Патент на изобретение №2163681
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ДВИГАТЕЛЬ ПЕЧКИНА)
(57) Реферат: Изобретение относится к поршневым двигателям внутреннего сгорания. Технический результат заключается в повышении КПД двигателя. Двигатель внутреннего сгорания содержит цилиндр 1, поршень 2, шток 3 и кулачковый вал 4 с кулачком 5. Шток 3 и поршень 2 жестко соединены друг с другом. Конец штока 3 со стороны кулачкового вала 4 снабжен роликом 6 и коромыслом 7 с возможностью качания коромысла 7 относительно своей оси 8. Постоянный подвижный контакт ролика 6 с профилированной поверхностью кулачка 5 обеспечивает пружина 9. Качание коромысла относительно своей оси 8 между штоком 3 и кулачком 5 кулачкового вала 4 обеспечивает пружина 10. 3 ил. Изобретение относится к поршневым двигателям внутреннего сгорания, отличающимся связями между поршнями и коренным валом. Известен поршневой двигатель внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом (Романов Б. А. Двигатели внутреннего сгорания. Учебник для техникумов – М.: Недра, 1989, стр. 6). Известный поршневой двигатель внутреннего сгорания содержит по меньшей мере одну цилиндропоршневую группу и кривошипно-шатунный механизм. Использование в известном поршневом двигателе внутреннего сгорания кривошипно-шатунного механизма в качестве механизма, управляющего рабочим процессом двигателя, приводит к ряду существенных недостатков: – неэффективно используется энергия сгорания топлива ввиду того, что кривошип и поршень двигателя работают по несовпадающим друг с другом диаграммам, что является основной причиной относительно низкого КПД такого двигателя; – при работе двигателя возникает действующая перпендикулярно продольной оси цилиндра боковая сила, прижимающая поршень к стенке цилиндра и вызывающая усиленный износ цилиндра и поршня (Романов Б.А. Двигатели внутреннего сгорания, стр. 34-39); – требуется обеспечение смазки трущихся узлов соединения шатуна с поршнем и шатуна с кривошипом. Известен также поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия продуктов сгорания передается кривошипу через шток, жестко соединенный с поршнем (описание изобретения к патенту СССР N 576973 “Двухтактный двигатель внутреннего сгорания”, F 02 B 33/30). Известный поршневой двигатель внутреннего сгорания содержит по меньшей мере одну цилиндропоршневую группу, шток и управляющий рабочим процессом двигателя кривошип, причем шток одним своим концом жестко соединен с поршнем, а другим – с кривошипом. Известный поршневой двигатель внутреннего сгорания исключает необходимость смазки одного из узлов (узла соединения штока и поршня), но сохраняет все остальные недостатки поршневого двигателя внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом, отмеченные у первого аналога. Наиболее близким к заявленному изобретению по своей технической сущности и функциональному назначению является поршневой двигатель внутреннего сгорания с кулачковым валом, выполненным в виде вала с барабаном, снабженным криволинейным пазом (описание изобретения к патенту СССР N 12168 “Двигатель внутреннего сгорания”, кл. 46 d4, 2). Известный, наиболее близкий к заявленному изобретению поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержит по меньшей мере одну цилиндропоршневую группу, шток и управляющий рабочим процессом двигателя кулачковый вал, выполненный в виде вала с барабаном, снабженным криволинейным пазом, причем шток одним концом жестко соединен с поршнем, а другим находится в постоянном подвижном контакте с профилированной поверхностью кулачка, выполненного в виде барабана с криволинейным пазом. Использование в известном поршневом двигателе внутреннего сгорания кулачкового вала позволяет увеличить КПД двигателя. Однако создание кулачка с профилем, полностью реализующим потенциальные возможности энергии сгораемого топлива, практически неосуществимо из-за большой скорости движения поршня в процессе рабочего хода. Поэтому у существующих поршневых двигателей внутреннего сгорания с кулачковыми валами поршень и кулачок работают по несовпадающим рабочим диаграммам, т.е. существует потенциальная возможность увеличения КПД двигателя. Исходя из вышеизложенного была поставлена задача разработать такую конструкцию передаточного звена от поршня к кулачку, которая обеспечивала бы возможность повышения КПД двигателя. Поставленная задача решается заявленным поршневым двигателем внутреннего сгорания, содержащим по меньшей мере одну цилиндропоршневую группу, шток и управляющий рабочим процессом двигателя кулачковый вал, причем шток одним своим концом жестко соединен с поршнем, а другим находится в постоянном подвижном контакте с профилированной поверхностью кулачка, при этом шток со стороны кулачкового вала снабжен коромыслом с возможностью качания коромысла относительно своей оси между штоком и кулачком кулачкового вала. В заявленном двигателе техническими признаками изобретения, общими для него и для его наиболее близкого аналога, являются: – поршневой двигатель внутреннего сгорания; – по меньшей мере одна цилиндропоршневая группа; – шток; – кулачковый вал; – жесткое соединение штока одним своим концом с поршнем; – постоянное подвижное соединение второго конца штока с профилированной поверхностью кулачка. В заявленном двигателе техническими признаками изобретения, отличающими его от его наиболее близкого аналога, являются: – снабжение штока со стороны кулачкового вала коромыслом; – возможность качания коромысла относительно своей оси между штоком и кулачком кулачкового вала. Данная совокупность отличительных технических признаков изобретения вместе с общими техническими признаками заявленного двигателя и наиболее близкого его аналога обеспечивает получение положительного эффекта изобретения во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны. На фиг. 1 изображена кинематическая схема заявленного поршневого двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 – кулачок кулачкового вала; на фиг. 3 – шток с коромыслом в постоянном подвижном контакте с профилированной поверхностью кулачка. Поршневой двигатель внутреннего сгорания содержит цилиндр 1, поршень 2, шток 3 и кулачковый вал 4 с кулачком 5. Шток 3 и поршень 2 жестко соединены друг с другом. Второй конец штока 3 со стороны кулачкового вала 4 снабжен роликом 6 и коромыслом 7 с возможностью качания коромысла относительно оси – 8. Пружина 9 обеспечивает постоянный подвижный контакт ролика б штока 3 с профилированной поверхностью кулачка 5. Пружина 10 позволяет коромыслу качаться относительно оси 8 между штоком 3 и кулачком 5 кулачкового вала 4. Работа заявленного поршневого двигателя внутреннего сгорания. Двигатель запускают с помощью стартера (на чертеже не показан). После запуска двигателя кулачковый вал 4 вращается против часовой стрелки. Ролик 6 штока 3 катится по профилированной поверхности кулачка 5, находясь с ним в постоянном подвижном контакте под воздействием пружины 9. Поршень 2 двигателя, жестко связанный со штоком 3 и с роликом 6, совершает возвратно-поступательные движения. За один оборот кулачкового вала осуществляются все четыре такта рабочего процесса двигателя: такт впуска, такт сжатия, рабочий ход и такт выпуска. При движении ролика 6 по профилированной поверхности кулачка 5 от точки A до точки B осуществляется такт впуска, при движении ролика 6 от точки B до точки C – такт сжатия, при движении ролика 6 от точки C до точки E – рабочий ход и при движении ролика 6 от точки E до точки A – такт выпуска. Особенностью работы заявленного двигателя по сравнению с поршневым двигателем внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом является рабочий ход. При воспламенении сжатой топливно-газовой смеси ролик 6 штока 3 соскальзывает с вершины кулачка 5 и поршень 2 вместе с жестко закрепленным с ним штоком 3 резко движется вниз. Коромысло 7 в начальный момент движения штока 3 вниз контактирует с вершиной кулачка 5 и по мере продвижения штока 3 вниз сжимает пружину 10, обеспечивая плавное без ударов движение штока 3 до соприкосновения ролика 6 с цилиндрической частью кулачка 5 в точке D. На протяжении всего пути движения штока 3 с роликом 6 и коромыслом 7 вниз коромысло 7 за счет пружины 10 воздействует на вершину кулачка 5, обеспечивая вращение кулачкового вала против часовой стрелки. Воздействие коромысла на вершину кулачка продолжается на протяжении угла ![]() ![]() Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 24.02.2005
Извещение опубликовано: 27.01.2006 БИ: 03/2006
|
||||||||||||||||||||||||||