Патент на изобретение №2163681

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2163681 (13) C2
(51) МПК 7
F02B75/32
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99105976/06, 23.02.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

23.02.1998

(45) Опубликовано: 27.02.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 3482554 A, 09.12.1968. RU 2069778 C1, 27.11.1996. RU 2028478 C1, 09.02.1995. RU 2005896 C1, 15.01.1994. RU 2097588 C1, 27.11.1997. GB 1115147 A, 29.05.1968.

(85) Дата перевода заявки PCT на национальную фазу:

15.02.1999

(86) Заявка PCT:

RU 98/00048 (23.02.1998)

(87) Публикация PCT:

WO 99/42714 (26.08.1999)

Адрес для переписки:

690080, г.Владивосток, ул. Космонавтов 1-40, Печкину И.П.

(71) Заявитель(и):

Печкин Илья Петрович

(72) Автор(ы):

Печкин И.П.

(73) Патентообладатель(и):

Печкин Илья Петрович

(54) ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ДВИГАТЕЛЬ ПЕЧКИНА)


(57) Реферат:

Изобретение относится к поршневым двигателям внутреннего сгорания. Технический результат заключается в повышении КПД двигателя. Двигатель внутреннего сгорания содержит цилиндр 1, поршень 2, шток 3 и кулачковый вал 4 с кулачком 5. Шток 3 и поршень 2 жестко соединены друг с другом. Конец штока 3 со стороны кулачкового вала 4 снабжен роликом 6 и коромыслом 7 с возможностью качания коромысла 7 относительно своей оси 8. Постоянный подвижный контакт ролика 6 с профилированной поверхностью кулачка 5 обеспечивает пружина 9. Качание коромысла относительно своей оси 8 между штоком 3 и кулачком 5 кулачкового вала 4 обеспечивает пружина 10. 3 ил.


Изобретение относится к поршневым двигателям внутреннего сгорания, отличающимся связями между поршнями и коренным валом.

Известен поршневой двигатель внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом (Романов Б. А. Двигатели внутреннего сгорания. Учебник для техникумов – М.: Недра, 1989, стр. 6).

Известный поршневой двигатель внутреннего сгорания содержит по меньшей мере одну цилиндропоршневую группу и кривошипно-шатунный механизм.

Использование в известном поршневом двигателе внутреннего сгорания кривошипно-шатунного механизма в качестве механизма, управляющего рабочим процессом двигателя, приводит к ряду существенных недостатков:
– неэффективно используется энергия сгорания топлива ввиду того, что кривошип и поршень двигателя работают по несовпадающим друг с другом диаграммам, что является основной причиной относительно низкого КПД такого двигателя;
– при работе двигателя возникает действующая перпендикулярно продольной оси цилиндра боковая сила, прижимающая поршень к стенке цилиндра и вызывающая усиленный износ цилиндра и поршня (Романов Б.А. Двигатели внутреннего сгорания, стр. 34-39);
– требуется обеспечение смазки трущихся узлов соединения шатуна с поршнем и шатуна с кривошипом.

Известен также поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия продуктов сгорания передается кривошипу через шток, жестко соединенный с поршнем (описание изобретения к патенту СССР N 576973 “Двухтактный двигатель внутреннего сгорания”, F 02 B 33/30).

Известный поршневой двигатель внутреннего сгорания содержит по меньшей мере одну цилиндропоршневую группу, шток и управляющий рабочим процессом двигателя кривошип, причем шток одним своим концом жестко соединен с поршнем, а другим – с кривошипом.

Известный поршневой двигатель внутреннего сгорания исключает необходимость смазки одного из узлов (узла соединения штока и поршня), но сохраняет все остальные недостатки поршневого двигателя внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом, отмеченные у первого аналога.

Наиболее близким к заявленному изобретению по своей технической сущности и функциональному назначению является поршневой двигатель внутреннего сгорания с кулачковым валом, выполненным в виде вала с барабаном, снабженным криволинейным пазом (описание изобретения к патенту СССР N 12168 “Двигатель внутреннего сгорания”, кл. 46 d4, 2).

Известный, наиболее близкий к заявленному изобретению поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержит по меньшей мере одну цилиндропоршневую группу, шток и управляющий рабочим процессом двигателя кулачковый вал, выполненный в виде вала с барабаном, снабженным криволинейным пазом, причем шток одним концом жестко соединен с поршнем, а другим находится в постоянном подвижном контакте с профилированной поверхностью кулачка, выполненного в виде барабана с криволинейным пазом.

Использование в известном поршневом двигателе внутреннего сгорания кулачкового вала позволяет увеличить КПД двигателя.

Однако создание кулачка с профилем, полностью реализующим потенциальные возможности энергии сгораемого топлива, практически неосуществимо из-за большой скорости движения поршня в процессе рабочего хода. Поэтому у существующих поршневых двигателей внутреннего сгорания с кулачковыми валами поршень и кулачок работают по несовпадающим рабочим диаграммам, т.е. существует потенциальная возможность увеличения КПД двигателя.

Исходя из вышеизложенного была поставлена задача разработать такую конструкцию передаточного звена от поршня к кулачку, которая обеспечивала бы возможность повышения КПД двигателя.

Поставленная задача решается заявленным поршневым двигателем внутреннего сгорания, содержащим по меньшей мере одну цилиндропоршневую группу, шток и управляющий рабочим процессом двигателя кулачковый вал, причем шток одним своим концом жестко соединен с поршнем, а другим находится в постоянном подвижном контакте с профилированной поверхностью кулачка, при этом шток со стороны кулачкового вала снабжен коромыслом с возможностью качания коромысла относительно своей оси между штоком и кулачком кулачкового вала.

В заявленном двигателе техническими признаками изобретения, общими для него и для его наиболее близкого аналога, являются:
– поршневой двигатель внутреннего сгорания;
– по меньшей мере одна цилиндропоршневая группа;
– шток;
– кулачковый вал;
– жесткое соединение штока одним своим концом с поршнем;
– постоянное подвижное соединение второго конца штока с профилированной поверхностью кулачка.

В заявленном двигателе техническими признаками изобретения, отличающими его от его наиболее близкого аналога, являются:
– снабжение штока со стороны кулачкового вала коромыслом;
– возможность качания коромысла относительно своей оси между штоком и кулачком кулачкового вала.

Данная совокупность отличительных технических признаков изобретения вместе с общими техническими признаками заявленного двигателя и наиболее близкого его аналога обеспечивает получение положительного эффекта изобретения во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема заявленного поршневого двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 – кулачок кулачкового вала; на фиг. 3 – шток с коромыслом в постоянном подвижном контакте с профилированной поверхностью кулачка.

Поршневой двигатель внутреннего сгорания содержит цилиндр 1, поршень 2, шток 3 и кулачковый вал 4 с кулачком 5. Шток 3 и поршень 2 жестко соединены друг с другом. Второй конец штока 3 со стороны кулачкового вала 4 снабжен роликом 6 и коромыслом 7 с возможностью качания коромысла относительно оси – 8. Пружина 9 обеспечивает постоянный подвижный контакт ролика б штока 3 с профилированной поверхностью кулачка 5. Пружина 10 позволяет коромыслу качаться относительно оси 8 между штоком 3 и кулачком 5 кулачкового вала 4.

Работа заявленного поршневого двигателя внутреннего сгорания.

Двигатель запускают с помощью стартера (на чертеже не показан). После запуска двигателя кулачковый вал 4 вращается против часовой стрелки. Ролик 6 штока 3 катится по профилированной поверхности кулачка 5, находясь с ним в постоянном подвижном контакте под воздействием пружины 9. Поршень 2 двигателя, жестко связанный со штоком 3 и с роликом 6, совершает возвратно-поступательные движения. За один оборот кулачкового вала осуществляются все четыре такта рабочего процесса двигателя: такт впуска, такт сжатия, рабочий ход и такт выпуска.

При движении ролика 6 по профилированной поверхности кулачка 5 от точки A до точки B осуществляется такт впуска, при движении ролика 6 от точки B до точки C – такт сжатия, при движении ролика 6 от точки C до точки E – рабочий ход и при движении ролика 6 от точки E до точки A – такт выпуска.

Особенностью работы заявленного двигателя по сравнению с поршневым двигателем внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом является рабочий ход. При воспламенении сжатой топливно-газовой смеси ролик 6 штока 3 соскальзывает с вершины кулачка 5 и поршень 2 вместе с жестко закрепленным с ним штоком 3 резко движется вниз. Коромысло 7 в начальный момент движения штока 3 вниз контактирует с вершиной кулачка 5 и по мере продвижения штока 3 вниз сжимает пружину 10, обеспечивая плавное без ударов движение штока 3 до соприкосновения ролика 6 с цилиндрической частью кулачка 5 в точке D. На протяжении всего пути движения штока 3 с роликом 6 и коромыслом 7 вниз коромысло 7 за счет пружины 10 воздействует на вершину кулачка 5, обеспечивая вращение кулачкового вала против часовой стрелки.

Воздействие коромысла на вершину кулачка продолжается на протяжении угла до прихода ролика 6 в точку E.

Коромысло качается относительно своей оси 8 в пределах угла в интервале от 0 до 60o. Данный интервал обусловлен стремлением обеспечить наиболее эффективное использование энергии, получаемой в результате сгорания топливно-газовой смеси.

Граничное значение интервала качания коромысла 7 в 0o обеспечивает мягкую работу двигателя в процессе рабочего хода и улучшает его динамическую уравновешенность, особенно в начальный момент рабочего хода, когда шток 3 вместе с коромыслом 7 резко движется вниз. Увеличение этого граничного значения свыше 0o ведет к повышению жесткости работы двигателя и ухудшает его динамическую уравновешенность.

Граничное значение интервала качания коромысла в 60o обеспечивает оптимальную эффективность использования энергии продуктов сгорания. Уменьшение данного граничного значения менее 60o уменьшает КПД двигателя, а увеличение данного граничного значения сверх 60o, не увеличивая КПД двигателя, повышает жесткость его работы.

По сравнению с известным поршневым двигателем внутреннего сгорания, в котором управляющий рабочим процессом двигателя кулачковый вал размещен в направлении продольной оси двигателя, КПД заявленного поршневого двигателя внутреннего сгорания будет также значительно выше.

Связано это с тем, что в известном двигателе с продольным расположением кулачкового вала величина крутящего момента в процессе рабочего хода будет значительно уменьшаться не только за счет уменьшения воздействующей на кулачок силы F, но и за счет уменьшения расстояния от точки приложения силы F до продольной оси кулачкового вала.

Этого недостатка лишен заявленный поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором благодаря коромыслу, аккумулирующему энергию движения поршня, воздействующая на кулачок сила F будет на всем протяжении рабочего хода приложена к вершине кулачка на максимально возможном удалении от оси вала и практически на неизменяемом расстоянии.

Формула изобретения


Поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий по меньшей мере одну цилиндропоршневую группу, шток и управляющий рабочим процессом двигателя кулачковый вал, причем шток одним своим концом жестко соединен с поршнем, а вторым своим концом находится в постоянном подвижном контакте с профилированной поверхностью кулачка, характеризующийся такой особенностью, что шток со стороны кулачкового вала снабжен коромыслом с возможностью качания коромысла относительно своей оси между штоком и кулачком кулачкового вала.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 24.02.2005

Извещение опубликовано: 27.01.2006 БИ: 03/2006


Categories: BD_2163000-2163999