|
(21), (22) Заявка: 2007135197/02, 20.09.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
20.09.2007
(46) Опубликовано: 20.06.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2256531 C1, 20.07.2005. RU 2087253 C1, 20.08.1997. RU 56235 U1, 10.09.2006. US 4848604 A, 18.07.1989.
Адрес для переписки:
300001, г.Тула, ул.Епифанская, 29-211, В.И.Курчакову
|
(72) Автор(ы):
Головко Алексей Григорьевич (RU), Золотухин Владимир Иванович (RU), Полубесов Сергей Геннадьевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Золотухин Владимир Иванович (RU)
|
(54) ШИБЕРНЫЙ ЗАТВОР ЛИТЕЙНОГО КОВША И УСТРОЙСТВО ПЕРЕВОДА КАРЕТКИ ШИБЕРНОГО ЗАТВОРА В ПОЛОЖЕНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области металлургии. Шиберный затвор содержит монтажную раму и каретку с механизмом ее перемещения. В монтажной раме и каретке установлены неподвижная и подвижная огнеупорные плиты, поджатые друг к другу при помощи двух двуплечих рычагов первого рода и взаимодействующего с ними пружинного блока, отжимающего первые плечи рычагов друг от друга. Размещение на вторых плечах рычагов опорных элементов, взаимодействующих с подвижной огнеупорной плитой посредством балансиров, установленных на монтажной раме, обеспечивает необходимую площадь приложения усилия поджатия огнеупорных плит друг к другу. Выполнение пружинного блока в виде направляющего вала с набором тарельчатых пружин и двух концевых элементов, шарнирно связанных с первыми плечами рычагов, обеспечивает равномерность поджатия огнеупорных плит. Выполнение шарнирного соединения монтажной рамы и каретки в виде двух цапф на каретке и ответных гнезд с поперечным сечением переменного профиля и шириной, меньшей диметров цапф на монтажной раме, обеспечивает простоту и надежность перевода каретки в положение обслуживания. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 12 ил.
Изобретениея относится к области металлургии, а именно к конструкции и конструктивным элементам шиберных затворов литейных и сталеразливочных ковшей, предназначенных для регулирования (дозирования) разливки жидких металлов и сплавов.
Известен шиберный затвор литейного ковша, содержащий монтажную раму, каретку с механизмом ее перемещения, неподвижную и подвижную огнеупорные плиты с отверстиями, установленные соответственно в монтажной плите и каретке и поджатые одна к другой посредством пружинных блоков и опорных роликов, оси которых закреплены на балансирах [Описание изобретения к патенту РФ 2119406 от 10.12.1997, МПК6 B22D 41/22, опубл. 27.09.1998]. В шиберном затворе обеспечивается равномерность распределения усилия прижатия огнеупорных плит друг к другу.
Подобную задачу решает шиберный затвор литейного ковша, содержащий монтажную плиту, раму, шарнирно соединенную с монтажной плитой, каретку, неподвижную и подвижную огнеупорные плиты, установленные соответственно в монтажной плите и каретке и упруго поджатые одна к другой посредством пружинных блоков, установленных в траверсах, каждая из которых имеет пару опорных роликов [Описание изобретения к патенту РФ 2147971 от 25.01.1999, МПК7 B22D 41/22, опубл. 27.04.2000].
Примерно таким же образом устроен шиберный затвор, содержащий монтажную раму, подвижную каретку, неподвижную и подвижную огнеупорные плиты с отверстиями, установленные соответственно в монтажной раме и каретке и поджатые одна к другой посредством пружинных блоков, размещенных в балансирах, оборудованных двумя парами опорных роликов [Описание изобретения к патенту РФ 2170641 от 10.01.2000, МПК7 B22D 41/22, опубл. 20.07.2001].
Общим недостатком перечисленных шиберных затворов является то, что в процессе эксплуатации пружинные элементы на балансирах (траверсах) теряют свои упругие свойства, что требует дополнительных сложных регулировок каждого пружинного блока для обеспечения декларируемой равномерности распределения усилия прижатия огнеупорных плит друг к другу.
Указанного недостатка лишен шиберный затвор литейного ковша, содержащий монтажную раму, каретку с механизмом ее перемещения, снабженную направляющими, неподвижную и подвижную огнеупорные плиты с отверстиями, размещенные соответственно в монтажной раме и каретке и поджатые одна к другой, пружинный блок, два двуплечих рычага первого рода, расположенных по обе стороны от продольной оси затвора, первые плечи которых отжаты друг от друга единым пружинным блоком, а на вторых плечах размещены опорные элементы, установленные на осях симметрично продольной оси затвора с возможностью взаимодействия с направляющими каретки [Описание изобретения к патенту РФ 2256531 от 10.03.2004, МПК7 B22D 41/22, опубл. 20.07.2005]. В результате повышаются удобство в обслуживании и равномерность распределения усилия прижатия огнеупорных плит друг к другу по их поверхности, что повышает общую надежность работы затвора.
Тем не менее, такая рациональная компоновка применима лишь к малогабаритным шиберным затворам для ковшей малой емкости (до 50 т) и не может быть использована на крупногабаритных затворах для ковшей большой емкости, например 160 и более тонн, поскольку поджатие огнеупорных плит осуществляется лишь по двум точкам, лежащим в плоскости, проходящей через ось отверстия неподвижной огнеупорной плиты.
Задача, решаемая первым изобретением группы, и достигаемый технический результат заключаются в создании очередной компоновки шиберного затвора литейного ковша, которая обеспечивает необходимое и равномерное усилие поджатия огнеупорных плит, что делает возможным ее применение, в том числе и на затворах для ковшей средней и большой емкости. При этом также увеличивается надежность работы шиберного затвора, повышается стойкость его элементов и узлов, обеспечивается возможность доступного контроля рабочего усилия пружинных элементов при использовании многоплавочных (две и более плавок) огнеупорных плит.
Для решения поставленной задачи и обеспечения заявленного технического результата в известном шиберном затворе литейного ковша, содержащем монтажную раму, каретку с механизмом ее перемещения, устройством перевода в положение обслуживания и направляющими, параллельными продольной оси затвора, неподвижную и подвижную огнеупорные плиты с рабочими отверстиями, размещенные соответственно в монтажной раме и каретке и поджатые одна к другой при помощи двух двуплечих рычагов первого рода, расположенных по обе стороны от продольной оси затвора, и взаимодействующего с ними пружинного блока с механизмом регулировки усилия сжатия, пружин, при этом оси поворота двуплечих рычагов первого рода, выполненные в виде валов, установлены в опорах вращения на монтажной раме параллельно по обе стороны от продольной оси затвора, первые плечи двуплечих рычагов первого рода отжаты друг от друга пружинным блоком, на вторых плечах двуплечих рычагов первого рода размещены опорные элементы, установленные на валах по обе стороны от оси отверстия неподвижной огнеупорной плиты симметрично продольной оси затвора с возможностью взаимодействия с подвижной огнеупорной плитой, опорные элементы двуплечих рычагов имеют возможность взаимодействия с подвижной огнеупорной плитой посредством балансиров, установленных на монтажной раме с возможностью качания в плоскостях, перпендикулярных плоскости разъема огнеупорных плит, и поступательного перемещения вдоль оси рабочего отверстия неподвижной огнеупорной плиты, пружинный блок выполнен в виде направляющего вала с набором тарельчатых пружин и двух концевых элементов, взаимодействующих с крайними пружинами набора и шарнирно связанных с первыми плечами двуплечих рычагов, при этом один из концевых элементов выполнен в виде втулки с отверстием для размещения части направляющего вала с возможностью его продольного перемещения и наружной резьбой для наворачивания регулировочной гайки, посредством которой одна из крайних пружин набора контактирует с концевым элементом.
Известен шиберный затвор металлургической емкости, содержащий корпус, в котором установлена неподвижная и подвижная плиты с разливочными отверстиями и механизм прижима плит, при этом корпус подвешен к ковшу на двух шарнирных тягах, выполненных в виде коленчато-рычажных механизмов, причем одна из них запорная – откидная, что позволяет переводить раму в положение обслуживания [Описание изобретения к патенту СССР 661996 от 10.12.1973, М. Кл.2 B22D 41/08, опубл. 18.05.1979]. В результате упрощаются обслуживание и ремонт затвора, облегчается процесс его сборки и повышается надежность работы.
Наиболее распространенной является конструкция шиберных затворов, оснащенных устройствами перевода кареток в положение обслуживания. Данные устройства представляют собой разнообразные стационарные шарнирные соединения кареток с корпусными элементами затворов [Описание изобретения к патенту РФ 2043856 от 14.04.1994, МПК6 B22D 41/22, опубл. 20.09.1995] и [Описание изобретения к патенту РФ 2048260 от 04.04.1994, МПК6 B22D 41/22, опубл. 20.11.1995].
Общим недостатком перечисленных устройств является сложность конструкции, связанная с наличием избыточных кинематических связей, задействованных в технологическом процессе разливки металлов и сплавов и использующихся по назначению лишь во время обслуживания литейного ковша.
Кроме этого, известно устройство перевода каретки шиберного затвора в положение обслуживания, реализованное в конструкции шиберного затвора литейного ковша [Описание изобретения к патенту РФ 2087253 от 26.10.1995, МПК6 B22D 41/22, опубл. 20.08.1997]. Устройство перевода включает монтажную раму и каретку, оснащеные, соответственно, неподвижной и подвижной огнеупорными плитами, контактирующими по плоскости с возможностью относительного смещения вдоль оси затвора, при этом каретка может быть шарнирно соединена с монтажной рамой при помощи двух осей поворота, закрепленных на одной из внешних боковых сторон монтажной рамы, и кронштейнами, закрепленными на каретке, имеющими на свободных концах отверстия, соосные осям монтажной рамы и взаимодействующие между собой в положении обслуживания затвора (т.е. за пределами рабочего смещения подвижной огнеупорной плиты).
Недостатком устройства является то, что оно работоспособно лишь в случаях, когда продольная ось шиберного затвора параллельна продольной оси кантователя, что на практике возможно не всегда, особенно, когда речь идет о модернизации затворов для ковшей средней и большой емкости с произвольным расположением их продольной оси относительно оси кантователя, например перпендикулярном.
Задача, решаемая вторым изобретением группы, и достигаемый технический результат заключаются в усовершенствовании компоновки шиберного затвора литейного ковша, при которой обеспечивается простота конструкции и надежность его работы в положении обслуживания, что особенно важно в конструкции затворов для ковшей средней и большой емкости.
Для решения поставленной задачи и обеспечения заявленного технического результата в известном устройстве перевода каретки шиберного затвора в положение обслуживания, содержащем шарнирно соединенные монтажную раму и каретку с размещенными в них, соответственно, неподвижной и подвижной огнеупорными плитами, контактирующими по плоскости с возможностью относительного смещения вдоль оси затвора, шарнирное соединение выполнено в виде двух цапф, установленных на каретке с возможностью относительного смещения и фиксации вдоль своей оси, и ответных гнезд, расположенных на монтажной раме, при этом в гнездах выполнены направляющие пазы, расположенные вдоль оси затвора, по меньшей мере часть поперечных сечений которых имеет переменный профиль и ширину, меньшую диметров цапф, а цапфы выполнены с лысками, расположенными параллельно плоскости контакта огнеупорных плит, с возможностью прохода вдоль профиля пазов и контакта с гнездами. Дополнительно, гнезда выполнены с упорными поверхностями, расположенными со стороны продольной оси затвора перпендикулярно плоскости контакта огнеупорных плит, цапфы выполнены сборными и снабжены упорными фланцами, выполненными с возможностью контакта с по меньшей мере одной из упорных поверхностей гнезд.
Изобретения поясняются чертежами, где
– на фиг.1 показан общий вид шиберного затвора литейного ковша в продольном сечении;
– на фиг.2 – вид А фиг.1 – вид затвора снизу;
– на фиг.3 изображено сечение Б-Б фиг.1 – поперечное сечение затвора;
– на фиг.4 – сечение В-В фиг.1 – продольное сечение балансира в положении, обеспечивающем возможность качания и поступательного перемещения;
– на фиг.5 показан вид Г фиг.1 – вид на шиберный затвор со стороны пружинного блока;
– на фиг.6 показана позиция Д фиг.1 – увеличенное изображение цапф каретки с механизмом их смещения и фиксации;
– на фиг.7 изображено сечение Е-Е фиг.1 – конструкция пружинного блока фиг.5, взаимодействующего с рычагами механизма поджатия огнеупорных плит;
– на фиг.8 – конструкция пружинного блока фиг.7 в состоянии перевода в положение обслуживания (настройки) или монтажа;
– на фиг.9 показан вид Ж фиг.6 – вид на гнездо монтажной рамы со стороны цапфы каретки;
– на фиг.10 – вид 3 фиг.6 – вид на цапфу каретки со стороны гнезда монтажной рамы;
– на фиг.11 – общий вид шиберного затвора с кареткой, откинутой в положение обслуживания;
– на фиг.12 – принцип фиксации цапфы в гнезде каретки.
Шиберный затвор литейного ковша, содержит монтажную раму 1, каретку 2, снабженную направляющими 3, параллельными продольной оси затвора, с механизмом 4 ее перемещения и устройством 5 перевода в положение обслуживания, неподвижную 6 и подвижную 7 огнеупорные плиты с рабочими отверстиями 8 и 9, размещенные соответственно в монтажной раме 1 и каретке 2 и поджатые одна к другой, пружинный блок 10 с механизмом 11 регулировки усилия сжатия пружин 12, два двуплечих рычага 13 первого рода, расположенных по обе стороны от продольной оси затвора и оси поворота которых выполнены в виде валов 14, установленных в опорах вращения 15 на монтажной раме 1 параллельно по обе стороны от продольной оси затвора, с разнесенными по краям плечами 16 и 17, причем первые плечи 16 отжаты друг от друга пружинным блоком 10, а на вторых плечах 17 размещены опорные элементы 18, установленные на валах 14 по обе стороны от оси отверстия 8 неподвижной огнеупорной плиты 6 симметрично продольной оси затвора и взаимодействующие с подвижной огнеупорной плитой 7, при этом опорные элементы 18 двуплечих рычагов 13 взаимодействуют с подвижной огнеупорной плитой 7 посредством двух типовых балансиров 19, установленных на монтажной раме 1 с возможностью качания в плоскостях, перпендикулярных плоскости разъема огнеупорных плит 6 и 7, и поступательного перемещения вдоль оси рабочего отверстия 8 неподвижной огнеупорной плиты 6, при этом пружинный блок 10 включает направляющий вал 20 с набором выполненных тарельчатыми пружин 12 и два взаимодействующих с крайними пружинами 12′ и 12” набора концевых элемента 21 и 22, которые связаны шарнирно с первыми плечами 16 двуплечих рычагов 13, один 21 из концевых элементов выполнен в виде втулки 23 с отверстием 24, внутри которого с возможностью продольного перемещения размещена часть направляющего вала 20, и наружной резьбой 25, на которую навернута регулировочная гайка 26, при этом одна из крайних пружин 12′ набора контактирует с концевым элементом 21 через регулировочную гайку 26, чем обеспечивается возможность простой сборки-разборки, монтажа-демонтажа и регулировки рабочего усилия пружинного блока 10, соответственно, второй концевой элемент 22 выполнен с возможностью простой разборки с направляющим валом 20, а рабочее усилие пружинного блока 10 передается на него в результате непосредственного взаимодействия с крайней пружиной 12”.
Дополнительные преимущества шиберного затвора литейного ковша, особенно для ковшей средней и большой емкости, проявляются в случае его оснащения устройством 5 перевода каретки 2 в положение обслуживания, которое включает ее шарнирное соединение 27 с монтажной рамой 1, причем монтажная рама 1 и каретка 2 оснащены, как упоминалось выше, неподвижной 6 и подвижной 7 огнеупорными плитами, контактирующими по плоскости с возможностью относительного смещения вдоль оси затвора, при этом шарнирное соединение 27 выполнено в виде двух цапф 28 на каретке 2 и ответных гнезд 29 на монтажной раме 1, при этом гнезда 29 включают направляющие пазы 30, расположенные вдоль оси затвора, по меньшей мере часть поперечных сечений которых имеет переменный профиль и ширину, меньшую диметров цапф 28, а цапфы 28 включают лыски 31, выполненные параллельно плоскости контакта огнеупорных плит 6, 7 и расположенные с возможностью их прохода вдоль профиля пазов 30 до контакта с гнездами 29. Кроме этого, гнезда 29 под цапфы 28 включают упорные поверхности 32, расположенные со стороны продольной оси затвора перпендикулярно плоскости контакта огнеупорных плит 6 и 7, а цапфы 28 выполнены сборными, установлены на каретке 2 с возможностью относительного смещения вдоль своей оси, например, посредством резьбового соединения 33, и фиксации, например, при помощи установленных в нужном месте болтов 34, и снабжены упорными фланцами 35, выполненными с возможностью контактирования своими опорными плоскостями 36 с, по меньшей мере, одной из упорных поверхностей 32 гнезд 29.
Проанализируем существенность признаков заявляемых изобретений. Проблемой шиберных затворов для ковшей средней и большой емкости является необходимость обеспечения равномерного поджатия огнеупорных плит (шиберов) друг к другу в зоне рабочего отверстия неподвижной плиты с большим усилием и на максимально возможной площади. Использование балансира позволяет обеспечить через опорные элементы двуплечих рычагов необходимую площадь приложения (по четырем точкам) усилия поджатия огнеупорных плит друг к другу, а необходимое, достаточно высокое, усилие, которое равномерно распределяется по обе стороны от оси затвора, обеспечивает блок тарельчатых пружин с механизмом регулировки усилия их сжатия. В итоге огнеупорные плиты поджимаются друг к другу по четырем точкам с равным усилием в каждой из них. Если в существующих шиберных затворах этот принцип реализуется, то он бывает связан со сложной конструкцией затвора и множеством настроек упругих элементов, при этом в процессе рабочего цикла эксплуатации затвора усилие поджатия может меняться произвольно и, практически, непредсказуемо, что связано с тяжелыми температурными условиями эксплуатации затворов.
Безусловно, у шиберных затворов для ковшей средней и большой емкости, как впрочем и у всех остальных затворов, существует проблема их монтажа-демонтажа, сборки-разборки, ремонта и настройки. Каретка является тем узлом, с которым лучше всего манипулировать в собранном виде, а это – большой вес и опасность его уронить. Стационарные шарнирные соединения каретки с монтажной рамой эту проблему не решают, поскольку практически не поддаются точной настройке из-за больших допусков на изготовление корпусных деталей и тепловых деформаций и, соответственно, не могут обеспечить требуемую надежность. Заявляемое в качестве второго изобретения техническое решение разрешает проблему простого и надежного шарнирного соединения каретки 2 с монтажной рамой 1 в случаях их эпизодического (временного) соединения, которое исчисляется буквально несколькими случаями в течение жизненного цикла шиберного затвора -при смене огнеупорных плит 6 и 7. Любое другое, кроме заявляемого в качестве изобретения, решение данных технических противоречий сопряжено со сложностью их реализации и связанными с этим необоснованными экономическими издержками.
Реализацию изобретений рассмотрим на примере работы шиберного затвора литейного ковша, оснащенного устройством 5 перевода каретки в положение обслуживания.
В исходном состоянии шиберный затвор не укомплектован ковшовым стаканом 37, стаканом-коллектором 38, неподвижной 6 и подвижной 7 огнеупорными плитами, механизмом их поджатия друг к другу, балансирами 19 и кареткой 2. В таком виде затвор устанавливают на литейный ковш 39, для чего монтажную раму 1 неподвижно закрепляют в нужном месте на соответствующих крепежных элементах.
В соответствующее гнездо монтажной рамы 1 с помощью специального шаблона (условно не показан) на мертеле устанавливаются ковшовый стакан 37 и затем неподвижная огнеупорная плита 6. Точно так же в каретку 2 устанавливают на мертеле стакан-коллектор 38 и подвижную огнеупорную плиту 7. Далее каретку 2 огнеупорной плитой 7 прислоняют (или укладывают) на огнеупорную плиту 6 и начинают сдвигать по плоскости их контакта до момента, когда цапфы 28 аккуратно зайдут в гнезда 29 через направляющие пазы 30. В этом положении каретка 2 может быть откинута в сторону. Как только цапфы 28 начнут поворачиваться в гнездах 29, лыски 31 тут же развернутся относительно направляющих пазов 30 и, в результате, образуется полноценное шарнирное соединение 27.
Далее каретку 2 снова поворачивают до контакта с неподвижной огнеупорной плитой 6, но с таким расчетом, чтобы обеспечить кинематическую связь с механизмом 4 ее перемещения, при этом каретку необходимо удерживать от выпадения цапф 28 из гнезд 29. На направляющие 3 каретки устанавливают балансиры 19, которые посредством шарового шарнира 40 размещают на стойках 41 монтажной рамы 1 с возможностью качания в плоскостях, перпендикулярных плоскости разъема огнеупорных плит 6 и 7, и поступательного перемещения вдоль оси рабочего отверстия 8 неподвижной огнеупорной плиты 6. В этом положении балансиры 19 контактируют с направляющими 3 каретки 2 таким образом, что их упорные ролики 42 располагаются в технологических нишах направляющих 3. В этот момент двуплечие рычаги 13 начинают поворачивать до контакта опорных элементов 18 с соответствующими площадками балансиров 19. Между концевыми элементами 21 и 22 максимально разведенных в стороны плеч 16 размещают пружинный блок 10.
Далее включается механизм 4 перемещения каретки 2. Упорные ролики 42 балансиров 19 наезжают на направляющие 3. Каретку перемещают до такого состояния, чтобы совместить рабочие отверстия 8 и 9, например, при помощи специального шаблона. Это сделать достаточно легко, поскольку пружинный блок 10 не настроен на рабочее усилие. После совмещения отверстий 8 и 9 всем элементам затвора придают окончательное рабочее положение и вращением регулировочной гайки 26 производят регулировку усилия поджатая пружин 12. Шаблон вынимают из отверстий 8 и 9.
Включением-выключением механизма 4 перемещения каретки 2 добиваются свободного движения огнеупорных плит 6 и 7 относительно друг друга. При этом отверстия 8 и 9 перекрываются либо полностью, либо частично, что будет соответствовать различным режимам истечения расплавленного металла. После перекрытия отверстий 8 и 9, что соответствует закрытому положению шибера, в отверстие 8 засыпается стартовая смесь.
Литейный ковш при необходимости переводится в рабочее положение, в него заливают металл и начинают процесс разливки расплавленного металла через шиберный затвор.
При совмещении отверстий 8 и 9 высыпается стартовая смесь и происходит разливка жидкого метала. С помощью частичного перекрытия (дросселирования) происходит управление скоростью наполнения литейных или других форм. Для прекращения подачи метала отверстия 8 и 9 огнеупорных плит 6 и 7 полностью перекрываются соответствующим включением механизма 4 перемещения каретки 2.
После проведения нескольких плавок появляется необходимость профилактического осмотра шиберного затвора.
С помощью механизма 4 перемещения затвора тяжелую каретку 2 сдвигают в положение, когда цапфы 28 аккуратно зайдут в гнезда 29 через направляющие пазы 30. После этого ослабляется болт 34 нижнего упорного фланца 35 и он путем поворота смещается до контакта своей опорной плоскости 36 с упорной поверхностью 32 нижнего гнезда 29. Болт 34 вновь затягивается.
В результате перемещения каретки 2 упорные ролики 42 соскочат с направляющих 3 и появится возможность быстро откинуть пружинный блок 10, провернуть в стороны двуплечие рычаги 13 первого рода и, легко придерживая каретку 2, снять балансиры 19. После этого каретку 2 можно аккуратно откинуть в положение обслуживания. При этом обеспечивается абсолютная надежность фиксации каретки в откинутом положении относительно монтажной рамы 1. В это время можно легко проконтролировать жесткость тарельчатых пружин в блоке 10. При необходимости меняется подвижная плита 7 и т.д. Каретка 2 собирается в обратной последовательности и занимает именно то «притертое» место, которое было зафиксировано в результате смещения цапфы 28. Таким образом, шиберный затвор снова готов для дальнейшей эксплуатации.
При дальнейшей эксплуатации шиберного затвора появляется необходимость замены ковшового стакана 37 и стакана-коллектора 38. Данная работа производится в порядке, обратном описанному выше. Таким образом, происходит эксплуатация шиберного затвора литейного ковша, оснащенного устройством перевода его каретки в положение обслуживания.
В результате решения поставленных задач была создана очередная компоновка шиберного затвора литейного ковша, оснащенного устройством перевода его каретки в положение обслуживания, причем практическая реализация компоновки обеспечивает необходимое и равномерное усилие поджатая огнеупорных плит, что делает возможным ее применение, в том числе на затворах для ковшей средней и большой емкости. При этом также обеспечивается простота конструкции, увеличивается надежность работы затвора, повышается стойкость его элементов и узлов, появляется возможность доступного контроля рабочего усилия пружинных элементов при использовании многоплавочных (две и более плавок) огнеупорных плит.
Формула изобретения
1. Шиберный затвор литейного ковша, содержащий монтажную раму, каретку с механизмом ее перемещения, устройством перевода в положение обслуживания и направляющими, параллельными продольной оси затвора, неподвижную и подвижную огнеупорные плиты с рабочими отверстиями, размещенные соответственно в монтажной раме и каретке и поджатые одна к другой при помощи двух двуплечих рычагов первого рода, расположенных по обе стороны от продольной оси затвора, и взаимодействующего с ними пружинного блока с механизмом регулировки усилия сжатия пружин, при этом оси поворота двуплечих рычагов первого рода, выполненные в виде валов, установлены в опорах вращения на монтажной раме параллельно по обе стороны от продольной оси затвора, первые плечи двуплечих рычагов первого рода отжаты друг от друга пружинным блоком, на вторых плечах двуплечих рычагов первого рода размещены опорные элементы, установленные на валах по обе стороны от оси отверстия неподвижной огнеупорной плиты симметрично продольной оси затвора с возможностью взаимодействия с подвижной огнеупорной плитой, отличающийся тем, что опорные элементы двуплечих рычагов имеют возможность взаимодействия с подвижной огнеупорной плитой посредством балансиров, установленных на монтажной раме с возможностью качания в плоскостях, перпендикулярных плоскости разъема огнеупорных плит, и поступательного перемещения вдоль оси рабочего отверстия неподвижной огнеупорной плиты, пружинный блок выполнен в виде направляющего вала с набором тарельчатых пружин и двух концевых элементов, взаимодействующих с крайними пружинами набора и шарнирно связанных с первыми плечами двуплечих рычагов, при этом один из концевых элементов выполнен в виде втулки с отверстием для размещения части направляющего вала с возможностью его продольного перемещения и наружной резьбой для наворачивания регулировочной гайки, посредством которой одна из крайних пружин набора контактирует с концевым элементом.
2. Устройство перевода каретки шиберного затвора в положение обслуживания, содержащее шарнирно соединенные монтажную раму и каретку с размещенными в них соответственно неподвижной и подвижной огнеупорными плитами, контактирующими по плоскости с возможностью относительного смещения вдоль оси затвора, отличающееся тем, что шарнирное соединение выполнено в виде двух цапф, установленных на каретке с возможностью относительного смещения и фиксации вдоль своей оси, и ответных гнезд, расположенных на монтажной раме, при этом в гнездах выполнены направляющие пазы, расположенные вдоль оси затвора, по меньшей мере, часть поперечных сечений которых имеет переменный профиль и ширину, меньшую диметров цапф, а цапфы выполнены с лысками, расположенными параллельно плоскости контакта огнеупорных плит, с возможностью прохода вдоль профиля пазов и контакта с гнездами.
3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что гнезда выполнены с упорными поверхностями, расположенными со стороны продольной оси затвора перпендикулярно плоскости контакта огнеупорных плит, цапфы выполнены сборными и снабжены упорными фланцами, выполненными с возможностью контакта с, по меньшей мере, одной из упорных поверхностей гнезд.
РИСУНКИ
|
|