Патент на изобретение №2360857

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2360857 (13) C1
(51) МПК

B65G39/09 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 30.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008107668/11, 03.03.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

03.03.2008

(46) Опубликовано: 10.07.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2314987 C1, 20.01.2008. RU 2260553 C2, 20.09.2005. RU 2244670 C1, 20.01.2005. SU 1549877 A1, 15.03.1990. SU 945017 A1, 23.07.1982. SU 874522 A1, 23.10.1981. GB 2058956 A, 15.04.1981.

Адрес для переписки:

119146, Москва, Комсомольский пр-кт, 23/7, кв.119, П.В. Малине

(72) Автор(ы):

Малина Петр Васильевич (RU),
Смаков Артур Жанович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Малина Петр Васильевич (RU),
Смаков Артур Жанович (RU)

(54) РОЛИК ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА

(57) Реферат:

Ролик ленточного конвейера содержит цилиндрическую обечайку (1), подшипниковые узлы, включающие корпус (2), внутри которого расположен подшипник (3), защищенный снаружи кольцом (4) и уплотнением (5), ось имеющую кольцевые канавки, расположенные снаружи по отношению к подшипникам и напротив уплотнения. Ролик снабжен механизмом останова, состоящим из храпового колеса, закрепленного на оси (6) и выполненного с клиновыми пазами (9). В плоскости храпового колеса (8) на корпусе подшипникового узла под углом к оси вращения храпового колеса закреплены втулки (10) с прорезями (11) на торцах. В отверстиях втулок размещены упорные тела (12), выполненные в виде шариков или роликов. В прорезях на торцах втулок расположена кольцевая пружина (13). Уплотнение в корпусе подшипникового узла выполнено в виде манжеты или прокладки из пористого материала, пропитанного маслом или масленичным раствором. Обеспечивается увеличение срока службы подшипниковых узлов и расширение функциональных возможностей ролика за счет обеспечения механизма удержания ленты конвейера при ее обрыве. 3 ил.

Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения, а именно к роликам, используемым в качестве роликоопор и роликовых остановов, и может быть использовано в угольной, металлургической, горной, строительной, энергетической промышленностях для увеличения срока службы подшипниковых опор роликов и удержания основного элемента конвейера – ленты при ее обрыве.

Известен ролик ленточных конвейеров, включающий цилиндрическую обечайку, подшипниковые узлы, наружные уплотнения и ось (Машиностроение. Энциклопедический справочник. Раздел четвертый. Конструирование машин. Том 9. – М.: Машгиз, 1949, 1040 с. ил.) [1].

Ролик ленточного конвейера указанной конструкции [1] вместо расчетного срока эксплуатации в 10-12 лет в условиях транспортировки конвейерами абразивных материалов (агломерационное производство, рудные карьеры, доменные цехи, обогатительные фабрики и т.д.) обеспечивает до полного выхода из строя подшипниковых узлов работу не более 6 месяцев. Различные варианты уплотнений мало влияют на этот срок эксплуатации.

Также известна конструкция роликового останова, включающего неподвижное кольцо, встроенное в редуктор вращающейся втулки с клиновыми пазами, в которых свободно размещены подпружиненные штифтами ролики (Ю.Д.Тарасов, Тормозные и улавливающие устройства ленточных конвейеров, Санкт Петербург, «Политехника», 1999 г., стр.5455) [2].

Однако недостаток такой конструкции [2] заключается в том, что существующие конструктивные элементы, особенно подпружиненные штифтами ролики, подвержены быстрому износу или заклиниванию в условиях большой запыленности и значительных перепадах температур.

Известен ролик-ловитель, включающий обечайку, закрепленную на торцевых стаканах, установленных перпендикулярно оси ролика, и опорные тела, взаимодействующие с храповым механизмом. В торцевом стакане выполнены отверстия для свободного размещения в них упорных тел в виде шариков (Ролик-ловитель наклонного конвейера, а.с. СССР 874522, кл. B65G 39/02, 1981) [3].

Недостаток такой конструкции [3] состоит в том, что опорные тела в виде шариков при длительной эксплуатации своим свободным движением внутри стакана создают дополнительную вибрацию на подшипники и разрушают поверхности, с которыми контактируют при ударении.

Задачей изобретения является увеличение срока службы подшипниковых узлов и расширение функциональных возможностей за счет обеспечения механизма удержания основного элемента конвейера – ленты при ее обрыве.

Технический результат достигается за счет того, что в ролике ленточного конвейера, содержащем цилиндрическую обечайку, подшипниковые узлы, включающие корпус, внутри которого расположен подшипник, защищенный снаружи кольцом и уплотнением, ось, имеющую кольцевые канавки, расположенные снаружи по отношению к подшипникам и напротив уплотнения, причем ролик снабжен механизмом останова, состоящим из храпового колеса, закрепленного на оси и выполненного с клиновыми пазами, как минимум двумя, а в плоскости храпового колеса на корпусе подшипникового узла под углом к оси вращения храпового колеса закреплены втулки с прорезями на торцах, в отверстиях которых размещены упорные тела, выполненные в виде шариков или роликов, а в прорезях на торцах втулок расположена кольцевая пружина, при этом уплотнение в корпусе подшипникового узла выполнено в виде манжеты или прокладки из пористого материала, пропитанного маслом или масленичным раствором.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен ролик ленточного конвейера в продольном разрезе; на фиг.2 – сечение по А-А на фиг.1, где в качестве упорных тел использованы шарики; на фиг.3 – сечение по А-А на фиг.1, где в качестве упорных тел использованы ролики.

Ролик ленточного конвейера с механизмом останова содержит по краям цилиндрической обечайки 1 зафиксированные подшипниковые узлы. Каждый подшипниковый узел включает корпус 2, внутри которого расположен подшипник 3, защищенный кольцом 4 в виде диска с отверстием и уплотнением 5 в виде манжеты или прокладки из пористого материала, пропитанного маслом или масленичным раствором. Подшипниковые узлы установлены на оси 6, имеющей кольцевые канавками 7, расположенные снаружи по отношению к подшипникам и напротив уплотнения 5. Ролик снабжен храповым механизмом останова, состоящим из храпового колеса 8, закрепленного на оси 6 и имеющего клиновые пазы 9, как минимум два. В плоскости храпового колеса на корпусе 2 подшипникового узла под углом к оси вращения храпового колеса жестко закреплены втулки 10 с прорезями 11 на торцах. В отверстиях трубок-втулок 10 размещены упорные тела 12, выполненные в виде шариков или роликов. В прорезях 11 втулок 10 расположена кольцевая пружина 13.

Ролик ленточного конвейера работает следующим образом. При эксплуатации конвейера в наклонном положении (вверх) ролик вращается в определенном направлении и при аварийной ситуации: внезапное отключение двигателя конвейера или обрыв конвейерной ленты – обечайка 1 ролика начнет вращаться в обратном направлении и упорное тело 12 в виде шарика или ролика, ограниченное цилиндрической поверхностью втулки 10 и кольцевой пружиной 13 со стороны торца, попадет в клиновой паз 9 и остановит вращение ролика.

Такое выполнение ролика позволяет обеспечить увеличение срока службы подшипниковых узлов и расширение функциональных возможностей за счет применения механизма останова для удержания основного элемента конвейера – ленты при ее обрыве.

Формула изобретения

Ролик ленточного конвейера, содержащий цилиндрическую обечайку, подшипниковые узлы, включающие корпус, внутри которого расположен подшипник, защищенный снаружи кольцом и уплотнением, ось, имеющую кольцевые канавки, расположенные снаружи по отношению к подшипникам и напротив уплотнения, причем ролик снабжен механизмом останова, состоящим из храпового колеса, закрепленного на оси и выполненного с клиновыми пазами, как минимум двумя, а в плоскости храпового колеса на корпусе подшипникового узла под углом к оси вращения храпового колеса закреплены втулки с прорезями на торцах, в отверстиях которых размещены упорные тела, выполненные в виде шариков или роликов, а в прорезях на торцах втулок расположена кольцевая пружина, при этом уплотнение в корпусе подшипникового узла выполнено в виде манжеты или прокладки из пористого материала, пропитанного маслом или масленичным раствором.

РИСУНКИ

Categories: BD_2360000-2360999