|
(21), (22) Заявка: 2007122560/15, 06.06.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
06.06.2007
(43) Дата публикации заявки: 20.12.2008
(46) Опубликовано: 10.06.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
DE 3230709 А, 23.02.1984. SU 1662704 А1, 15.07.1991. SU 1769965 А1, 23.10.1992. SU 1794468 А1, 15.02.1993. SU 1000115 А, 28.02.1983. RU 2196119 С2, 10.01.2003. SU 1834688 A3, 15.08.1993. RU 2091123 С1, 27.09.1997. GB 1462993 А, 26.01.1977. US 2390841 А, 11.12.1945.
Адрес для переписки:
420033, г.Казань, ул. Сабан, 7, ООО “Нейт”, директор Б.Ф.Серазетдинову
|
(72) Автор(ы):
Зарецкий Яков Владимирович (RU), Серазетдинов Фаат Шигабутдинович (RU), Коротков Леонид Васильевич (RU), Кривошеев Анатолий Иванович (RU), Громов Владимир Сергеевич (RU), Тонконог Владимир Григорьевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Общество с ограниченной ответственностью “Нейт” (RU)
|
(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ТРАНСПОРТИРУЕМОГО ГАЗА (ВАРИАНТЫ)
(57) Реферат:
Изобретение предназначено для очистки газа от механических примесей и сконденсированной жидкости. Устройство (вариант 1) включает расположенные в корпусе коаксиально ему и друг другу с образованием кольцевых каналов кожух и фильтрующий элемент, патрубки подвода газа и отвода очищенного газа, расположенные на противоположных концах корпуса, патрубки отвода жидкости и механических примесей, расположенные на цилиндрической поверхности корпуса. Полость внутри фильтрующего элемента сообщена с патрубком отвода очищенного газа. Кольцевой канал между корпусом и кожухом с расположенным в нем завихрителем на входе сообщен с патрубком подвода газа, а на выходе заглушен. Внутри канал разделен герметичной перегородкой на две полости, каждая из них в конце по ходу потока сообщена с соответствующим патрубком отвода жидкости и механических примесей и с кольцевым каналом между фильтрующим элементом и кожухом. Кожух на входе имеет герметичную перегородку, а на выходе кольцевой канал между кожухом и фильтрующим элементом заглушен. Устройство (вариант 2) включает расположенные в корпусе коаксиально ему и друг другу с образованием кольцевых каналов кожух и фильтрующий элемент, выполненный в виде стакана, патрубки подвода газа и отвода очищенного газа, патрубок отвода жидкости и механических примесей. Кольцевой канал между корпусом и кожухом на входе сообщен с патрубком подвода газа, а на выходе сообщен с патрубком отвода жидкости и механических примесей и с каналом между кожухом и фильтрующим элементом. Канал между корпусом и кожухом сообщен с каналом между кожухом и фильтрующим элементом щелевыми отверстиями. Технический результат: повышение качества очистки газа, надежности в эксплуатации, ресурса работы, упрощение конструкции. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к газовой промышленности и другим областям энергомашиностроения и предназначено для очистки газа от механических примесей и сконденсированной жидкости на промыслах, установках комплексной подготовки газа, газораспределительных станциях, компрессорных станциях, а также может быть использовано в нефтяной и химической промышленностях и других отраслях энергомашиностроения с целью очистки газовых потоков в широком диапазоне рабочих давлений (0.120 МПа) и температур (-50+60°С).
Известно устройство для очистки транспортируемого природного газа (а.с. 869796, МКИ B01D 45/12, опубл. 07.10.1981 г., БИ 37), включающее цилиндрический корпус, в котором коаксиально установлен цилиндрический фильтрующий элемент в каркасе. Коаксиально фильтрующему элементу и корпусу установлен кожух, выполненный в виде усеченного конуса, в котором на входе и через определенное расстояние по длине фильтрующего элемента установлены завихрители. В данном устройстве неочищенный газ сразу после завихрителя попадает в полость, в которой расположен фильтрующий элемент, за счет попадания неочищенного газа фильтрующий элемент быстро засоряется, что приводит к ухудшению условий работы фильтрующего элемента и снижению ресурса его работы. Кроме того, на поверхности фильтрующего элемента помещено гидрофобное проницаемое покрытие, на котором собирается пленка жидкости. Такая конструкция фильтрующего элемента и условия его работы будут существенно увеличивать гидравлическое сопротивление фильтра. Подложка-каркас, на котором расположен фильтр, также будет увеличивать его гидравлическое сопротивление и уменьшать рабочую поверхность фильтра.
Известно устройство для очистки природного газа от жидкости, наиболее близкое к заявляемому и принятое за прототип (патент РФ2201278, МПК B01D 45/12, B01D 46/24, опубл. 2002.11.20), включающее фильтрующий элемент на перфорированном каркасе, установленный внутри коаксиального кожуха, открытого в нижней части, а в верхней части имеющего завихритель, при этом установлено не менее двух кожухов и полость для сбора жидкости. Внутри фильтрующего элемента дополнительно коаксиально установлены кожух с завихрителем в верхней части и второй фильтрующий элемент на перфорированном каркасе, в верхней части которого установлен патрубок очищенного газа, при этом кольцевая полость в нижней части между каркасом первого и кожухом второго фильтрующих элементов заглушена кольцом. Завихритель первого кожуха снабжен кольцом, образующим щель в верхней части. Неочищенный газ попадает после завихрителя в полость с фильтрующим элементом и тем самым ухудшаются условия его работы и снижается ресурс. Наличие каркаса-подложки, на котором располагается фильтрующий элемент, уменьшает его эффективную (рабочую) поверхность и увеличивает гидравлическое сопротивление.
Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, заключается в повышении качества очистки газа, надежности в эксплуатации, повышении ресурса работы, а также в упрощении конструкции и эксплуатации, повышении экономичности за счет регенерации фильтра.
Технический результат достигается тем, что в устройстве для очистки транспортируемого газа (вариант 1), включающем расположенные в корпусе коаксиально ему и друг другу с образованием кольцевых каналов кожух и фильтрующий элемент, патрубки подвода газа и отвода очищенного газа, расположенные на противоположных концах корпуса, патрубки отвода жидкости и механических примесей, расположенные на цилиндрической поверхности корпуса, полость внутри фильтрующего элемента сообщена с патрубком отвода очищенного газа, новым является то, что кольцевой канал между корпусом и кожухом, с расположенным в нем завихрителем, на входе сообщен с патрубком подвода газа, а на выходе заглушен, внутри канал разделен герметичной перегородкой на две полости, каждая из них, в конце по ходу потока, сообщена с соответствующим патрубком отвода жидкости и механических примесей и с кольцевым каналом между фильтрующим элементом и кожухом, кожух на входе имеет герметичную перегородку, а на выходе кольцевой канал между кожухом и фильтрующим элементом заглушен.
Длина первой полости по ходу потока в канале между корпусом и кожухом составляет не менее одного диаметра кожуха.
Первая полость кольцевого канала между корпусом и кожухом сообщена с кольцевым каналом между фильтрующим элементом и кожухом посредством щелевых отверстий в кожухе, которые выполнены тангенциальными с возможностью закрутки потока в сторону, противоположную закрутке потока, обеспечиваемой завихрителем, установленным на входе в канал между корпусом и кожухом, для чего их оси ориентированы по касательной к внутренней образующей поверхности кожуха. Отверстия в кожухе расположены против полости патрубков отвода жидкости и механических примесей.
В устройстве для очистки транспортируемого газа (вариант 2), включающем расположенные в корпусе коаксиально ему и друг другу с образованием кольцевых каналов кожух и фильтрующий элемент, патрубки подвода газа и отвода очищенного газа, патрубок отвода жидкости и механических примесей, полость внутри фильтрующего элемента сообщена с патрубком отвода очищенного газа, новым является то, что кольцевой канал между корпусом и кожухом на входе сообщен с патрубком подвода газа, а на выходе сообщен с патрубком отвода жидкости и механических примесей и с каналом между кожухом и фильтрующим элементом, полость внутри фильтрующего элемента, выполненного в виде стакана, сообщена в верхней части с патрубком отвода очищенного газа, при этом патрубки подвода газа и вывода очищенного газа расположены в верхней части корпуса.
Патрубок подвода газа в кольцевой канал между корпусом и кожухом установлен с возможностью обеспечения тангенциальной и осевой составляющей вектора скорости потока газа, поступающего в канал, для чего его ось ориентирована по касательной к образующей поверхности корпуса и под углом к ней.
Кольцевой канал между корпусом и кожухом сообщен с каналом между кожухом и фильтрующим элементом посредством щелевых отверстий в кожухе, выполненных тангенциальными с возможностью закрутки потока в сторону, противоположную закрутке потока, обеспечиваемой входным патрубком, для чего их оси ориентированы по касательной к внутренней образующей поверхности кожуха.
Кольцевой канал между корпусом и кожухом сообщен с каналом между кожухом и фильтрующим элементом посредством отверстия или отверстий в дне кожуха.
На внутренней поверхности корпуса перед патрубком отвода жидкости и механических примесей установлены козырьки для сбора жидкости, а в корпусе выполнены отверстия для ее вывода.
Фильтрующий элемент по вариантам 1 и 2 выполнен в виде несущей конструкции из материала с высокой газовой проницаемостью.
На фиг.1 представлено продольное сечение устройства для очистки газа (вариант 1).
На фиг.2 – сечение А-А фиг.1.
На фиг.3 представлено продольное сечение устройства для очистки газа (вариант 2) с кожухом, выполненным в виде стакана.
На фиг.4 – сечение Б-Б фиг.2.
На фиг.5 – вид А фиг.3.
На фиг.6 – продольное сечение устройства для очистки газа (вариант 2) с кожухом, выполненным в виде цилиндра.
Здесь: 1 – корпус; 2 – кожух; 3 – фильтрующий элемент; 4 – кольцевой канал между корпусом 1 и кожухом 2; 5 – кольцевой канал между фильтрующим элементом и кожухом 2; 6 – патрубок подвода газа; 7 – патрубок отвода очищенного газа; 8 и 9 – патрубки отвода жидкости и механических примесей; 10 – завихритель; 11 – герметичная перегородка в канале 4; 12 – герметичная перегородка кожуха 2; 13 – щелевые отверстия первой полости канала 4; 14 – отверстия второй полости канала 4; 15 – козырьки щелевого сепаратора; 16 – отверстия в корпусе 1 щелевого сепаратора.
Устройство для очистки транспортируемого газа (вариант 1) включает корпус 1, кожух 2 и фильтрующий элемент 3, расположенные коаксиально друг другу и образующие кольцевые каналы 4 и 5 (фиг.1). На противоположных концах корпуса 1 расположены патрубки 6 и 7 соответственно подвода газа и отвода очищенного газа. На цилиндрической поверхности корпуса 1 расположены патрубки 8 и 9 отвода жидкости и механических примесей. Полость внутри фильтрующего элемента 3 сообщена с патрубком отвода очищенного газа 7. Кольцевой канал 4 между корпусом 1 и кожухом 2, на входе которого расположен завихритель 10, сообщен с патрубком 6 подвода газа, а на выходе заглушен. Внутри канал 4 разделен герметичной перегородкой 11 на две полости, первая из них в конце, по ходу потока, сообщена с патрубком 8 отвода жидкости и механических примесей и с кольцевым каналом 5 между фильтрующим элементом и кожухом 2, который на входе имеет герметичную перегородку 12, при этом кольцевой канал 5 заглушен на выходе.
Длина первой полости по ходу потока в канале 4 между корпусом и кожухом составляет не менее одного диаметра кожуха 1.
Первая полость кольцевого канала 4 между корпусом 1 и кожухом 2 сообщена с кольцевым каналом 5 между фильтрующим элементом 3 и кожухом 2 посредством щелевых отверстий 13 в кожухе 2, которые выполнены тангенциальными с возможностью закрутки потока в сторону, противоположную закрутке потока, обеспечиваемой завихрителем 10, для чего оси щелевых отверстий 13 ориентированы по касательной к внутренней образующей поверхности кожуха 2 (фиг.2). Отверстия 13 расположены против полости патрубка 8 отвода жидкости и механических примесей. Во второй полости кольцевого канала 4 в кожухе 2 выполнены отверстия 14, сообщающие кольцевой канал 5 с патрубком 9 отвода жидкости, расположенным на выходе второй полости канала 4.
Устройство для очистки транспортируемого газа (вариант 2) включает корпус 1, кожух 2 и фильтрующий элемент 3, расположенные коаксиально друг другу, образующие кольцевые каналы 4 и 5, патрубки 6 и 7 соответственно подвода газа и отвода очищенного газа, расположенные в верхней части корпуса 1, патрубок 8 отвода жидкости и механических примесей (фиг.3). Кольцевой канал 4 между корпусом 1 и кожухом 2 на входе сообщен с патрубком 6, а на выходе сообщен с патрубком 8 и с каналом 5 между кожухом 1 и фильтрующим элементом 3. Полость внутри фильтрующего элемента 3, выполненного в виде стакана, сообщена в верхней части с патрубком 7 отвода очищенного газа.
Патрубок 6 подвода газа в кольцевой канал 4 установлен с возможностью обеспечения тангенциальной и осевой составляющей вектора скорости потока газа, поступающего в канал 4, для чего ось патрубка 6 ориентирована по касательной к образующей поверхности корпуса 1 и под углом к ней (фиг.4, 5).
Кольцевой канал 4 между корпусом 1 и кожухом 2 сообщен с каналом 5 посредством щелевых отверстий 13 в цилиндрической части кожуха 3 в его нижней части по ходу закрученного потока газа. Отверстия 13 выполнены тангенциальными с возможностью закрутки потока в сторону, противоположную закрутке потока, обеспечиваемой входным патрубком 6, для чего оси отверстий 13 ориентированы по касательной к внутренней образующей поверхности кожуха 2. Кольцевой канал 4 между корпусом 1 и кожухом 2 может быть сообщен с каналом 5 между кожухом 2 и фильтрующим элементом 3 посредством отверстия или отверстий в дне кожуха (фиг.6).
На внутренней поверхности корпуса 1 перед патрубком 8 отвода жидкости и механических примесей установлены козырьки 15 для сбора жидкости, а в корпусе 1 выполнены отверстия 16 для ее вывода, образующие щелевой сепаратор.
Фильтрующий элемент 3 по вариантам 1 и 2 выполнен в виде стакана цилиндрической или конической формы и представляет собой несущую конструкцию из пористого металла, например алюминия, никеля, меди, с высокой газовой проницаемостью, что обеспечивает надежность работы устройства и эффективность очистки газа. Кроме того, фильтрующий элемент можно восстанавливать путем его промывки или продувки, что позволяет продлить его ресурс и срок службы.
Устройство по первому варианту работает следующим образом.
Транспортируемый газ, содержащий различного рода твердые включения и сконденсированную жидкость, поступает через входной патрубок 6 на завихритель 10 и далее закрученный газовый поток перемещается в первой полости кольцевого канала 4, образованного корпусом 1 и кожухом 2. В закрученном потоке при движении газа в первой полости кольцевого канала 4, вследствие действия массовых сил, происходит предварительная сепарация крупных включений (твердых и жидких), которые собираются в патрубке 8. Длина первой полости кольцевого канала 4 задается из условия, чтобы поток совершал не менее одного оборота (витка). Из первой полости кольцевого канала 4 газ через щелевые отверстия 13 попадает в кольцевой канал 5, образованный кожухом 2 и фильтрующим элементом 3. Фильтрующий элемент 3 может быть выполнен конической формы, что обеспечит оптимальные условия движения газа в канале 5, т.е. снижение и выравнивание скорости по ходу движения потока. Щелевые отверстия 13 выполнены таким образом, что обеспечивают закрутку потока в кольцевом канале 5, противоположную закрутке, задаваемой завихрителем 10, для этого оси щелевых отверстий 13 расположены по касательной к образующей внутренней поверхности кожуха 2. Такое воздействие на газовый поток в области щелевых отверстий 13 способствует более эффективной сепарации примесей, при этом на фильтрующий элемент 3 в кольцевом канале 5 будет поступать газовый поток, содержащий преимущественно мелкодисперсные включения. В закрученном потоке, движущемся в кольцевом канале 5, происходит дальнейшая сепарация твердых и жидких частиц, которые собираются на внутренней поверхности кожуха 2 и через отверстия 14 в кожухе 2 поступают в патрубок сбора конденсата и мелких примесей 9. Газ, прошедший предварительную сепарацию, поступает во внутреннюю полость фильтрующего элемента 3, где осуществляется тонкая очистка газа от частиц (до 10 мкм). Очищенный газ направляется через выходной патрубок 7 потребителю.
По второму варианту устройство работает следующим образом.
Транспортируемый газ, содержащий различного рода твердые включения и сконденсированную жидкость, поступает через входной патрубок 6 в кольцевой канал 4. Конструкция патрубка 6 обеспечивает тангенцальную и осевую составляющие скорости газового потока, поступающего в кольцевой канал 4. Далее закрученный газовый поток перемещается в полости кольцевого канала 4. В закрученном потоке при движении газа в полости кольцевого канала 4, вследствие действия массовых сил, происходит предварительная сепарация крупных включений (твердых и жидких), которые собираются в пристенной области на внутренней поверхности корпуса 1. Жидкая пленка собирается в щелевом сепараторе с помощью козырьков 15 и удаляется через отверстия 16. Прочие примеси, не попавшие в щелевой сепаратор, собираются в патрубке 8 отвода жидкости и периодически удаляются через вентиль. Газ, прошедший предварительную сепарацию в канале 4, поступает через щелевые отверстия 13 в цилиндрической части кожуха 2 в канал 5. Ось щелевых отверстий 13 ориентирована по касательной к внутренней образующей поверхности кожуха 2, что обеспечивает разворот потока на угол не менее 180 градусов, по отношению к первоначальной закрутке потока в полости 4. Таким образом, создаются условия для эффективной сепарации газового потока, содержащего разнообразные примеси. Или газ, прошедший предварительную сепарацию в канале 4, поступает в канал 5 посредством отверстия или отверстий в дне кожуха 2, что также обеспечивает разворот потока на угол не менее 180 градусов, по отношению к первоначальной закрутке потока в полости 4. Газ, поступивший в полость 5 через щелевые отверстия 13 или через отверстие (отверстия) в дне кожуха 2, проникает через пористую структуру фильтра 3 и подается в патрубок отвода очищенного газа 7. В фильтре 3 происходит тонкая очистка газа (до 10 мкм). Патрубки подвода газа 6 и отвода очищенного газа 7 расположены в верхней части корпуса, что обеспечивает удобство эксплуатации устройства.
Таким образом, предлагаемое устройство для очистки транспортируемого газа позволяет повысить качество и эффективность очистки газа, повысить надежность и ресурс работы.
Формула изобретения
1. Устройство для очистки транспортируемого газа, включающее расположенные в корпусе коаксиально ему и друг другу с образованием кольцевых каналов кожух и фильтрующий элемент, патрубки подвода газа и отвода очищенного газа, расположенные на противоположных концах корпуса, патрубки отвода жидкости и механических примесей, расположенные на цилиндрической поверхности корпуса, при этом полость внутри фильтрующего элемента сообщена с патрубком отвода очищенного газа, отличающееся тем, что кольцевой канал между корпусом и кожухом с расположенным в нем завихрителем на входе сообщен с патрубком подвода газа, а на выходе заглушен, внутри канал разделен герметичной перегородкой на две полости, каждая из них в конце по ходу потока сообщена с соответствующим патрубком отвода жидкости и механических примесей и с кольцевым каналом между фильтрующим элементом и кожухом, кожух на входе имеет герметичную перегородку, а на выходе кольцевой канал между кожухом и фильтрующим элементом заглушен.
2. Устройство для очистки транспортируемого газа по п.1, отличающееся тем, что длина первой полости по ходу потока в канале между корпусом и кожухом составляет не менее одного диаметра кожуха.
3. Устройство для очистки транспортируемого газа по п.1, отличающееся тем, что первая полость кольцевого канала между корпусом и кожухом сообщена с кольцевым каналом между фильтрующим элементом и кожухом посредством щелевых отверстий в кожухе, которые выполнены тангенциальными с возможностью закрутки потока в сторону, противоположную закрутке потока, обеспечиваемой завихрителем, установленным на входе в канал между корпусом и кожухом, для чего их оси ориентированы по касательной к внутренней образующей поверхности кожуха.
4. Устройство для очистки транспортируемого газа по п.1 или 3, отличающееся тем, что отверстия в кожухе расположены против полостей патрубков отвода жидкости и механических примесей.
5. Устройство для очистки транспортируемого газа по п.1, отличающееся тем, что фильтрующий элемент выполнен в виде несущей конструкции из материала с высокой газовой проницаемостью цилиндрической или конической формы.
6. Устройство для очистки транспортируемого газа, включающее расположенные в корпусе коаксиально ему и друг другу с образованием кольцевых каналов кожух и фильтрующий элемент, патрубки подвода газа и отвода очищенного газа, патрубок отвода жидкости и механических примесей, при этом кольцевой канал между корпусом и кожухом на входе сообщен с патрубком подвода газа, а на выходе сообщен с патрубком отвода жидкости и механических примесей и с каналом между кожухом и фильтрующим элементом, причем полость внутри фильтрующего элемента, выполненного в виде стакана, сообщена в верхней части с патрубком отвода очищенного газа, патрубки подвода газа и отвода очищенного газа расположены в верхней части корпуса, при этом ось патрубка подвода газа ориентирована по касательной к образующей поверхности корпуса и под углом к ней, отличающееся тем, что кольцевой канал между корпусом и кожухом сообщен с каналом между кожухом и фильтрующим элементом посредством щелевых отверстий в цилиндрической части кожуха, выполненных тангенциальными с возможностью закрутки потока в сторону, противоположную закрутке потока, обеспечиваемой патрубком подвода газа, для чего их оси ориентированы по касательной к внутренней образующей поверхности кожуха.
7. Устройство для очистки транспортируемого газа по п.6, отличающееся тем, что на внутренней поверхности корпуса перед патрубком отвода жидкости и механических примесей установлены козырьки для сбора жидкости, а в корпусе выполнены отверстия для ее вывода.
8. Устройство для очистки транспортируемого газа по п.6, отличающееся тем, что фильтрующий элемент выполнен в виде несущей конструкции из материала с высокой газовой проницаемостью цилиндрической или конической формы.
РИСУНКИ
|
|