Патент на изобретение №2357831
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ЛИТЕЙНО-КОВОЧНЫХ МАШИН
(57) Реферат:
Изобретение относится к области литейного производства. Жидкость содержит, мас.%: трансмиссионное масло 25-35, полиметилсилоксан 0,2-0,5, полусинтетическую бессульфонатную жидкость «Караидель 2» 25-44 и воду – остальное. Достигается повышение разделяющей способности жидкости. 2 табл.
Изобретение относится к литейному производству, а именно к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым при горячей обработке давлением (ковке) отливок из латуни. Известно применение различных смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) при литье преимущественно цветных металлов и сплавов в металлические формы. Большинство таких СОЖ, состоящих из значительного количества компонентов, предназначено для получения заготовок методом литья под давлением алюминиевых сплавов, имеющих невысокую температуру заливки (около 750°С). Например, многокомпонентные составы СОЖ по авторским свидетельствам (а/с) Техпроцесс получения заготовок на литейно-ковочной машине (ЛКМ) совмещает операции свободной заливки сплава в металлическую форму, его первичную кристаллизацию с последующей обработкой давлением в ковочных штампах закристаллизовавшихся с поверхности и имеющих вязкую сердцевину отливок из латуни. Отливки в ковочных штампах испытывают значительно более высокие нагрузки, чем расплавы при литье под давлением, поэтому между рабочей поверхностью штампов и заготовкой возникает прочное сцепление, часто приводящее к привару последних к штампам. Вследствие узкого интервала кристаллизации латуни марки ЛЦ40С, из которой получают отливки, температурный интервал горячей обработки давлением отливок должен быть также узким, в пределах 910-915°С. При более низкой или более высокой температуре, выходящей за пределы указанного интервала, обработка невозможна из-за низкой пластичности сплава или привара. Повышает пластичность сплава и предупреждает привар заготовок к поверхности штампов использование специальных СОЖ на основе минеральных масел. Однако большинство составов СОЖ, предназначенных для горячей и холодной обработки металлов давлением (а/с Некоторые предприятия, внедрившие техпроцесе получения заготовок на ЛКМ (КАМАЗ, ГАЗ), в качестве смазки применяют жидкости типа «Графитол Э» [6], представляющие собой водно-масляные эмульсии с поверхностно-активными добавками и твердым наполнителем (мелкодисперсным графитом). Жидкость «Графитол Э» имеет удовлетворительные разделяющие свойства, облегчает удаление заготовок из ковочных штампов, предупреждает привар, однако наличие в ее составе твердых, хотя и мелкодисперсных частиц графита не только быстро засоряет трубопроводы и выводит из строя автоматическую систему смазки ЛКМ, но и ухудшает санитарно-гигиенические условия труда и культуру производства, хотя принято считать, что графит выполняет роль твердого смазочного материала [1]. Из всех известных составов СОЖ, рекомендуемых для покрытия рабочих поверхностей металлических пресс-форм и штампов, наиболее близкой к предлагаемой по сущности и достигаемым результатам является жидкость «Элитол Э» [5], выпускаемая отечественной промышленностью в соответствии с а/с Целью настоящего изобретения является создание такой СОЖ, предназначенной для покрытия рабочей поверхности ковочных штампов ЛКМ, которая наряду с более высокими разделяющими свойствами при горячей обработке давлением отливок из латуни имела бы простой состав, несложную технологию приготовления (без подогрева составляющих и специального эмульгирования), не содержала бы твердых наполнителей типа графита, криолита и других компонентов, в том числе и токсичных. Эта цель достигатся тем, что в известный состав СОЖ на основе минерального масла, пеногасителя – полиметилсилоксана и воды дополнительно вводят бессульфонатную полусинтетическую жидкость «Караидель 2» при следующем соотношении компонентов (в мас.%):
В применении дополнительных добавок коллоидной серы, карбамида, керосина и жирных кислот нет необходимости, поскольку все указанные компоненты в требуемых количествах присажены в трансмиссионное масло и жидкость «Караидель 2». Трансмиссионные масла представляют собой смесь высококачественных дистиллятных и остаточных масел с присадками фосфористых, хлористых и серосодержащих соединений, имеющих противозадирные, противоизносные, антиокислительные и антипенные свойства. В соответствии с техническими условиями [3] полусинтетическая жидкость «Караидель 2» является сбалансированной композицией из индустриальных, синтетических и растительных масел с добавками синтетических жирных кислот, гликолевых и аминных эфиров жирных кислот, содержит эмульгаторы, ингибиторы коррозии, при смешивании с водой образует мелкодисперсные эмульсии, в связи с чем специального эмульгирования не требуется. Кроме того, в состав жидкости «Караидель 2» входят синтерол, неонол, триэтаноламин, диэтаноламин, масло подсолнечное, масло рапсовое и другие вещества, улучшающие технологические свойства СОЖ. Предлагаемую СОЖ готовят следующим образом. В металлическую или пластмассовую емкость заливают масло трансмиссионное марки SAE 85W-90, APIGL-5 [2], вводят кремнийорганическое соединение КЭ10-01, представляющее собой 70-процентную водную эмульсию кремнийорганической жидкости ПМС-400 (полиметилсилоксан) по ТУ 6-02-587-75, перемешивают в течение 2-х минут ручной деревянной мешалкой (можно применять и механическую мешалку), в полученную смесь добавляют полусинтетическую бессульфонатную жидкость «Караидель 2», перемешивают 5-7 минут, добавляют горячую воду (температура воды около 50-60°С), вновь перемешивают 3-5 минут, после чего жидкость можно применять в качестве разделительного покрытия (помещать в расходные емкости ЛКМ). Как видно из приведенной характеристики, состав жидкости и технология ее приготовления значительно проще и доступнее, СОЖ можно приготовить на любом предприятии, при этом не требуется специального оборудования: скоростных мешалок, мельниц, нагревателей. Примеры конкретного выполнения. Для оценки разделяющей способности предложенной СОЖ проводили сравнительные производственные испытания при получении заготовок из латуни ЛЦ 40С ГОСТ 17770-80 на литейно-ковочной машине модели 4167 конструкции НИИТАВТОПРОМ. Смазочно-охлаждающие жидкости готовили предварительно и испытывали поочередно на одной и той же ЛКМ. Перед нанесением на ковочные штампы концентрированные жидкости дополнительно разбавляли водой в соотношении 1:10 и полученные составы распыляли на рабочие поверхности штампов пульверизатором. После заливки латуни в медный заливочный кокиль и выдержки в кокиле в течение 5 секунд отливка вместе с литниковой системой (секция) с помощью транспортных захватов автоматически помещалась в ковочный штамп, после ковки секция транспортными захватами автоматически перемещалась в обрезной штамп, где отделялась литниковая система от отливки. Разделяющую способность жидкостей оценивали по количеству извлеченных из ковочных штампов секций при однократном нанесении СОЖ на поверхность штампа. В случае недостаточной разделяющей способности СОЖ секция приваривалась к поверхности и не удалялась из штампа, цикл нарушался, машина автоматически останавливалась. Составы испытуемых СОЖ приведены в табл.1, а их разделяющая способность в табл.2.
Анализ таблицы 2 показывает, что составы СОЖ с жидкостью «Караидель 2» ( Предлагаемое техническое решение имеет следующие общие признаки с прототипом: – минеральное масло в качестве основы; – многокомпонентный состав, включающий смачиватели, эмульгаторы, противозадирные, противоизносные, антифрикционные и прочие присадки; – отсутствие в составе СОЖ твердых наполнителей; – удовлетворительная разделяющая способность. Существенные отличительные признаки предложенного состава и прототипа: – более простой состав и технология приготовления; – отсутствие токсичных компонентов, таких как коллоидная сера и двуокись кремния; – применение высококачественного трансмиссионного масла; – дополнительное включение в состав СОЖ жидкости «Караидель 2» – сбалансированной композиции из синтетических и растительных масел с добавками синтетических жирных кислот, их эфиров и аминов, синтерола, неонола, органических растворителей и других составляющих. Смазочно-охлаждающая жидкость на основе минерального масла с добавкой полусинтетической бессульфонатной жидкости «Караидель 2» испытана в производственных условиях ОАО «Автомобильный завод «Урал», и принято решение о ее внедрении. Предлагается следующий состав СОЖ (мас.%):
ЛИТЕРАТУРА 1. Шебатинов М.П. и др. Высокопрочный чугун в машиностроении. – М.: Машиностроение, 1988, – c.87. 2. Масла для моторов и трансмиссии – журнал «За рулем» 2/93, с.14-15. 3. ТУ 0258-003-12783932-93. 4. ТУ 6-02-135487 – Смазочно-охлаждающая жидкость типа «Элитол Э». 5. ТУ 6-02-1121-77 – Смазочно-охлаждающая жидкость типа «Графитол Э».
Формула изобретения
Смазочно-охлаждающая жидкость для штампов литейно-ковочных машин в производстве литых заготовок из латуни, подвергаемых горячей обработке давлением, содержащая воду, минеральное масло, полиметилсилоксан, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит полусинтетическую бессульфонатную жидкость «Караидель 2», а в качестве минерального масла – трансмиссионное масло при следующем соотношении ингредиентов, мас.%:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||

1183277 (1985 г.), 466064 (1975 г.), 522893 (1976 г.), 557861 (1977 г.) включают растворители, стабилизаторы, наполнители и воду. Существенным недостатком всех перечисленных СОЖ является применение в качестве наполнителей твердых мелкодисперсных порошков, таких как графит, сажа, криолит, глина, дистенсиллиманит, колошниковая пыль, нефтяной кокс и ряда других нерастворимых в воде и органических растворителях продуктов, которые выводят из строя автоматические системы смазки оснастки. Перечисленные СОЖ имеют также недостаточную термостойкость, поэтому их применение для горячей обработки давлением более тугоплавких сплавов, чем алюминиевые, затруднительно.