем ближе будет находиться центр кривошипа к поворотной оси, тем эффективнее будет произведена работа газами при их расширении и, наоборот, тем труднее будет сжиматься воздух в противоположной камере. Приложенная сила к шиберу всегда будет компенсироваться противодействующей силой, возникающей в процессе сжатия.

С целью устранения указанных недостатков у поршневых двигателей, упрощения конструкции, уменьшения габаритов, повышения мощности, эффективности и экономичности в основу шиберного двигателя взято поворотное устройство, преобразующее энергию потока рабочей среды /жидкости, газа/ в поворотное движение выходного звена с ограниченным углом поворота, включающее в себя разборный корпус, в полости которого установлен шибер двухстороннего действия, жестко закрепленный на поворотной оси, установленной в стенках корпуса и связанной через систему рычагов с кривошипом вала, вынесенным за пределы корпуса. /см. стр. 245, “Словарь-справочник по механизмам” А.Ф. Крайнева, Москва, Машиностроене, 1981 г./. Сопрягающиеся и соприкасающиеся поверхности шибера с поверхностями корпуса и стенками корпуса снабжены уплотнительными средствами.

Эта цель достигается за счет выполнения шибера в виде пустотелого цилиндра, жестко закрепленного своей боковой поверхностью к боковой поверхности втулки, которая жестко закреплена на поворотной оси. Внутренняя полость шибера разделена на две равные нагнетательные полости неподвижным сектором /разделителем/, жестко закрепленным своими торцевыми поверхностями к стенкам корпуса. Внутри сектора установлен вал кривошипа, снабженный радиальной прорезью /с углом выреза 140-160 град./, сообщающейся с внутренней полостью кривошипного вала, выполненной с торцевого конца, выходящего наружу и связанного системой переходных патрубков с карбюратором. В радиальной плоскости прорези, на стенках сектора, выполнены два противолежащих друг другу, всасывающих канала, каждый из которых сообщается с соответствующей ему нагнетательной полостью. Нагнетательные полости снабжены нагнетательными каналами, входные отверстия которых постоянно сообщаются с нагнетательными камерами, а выходные отверстия периодически открываются /в момент нагнетания/ сопрягающимися поверхностями корпуса и поверхностями втулки, в которой они выполнены и соединяются с рабочими камерами. Рабочие камеры снабжены выхлопным окном, выполненным в корпусе, и продувочными окнами, выполненными в стенках корпуса. Камеры сжатия снабжены свечами зажигания и форсунками для подачи топлива. На выходном конце кривошипного вала установлено колесо с лопастями /вентилятор/, а с торцевых боков в корпусе, по его периметру, выполнены щелеобразные вентиляционные окна.

На фиг. 1 показан шиберный двигатель в сборе, разрез по А-А на фиг. 2.

На фиг. 2 показан шиберный двигатель, вид сбоку со снятой передней стенкой, кривошипный вал показан в поперечном разрезе.

На фиг. 3 показан шиберный двигатель, вид сбоку, кожух снят, вид кривошипно-шатунного механизма.

Шиберный двигатель содержит корпус 1 со съемными стенками 2 и 3 и с выполненными полостями 4 и 5, разделенными шибером 6 цилиндрической формы с внутренними нагнетательными полостями 7 и 8. Шибер 6 жестко закреплен боковой поверхностью с поверхностью втулки 9, которая жестко закреплена на поворотной оси 10, установленной в стенках корпуса с ограниченным поворотным движением. Внутренние полости шибера разделены неподвижным сектором 11, образуя две дополнительные нагнетательные полости. Сектор своими торцевыми поверхностями жестко крепится к стенкам корпуса шпильками 12. Для обеспечения герметичности рабочие полости 4 и 5 и нагнетательные полости 7 и 8 снабжены уплотнительными средствами 13, 14, 15 и 16, установленными на торцевых соприкасающихся поверхностях цилиндрического шибера и втулки. На сопрягающихся поверхностях шибера и втулки, а также и на секторе и корпусе установлены продольные уплотнительные полоски 17, 18, 19, 20 и 21.

Кривошипный вал 22 проходит через центр сектора и стенки корпуса и установлен в них со свободным вращением. Кривошипный вал содержит полость 23, которая сообщается через вырез 24 и каналы 25 и 26 с нагнетательными полостями 7 и 8. Вырез 24 с обеих сторон также защищен уплотнительными средствами /не показано/. Полость 23, проходящая внутри вала, сообщается через систему переходных патрубков с карбюратором /не показано/. На втулке выполнены нагнетательные каналы 27 и 28, которые периодически соединяются с рабочими камерами 4 и 5. Корпус снабжен выхлопным окном 29, а на стенках 2 и 3 выполнены продувочные окна 30.

Рабочие камеры снабжены камерами сжатия 31 и 32, свечами зажигания 33 и 34 и форсунками 35 и 36. Кривошипно-шатунный механизм вынесен за пределы корпуса и закрывается кожухом 37. Механизм включает в себя кривошип 38, жестко закрепленный на валу 22, шатун 39, рычаг 40, жестко закрепленный на поворотной оси 10.

На противоположном конце вала установлено и жестко закреплено колесо с лопастями 41 и 42. Вентилятор закрывается кожухом 43. Массивное колесо вентилятора служит в другой роли как маховик.

По периметру корпуса и его стенок выполнены продувочные окна 44. На кожухах 37 и 43 выполнены входные 45 и выходные 46 окна. Стенки 2 и 3 жестко крепятся к корпусу шпильками.

Работает двигатель следующим образом.

При вращении кривошипного вала 22 по часовой стрелке /см. фиг. 2/ движение будет передаваться через шатун 39, поворотный рычаг 40, поворотную ось 10 на шибер 6. При этом поворотный рычаг будет совершать заодно с шибером 6 возвратно-поступательные движения. При движении шибера в правую сторону /см фиг. 2/ в рабочей камере 5 будет происходить процесс сжатия, а в левой камере 4 будет протекать рабочий процесс. В этом положении выхлопное окно 29 еще закрыто уплотняющей пластиной 17. В нагнетательных камерах действия будут происходить в обратном порядке. В камере 8 будет происходить всасывание рабочей смеси через всасывающий канал 26, вырез 24, полость 23, карбюратор /не показано/. Нагнетательный канал 28 закрыт пластиной 19.

В камере 7 будет происходить сжатие свежего заряда рабочей смеси. Всасывающий канал 25 закрыт сопрягающейcя поверхностью кривошипного вала. Нагнетательный канал 27 также еще закрыт сопрягающейся поверхностью корпуса и продольной уплотнительной пластиной 18.

Когда шибер повернется еще на несколько градусов в правую сторону и когда продольная пластина 17 откроет выхлопное окно 29, тогда произойдет выхлоп отработанных газов. В этот момент выпускаются газы большого давления. При дальнейшем повороте шибера откроются дополнительные продувочные окна 30. К этому времени давление газов значительно уменьшится и остаточные газы будут уходить через продувочные окна 30 под напором свежего воздуха, созданного лопастями 41 и 42 вентилятора. Свежий воздух будет засасываться через входные окна 45, кривошипную полость 47, продувочные окна 30, через полость вентилятора 48 и выходное окно 46. В этот период будет осуществляться поперечная принудительная продувка рабочих камер.

При дальнейшем повороте шибера в правую сторону в левой нагнетательной камере 7 рабочая смесь будет сжиматься до тех пор, пока выходное отверстие нагнетательного канала 27 не выйдет за пределы полоски 18. Как только отверстие канала 27 совместится с полостью 4, вся рабочая смесь из нагнетательной камеры 7 перегонится под давлением по нагнетательному каналу 27 в рабочую полость 4.

Возникшее избыточное давление рабочей смеси возле камеры сжатия 31 будет воздействовать на остаточный отработанный газ и будет вытеснять его к выхлопному и продувочным окнам 29 и 30. В этот третий момент будет осуществляться канально-щелевая проточная продувка.

Рабочая смесь не успеет дойти до выхлопных окон, шибер, пройдя ВМТ, вернется и закроет все выходные окна. В рабочей камере 4 наступит процесс сжатия рабочей смеси. При подходе шибера к ВМТ в левой камере 4 произойдет воспламенение рабочей смеси от сжатия или от свечи зажигания. Далее весь процесс в этой камере повторится.

Угол – ход шибера.

Аналогичным образом будут протекать процессы и в правой камере с участием правой нагнетательной камеры 8, всасывающих каналов 24 и 26 и нагнетательного канала 28. Выпускные и продувочные окна 29 и 30 являются одними для обоих рабочих камер 4 и 5.

Двигатель способен переходить с одного вида топлива на другое во время работы двигателя, например, для запуска двигателя можно использовать карбюратор, а для дальнейшей работы можно использовать более тяжелое топливо, подаваемое через форсунку.

Охлаждение двигателя предлагается принудительно-продувочное от вентилятора 41. Забор воздуха происходит через входные окна 45, через полости 47, через продувочные щели 44 и через полость вентилятора 48 к выходным окнам 46.5

Формула изобретения


Шиберный двухтактный двигатель, содержащий разъемный корпус, в полости которого установлен шибер двухстороннего действия, жестко закрепленный на поворотной оси, установленной в стенках корпуса, кривошипно-шатунный механизм, размещающийся за пределами корпуса и связанный через систему рычагов с поворотной осью, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции поршневых двухтактных двигателей, уменьшения габаритов, повышения мощности и экономичности в корпусе выполнено выхлопное окно, а в стенках корпуса выполнены окна поперечной продувки, шибер выполнен в виде полого цилиндра, который своей боковой поверхностью жестко закреплен к боковой поверхности втулки, которая жестко закреплена на поворотной оси, внутренняя полость цилиндра разделена на две нагнетательные полости неподвижным сектором, жестко закрепленные своими торцевыми поверхностями к стенкам корпуса, внутри неподвижного сектора установлен вал кривошипа с выполненной радиальной прорезью, сообщающейся с полостью вала, выполненной с одного его торца и соединяющейся через систему патрубков с карбюратором, в радиальной плоскости прорези на стенках сектора выполнены два противолежащих друг другу всасывающих канала, выходные отверстия которых сообщаются с соответствующей им нагнетательной полостью, а входные отверстия периодически сообщаются с радиальной прорезью, нагнетательные каналы выполнены на втулке шибера, соединяющие нагнетательные полости с рабочими полостями, выходные отверстия которых закрываются и открываются сопрягающимися поверхностями корпуса и втулки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 12.05.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 33-2003

Извещение опубликовано: 27.11.2003


Categories: BD_2164000-2164999