Патент на изобретение №2164299

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2164299 (13) C2
(51) МПК 7
F01N3/28
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99108891/06, 27.04.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.04.1999

(45) Опубликовано: 20.03.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 522334 A, 11.09.1978. SU 791982 A, 02.01.1981. SU 785533 A, 07.12.1980. FR 2173398 B, 05.10.1973. GB 1391204 A, 16.04.1975. US 3644098 A, 22.02.1972.

Адрес для переписки:

103055, Москва, ул. Новослободская 37, ГУП НИИД

(71) Заявитель(и):

Государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательский институт двигателей”

(72) Автор(ы):

Голошубин Н.И.,
Захаров С.А.,
Лубанов А.С.,
Смирнова Т.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательский институт двигателей”

(54) КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР


(57) Реферат:

Изобретение относится к выпускным системам двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Каталитический нейтрализатор отработавших газов для ДВС содержит корпус с впускным и выпускным патрубками. В корпусе установлен цилиндрический реактор, например, с тремя секциями. Каждая секция состоит из концентрично установленных внешней и внутренней решеток, выполненных в виде цилиндрических спиралей. Между решетками установлены продольные дистанционирующие пластины с отверстиями для монтажа решеток из проволоки. Объем между решетками заполнен гранулированным катализатором. Со стороны впускного патрубка установлены заглушка и перегородка с отверстиями для обеспечения прохода газов через наружные и внутренние решетки, катализатор. Очищенные газы поступают в канал и далее в выпускной патрубок. Изобретение позволяет упростить технологию изготовления и снизить износ гранул катализатора в реальных условиях эксплуатации. 3 ил.


Изобретение относится к выпускным системам двигателей внутреннего сгорания, снабженным средствами очистки отработавших газов, а именно к каталитическим нейтрализаторам.

Известен каталитический нейтрализатор отработавших газов для двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с впускным и выпускным патрубками и концентрично расположенный в нем реактор с катализатором, при этом корпус последнего выполнен из отдельных секций.

Выполнение реактора из отдельных секций обеспечивает снижение деформаций в продольном направлении.

Недостатками такого нейтрализатора являются пониженная жесткость конструкции и сложность технологии изготовления.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является каталитический нейтрализатор отработавших газов для двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с впускными и выпускными патрубками и цилиндрический секционный реактор, состоящий из концентрично установленных внешней и внутренней решеток, размещенный в объеме между ними гранулированный катализатор.

В известном нейтрализаторе каждая секция выполнена в виде набора перфорированных четвертей цилиндра, которые при сборке реактора жестко соединяются между собой с помощью дополнительно выполненных бортов с образованием целостного цилиндра.

Основными недостатками известного нейтрализатора являются сложность технологии изготовления, обусловленная необходимостью выполнения собственно перфорации цилиндра, исключающей высыпание гранул катализатора, особенно при выполнении реактора из нержавеющей стали, а также повышенный износ гранул катализатора в реальных условиях эксплуатации при наличии вибраций из-за истирания собственно гранул о кромки отверстий перфорации.

Изобретение позволяет исключить указанные недостатки.

Технический результат достигается тем, что в каталитическом нейтрализаторе отработавших газов для двигателя внутреннего сгорания, содержащем корпус с впускным и выпускным патрубками и цилиндрический секционный реактор, состоящий из концентрично установленных внешней и внутренней решеток, размещенный в объеме между ними гранулированный катализатор, согласно изобретению решетки выполнены в виде цилиндрических спиралей, между решетками каждой секции установлены продольные дистанционирующие пластины.

На фиг. 1 показан нейтрализатор, общий вид, на фиг. 2 – вид А фиг. 1 (заглушка снята), на фиг. 3 показана дистанционирующая пластина.

Каталитический нейтрализатор отработавших газов для двигателя внутреннего сгорания содержит корпус 1 с впускным и выпускным патрубками 2 и 3. Корпус 1 может быть выполнен цилиндрической или овальной (в поперечном сечении) формы. В корпусе 1 установлен цилиндрический реактор, например, с тремя секциями 4, 5, 6. Каждая секция состоит из концентрично установленных внешней и внутренней решеток 7 и 8. Решетки 7, 8 выполнены в виде цилиндрических спиралей (типа цилиндрических пружин). Между решетками 7, 8 установлены продольные дистанционирующие пластины 9 с установочными отверстиями 10 для монтажа внутренней решетки 8 и отверстиями 11 для монтажа внешней решетки 7. Пластины 9 разделяют объем секций 4, 5, 6 на дискретные ячейки 12. Монтаж секций реактора осуществляют путем пропускания проволоки сквозь отверстия 10 и 11 пластин 9. Шаг h образуемой спирали (расстояние между витками) выбирают в зависимости от минимального размера гранул катализатора 13, размещенного в объеме между решетками 7, 8, с тем, чтобы исключить высыпание гранул катализатора. Необходимую величину шага h между витками решеток 7, 8 задают посредством выполнения отверстий 10 и 11 на расчетном расстоянии между ними. Высота H пластин 9 определяет величину расстояния между решетками 7, 8. На торце секции 4 реактора (со стороны впускного патрубка 2) установлена заглушка 14, препятствующая прямому проходу отработавших газов. Между стенкой корпуса 1 и секцией 4 реактора установлена перегородка 15 с отверстиями 16 для прохода газов. Аналогичные перегородки установлены между секциями 5, 6 и корпусом 1. Секции 4, 5, 6 примыкают друг к другу с образованием сквозного канала 17. С противоположного торца реактора установлена глухая перегородка 18. Выполнение нейтрализатора указанной конструкции позволяет выполнить его обратимым, т. е. через патрубок 3 осуществляют подвод отработавших газов, а через патрубок 2 – отвод очищенного газа.

Во время работы отработавшие газы от двигателя внутреннего сгорания из патрубка 2 поступают в секцию 4 катализатора сквозь отверстия перегородки 14, затем через решетку 7 в слой катализатора 13. Аналогичный процесс осуществлен последовательно в секциях 5, 6. С помощью катализатора 13 газы очищаются от окиси углерода и несгоревших углеводородов и через канал 17 и патрубок 3 выбрасываются в атмосферу.

При подводе газов через патрубок 3 они последовательно с помощью канала 17 проходят через внутреннюю решетку 8, слой катализатора 13, решетку 7. Затем газы поступают в объем между реактором и корпусом 1 и через отверстия 16 перегородки 15 и патрубок 2 выбрасываются в атмосферу.

Формула изобретения


Каталитический нейтрализатор отработавших газов для двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с впускным и выпускным патрубками и цилиндрический секционный реактор, состоящий из концентрично установленных внешней и внутренней решеток, размещенный в объеме между ними гранулированный катализатор, отличающийся тем, что решетки выполнены в виде цилиндрических спиралей, между решетками каждой секции установлены продольные дистанционирующие пластины.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 28.04.2004

Извещение опубликовано: 10.01.2005 БИ: 01/2005


Categories: BD_2164000-2164999