Патент на изобретение №2163940
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО
(57) Реферат: Изобретение относится к высокопрочным деформируемым термически упрочняемым свариваемым сплавам на основе алюминия, в частности системы Al – Cu – Li, используемым в качестве конструкционных материалов в изделиях авиакосмической техники, таких как сварные топливные баки для работы при температуре от +20°С до -253°С, различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа и крыла, как сжатой, так и в растянутой зоне самолетных конструкций, работающих при температуре от +175°С до -70°С. Технической задачей предлагаемого изобретения является создание сплава с повышенными характеристиками пластичности и вязкости разрушения, пониженной скоростью роста трещины усталости и повышенной технологической пластичностью при холодной деформации. Изделия из этого сплава будут иметь пониженную массу, повышенные характеристики прочности и надежности при эксплуатации. Сплав содержит следующие компоненты, мас. %: медь 2,5 – 3,5; литий 1,5 – 1,95; цирконий 0,05 – 0,15; скандий 0,01 – 0,15; кальций 0,001 – 0,05; хром 0,01 – 0,3; водород 1,5 10-5 – 5,0 10-5; по крайней мере один элемент из группы, содержащей магний 0,01 – 0,6; марганец 0,005 – 0,6; титан 0,005 – 0,009; ванадий 0,01 – 0,15; бор 0,0002 – 0,07; церий 0,005 – 0,2; железо 0,01 – 0,5 и по крайней мере один элемент из группы, содержащей цинк 0,01 – 0,8; бериллий 0,0001 – 0,2; олово 0,005 – 0,1, натрий 0,0003 – 0,001; никель 0,005 – 0,15; остальное алюминий. 2 с.п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к области металлургии, а именно к высокопрочным деформируемым термическим упрочняемым свариваемым сплавам пониженной плотности системы Al-Cu-Li, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике. Из этого сплава изготавливаются такие изделия, как: сварные топливные баки для работы при температуре от +20oC до -253oC, различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа и крыла, как в сжатой, так и в растянутой зоне самолетных конструкций, работающих при температуре от +175oC до -70oC. Известен и применяется в промышленности сплава системы Al-Cu-Li марки 1230 (ВАД23) следующего состава, мас.%: Медь – 4,8 – 5,8 Литий – 0,9 – 1,4 Марганец – 0,4 – 0,8 Кадмий – 0,1 – 0,25 Алюминий – Остальное (см. Структура и свойства полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. Алюминиевые сплавы. Справочник. 2-е изд., М., “Металлургия”, 1984, с. 396). Однако этот сплав не обладает достаточно низкой плотностью, имеет низкий модуль упругости и в искусственно состаренном состоянии пониженную пластичность и повышенную чувствительность к концентраторам напряжений. Сплав не сваривается, непригоден для работы при криогенных температурах. Изделия из этого сплава имеют ограниченное применение, используются в качестве стабилизаторов летательных аппаратов с малым ресурсом. Известен также сплав марки 2090 американской фирмы ALCOA. Сплав имеет следующий состав, мас.%: Медь – 2,4 – 4,0 Литий – 1,4 – 2,7 Магний – 0 – 0,8 Хром – 0 – 0,3 Цирконий – 0 – 0,1 Бериллий – 0 – 0,02 Кремний – 0 – 0,1 Марганец – 0 – 0,1 Алюминий – Остальное (см. патент Франции N 2.561.260, МКИ C 22 C 21/12). Этот сплава при достаточно высокой удельной прочности (отношение предела прочности к плотности сплава) имеет низкие характеристики пластичности и трещиностойкости, поэтому применяется для обшивки крыла только в сжатой зоне и не применяется в сварных конструкциях. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является свариваемый сплав системы Al-Cu-Li следующего химического состава, мас.%: Медь – 1,4 – 6,0 Литий – 1,0 – 4,0 Цирконий – 0,02 – 0,3 Титан – 0,01 – 0,15 Бор – 0,0002 – 0,07 Церий – 0,005 – 0,15 Железо – 0,03 – 0,25 по крайней мере один из элементов из группы, содержащей, мас.%: Неодим – 0,0002 – 0,1 Скандий – 0,1 – 0,35 Ванадий – 0,01 – 0,15 Марганец – 0,05 – 0,6 Магний – 0,6 – 2,0 Алюминий – Остальное (см. патент РФ 1584414, БИ N 19, 1994 г.). Сплав обладает хорошей свариваемостью и повышенными прочностными свойствами. Недостатками этого сплава являются низкие значения пластичности, вязкости разрушения, высокая скорость развития трещины усталости, а также низкая технологическая пластичность при холодной деформации. Поэтому этот сплав непригоден для применения в авиационной технике и может найти ограниченное применение в некоторых сварных изделиях ракетной техники. Технической задачей предлагаемого изобретения является создание сплава с повышенными характеристиками пластичности и вязкости разрушения, пониженной скоростью роста трещины усталости и повышенной технологической пластичностью при холодной деформации. Изделия из этого сплава будут иметь пониженную массу, повышенные характеристики прочности и надежности при эксплуатации. Для достижения поставленной задачи предлагается сплав на основе алюминия следующего химического состава, мас.%: Медь – 2,5 – 3,5 Литий – 1,5 – 1,95 Цирконий – 0,05 – 0,15 Скандий – 0,01 – 0,15 Кальций – 0,001 – 0,05 Хром – 0,01 – 0,3 Водород – 1,5 10-5 – 5,0 10-5по крайней мере один элемент из группы, содержащей, мас.%: Магний – 0,01 – 0,6 Титан – 0,005 – 0,009 Бор – 0,0002 – 0,007 Марганец – 0,005 – 0,6 Ванадий – 0,01 – 0,15 Церий – 0,005 – 0,2 Железо – 0,01 – 0,5 и по крайней мере один элемент из группы, содержащей, мас.%: Цинк – 0,01 – 0,8 Олово – 0,0005 – 0,1 Никель – 0,005 – 0,15 Бериллий – 0,0001 – 0,2 Натрий – 0,0003 – 0,001 Алюминий – Остальное В сплаве поддерживается определенное соотношение концентраций меди и лития, необходимое для достижения относительно низкой плотности. При этом сохранение положительного влияния меди на прочностные свойства достигается за счет введения в сплав дополнительных легирующих элементов. Введение в сплав кальция повышает технологичность при холодной деформации, так как кальций связывает кремний (примесь в алюминии) и снижает поверхностное натяжение, способствуя образованию более округлой формы выделившихся избыточных интерметаллидов. Хром вместе с цирконием, скандием и водородом, который образует дисперсные гидриды лития, способствуют формированию однородной мелкозернистой структуры в полуфабрикатах и повышению технологической пластичности при холодной прокатке, повышению характеристик вязкости разрушения и улучшению свариваемости всеми видами сварки. Натрий, бериллий, олово, никель, цинк измельчают частицы кремния, а также связывают свободный кремний, что приводит к повышению технологичности при прокатке. Магний, титан, бор, ванадий, марганец, железо и церий способствуют упрочнению сплава, облагораживают форму выделившихся избыточных интерметаллидов, способствуя округлости их формы, что, в свою очередь, благотворно сказывается на технологичности сплава. Изделия из предлагаемого сплава, такие как: сварные топливные баки, в том числе для низких температур, различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа и крыла будут иметь пониженную массу, повышенные характеристики прочности и надежности при эксплуатации. Пример осуществления: Из слитков, состав которых приведен в табл. 1, после гомогенизации при температуре 530oC в течение 24 часов, были изготовлены листы. Листы изготавливались путем горячей прокатки при температуре 430oC до толщины 4,5 мм и затем после отжига при температуре 400oC путем холодной прокатки до толщины 2,5 мм. Листы подвергали закалке с температуры 530oC с охлаждением в воде, правке растяжением со степенью деформации 1,5% и искусственному двухступенчатому старению по режиму: первая ступень – при температуре 130oC, 8 час и вторая ступень – при температуре 160oC, 14 час. Состав сплава N 1 соответствует прототипу, остальные сплавы N 2-10 являются предлагаемыми. Образцы из листов испытывали при статическом растяжении с определением предела прочности, предела текучести, относительного удлинения, определяли характеристики вязкости разрушения и трещиностойкости (Kcy, СРТУ). Технологическая пластичность оценивалась по уровню степени холодной деформации при холодной прокатке, при которой появлялись боковые трещины величиной более 10 мм ( КР) .
Из табл. N 2 видно, что предлагаемый состав нового сплава превосходит известный сплав (прототип) по характеристике вязкости разрушения (Kcy) в 1,4 – 1,6 раз, по пластичности в 1,6 – 2,0 раз по технологической пластичности при холодной деформации в 1,9 – 2,3 раза. Новый сплав имеет меньшую скорость развития трещины усталости (СРТУ) в 1,8 – 3,0 раз при практически одинаковом уровне предела прочности и предела текучести.
Таким образом, предлагаемый сплав обеспечивает достижение поставленной цели – повышение характеристик пластичности и вязкости разрушения, понижение скорости роста трещины усталости и повышение технологической пластичности при холодной деформации, по сравнению с известными сплавами.
Новый сплав с такими повышенными характеристиками и с пониженной плотностью позволяет изготавливать необходимую номенклатуру полуфабрикатов на существующем металлургическом оборудовании. Применение полуфабрикатов из предлагаемого сплава в изделиях, таких как: сварные топливные баки для работы при температуре от +20oCo до -253oC, различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа и крыла, как в сжатой, так и в растянутой зоне самолетных конструкций, работающих при температуре от +175oC до -70oC позволит обеспечить снижение их массы на 15 – 35%, повысить надежность и ресурс эксплуатации.
Формула изобретения
Медь – 2,5 – 3,5 Литий – 1,5 – 1,95 Цирконий – 0,05 – 0,15 Скандий – 0,01 – 0,15 Кальций – 0,001 – 0,05 Хром – 0,01 – 0,3 Водород – 1,5 10-5 – 5,0 10-5по крайней мере один элемент из группы, содержащей: Магний – 0,01 – 0,6 Титан – 0,005 – 0,009 Бор – 0,0002 – 0,007 Марганец – 0,005 – 0,6 Ванадий – 0,01 – 0,15 Церий – 0,005 – 0,2 Железо – 0,01 – 0,5 и по крайней мере один элемент из группы, содержащей: Цинк – 0,01 – 0,8 Олово – 0,005 – 0,1 Никель – 0,005 – 0,15 Бериллий – 0,0001 – 0,2 Натрий – 0,0003 – 0,001 Алюминий – Остальное 2. Изделие из сплава на основе алюминия, отличающееся тем, что выполнено из сплава следующего химического состава, мас.%: Медь – 2,5 – 3,5 Литий – 1,5 – 1,95 Цирконий – 0,05 – 0,15 Скандий – 0,01 – 0,15 Кальций – 0,001 – 0,05 Хром – 0,01 – 0,3 Водород – 1,5 10-5 – 5,0 10-5по крайней мере один элемент из группы, содержащей: Магний – 0,01 – 0,6 Титан – 0,005 – 0,009 Бор – 0,0002 – 0,007 Марганец – 0,005 – 0,6 Ванадий – 0,01 – 0,15 Церий – 0,005 – 0,2 Железо – 0,01 – 0,5 и по крайней мере один элемент из группы, содержащей: Цинк – 0,01 – 0,8 Олово – 0,005 – 0,1 Никель – 0,005 – 0,15 Бериллий – 0,0001 – 0,2 Натрий – 0,0003 – 0,001 Алюминий – Остальное РИСУНКИ
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Федеральное государственное унитарное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов” (ФГУП “ВИАМ”)
Вид лицензии*: ИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Каменск-Уральский металлургический завод” (ОАО “КУМЗ”)
Договор № РД0037994 зарегистрирован 01.07.2008
Извещение опубликовано: 10.08.2008 БИ: 22/2008
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
|
||||||||||||||||||||||||||

10-5 – 5,0
КР) .
Из табл. N 2 видно, что предлагаемый состав нового сплава превосходит известный сплав (прототип) по характеристике вязкости разрушения (Kcy) в 1,4 – 1,6 раз, по пластичности в 1,6 – 2,0 раз по технологической пластичности при холодной деформации в 1,9 – 2,3 раза. Новый сплав имеет меньшую скорость развития трещины усталости (СРТУ) в 1,8 – 3,0 раз при практически одинаковом уровне предела прочности и предела текучести.
Таким образом, предлагаемый сплав обеспечивает достижение поставленной цели – повышение характеристик пластичности и вязкости разрушения, понижение скорости роста трещины усталости и повышение технологической пластичности при холодной деформации, по сравнению с известными сплавами.
Новый сплав с такими повышенными характеристиками и с пониженной плотностью позволяет изготавливать необходимую номенклатуру полуфабрикатов на существующем металлургическом оборудовании. Применение полуфабрикатов из предлагаемого сплава в изделиях, таких как: сварные топливные баки для работы при температуре от +20oCo до -253oC, различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа и крыла, как в сжатой, так и в растянутой зоне самолетных конструкций, работающих при температуре от +175oC до -70oC позволит обеспечить снижение их массы на 15 – 35%, повысить надежность и ресурс эксплуатации.