Патент на изобретение №2163972
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ПЕРЕДВИЖНОЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ПУНКТ
(57) Реферат: Изобретение относится к горному делу, а именно к конвейерам, используемым при подземной добыче полезных ископаемых, в непосредственно примыкающих к забою выработкам. Передвижной перегрузочный пункт включает штрековый перегружатель, рама привода которого со сбрасывающей головкой закреплена на подвижной площадке, концевой барабан ленточного конвейера с отклоняющими роликоопорами, установленный с возможностью продольного перемещения на основной раме, а также вертикально расположенные опоры, связанные с основной рамой, направляющие и гидроцилиндры. Одна сторона гидроцилиндра механизма передвижения связана с задней опорой основной рамы, которая снабжена гидроцилиндрами подъема с обоймами. Опоры выполнены подвижными. Обойма гидроцилиндра подъема подвижной опоры выполнена цельной. Каждый гидроцилиндр подъема понизу снабжен шаровой опорой, встроенной в полоз цилиндрической в поперечном сечении формы, связанной с направляющей. Рама привода штрекового перегружателя снабжена вертикальным шкворнем, с помощью которого она установлена на тележке. Корпус тележки снабжен выполненной с возможностью поворота и фиксации в корпусе тележки поворотной цапфой с прямоугольным вырезом, в котором жестко закреплен вал отклоняющего ролика. Повышается надежность, производительность и эффективность работы. 1 з.п.ф-лы, 10 ил. Изобретение относится к горному делу, а именно к конвейерам, используемым при подземной добыче полезных ископаемых, в непосредственно примыкающих к забою выработках, в частности при перезагрузке горной массы со скребкового перегружателя на ленточный конвейер. Известен поворотно передвижной перегружатель конструкции Глиник, главными конструктивными признаками которого являются самопередвижная конструкция, шарнирно установленная на основной раме тележки, самовыравнивающаяся конструкция и возможность горизонтальной передвижки (рекламный проспект фабрики Glinik. Транспортно-отгрузочные штрековые устройства. Штрековый конвейер. Поворотно-передвижной перегружатель. Producent: Fabryka Maszyn Glinik S.A. 38-320 Gorlice ul. Michalusa 1. Рекламный проспект 3-ей Международной выставки-ярмарки “Уголь России” с 23 по 26 апреля в г. Новокузнецке, реклама которой в ж. “Уголь” N 8-11 за 1996 г.). К явным недостаткам известного перегружателя относится отсутствие бокового, поперечного регулирования расположения перегружателя в выработке. Гидроцилиндр передвижения перегружателя связан непосредственно с основной рамой, что способствует возникновению излишних напряжений в металлоконструкции, а также погружению передней части рамы в слабую почву при передвижении за счет возникновения опрокидывающего момента, связанного с нерациональным местом приложения усилия передвижения. Шарнирно установленная на основной раме тележка при неровной выработке расклинивается на направляющих, что связано с потерей непрерывности работы и дополнительными затратами на ликвидацию заклинивания. Выполнение разъемными обойм подъемных гидроцилиндров не только усложняет конструкцию и удорожает ее, но и снижает прочность обойм, на которые действуют значительные изгибающие усилия при передвижении. Отклоняющий ролик ленты встроен внутрь бортов тележки, что требует выполнения специальных прорезей-окон в бортах, ослабляющих металлоконструкцию и усложняющих размещение и установку отклоняющего ролика. Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому результату является передвижной перегрузочный пункт, включающий основную раму, на которой размещены концевой барабан ленточного конвейера и штрековый перегружатель со сбрасывающей головкой, установленные с возможностью продольного перемещения, устройство центрирования ленты отклоняющими роликами, установленными между концевым барабаном ленточного конвейера и сбрасывающей головкой перегружателя, вертикально расположенную опору и горизонтально установленные гидроцилиндры передвижения, направляющие, подвижные и фиксирующий элементы (патент РФ N 2044890, кл. E 21 F 13/08, 1995) – принято за прототип. Работа известного передвижного перегрузочного пункта недостаточна эффективна из-за жесткой привязки передвижения перегрузочного пункта к передвижению механизированной крепи. Зачастую готовность крепи к передвижению не совпадает с готовностью передвижения перегрузочного пункта, что приводит к сдерживанию или полной приостановке работ по передвижению как крепи, так и конвейеров, образующих перегрузочный пункт. Кроме того, наличие в основании известного перегрузочного пункта плитового основания, на котором расположена металлоконструкция перегружателя с концевой головкой штрекового ленточного конвейера, а также фермы перегружателя, находящихся на почве выработки, создают значительное сопротивление передвигаемой конструкции. Особенно это сопротивление проявляется при почве выработки невысокой несущей способности или неровной, вспученной от высокого горного давления почвой. В этих случаях передвижка сопряжена со значительными трудностями по расчистке почвы выработки, ее зачистке, вывешиванию отдельных частей конвейеров с помощью вспомогательных приспособлений, снижающих сопротивление передвигающемуся перегрузочному пункту. Недостаточной также является и регулировка положения концевого барабана транспортерной ленты, где обеспечивается только регулирование в горизонтальной плоскости и не предусмотрена вертикальная регулировка. Сущность изобретения заключается в том, что передвижной перегрузочный пункт включает основную раму, на которой размещены концевой барабан ленточного конвейера и штрековый перегружатель со сбрасывающей головкой, установленные с возможностью продольного перемещения, устройство центрирования ленты отклоняющими роликами, установленными между концевым барабаном ленточного конвейера и сбрасывающей головкой перегружателя, вертикально расположенную опору и горизонтально установленные гидроцилиндры передвижения, направляющие, передвижные и фиксирующий элементы, отличающийся тем, что механизм передвижения выполнен в виде толкателя, одна сторона гидроцилиндра которого связана с задней опорой основной рамы, снабженной гидроцилиндрами подъема с обоймами, опора выполнена подвижной, а обойма гидроцилиндра подъема подвижной опоры выполнена цельной, причем каждый гидроцилиндр подъема понизу снабжен шаровой опорой, встроенной в полоз цилиндрической в поперечном сечении формы, связанной с направляющей. Кроме того, рама привода штрекового перегружателя со сбрасывающей головкой установлена с помощью вертикального шкворня на тележке, корпус тележки снабжен выполненной с возможностью поворота и фиксации в корпусе тележки поворотной цапфой с прямоугольным вырезом, в котором жестко закреплен вал отклоняющего ролика. Кроме того, на раме толкателя жестко установлена опора, которая снабжена собачкой, установленной на оси опоры. Существенные признаки, влияющие на достигаемый технический результат находятся в причинно-следственной связи с указанным результатом. Так, связь штока гидроцилиндра толкателя с задней опорой основной рамы, вместо с самой основной рамой в прототипе, обеспечивает снижение излишних напряжений в металлоконструкции, уменьшает возможность возникновения опрокидывающего момента, улучшает управляемость перегрузочного пункта при передвижении, снижает вероятность погружения в почву и утопание его опор. Выполнение обойм гидроцилиндров подъема неразъемными, цельными, повышает прочность конструкции, делает ее менее трудоемкой в изготовлении и эксплуатации, снижает металлоемкость и, наконец, стоимость изготовления перегрузочного пункта в целом. За счет того, что каждый гидроцилиндр подъема понизу снабжен шаровой опорой, встроенной в полоз цилиндрической в поперечном сечении формы, связанной с направляющей, повышается продольная и поперечная устойчивость перегружателя, особенно во время передвижения. При этом даже при возможных наклонах конструкции в ту или другую стороны, наличие шаровой опоры позволяет опорному элементу – опорной лыже, копировать профиль почвы и не дает возможности установки лыжи под углом к ней, что могло бы негативно сказаться на их взаимодействии. Полоз, находящийся внутри направляющей, имеет цилиндрическую в поперечном сечении формы, что предотвращает их заклинивание и снижает контактные нагрузки по поверхностям взаимодействия. Установленная в корпусе тележки с возможностью поворота и фиксации цапфа с прямоугольным вырезом, в котором жестко закреплен вал отклоняющего ролика, позволяет отказаться от выполнения специальных прорезей-окон в бортах тележки с размещением в этих окнах отклоняющего ролика. Окна в бортах тележки ослабляют металлоконструкцию, усложняют установку и размещение отклоняющего ролика. В предложенной конструкции вал отклоняющего ролика совместно с ним вставляется в прямоугольный вырез цапфы и крепится в нем, причем саму цапфу поворачивают и фиксируют в нужном положении, поверху корпуса тележки, обеспечивая необходимое отклонение транспортерной ленты. В предложенном техническом решении ось собачки закреплена на одной опоре, вместо двухопорной конструкции в прототипе, что позволяет снизить металлоемкость конструкции, трудоемкость изготовления и сборки конструкции перегрузочного пункта. Таким образом, технический результат предложенного решения заключается в повышении устойчивости и управляемости, упрощении конструкции, снижении металлоемкости в изготовлении и трудоемкости в эксплуатации, что в конечном итоге повышает надежность, производительность и эффективность работы передвижного перегрузочного пункта. На фиг. 1 показан передвижной перегрузочный пункт, вид сбоку; на фиг. 2 – тоже, что на фиг. 1 – вид сверху; на фиг. 3 – вид А на фиг. 1; на фиг. 4 – вид Б на фиг. 3; на фиг. 5 – тоже, что на фиг. 3 – вид сверху; на фиг. 6 – вид В-В на фиг. 3; на фиг. 7 – вид Г-Г на фиг. 5; на фиг. 8 – узел Д на фиг. 1; на фиг. 9 – вид Е-Е на фиг. 8; на фиг. 10 – вид Ж-Ж на фиг. 2. Штрековый перегрузочный пункт состоит из штрекового перегружателя 1, рама привода 2 которого со сбрасывающей головкой 3 закреплена с помощью вертикального шкворня 4 на подвижной площадке 5, установленной на тележке 6. Тележка 6 со встроенными концевым барабаном 7 ленточного конвейера 8 и отклоняющим роликом 9 установлена с помощью катков 10 на ходовых рельсах 11, закрепленных на основной раме 12. С основной рамой 12 жестко связаны передняя подвижная опора 13 и задняя подвижная опора 14. На подвижных опорах 13 и 14 жестко закреплены вертикально установленные, заключенные в выполненные цельными обоймы 15 подъемные гидроцилиндры 16. Каждый гидроцилиндр подъема понизу снабжен шаровой опорой 17, встроенной в полоз 18 цилиндрической в поперечном сечении формы. Полоз 18, установленный с возможностью продольного перемещения, расположен в направляющей 19, также как и полоз, имеющий цилиндрическую в сечении форму. Направляющая 19 жестко связана с опорной лыжей 20, а полоз поверху закрыт крышкой 21. В опорной лыже 20 шарнирно с помощью цапф 22, размещенных в проушинах 23, жестко связанных с опорной лыжей, установлен гидродомкрат 24 бокового смещения с двухсторонним штоком 25. Двухсторонний шток 25 связан с полозами 18. К тележке 6 шарнирно закреплена зубчатая рейка 26, расположенная в коробе 27, жестко связанным с рамой толкателя 28. К раме толкателя 28 шарнирно закреплен гидроцилиндр толкателя 29, другая сторона которого также шарнирно связана с задней опорой 14 основной рамы 12. На раме толкателя 28 жестко установлена опора 30, на которой с помощью оси 31 закреплена собачка 32. На задней опоре 14 жестко закреплен клин 33. Корпус тележки 6 имеет установленную с возможностью поворота и фиксации поворотную цапфу 34 с прямоугольным вырезом 35, в котором установлен вал 36 отклоняющего ролика 9, который жестко зафиксирован с помощью стопорной планки 37. Передвижной перегрузочный пункт работает следующим образом. После выемки очередной ленты полезного ископаемого в очистном забое и передвижки привода лавного конвейера (не показаны) совместно передвигается связанный с ним штрековый перегружатель 1, который с рамой привода 2 и сбрасывающей головкой 3, установленных на подвижной площадке 5, перемещаются совместно с тележкой 6 по ходовым рельсам 11 основной рамы 12 (фиг. 1, 2). При перемещении тележки 6 с концевым барабаном 7 ленточного конвейера 8 необходимо произвести центрирование транспортерной ленты, которое производят с помощью манипуляции с четырьмя гидроцилиндрами подъема 16, располагающихся на передней и задней подвижных опорах 13 и 14 и двух гидродомкратов 24 бокового смещения. Для поднятия основной рамы 12 включают на раздвижку гидроцилиндр подъема 16, который, перемещаясь в цельной обойме 15, поднимает тот угол рамы, на котором он установлен (фиг. 3-5). За счет наличия в основании гидроцилиндра подъема 16 шаровой опоры 17, установленной в полозе 18 опорной лыжи 20, в гидроцилиндре подъема и обойме 15 не возникает изгибающие моменты и концентрации напряжений в конструкции (фиг. 7). Для бокового смещения основной рамы 12 при центрировании транспортерной ленты на концевом барабане 7 включают гидродомкрат 24 бокового смещения, который двухсторонним штоком 25 совместно с полозами 18, располагающимися в направляющих 19, смещает опорную лыжу 20 в необходимую боковую сторону. За счет цилиндрической в поперечном сечении формы полоза 18 и направляющей 19 снижается изгибающий момент в гидроцилиндре подъема 16, обойме 15 и опорной лыжи 20. Крышка 21 защищает взаимодействующие цилиндрические полоз 18 и направляющую 19 от заштыбовки (фиг. 3-6). После полного перемещения тележки 6 до упора в переднюю опору 13 необходимо передвинуть вперед основную раму 12 передвижного перегрузочного пункта. Передвижку основной рамы 12 осуществляют неоднократной раздвижкой и сокращением гидроцилиндра толкателя 29 до тех пор, пока тележка не приблизится к задней опоре 14. При включении на раздвижку гидроцилиндра толкателя 29 происходит зацепление собачки 32 с зубьями зубчатой рейки 26. При этом гидроцилиндр толкателя 29, раздвигаясь, перемещает вперед (на чертежах влево) заднюю опору 14 основной рамы 12 передвижного перегрузочного пункта. За счет того, что одна сторона гидроцилиндра толкателя 29 связана с задней опорой 14 основной рамы 12, обеспечивается направленность перемещения вдоль оси передвижения всей конструкции основной рамы перегрузочного пункта. Далее включают гидроцилиндр толкателя 29 на сокращение. Вначале сокращения гидроцилиндра толкателя 29 собачка 32 выходит из зацепления с зубчатой рейкой 26. После полного сокращения гидроцилиндра толкателя 29 собачка 32 поворачивается на оси 31 и наезжает на клин 33, связанный с задней опорой 14, и не позволяет собачке взаимодействовать с зубчатой рейкой 26. При этом тележка 6 свободно, не зацепляясь за собачку 32, перемещается вперед совместно со штрековым перегружателем 1, связанным с передвигаемым лавным конвейером (фиг. 8,9). При монтаже передвижного перегрузочного пункта производят установку отклоняющего ролика 9. Для этого поверху корпуса тележки 6 вставляют цапфу 34 с прямоугольным вырезом 35. Прямоугольный вырез 35 устанавливают направленным вверх, и в него заводят вал 36 отклоняющего ролика 9 (на фиг. 10 показан штрихпунктирной линией). Затем цапфу 34 поворачивают до рабочего положения отклоняющего ролика 9 и фиксируют на корпусе тележки 6, затем стопорят вал 36 отклоняющего ролика стопорной планкой 37 (фиг. 10). Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 02.06.2003
Извещение опубликовано: 10.01.2005 БИ: 01/2005
|
||||||||||||||||||||||||||