Патент на изобретение №2364858
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ЗАСТЫВАНИЯ ЛЕТНИХ ВИДОВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ И/ИЛИ ИХ СМЕСЕЙ
(57) Реферат:
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способам определения температуры застывания дизельного топлива, и может быть использовано в местах применения топлива на технике, на автозаправочных станциях (АЗС), в организациях нефтепродуктообеспечения, а также в научно-исследовательской работе. Способ включает отбор фиксированного количества пробы анализируемой жидкости, определение характерного параметра, расчета температуры застывания по формуле. В качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или смесей, для определения которой определяют фракционный состав, а температуру застывания дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают, используя температуру выкипания 96% фракции, по математической формуле. Технический результат – сокращение времени анализа, упрощение и удешевление способа. 3 табл.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способам определения температуры застывания дизельного топлива, и может быть использовано в местах применения топлива на технике, на автозаправочных станциях (АЭС), в организациях нефтепродуктообеспечения, а также в научно-исследовательской работе. Известен метод определения температуры застывания [1], заключающийся в предварительном нагревании образца испытуемого нефтепродукта с последующим охлаждением его с заданной скоростью до температуры, при которой образец остается неподвижным. Для определения температуры застывания используется прибор, содержащий пробирку с двойными стенками, мешалку и цилиндрический сосуд для охладительной смеси. Недостатком данного метода является длительность определения (до 120 мин), сложность аппаратурного оформления (прибор ЛТЗ, термостат, баллон с углекислотой, прибор с зеркальным отражением света, устройство для отбора и содержания углекислоты и др.), необходимость использования дорогостоящих приборов и большого количества реактивов. Например, для заполнения сосуда Дьюара требуется 3 литра этилового спирта, при этом безвозвратные потери составляют 50 см3 на одно определение. Кроме того, этот способ не может быть использован в полевых условиях или на местах непосредственного применения топлива, а для точного и надежного определения данного показателя требуется навык лаборанта, проводящего анализ. Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ определения температуры застывания [2], выбранный в качестве прототипа, включающий отбор фиксированного количества пробы анализируемой жидкости с последующим определением характерного параметра и расчета температуры застывания по формуле. Сущность способа заключается в пропускании пробы топлива через адсорбент, который затем промывают гексаном и ацетоном, взятым в количестве 1,3 tзаст=-KlnD К – эмпирический коэффициент (К=22,8), D – оптическая плотность смеси. Недостатком данного способа является использование сложного, дорогостоящего прибора – рефрактометра, определяющего оптическую плотность смесей и невозможность использования метода в местах непосредственного применения топлива. Предлагаемое изобретение решает задачу сокращения времени определения, упрощение и удешевление способа. Поставленная задача решается тем, что в качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или их смесей, для определения которой определяют фракционный состав пробы топлива, а температуру застывания летних дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают по формуле: Т3=0,877 Т96% -321,7, где Т3 – температура застывания летнего вида дизельного топлива, °С; Т96% – температура выкипания 96% фракции, °С 0,87; 321,7 – эмпирические коэффициенты. Доказательство существенных отличий: 1. В качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или их смесей, для определения которой предварительно определяют фракционный состав пробы топлива. Известно [3, 4], что прямогонные дизельные топлива (ДТ) примерно на 95% состоят из углеводородов перерабатываемой нефти с температурами кипения, находящимися в пределах 150 Основную массу нормальных углеводородов в товарных ДТ составляют н-алканы C8 В таблице 1 представлены параметры некоторых образцов исследуемых топлив, их показатели качества, а также распределение нормальных н-алкановых углеводородов в зависимости от числа углеродных атомов. Причем следует обратить внимание на топлива с температурами начала кипения ниже 170°С (образцы 9 В двух выделенных группах наблюдалась общая закономерность – повышение температуры застывания при повышении температуры выкипания 96% фракции.
2. Температуру застывания летних дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают, используя значение температуры выкипания 96% фракции. Сопоставив данные большого числа образцов летних ДТ по показателю выкипания 96% фракции, была составлена математическая модель для определения температуры застывания расчетным методом. Данная модель имеет вид: Т3=0,87 Т96% -321,7, где Т3 – температура застывания летнего вида дизельного топлива,°С; Т96% – температура выкипания 96% фракции,°С 0,87; 321,7 – эмпирические коэффициенты. Так как исследовалось большое количество образцов, топлива условно объединили в группы по температурам выкипания 96% фракций. Были вычислены средние значения температур застывания образцов. В таблице 2 представлены результаты сравнительной оценки температур застывания стандартным [1], способом-прототипом и предлагаемым способами.
Анализ приведенных данных показал хорошую сходимость значений температуры застывания, полученных предлагаемым и стандартным методами. Пример конкретного исполнения: 1. Отбирают пробу дизельного топлива (100 см3) (ГОСТ 305-82). Пробы образцов 1 2. Определяют фракционный состав стандартным способом [4], фиксируют температуры начала кипения (для определения «смесей»), температуру 96% фракции. При наличии паспорта качества на поступившее топливо значения вышеуказанных показателей качества можно не определять, а использовать данные из паспорта качества. Подставляют значения температуры 96% фракции в формулу: Т3=0,87 Т96%-321,7, где Т3 – температура застывания летнего вида дизельного топлива, °С; Т96% – температура выкипания 96% фракции, °С 0,87; 321,7 – эмпирические коэффициенты. 3. Принимают решение о применении топлива в условиях низких температур. Сравнительные данные способа определения температуры застывания по ГОСТ 20287 [1], способа-прототипа [2] и предлагаемого способа приведены в таблице 3.
Таким образом, предлагаемый способ может быть использован для получения оперативной информации об одном из показателей низкотемпературной прокачиваемости, а именно о температуре застывания, и пополнить ряд альтернативных способов определения низкотемпературных показателей качества. Предложенная эмпирическая формула позволяет на основании данных паспорта качества быстро и с достаточно высокой точностью определить температуру застывания дизельных топлив. ЛИТЕРАТУРА 1. ГОСТ 20287-91 «Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания». 2. Авторское свидетельство 3. Petrovik K.,Stojanovik L., Vitorvik D. – Ropa a Uhlie, 1976, v.18, N 6, p.341 4. Энглин Б.А. Применение жидких топлив при низких температурах.-М.: Химия, 1980. – 207 с. 5. ГОСТ 2177-99 «Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава».
Формула изобретения
Способ определения температуры застывания летних видов дизельных топлив и/или их смесей, включающий отбор фиксированного количества пробы анализируемой жидкости с последующим определением характерного параметра и расчетом температуры застывания по формуле, отличающийся тем, что в качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или их смесей, для определения которой предварительно определяют фракционный состав пробы топлива, а температуру застывания дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают, используя значение температуры выкипания 96% фракции, по формуле
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||