Патент на изобретение №2358647

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2358647 (13) C1
(51) МПК

A61B5/0452 (2006.01)
A61B5/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 30.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008103446/14, 04.02.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

04.02.2008

(46) Опубликовано: 20.06.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2246251 C1, 20.02.2005. RU 2195163 C2, 29.01.2001. WO 2006093712, 08.09.2006. МИРОНОВА Т.О., МИРОНОВ В.А. Клинический анализ волновой структуры синусового ритма сердца. – Челябинск, 1998, с.16-20. BOEHEMER J.P. Device therapy for heart failure. Am J Cardiol. 2003 Mar 20; 91(6A): 53D-59D.

Адрес для переписки:

140182, Московская обл., г. Жуковский, ФГУП “Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова”, ОПЛИР

(72) Автор(ы):

Мокеев Вячеслав Дмитриевич (RU),
Парусова Марина Георгиевна (RU),
Митенков Виктор Борисович (RU),
Филипенков Сергей Николаевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова” (RU)

(54) СПОСОБ ОЦЕНКИ И МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА ПО РИТМУ СЕРДЦА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области медицины, а именно к авиационной медицине. Измеряют частоту сердечных сокращений во время выполнения операторской деятельности и определяют рабочий среднестатистический показатель (ЧССi cp), а также рассчитывают первую производную кардиоинтервалограммы (ЧССt). По полученным показателям определяют уровень психофизиологического напряжения по формуле: ЧССI cp/ЧССф. Сравнивают ЧССt с ЧССI cp и, если ЧССt укладывается в диапазон ЧССI ср±, состояние оценивают нормальным, если ЧССt выходит за диапазон ЧССI ср±, состояние оценивают как перенапряженное, а если ЧССt выходит за рамки диапазона ЧССI ср±3, то состояние оператора оценивают как предельно напряженное. При этом если ЧССt во время операторской деятельности в течение 1,5-2,0 минут меняет свой знак более двух раз, психофизиологическое состояние оператора оценивают как неустойчивое, а адаптационные резервы его организма близки к предельным. Способ позволяет повысить достоверности оценки психофизиологического состояния оператора во время его профессиональной деятельности. 1 табл., 4 ил.

Область техники

Изобретение относится к области авиационной медицины, а именно к диагностике психофизиологического состояния человека-оператора во время его профессиональной деятельности, и может быть использовано при оценке состояния летного состава.

Уровень техники

Известны способы оценки функционального состояния человека по ритму сердца (патенты SU 1630028, МПК А61В 5/00 и RU 2141246, МПК А61В 5/02), в которых проводится предварительное психофизиологическое тестирование и анализ кардиоинтервалограммы, включая спектральный анализ и вычисление мощностей спектра в области волн высокой и низкой частоты. Для проведения психофизиологического тестирования известными способами необходимо выполнение ряда условий. Например, чтобы физиологические параметры во время проведения тестирования были стабильными. Это возможно в состоянии покоя человека, но невыполнимо во время операторской деятельности, особенно в сложных условиях операторской деятельности.

Известен способ оценки психофизиологического состояния человека (патент RU 2246251, А61В 5/0452, взятый за прототип), в котором у обследуемых регистрируют фоновую ритмокардиограмму в состоянии покоя лежа на спине и затем ритмокардиограмму в повседневных условиях, например, при операторской деятельности, вычисляют текущую суммарную мощность спектра и мощности в высокочастотной и низкочастотной областях в обоих случаях, а оценку психофизиологического состояния производят по индексу стресса, вычисляемому на основе соотношения низкочастотной и высокочастотной составляющих спектра в повседневных условиях по сравнению с фоновыми. Недостатками способа-прототипа является неопределенность оценки психофизиологического состояния оператора, т.к. параметры фоновой кардиоинтервалограммы обычно изменяются в некотором диапазоне значений и, кроме того, не оцениваются адаптационные резервы организма оператора.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в увеличении достоверности оценки психофизиологического состояния оператора во время его профессиональной деятельности с учетом адаптационных резервов его организма.

Для достижения названного технического результата в предлагаемом способе оценки и мониторинга психофизиологического состояния оператора по ритму сердца в процессе его профессиональной деятельности, например летчика, включающем предварительные исследования сердечного ритма человека и вычисление параметров динамического ряда кардиоинтервалов, определяемых в состоянии покоя как фоновые, дополнительно заранее определяют среднестатистические показатели ритма сердца (средние значения ЧССср и среднеквадратичные отклонения ) ЧСС1ср, ЧСС2ср, ЧСС3срЧССiсрЧССn ср при выполнении определенного i-го вида операторской деятельности, фиксируют их и определяют как рабочие для данного типа операторской деятельности, а уровень психофизиологического напряжения УН определяют из соотношения ЧССiср к ЧССф:

УН=ЧССiср/ЧССф,

где ЧССф – фоновая частота сердечных сокращений, измеренная в состоянии покоя,

ЧССiср – средняя частота сердечных сокращений при выполнении i-го типа операторской деятельности.

Затем во время выполнения оператором своей профессиональной деятельности измеряют текущий уровень сердечного ритма (ЧССt), строят кардиоинтервалограмму и вычисляют первую производную кардиоинтервалограммы, отражающую темп и направление изменения ЧСС во время выполнения профессиональной деятельности. Текущее значение ЧССt сравнивают со среднестатистическими уровнями ЧССiср, характерными для этого типа операторской деятельности. При этом если ЧССt находится в пределах диапазона [ЧССiср±], то психофизиологическое состояние оператора оценивают как напряженное, но нормальное для такого типа операторской деятельности, если ЧССt выходит за этот диапазон, то состояние оценивается как перенапряжение, а если ЧССt выходит за диапазон [ЧССiср±3], то состояние оценивается как предельно напряженное. Кроме того, по качеству переходного процесса и характеру изменения первой производной кардиоинтервалограммы оценивают адаптационные резервы организма оператора следующим образом: если производная в течение 1,5-2 минут меняет свой знак более двух раз, то психофизиологическое состояние оператора характеризуется как неустойчивое, а адаптационные резервы его организма близки к предельным.

Предлагаемый способ поясняется графиками на фиг.1-4.

На фиг.1 представлено изменение частоты сердечных сокращений опытного летчика во время сложного маневрирования, включая взлет с палубы корабля, проходы над палубой корабля на малой высоте, проходы над палубой с касанием и посадку на палубу,

где 1 – ось времени [мин];

2 – ось частоты сердечных сокращений (ЧСС) [уд/мин];

3 – кривая изменения ЧСС во время сложного маневрирования;

4 – диапазон изменения среднестатистических значений рабочих уровней ЧССiср для соответствующих типов операторской деятельности.

На фиг.2 представлено изменение частоты сердечных сокращений во время сложного маневрирования, включая взлет с палубы корабля, проходы над палубой корабля на малой высоте, проходы над палубой с касанием и посадку на палубу, летчика, осуществляющего полеты с палубы впервые,

где

1 – ось времени [мин];

2 – ось частоты сердечных сокращений (ЧСС) [уд/мин];

3 – кривая изменения ЧСС во время сложного маневрирования;

4 – диапазон изменения среднестатистических значений рабочих уровней ЧССiср для таких типов операторской деятельности [ЧССiср±о];

5 – верхняя граница зоны перенапряжения оператора.

На фиг.3 представлено изменение первой производной кардиоинтервалограммы (темп изменения ЧСС) опытного летчика на протяжении 5 минут полета, а на фиг.4 – то же для летчика, осуществляющего полеты с палубы впервые,

где

1 – ось времени [мин];

7 – ось темпа изменения ЧСС [уд/мин·с];

8 – кривая изменения первой производной кардиоинтервалограммы опытного летчика;

9 – кривая изменения первой производной кардиоинтервалограммы летчика, осуществляющего полеты с палубы корабля впервые.

Для достижения названного технического результата способ осуществляется следующим образом.

С помощью датчиков (электрокардиографичексих, пьезоэлектричексих или др.) измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) оператора во время выполнения им определенного типа операторской деятельности. Для каждого i-го вида операторской деятельности заранее определяют среднестатистические показатели ЧССi (среднее значение и среднеквадратичное отклонение) и уровень психофизиологического напряжения УН как отношение ЧССi ср к ЧССф:

УН=ЧССiср/ЧССф,

где ЧССф – фоновая частота сердечных сокращений, измеренная у оператора в состоянии покоя.

Фиксируют показатели ЧСС1ср, ЧСС2ср, ЧСС3срЧССi cp и т.д., определяют их как рабочие для определенного i-го вида операторской деятельности, например управление самолетом при выполнении определенного маневра, и заносят в таблицу.

Таблица 1
Средние значения ЧСС и уровни психофизиологического напряжения летчика при выполнении различных маневров
Характер профессиональной деятельности летчика (Типы операторской деятельности) Средний уровень ЧСС, уд/мин [ЧССiсс±], Относительное повышение ЧСС над фоновым уровнем (индекс напряжения) УН=ЧССi ср/ЧССф
Крейсерский полет пассажирского или транспортного самолета 70±8 1,16
Взлет или посадка пассажирского или транспортного самолета 80±10 1,33
Взлет с палубы корабля 103±8 1,72
Маневренный полет в зоне с перегрузками до 3g 82±5 1,37
1-й проход над палубой 137±7 2,28
4-й и последующие проходы над палубой 110±10 1,85
Проход над палубой с касаниеми посадка на палубу (зацеп) 147±14 2,45
Тренировки на центрифуге с перегрузками 4-6g 120±10 2,0

Затем во время выполнения оператором своей профессиональной деятельности с помощью датчиков фиксируют кардиосигналы, строят динамический ряд кардиоинтервалов, на основе 3-5 кардиоциклов вычисляют текущую («мгновенную») частоту сердечных сокращений ЧССt и уровень психофизиологического напряжения УНt. Полученные ЧССt и УНt сравнивают с табличными значениями.

Если ЧССt лежит в диапазоне [ЧССi±], как это видно на кривой изменения ЧСС во время сложного маневрирования (график 3 на фиг.1), то психофизиологическое состояние оператора определяют как напряженное, но нормальное рабочее для такого типа операторской деятельности. Если же ЧССt выходит за пределы [ЧССi±], как видно на графике 4 фиг.2, то состояние оператора определяют как перенапряжение, которое может быть обусловлено либо недостаточными профессиональными навыками, либо повышенным психоэмоциональным напряжением, либо ухудшением физического состояния.

Если же ЧССt выходит за пределы диапазона [ЧССiср±3], область 5 на фиг.2, то состояние оператора оценивается как предельно напряженное.

По динамическому ряду кардиоинтервалов оператора вычисляют первую производную изменения ЧСС. На графике фиг.3 представлена кривая 8 изменения первой производной кардиоинтервалограммы опытного летчика на протяжении 5 минут полета. Можно видеть колебания темпа изменения ЧСС, обусловленные сменой психоэмоционального состояния летчика при переходе от одного полетного режима к другому, но организм летчика справляется с такими нагрузками за счет адаптационных резервов организма. Если же первая производная меняет свой знак более двух раз на протяжении 1,5-2 минут, то психофизиологическое состояние оператора определяют как неустойчивое, а адаптационные резервы его организма оценивают как близкие к предельным. В этом случае требуется либо изменение оперативного режима, либо какие-то профилактические мероприятия, либо прекращение режима. На графике фиг.4 представлена кривая 9 параметров переходных процессов изменения психофизиологического состояния (первая производная кардиоинтервалограммы) летчика, осуществлявшего первый полет с палубы корабля. Представлены данные на протяжении 5 минут первого полета. Можно отметить очень напряженное психофизиологическое состояние летчика во время первого полета. На интервале полета с первой минуты по четвертую – производная трижды меняет свой знак, т.е. за резким повышением ЧСС следует резкое падение и затем снова рост ЧСС. Это характеризует неустойчивость психофизиологического состояния летчика и исчерпание адаптационных резервов его организма. После четырех-пяти подобных полетов психоэмоциональное состояние летчика нормализуется, о чем можно было судить по характеру изменения ЧСС и первой производной кардиоинтервалограммы во время полета.

Таким образом, контролируя текущий уровень ЧСС и первую производную кардиоинтервалограммы оператора, можно проводить мониторинг его психофизиологического состояния в реальном времени и отмечать участки операторской деятельности, во время которых наблюдается наибольший стресс.

Формула изобретения

Способ оценки психофизиологического состояния оператора в процессе его профессиональной деятельности, включающий определение частоты сердечных сокращений в покое (ЧССф) и построение кардиоинтервалограммы, отличающийся тем, что измеряют частоту сердечных сокращений во время выполнения операторской деятельности и определяют рабочий среднестатистический показатель (ЧССi cp), а также рассчитывают первую производную кардиоинтервалограммы (ЧССt); по полученным показателям определяют уровень психофизиологического напряжения по формуле ЧССi ср/ЧССф; сравнивают ЧССt с ЧССi cp и, если ЧССt укладывается в диапазон ЧССi cp±, состояние оценивают нормальным, если ЧССt выходит за диапазон ЧССi cp±, состояние оценивают как перенапряженное, а, если ЧССt выходит за рамки диапазона ЧССi ср±3, то состояние оператора оценивают как предельно напряженное; при этом если ЧССt во время операторской деятельности в течение 1,5-2,0 мин меняет свой знак более двух раз, психофизиологическое состояние оператора неустойчивое, а адаптационные резервы его организма близки к предельным.

РИСУНКИ


TK4A – Поправки к публикациям сведений об изобретениях в бюллетенях “Изобретения (заявки и патенты)” и “Изобретения. Полезные модели”

Напечатано: (73) Федеральное государственное унитарное предприятие «Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова»

Следует читать: (73) Федеральное государственное унитарное предприятие «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова»

Номер и год публикации бюллетеня: 17-2009

Код раздела: FG4A

Извещение опубликовано: 27.07.2009 БИ: 21/2009


Categories: BD_2358000-2358999