Патент на изобретение №2358380

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2358380 (13) C1
(51) МПК

H02N2/00 (2006.01)
F02P3/12 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 30.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008100721/06, 09.01.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

09.01.2008

(46) Опубликовано: 10.06.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 554415 A1, 15.04.1977. RU 663877 A, 28.05.1979. US 3208443 A, 28.09.1965. US 3332409 A, 25.07.1967.

Адрес для переписки:

450000, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. К. Маркса, 12, УГАТУ, ОИС, В.П. Ефремовой

(72) Автор(ы):

Хайруллин Ирек Ханифович (RU),
Исмагилов Флюр Рашитович (RU),
Камалов Филюс Аслямович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Уфимский государственный авиационный технический университет” (RU)

(54) ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР

(57) Реферат:

Изобретение относится к системам зажигания для двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в качестве высоковольтного источника напряжения. Пьезоэлектрический генератор содержит корпус, четыре пары пьезоэлементов, расположенных симметрично относительно друг друга, устройство нагружения и приводной вал, выполненные одной деталью, причем на поверхности приводного вала выполнены полукруглые выступы, число которых соответствует числу пар пьезоэлементов, а толкатель дополнительно содержит ролик. Изобретение позволяет повысить надежность и срок службы пьезоэлектрического генератора. 2 ил.

Изобретение относится к системам зажигания для двигателя внутреннего сгорания, в частности к конструкции пьезоэлектрических генераторов.

Известен пьезоэлектрический генератор для системы зажигания двигателя внутреннего сгорания (Авторское свидетельство СССР 648748, кл. F02P 3/12, опубл. 1979), состоящий из корпуса, в котором размещены пьезоэлементы, контактирующие с рычагом, взаимодействующие с эксцентриком приводного вала.

Также известен пьезоэлектрический генератор, служащий источником высокого напряжения для пьезоэлектрической системы зажигания (Авторское свидетельство СССР 714038, кл. F02P 3/12, опубл. 1980), состоящий из двух пьезоэлементов, периодически деформируемых механизмом нагружения через промежуточный элемент – рычаг, шарнирно укрепленный на неподвижной оси.

Недостатками вышеназванных пьезогенераторов является то, что, во-первых, деформация пьезоэлементов осуществляется посредством промежуточного элемента – рычага, во-вторых, приводное устройство выполнено в виде эксцентрика. Это приводит к появлению вибраций в пьезогенераторе из-за неравномерности распределения осевых нагрузок на нагружающее устройство, что является причиной постепеннего разрушения пьезоэлементов. Вследствие этого снижается надежность и срок службы пьезогенератора.

Наиболее близким техническим решением является пьезоэлектрический генератор (Авторское свидетельство СССР 663877, кл. F02P 3/12, опубл. 1979), содержащий корпус, пьезоэлементы, толкатель и устройство с приводным валом для их нагружения.

Недостатком данного устройства является сложность конструкции и то, что устройства нагружения закреплено в корпусе при помощи периферийных роликов, которые при вращении катятся по его внутренней поверхности. Это снижает надежность работы пьезогенератора при высоких частотах вращения.

Задачей изобретения является повышение надежности и срока службы пьезоэлектрического генератора.

Задача достигается тем, что пьезоэлектрический генератор, содержащий корпус, пьезоэлементы, толкатель и устройство нагружения с приводным валом, в отличие от прототипа, содержит четыре пары пьезоэлементов, расположенных симметрично относительно друг друга, а устройство нагружения и приводной вал выполнены одной деталью, причем на поверхности приводного вала выполнены полукруглые выступы, число которых соответствует числу пар пьезоэлементов, и толкатель дополнительно содержит ролик.

Существо изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 и 2 представлены соответственно виды спереди и сбоку пьезоэлектрического генератора.

Пьезоэлектрический генератор содержит корпус 1, в котором установлены пьезоэлементы 2, изолированные от корпуса изоляционной прокладкой 3, между которыми расположена токосъемная металлическая пластина 4, толкатель 5 с роликом 6, металлическую пластину 7 приводного вала с нагружающим устройством 8. Пьезоэлементы 2 в корпусе 1 зажаты болтом 9 посредством металлической пластины 7. Приводный вал с нагружающим устройством 8 закреплен в корпусе 1 при помощи подшипников 10 и 11 и механически соединен с валом двигателя внутреннего сгорания (не показан). Подшипники 10 и 11 зафиксированы в корпусе 1 при помощи подшипниковых щитов 12 и 13.

Пьезоэлектрический генератор работает следующим образом.

При вращении коленвала двигателя внутреннего сгорания синхронно с ним начинает вращаться приводный вал с нагружающим устройством 8.

Полукруглые выступы набегают на ролик 6, который в свою очередь действует на толкатель 5, сжимающий пьезоэлементы 2.

В результате деформации пьезоэлементов вследствие прямого пьезоэффекта на токосъемной металлической пластине 4 появляется высокое напряжение относительно корпуса 1, которое подается на свечу зажигания двигателя внутреннего сгорания. В остальных трех парах пьезоэлементов происходят аналогичные процессы.

Каждый из полукруглых выступов в определенный момент времени находится напротив пары пьезоэлементов, что обеспечивает одновременное сжатие всех четырех пар пьезоэлементов. При необходимости число пар пьезоэлементов может быть увеличено до восьми, а его дальнейшее увеличение ограничено прочностью и массогабаритными показателями корпуса.

Благодаря тому, что передача усилия, деформирующего пьезоэлементы, осуществляется через вращающиеся элементы – ролики и приводной вал, сводится к минимуму трение контакта и исключается радиальное биение приводного вала с нагружающим устройством вследствие вибрации корпуса и что самое важное, пьезоэлементов. Это повышает надежность устройства и увеличивает его срок службы.

Формула изобретения

Пьезоэлектрический генератор, содержащий корпус, пьезоэлементы, толкатель и устройство нагружения с приводным валом, отличающийся тем, что содержит четыре пары пьезоэлементов, расположенных симметрично относительно друг друга, а устройство нагружения и приводной вал выполнены одной деталью, причем на поверхности приводного вала выполнены полукруглые выступы, число которых соответствует числу пар пьезоэлементов, и толкатель дополнительно содержит ролик.

РИСУНКИ

Categories: BD_2358000-2358999