Патент на изобретение №2363879

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2363879 (13) C2
(51) МПК

F16L51/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 30.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007124864/06, 02.07.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

02.07.2007

(43) Дата публикации заявки: 10.01.2009

(46) Опубликовано: 10.08.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2265769 C1, 10.12.2005. SU 1702061 A1, 30.12.1991. SU 994855 A1, 07.02.1983. DE 2349588 A1, 17.04.1975. GB 1477262 A, 22.06.1977.

Адрес для переписки:

141070, Московская обл., г. Королев, ул. Ленина, 4а, ОАО “РКК “Энергия” им. С.П. Королева”, отдел интеллектуальной собственности

(72) Автор(ы):

Ерпылев Владимир Владимирович (RU),
Рожков Михаил Викторович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени С.П. Королева” (RU)

(54) КОМПЕНСАТОР ЛИНЕЙНЫХ И УГЛОВЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ

(57) Реферат:

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к компенсационным элементам магистралей пневмогидравлических систем. Изобретение заключается в том, что в трубопроводе компенсации перемещений, содержащем компенсирующие элементы, фланцы и патрубки, в качестве компенсирующих элементов применены не менее двух участков тонкостенных труб с гофрами, которые расположены друг относительно друга под углом, близким к прямому углу, кроме того, трубопровод снабжен тягой со сферическими шарнирами на концах, причем тяга присоединена одним концом к средней части трубопровода, а другим концом – к неподвижному жестко закрепленному элементу, при этом тяга максимально приближена к положению, перпендикулярному плоскости, в которой расположены участки тонкостенных труб с гофрами. Техническим результатом изобретения является повышение надежности работы компенсатора линейных и угловых перемещений и изготовление компенсатора с минимальными массовыми затратами. 2 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике.

Магистрали пневмогидравлических систем состоят из трубопроводов, клапанов, компенсационных элементов, демпферов, ресиверов, фильтров и других элементов.

Компенсационные элементы магистрали обеспечивают работоспособность трубопроводов при взаимных деформациях соединяемых ими элементов магистрали (например, бака и двигателя), а варианты применения компенсационных элементов зависят как от величины и характера этих деформаций, так и от возможностей самих компенсационных элементов.

Известен компенсатор линейных и угловых перемещений по патенту 2265769, содержащий три соединенных между собой патрубками шарнира, выполненных в виде вставленных одна в другую полых сфер, который принят за прототип.

Недостатком прототипа является то, что при воздействии вибродинамических нагрузок компенсатор линейных и угловых перемещений ничем не ограничен от перемещений в направлении, перпендикулярном плоскости размещения шарниров, в результате чего на резонансных частотах может произойти его разрушение, что значительно понижает надежность конструкции. Кроме того, применение в устройстве шарниров с точки зрения массового совершенства не всегда является оптимальным.

Задачей настоящего изобретения является повышение надежности работы компенсатора линейных и угловых перемещений за счет введения в конструкцию шарнирной тяги, установленной в направлении, перпендикулярном плоскости компенсатора, а также за счет замены патрубков и шарниров участками тонкостенных гофрированных труб, обеспечивающие изготовление компенсатора линейных и угловых перемещений с минимальными массовыми затратами.

Задача решается за счет того, что в трубопроводе компенсации перемещений, содержащем компенсирующие элементы, фланцы и патрубки, в качестве компенсирующих элементов применены не менее двух участков тонкостенных труб с гофрами, которые расположены друг относительно друга под углом, близким к прямому углу, кроме того, трубопровод снабжен тягой со сферическими шарнирами на концах, причем тяга присоединена одним концом к средней части трубопровода, а другим концом – к неподвижному жестко закрепленному элементу, при этом тяга максимально приближена к положению, перпендикулярному плоскости, в которой расположены участки тонкостенных труб с гофрами.

На фиг.1 и 2 представлен компенсатор линейных и угловых перемещений.

1 – фланцы;

2 – патрубки;

3 – участки тонкостенных труб;

4 – тяга;

5 – сферические шарниры;

6 – регулировочная муфта;

7 – неподвижный жестко закрепленный элемент;

8 – гофры.

В компенсаторе линейных и угловых перемещений, содержащем компенсирующие элементы, фланцы 1 и патрубки 2, в качестве компенсирующих элементов применены не менее двух участков тонкостенных труб 3 с гофрами 8, которые расположены друг относительно друга под углом, близким к прямому углу, кроме того, трубопровод снабжен тягой 4 со сферическими шарнирами 5 на концах, причем тяга 4 присоединена одним концом к средней части компенсатора, а другим концом – к неподвижному жестко закрепленному элементу 7, при этом тяга 4 максимально приближена к положению, перпендикулярному плоскости, в которой расположены участки тонкостенных труб 3 с гофрами 8.

При этом образуется система пространственных связей, обеспечивающая динамическую и статическую прочность конструкции. Количество гофр 8 в участках тонкостенных труб 3 и параметры гофры 8 (высота, шаг, радиуса переходов, толщина) определяются расчетом из условий компенсации максимальных расчетных величин относительных перемещений в магистрали пневмогидравлической системы, при этом компенсатор должна состоять, как минимум, из двух участков тонкостенных труб 3, расположенных друг относительно друга под углом, близким к 90 градусам, а плоскость компенсатора должна располагаться максимально приближенно к плоскости, в которой образуются максимальные перемещения.

Фланцы 1 могут быть выполнены для присоединения к ответным элементам конструкции с помощью сварки, либо с помощью фланцевого соединения, а патрубки 2, например, могут быть изготовлены крутоизогнутыми, выполненными высадкой из листовой стали.

Компенсатор линейных и угловых перемещений в магистралях пневмогидравлических систем работает следующим образом.

В процессе эксплуатации компенсатор своими участками тонкостенных труб 3 с гофрами 8 компенсирует все перемещения точек А и Б, при этом участки тонкостенных труб 3 имеют возможность изгибаться во всех направлениях за счет податливости гофр 8.

Тяга 4, установленная с помощью регулировочного элемента 6, удерживает компенсатор в поперечном направлении, и за счет сферических шарниров 5 позволяет компенсирующей части трубопровода перемещаться по заданной тягой 4 поверхности с небольшим отклонением из плоскости компенсатора по радиусу, равному расстоянию между центрами сферических шарниров 5 тяги 4. Чем длиннее тяга 4, тем меньше отклонение в поперечном направлении и тем меньше будет дополнительное нагружение гофр 8 участков тонкостенных труб 3.

Компенсатор располагают в плоскости наибольших относительных перемещений между точками А и Б, что позволит ему работать в наиболее благоприятных условиях.

Податливость компенсатора определяется длиной участков тонкостенных труб 3, количеством и шагом гофр 8 на них и параметрами гофр 8 (высотой, шириной, радиусами).

За счет введения в конструкцию шарнирной тяги, установленной в направлении, перпендикулярном плоскости компенсатора, образуется система пространственных связей, обеспечивающая динамическую и статическую прочность конструкции, в результате чего повышается надежность работы компенсатора.

Такой компенсатор применим в магистралях пневмогидравлических систем, когда нет жестких пространственных ограничений. Применение тонкостенных труб 3 с гофрами 8 в качестве компенсирующих элементов позволяет выполнить компенсатор с массовыми затратами на 10-12% меньше по сравнению с компенсатором с применением шарниров и патрубков из материалов, обладающих эффектом памяти формы.

Формула изобретения

Компенсатор линейных и угловых перемещений, содержащий компенсирующие элементы, фланцы и патрубки, отличающийся тем, что в качестве компенсирующих элементов применены не менее двух участков тонкостенных труб с гофрами, которые расположены относительно друг друга под углом, близким к прямому углу, кроме того, трубопровод снабжен тягой со сферическими шарнирами на концах, причем тяга присоединена одним концом к средней части трубопровода, а другим концом – к неподвижному жестко закрепленному элементу, при этом тяга максимально приближена к положению, перпендикулярному плоскости, в которой расположены участки тонкостенных труб с гофрами.

РИСУНКИ

Categories: BD_2363000-2363999