Патент на изобретение №2164182

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2164182 (13) C2
(51) МПК 7
B21B31/32
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98123907/02, 29.12.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

29.12.1998

(43) Дата публикации заявки: 10.10.2000

(45) Опубликовано: 20.03.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ВАРШАВСКИЙ Е.А. и др. Проблемы развития металлургии Урала на рубеже XXI века. Сб.научн.тр. Т.1. – Магнитогорск: МГМА, 1996, с. 172 – 178. КОРОЛЕВ А.А. Конструкция и расчет машин и механизмов прокатных станов. – М.: Металлургия, 2-e изд., 1985, с. 142 – 143.

Адрес для переписки:

398055, г.Липецк, ул. Московская 30, ЛГТУ, НИС, Проректору по научной работе Бредису В.Э.

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Новолипецкий металлургический комбинат”,
Липецкий государственный технический университет

(72) Автор(ы):

Варшавский Е.А.,
Третьяков В.А.,
Тищенко А.Д.,
Стрельников Н.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Новолипецкий металлургический комбинат”,
Липецкий государственный технический университет

(54) НАЖИМНОЕ УСТРОЙСТВО ПРОКАТНОЙ КЛЕТИ


(57) Реферат:

Использование: изобретение относится к конструкциям нажимных устройств клетей тонколистовых станов горячей и холодной прокатки. Сущность: в нажимном устройстве клети тонколистового стана, включающем расположенные между верхней поперечиной станины и подушкой верхнего опорного валка механическую пару гайка – винт, пяту с подпятником, датчик усилия прокатки, гидравлическую пару плунжер – цилиндр, контактная поверхность пяты с подпятником изготовлена плоской, между подпятником и плунжером вместо месдозы установлен упорный подшипник качения, а в гидравлическую систему пары цилиндр – плунжер добавлены датчики давления масла. Изобретение обеспечивает повышение работоспособности и долговечности нажимного устройства, а также точности измерения усилия прокатки, за счет снижения износа цилиндра, плунжера, уплотнений, пяты, подпятника и отсутствия тензометрической месдозы для измерения усилия прокатки. 5 ил.


Изобретение относится к прокатному производству, а точнее к конструкциям нажимных устройств клетей тонколистовых станов горячей и холодной прокатки.

Известно нажимное устройство прокатной клети, состоящее из гайки, закрепленной в верхней поперечине станины, нажимного винта с электроприводом, сферической пяты с подпятником, тензометрической месдозой, установленных между винтом и подушкой опорного валка, и гидравлических цилиндров между подушками (см. Королев А.А. “Конструкция и расчет машин и механизмов прокатных станов”. М.: Металлургия, 2-е изд., 1985, с. 142-143).

Недостатками данного устройства являются сложность перевалки опорных валков из-за необходимости предварительного отключения гидравлической системы цилиндров, интенсивный и неравномерный износ контактирующих сферических поверхностей на пяте и подпятнике при вращении нажимного винта, а также низкая точность измерения усилия прокатки, из-за неравномерного контакта тензодатчиков месдозы с подпятником и подушкой при перекосе устройства в вертикальной плоскости или воздействия горизонтальных усилий.

Недостатком известного устройства является возможность появления перекоса плунжера относительно корпуса цилиндра при наличии радиальных зазоров подушка опорного валка – станина, траверса плунжера – станина или осевых зазоров в механизме осевой фиксации верхнего опорного валка. Например, в последнем случае из-за целого комплекса причин (наличие перекоса осей рабочих и опорных валков в горизонтальной плоскости, несимметрии по ширине профиля полосы или профилировки по длине валка, температуры по ширине полосы и т.п.) на опорные валки действуют осевые силы Qос (фиг. 1), смещающие их вместе с подушками в осевом направлении на величину . При этом смещении корпус гидравлического цилиндра перемещается вместе с подушкой, передавая через силу трения к осевую силу Qос на плунжер – месдозу – подпятник (на фиг. 1 плунжер изображен совместно со сферическим подпятником и месдозой как одно целое тело). Эта сила Qос = Q2 через деформацию уплотнений цилиндра создает момент вращения Мп = Qосa и поворачивает плунжер – подпятник вокруг центра сферы пяты и подпятника, где a – расстояние от точки приложения силы Q2 до центра сферы пяты. Из условия равновесия плунжера – подпятника относительно центра сферы пяты Qосa-fпNпRп = 0 следует, что проскальзывание (перемещение) подпятника относительно пяты может произойти, если осевая сила Qос NпfпRп/a, где Nп – результирующая сил нормального давления на контакте пята – подпятник, fп – коэффициент трения на том же контакте, Rп – радиус сферы пяты и подпятника. Проскальзывание происходит именно в контакте пята – подпятник, а не в контакте подушка опорного валка – цилиндр, т.к. в первом контакте предельная сила трения Fп (коэффициент трения со смазкой fп = 0,1) меньше, чем предельная сила трения Fк, во втором контакте (коэффициент сухого трения fк = 0,3). В контакте пята – подпятник низкий коэффициент трения создается принудительно постоянной смазкой контакта, так как он подвергается трению верчения при вращении нажимного винта. При воздействии осевой силой, например от перекоса осей рабочих и опорных валков в горизонтальной плоскости, достаточной для начала скольжения элементов нажимного устройства (для условий стана 2000 ОАО “НЛМК” осевая сила Qос должна быть больше 15% от усилия прокатки), и осевом перемещении подушки опорного валка на величину , величина поворота плунжера – подпятника относительно корпуса цилиндра будет равна /Rn. Максимальная величина перемещения , для условий чистовых клетей стана 2000 ОАО “НЛМК”, лимитирована полем зазора в осевом фиксаторе подушки опорного валка – порядка 10 мм, тогда максимальный угол перекоса плунжера относительно корпуса гидроцилиндра может быть равен 10/1250=0,008 рад= 0,46o, что больше критического угла кр=0,0072 рад (0,43o), установленного фирмой-изготовителем гидравлических цилиндров, и это приводит к преждевременному выходу из строя элементов гидравлической пары плунжер – цилиндр. Также повышенный перекос нажимного устройства приводит к неравномерному распределению по длине подушки толщины масляного слоя в подшипнике жидкостного трения опорного валка, что повышает температуру масла и отрицательно сказывается на долговечности баббитового вкладыша подшипника.

Кроме того, недостатками известного устройства также являются неравномерный износ в контакте пята – подпятник, на котором реализуется трение верчения при вращении нажимного винта (фиг. 1 и 1А) и низкая достоверность показаний тензометрической месдозы при перекосе нажимного устройства, несоосности результирующей сил на подушке опорного валка к нормали центральной точки базовой плоскости месдозы, а также наличие моментов и горизонтальных сил (Q2), действующих на месдозу.

В заявляемом устройстве решается задача повышения работоспособности и долговечности нажимного устройства, а также точности измерения усилия прокатки. Данная задача решается за счет того, что в нажимном устройстве клети тонколистового стана, включающем расположенные между верхней поперечиной станины и подушкой верхнего опорного валка механическую пару гайка – винт, пяту с подпятником, датчик усилия прокатки, гидравлическую пару плунжер – цилиндр, контактную поверхность пяты с подпятником изготавливают плоской, между подпятником и плунжером вместо датчика усилия устанавливается упорный подшипник качения, а в гидравлическую систему пары цилиндр – плунжер дополнительно устанавливаются датчики давления масла.

На фиг. 2 показана конструкция предлагаемого устройства; на фиг. 3 – работа устройства при воздействии на него осевых усилий опорных валков; на фиг. 4 – при воздействии горизонтальных составляющих радиальных усилий опорных валков.

Нажимное устройство состоит из гайки 1, зафиксированной в верхней поперечине 2 станины клети, винта 3 с плоской пятой 4 на нижнем торце, опирающейся на плоский подпятник 5, который лежит на упорном подшипнике качения 6. Упорный подшипник установлен вместо тензометрической месдозы прототипа в плунжере 7 гидравлического цилиндра 8, контактирующего с подушкой 9 верхнего опорного валка 10. В гидравлической системе гидроцилиндра дополнительно установлены датчики давления 11 рабочей жидкости (масла).

Устройство работает следующим образом. При воздействии на нажимное устройство каких-либо децентрирующих усилий, например осевой силой Qос от опорного валка 10 (см. фиг. 3), осевое перемещение опорного валка вместе с подушками 9 возможно, если Qос Fк или Qос Pопfк, где Fк – сила трения на контакте подушка опорного валка 9 – гидроцилиндр 8, fк – коэффициент трения в этом же контакте, Pоп – усилие на подушке опорного валка (половина усилия прокатки). Так как fк = 0,3, то перемещение произойдет, если осевое усилие больше 30% от усилия прокатки, чего практически не бывает (максимальные осевые усилия составляют 15-20% усилия прокатки). Такое же условие Qос 0,3Pоп должно быть выполнено для реализации какого-либо перемещения в контакте пята 4 – подпятник 5, так как в этом контакте необходимость наличия смазки по сравнению с прототипом отпала (трение верчения при вращении нажимного винта 3 происходит в контакте тел качения с кольцами упорного подшипника качения 6), то коэффициент трения также равен fп = 0,3. Таким образом, осевые силы валков не могут вызвать относительное смещение элементов предлагаемого нажимного устройства.

Если при монтаже опорного валка (перевалка) вертикальная ось подушки не совпала с осью нажимного устройства на величину (см. фиг. 3), то момент на гидравлическом цилиндре Pоп от пары сил Pоп и Pц не приведет к его значительному перекосу, так как цилиндр будет поддерживаться подушкой опорного валка.

Усилие прокатки, воздействующее на бочку опорного валка, вызывает прогиб его оси и соответствующий поворот подушек в горизонтальной плоскости. Возможность осуществления подушками опорного валка такого поворота – одна из основных причин изготовления сферического контакта пята – подпятник в известных конструкциях нажимных устройств. В предлагаемом устройстве (см. фиг. 3) поворот подушки опорного валка беспрепятственно осуществляется за счет некоторого перекоса плунжера относительно цилиндра с деформацией уплотнительных колец, но максимальный угол этого перекоса при прогибе центральной точки бочки опорного валка клети стана 2000 на = 1 мм (при максимально возможном усилии прокатки в 3000 тонн) составит лишь 2/L = 21/2000 = 0,001 рад = 0,06o, что намного меньше критического угла кр = 0,0072 рад (0,43o), установленного фирмой-изготовителем гидравлических цилиндров.

Максимальные горизонтальные радиальные силы действуют кратковременно на элементы нажимного устройства (см. фиг. 4) при захвате и выходе полосы из рабочих валков, когда происходят “просадка” (при захвате полосы) и “раскрутка” (при выбросе полосы) скорости рабочих валков р и отличие линейных скоростей рабочего Vр= рRр и опорного валка Vоп= опRоп наибольшее, где ри оп – скорости вращения рабочего и опорного валков, Rр и Rоп – радиусы бочек рабочего и опорного валков. При этом максимальная горизонтальная сила на опорном валке равна Fоп = Pопfр-оп, где fр-оп = 0,2 – коэффициент трения в контакте бочек рабочего и опорного валков (наличие в контакте смазки в виде воды и низкая шероховатость поверхностей бочек валков снижает величину коэффициента трения). Так как силы сопротивления относительным перемещениям элементов нажимного устройства Fк и Fп (равны 0,3Pоп) больше Fоп = 0,2Pоп, то горизонтальные смещения элементов нажимного устройства и опорных валков с подушками маловероятны.

Если по каким-либо причинам (попадание смазки на контактные поверхности нажимного устройства, некачественный монтаж при перевалке опорных валков и т. п. ) вертикальные оси нажимного устройства и подушки опорного валка оказались смещены относительно друг друга на величину S (см. фиг. 4), то на гидравлический цилиндр начнет действовать момент PопS от пары сил Pоп и Pц, разворачивая его вместе с подушкой относительно плунжера на угол . Максимальная величина этого поворота (штриховой контур подушки на фиг. 4) ограничена углом , при одновременном контакте подушки с обеими стойками станины клети. Максимально возможный угол поворота подушки для клетей стана 2000 в поле максимальных зазоров подушки опорного валка и станины d = 4 мм на базе высоты подушки Lп = 1350 мм, равен: = d/Lп = 4/1350 = 0,003 рад (0,17o), что меньше критического угла кр = 0,0072 рад (0,43o), установленного фирмой-изготовителем гидравлических цилиндров.

При вращении нажимного винта скольжение происходит только между кольцами и телами качения упорного подшипника качения с минимальным равномерным износом. При этом пята относительно подпятника неподвижна и износа нет.

Контроль величины усилия прокатки на одной стороне клети Pоп осуществляется по информации датчиков давления масла 11 в поршневой pп и штоковой pшп полостей гидравлического цилиндра: Pоп = pпSц-pштSпл, где Sц и Sпл – активные площадь цилиндра и плунжера. Точность измерения усилия прокатки в данном устройстве не зависит от влияния каких-либо перекосов или горизонтальных усилий, характерных для устройств с тензометрической месдозой.

Предлагаемое нажимное устройство было установлено на 11-й клети стана 2000 ОАО “НЛМК”. Как показали исследования работы клети после реконструкции, перекосов элементов нажимного устройства относительно друг друга не происходит, опорные валки с подушками не смещаются ни в осевом, ни в радиальном направлениях, подшипники жидкостного трения работают устойчиво, износа элементов устройства не наблюдается, полученная информация по усилию прокатки успешно используется в системе начальной настройки чистовой группы клетей стана.

Формула изобретения


Нажимное устройство клети тонколистового стана, включающее расположенные между верхней поперечиной станины и подушкой верхнего опорного валка механическую пару гайка – винт, пяту с подпятником, датчик усилия прокатки, гидравлическую пару плунжер – цилиндр, отличающееся тем, что контактная поверхность пяты с подпятником плоская, между подпятником и плунжером устанавливается упорный подшипник качения, а в гидравлическую систему пары цилиндр – плунжер – гидравлический датчик усилия прокатки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 30.12.2006

Извещение опубликовано: 20.01.2008 БИ: 02/2008


Categories: BD_2164000-2164999