Патент на изобретение №2359102

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2359102 (13) C2
(51) МПК

E21B10/22 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 30.08.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2007116426/03, 02.05.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

02.05.2007

(43) Дата публикации заявки: 20.11.2008

(46) Опубликовано: 20.06.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 436147 A1, 15.07.1974. SU 631643 A1, 05.11.1978. SU 462944 A, 04.05.1975. SU 631644 A, 10.11.1978. SU 1199897 A, 13.12.1985. RU 2023857 C1, 30.11.1994. GB 2380500 A, 09.04.2003. US 4505523 A, 19.03.1985.

Адрес для переписки:

443100, г.Самара, ул. Молодогвардейская, 244, Главный корпус СамГТУ, патентный отдел

(72) Автор(ы):

Журавлев Андрей Николаевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный технический университет (RU)

(54) ОПОРА БУРОВОГО ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА

(57) Реферат:

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к буровым шарошечным долотам. Техническим результатом является повышение долговечности опоры и долота в целом. Опора шарошечного долота включает шарошку с внутренней рабочей поверхностью, цапфу с беговыми дорожками и расположенные на беговых дорожках тела качения в виде роликов. При этом ролики имеют различный диаметр и расположены так, что в нагруженном секторе долота, расположенном под режущим зубком, находятся три ролика, два из которых – крайние, имеют диаметр, превышающий диаметр среднего ролика. 3 ил.

Настоящее изобретение относится к буровой технике, а именно к буровым долотам, в конструкции которых имеются роликовые опоры, и применяется в горном деле.

Известна опора бурового шарошечного долота, содержащая периферийный и концевой роликовые подшипники, замковый шариковый подшипник, в которой с целью повышения ее износостойкости, размеры подшипников выполнены в соответствии с соотношениями [1]:

где dk – диаметр ролика концевого подшипника, мм; dш – диаметр шарика концевого подшипника, мм; dп – диаметр ролика периферийного подшипника, мм; Dk – наружный диаметр концевого подшипника, мм; Dш – наружный диаметр замкового подшипника, мм; Dп – наружный диаметр периферийного подшипника, мм.

Недостатком указанной опоры является ее низкая долговечность из-за неравномерного распределения эксплуатационной нагрузки на ролики, а также в такой опоре не исключается защемление тел качения, что приводит к интенсивному износу опорных элементов в области нагружения.

Также известна опора бурового шарошечного долота, включающая шарошку с внутренней рабочей поверхностью, тела качения и цапфу с беговой дорожкой овального профиля, в которой с целью повышения работоспособности опоры расстояние между рабочей поверхностью шарошки и беговой дорожкой цапфы с нагруженной стороны определяется соотношением [2]:

hd+cos,

где h – расстояние между рабочей поверхностью шарошки и беговой дорожкой цапфы с нагруженной стороны, мм; d – диаметр тел качения, мм; – величина упругой деформации тел качения, мм; – центральный угол между осью нагружения и осью наиболее нагруженного тела качения, град.

Недостатком известной опоры является сложность ее изготовления и контроля.

Целью настоящего изобретения является увеличение долговечности опоры.

Поставленная цель достигается путем введения в конструкцию опоры шарошечного долота роликов различного диаметра, чередованных в пределах допуска (0,013 мм).

На фиг.1 схематически показана описываемая опора.

Между рабочей поверхностью шарошки 1 и поверхностью беговой дорожки цапфы лапы 2 размещены ролики 3, отличающиеся по диаметру. На роликовую дорожку действует эксплуатационная нагрузка Рэк. Ролики 3а и 3в имеют максимальный диаметр, а ролик 3б – минимальный. В связи с вышесказанным ролик 3б перемещается без нагружения под действием соседних роликов.

Ролики на беговых дорожках располагаются исходя из следующих соотношений:

где С – коэффициент, устанавливающий связь внешних циклов нагрузок с расположением роликов на беговой дорожке; D() – дисперсия случайной величины совпадений зубков с роликами минимального диаметра; E() – математическое ожидание случайной величины совпадений зубков с роликами минимального диаметра; ср – среднеарифметическое значение случайной величины; – случайная величина совпадений; к – частота интервала; М – количество угловых разворотов шарошки.

В связи с тем, что буровые долота, включающие в своих конструкциях данные опоры, продуваются воздухом, то проскальзывание роликов на беговых дорожках во время эксплуатации будет минимальным, поэтому ролики минимального диаметра 3б, попадая в нагруженный сектор, всегда будут находиться под режущим зубком, от которого передается эксплуатационная нагрузка.

В целях проверки достоверности процессов, которые происходят при работе роликов в нагруженном секторе, выполнено численное моделирование этой части опоры. Моделирование выполнялось с помощью конечно-элементной расчетной системы ANSYS. К опоре прилагалась нагрузка, аналогичная эксплуатационной и равная Рэк=40 кН.

На фиг.2 показан нагруженный сектор с роликами разного диаметра. В центре находится ролик минимального диаметра, по краям находятся ролики максимального диаметра. Ролики с максимальным диаметром отличаются от роликов с минимальным диаметром на 0,013 мм.

На фиг.3 показан нагруженный сектор с роликами одинакового диаметра.

Как видно из фиг.2, когда в нагруженном секторе находятся ролики разного диаметра, нагрузка распространяется на два крайних ролика большего диаметра. Напряжения, возникающие в соединении, составляют 12,4 МПа. При попадании в нагруженный сектор роликов одинакового диаметра (см. фиг.3) напряжения в соединении составляют 19,3 МПа, что на 65% выше напряжений, возникающих в опоре с роликами разного диаметра.

В предлагаемой опоре исключается защемление тел качения, а также уменьшается эксплуатационная нагрузка на ролики и цапфу, что приводит к увеличению долговечности опоры и долота в целом. Также предлагаемая конструкция опоры не требует никаких изменений в технологии механической обработки деталей роликовой опоры.

Источники информации

1. А.с СССР 631643. Опора бурового шарошечного долота / В.П.Браженцев, П.А.Палий, А.С.Мокшин, Л.П.Константинов, Ю.Е.Владиславлев. Опубл. 05.11.1978 в БИ 41.

2. А.с СССР 436147. Опора бурового шарошечного долота / Ю.А.Палащенко. Опубл. 15.07.1974 в БИ 26.

Формула изобретения

Опора шарошечного долота, включающая шарошку с внутренней рабочей поверхностью, цапфу лапы с беговыми дорожками и расположенные на беговых дорожках тела качения в виде роликов, отличающаяся тем, что расположенные на беговых дорожках ролики имеют различный диаметр и чередованы в пределах допуска, при этом ролики расположены так, что в нагруженном секторе долота, расположенном под режущим зубком, находятся три ролика, два из которых – крайние, имеют диаметр, превышающий диаметр среднего ролика.

РИСУНКИ

Categories: BD_2359000-2359999