Патент на изобретение №2163678

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2163678 (13) C1
(51) МПК 7
F02B53/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99118253/06, 24.08.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.08.1999

(45) Опубликовано: 27.02.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2056512 С1, 20.03.1996. RU 2044902 С1, 27.09.1995. RU 2068105 С1, 20.10.1996. RU 2076933 С1, 10.04.1997. RU 2133845 С1, 27.07.1999. EP 0091289 А3, 12.10.1983. FR 2203428 А, 10.05.1974. FR 2248724 А5, 16.05.1975.

Адрес для переписки:

109017, Москва, Старомонетный пер. 31, ВИМС, патентная лаб.

(71) Заявитель(и):

Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М. Федоровского

(72) Автор(ы):

Щербак О.В.

(73) Патентообладатель(и):

Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М. Федоровского

(54) РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в качестве привода в различных машинах, стационарных и передвижных энергетических установках в автомобильной, тракторной, электроэнергетической и других отраслях промышленности, связанных с изготовлением и эксплуатацией различных транспортных средств и силовых установок. Изобретение позволяет создать двигатель с наиболее высоким КПД при одновременном упрощении его конструкции и повышении экономичности его изготовления. В роторном двигателе, содержащем корпус, ротор выполнен в виде смонтированного на валу соосно с внутренней поверхностью корпуса одного цилиндрического тела осевого вращения с двумя плавно соединенными, диаметрально противоположными выступами на боковой его поверхности, радиально перемещающиеся шиберные заслонки, расположенные в радиальных направляющих корпуса по окружности таким образом, что первая заслонка, являющаяся задней стенкой камеры впуска, расположена между выпускным и впускным каналами, вторая находится за первой по ходу вращения ротора на угловое смещение от впускного канала, равное центральному углу дуги, описывающей выступ на роторе, и непосредственно за впускным отверстием перепускного канала, а третья заслонка, являющаяся задней стенкой камеры расширения, находится перед первой на угловое смещение, также равное центральному углу дуги, описывающей выступ на роторе, при этом источник воспламенения расположен в камере сгорания, снабженной впускным клапаном и соединенной с полостью в корпусе окном, открывающимся на начальном участке камеры расширения, а перепускной канал, соединенный с впускным клапаном, выполнен в виде самостоятельного элемента вне корпуса. 4 ил.


Изобретение относится к двигателестроению, а именно к конструкции двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в качестве привода различных машин, стационарных и передвижных энергетических установок, в автомобильной, тракторной, электроэнергетической и других отраслях промышленности, связанных с изготовлением и эксплуатацией различных транспортных средств и силовых установок.

Известна конструкция роторного двигателя внутреннего сгорания (патент РФ N 2008468, МКИ F 02 B 53/00, 1989 г.), содержащая полый корпус с впускным и выпускным каналами, камеру сгорания с перепускными каналами, цилиндрический ротор с поршнями, переднюю и заднюю стенки и три разделительные заслонки, взаимодействующие с ротором и выполненные в виде золотникового клапана с возможностью перекрытия впускного канала.

Недостатком данной конструкции является то, что функциональными заслонками, обеспечивающими всасывание и сжатие горючей смеси, являются только две. Третья заслонка в это время поднята и опускается до контакта с ротором по завершении сжатия, после чего образует заднюю стенку расширителя. В силу этого лишь после прохождения камеры сгорания выступом ротора горючая смесь вытесняется через отверстие и распылительные форсунки камеры сгорания, выполненные в корпусе. Таким образом, поджигается не максимально сжатая смесь, а постепенно подаваемая “вдогонку” за удаляющимся по окружности выступом ротора – передней стенкой расширителя, находящейся уже в зоне пониженного давления. Это приводит к снижению КПД двигателя.

В качестве прототипа выбран роторный двигатель внутреннего сгорания (патент РФ N 2056512, МКИ F 02 B 53/00, 1994 г.), который содержит корпус с полостью, разделенной поперечной перегородкой на секции впуска-сжатия и расширения-выпуска, соединенные между собой перепускным каналом и в каждой из которых заключена одна из двух цилиндрических частей ротора, соединенных общей осью. Ротор установлен на валу с возможностью вращения и образует вокруг себя рабочую полость, разделяемую зоной сопряжения окружности ротора и корпуса, и поршнем, выдвигающимся из тела ротора и сопрягаемым со стенками рабочей полости, на камеры переменного объема соответственно для впуска, сжатия, расширения и выпуска с начальными и конечными участками. В корпусе двигателя выполнены отверстия для впуска горючей смеси и выпуска отработанных газов.

К недостаткам данного двигателя можно отнести то, что в нем при наличии одинаковых по форме частей ротора, расположенных в разделенных перегородкой секциях и рабочих пазухах, выполненных в своих секциях практически диаметрально противоположными, горючая смесь, сжимаемая посредством заслонки-поршня в одной пазухе, поступает в другую рабочую пазуху при увеличении объема последней, в силу чего снижается степень сжатия смеси и эффективность рабочего такта двигателя по сравнению с таковыми в компрессионных двигателях. Другим недостатком этого двигателя является форма выполнения заслонки-поршня и его размещение в роторе: в силу изменения угла наклона относительно эксцентрично выполненной рабочей поверхности пазухи это приводит к необходимости выполнения уплотняющей поверхности в виде полусферы, что не обеспечивает надежность уплотнения и, кроме того, исключает возможность создания высокооборотных двигателей. Отмеченные недостатки двигателя, равно как и невысокая технологичность, существенно сужают область его использования в случае практической реализации патента.

Технической задачей изобретения является создание роторного двигателя внутреннего сгорания с наиболее высоким КПД при одновременном упрощении его конструкции и повышение экономичности его изготовления.

Решение поставленной задачи достигается тем, что роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с выполненными в нем каналами для впуска горючей смеси и выпуска отработанных газов, источником воспламенения горючей смеси и цилиндрической полостью, включающей секцию впуска-сжатия и секцию расширения-выпуска, которые сообщены между собой перепускным каналом, ротор, установленный в полости с возможностью вращения и поверхностного контакта своих торцевых цилиндрических поверхностей с сопряженными с ними рабочими поверхностями секций полости, радиально перемещающиеся перегородки, кинематически связанные с устройством поджатия и образующие камеры переменного объема соответственно для впуска, сжатия, расширения и выпуска с начальными и конечными участками, периодически сообщающимися между собой, имеет следующие конструктивные отличия: ротор выполнен в виде смонтированного на валу соосно с внутренней поверхностью корпуса одного цилиндрического тела осевого вращения с двумя плавно соединенными диаметрально противоположными выступами на боковой его поверхности, а радиально перемещающиеся шиберные заслонки, расположенные в радиальных направляющих корпуса по окружности, размещены таким образом, что первая заслонка, являющаяся задней стенкой камеры впуска, расположена между выпускным и впускным каналами, вторая находится за первой по ходу вращения ротора на угловое смещение от впускного канала, равное центральному углу дуги, описывающей выступ на роторе, и непосредственно за впускным отверстием перепускного канала, а третья заслонка, являющаяся задней стенкой камеры расширения, находится перед первой на угловое смещение, также равное центральному углу дуги, описывающей выступ на роторе, при этом источник воспламенения расположен в камере сгорания, снабженной впускным клапаном и соединенной с полостью в корпусе окном, открывающимся на начальном участке камеры расширения, а перепускной канал, соединенный с впускным клапаном, выполнен в виде самостоятельного элемента вне корпуса.

Наличие конструктивных отличий в предлагаемом роторном двигателе внутреннего сгорания указывает на соответствие его критерию изобретения “новизна”.

Сравнение заявляемого технического решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не выявило в них признаки, соответствующие заявляемому техническому решению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию “существенные отличия”.

Изобретение поясняется чертежами: на фиг. 1 изображен роторный двигатель внутреннего сгорания в поперечном разрезе; на фиг. 2-4 – кинематическая схема двигателя, когда ротор делает полный оборот.

Внутри корпуса 1 (фиг. 1) в двигателе внутреннего сгорания заключен ротор 2, выполненный в виде смонтированного на валу 3 соосно с внутренней поверхностью 4 корпуса 1, одного цилиндрического тела вращения с двумя плавно соединенными диаметрально противоположными выступами 5 на боковой его поверхности, образующие по обе стороны ротора 2 пазухи-камеры переменного объема 6, соответствующие полости в секциях впуска-сжатия и расширения-выпуска, образуемые путем герметичного разделения полости в корпусе противолежащими секторами зоны поверхностного контакта цилиндрической поверхности ротора с сопряженной с ней рабочей поверхностью 4 полости и тремя шиберными заслонками 7, 8, 9, установленными в направляющих корпуса 1 с возможностью возвратно-поступательного движения таким образом, что одна заслонка 7 разделяет всасывающий 10 и выводной 11 каналы, выполненные в корпусе двигателя, вторая, компрессионная заслонка 8, расположенная за первой 7 по ходу вращения ротора на расстоянии углового смещения от впускного канала, равное центральному углу, описывающему выступ 5 на роторе 2, и непосредственно за впускным отверстием 12 перепускного канала 13, выполненного в виде самостоятельного элемента вне корпуса, а третья заслонка 9 является задней стенкой камеры расширения и находится перед первой на угловое смещения от нее, также равное центральному углу, описываемому выступ 5 на роторе. Камера сгорания 14 с источником воспламенения 15, выполненная в корпусе двигателя, снабжена впускным клапаном 16 и соединена с полостью в корпусе окном, открывающимся на начальном участке камеры расширения секции расширения-впуска.

Описанный роторный двигатель внутреннего сгорания работает следующим образом.

При вращении ротора 2 (фиг. 2) с двумя диаметрально противоположными выступами, образующими по обе его стороны пазухи-камеры 6, имеющие начало и конец, ограниченные герметично разделяющими рабочую полость в корпусе 1 противолежащими секторами зоны поверхностного контакта цилиндрической поверхности ротора 2 с сопряженной с ней рабочей поверхностью полости 4, а также камеры переменного объема как части пазухи-камеры 6, составляющие полости в секциях впуска-сжатия и расширения-выпуска посредством трех шиберных заслонок 7, 8, 9, установленных в направляющих в корпусе 1 с возможностью возвратно-поступательного движения, каждая из рабочих камер-пазух 6 перемещается под плотно прилегающими к поверхности ротора 2 шиберными заслонками 7, 8, 9. При этом в образуемых ими пазухах-камерах 6 переменного объема осуществляются соответствующие такты рабочего цикла, например, в открывающейся за шиберной заслонкой 7 образуется разрежение, благодаря которому в камеру, находящуюся в секции впуска-сжатия (до шибера 7), всасывается рабочая смесь из карбюратора по всасывающему каналу 10 (фиг. 2). Перемещаясь в корпусе по направлению движения ротора 2, камера 6 с рабочей смесью выходит за пределы заслонки 7, а расположенная за камерой полномерная цилиндрическая часть ротора 2 перекрывает впускной канал 10. В этот момент начало камеры подходит под компрессионную заслонку 8 (фиг. 3, 4) и перемещающаяся в ней горючая смесь начинает сжиматься в постепенно уменьшающемся объеме части камеры сжатия, находящейся перед заслонкой 8. При этом сжимаемая смесь поступает вo впускное отверстие 12 (фиг. 4) перепускного канала 13 (фиг. 4) и по нему поступает в камеру сгорания 14 (фиг. 3) до подхода начального участка этой же рабочей камеры 6 (фиг. 2), перекрывающейся до этого момента уплотнительной (полномерной) частью ротора. Окончание сжатия горючей смеси в рабочей камере и полного перепуска сжатой смеси в камеру сгорания совпадаeт с перекрытием перепускного канала 13 (фиг. 2) торцевой частью тела ротора 2 (фиг. 2, 3) и выходом начала камеры 6 (фиг. 2) под камеру сгорания 14 за пределами шиберной заслонки 9 (фиг. 2), а также моментом поджога смеси от запальной свечи 15 (фиг. 1). Создаваемое при горении смеси давление приводит во вращение ротор 2, вводя двигатель в рабочий режим. С учетом большого (до 85-90o) угла горения рабочая смесь сгорает полностью и мягко выбрасывается в выводной канал 11 (фиг. 1, 4). Дальнейшее перемещение (по направлению движения ротора) этой же и противолежащей рабочей камеры приводит к повторению этапов и непрерывной работе двигателя.

Таким образом, описанная конструкция роторного двигателя внутреннего сгорания, а именно определенное расположение трех шиберных заслонок при одном источнике воспламенения, позволяет создать самозасасывающий одноконтурный четырехтактный роторный двигатель внутреннего сгорания с высокими параметрами по мощности и КПД при весьма малой его массе. Двигатель конструктивно не сложен и высокотехнологичен.

Формула изобретения


Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с выполненными в нем каналами для впуска горючей смеси и выпуска отработанных газов, источником воспламенения горючей смеси и цилиндрической полостью, включающей секцию впуска-сжатия и секцию расширения-выпуска, которые сообщены между собой перепускным каналом, ротор, установленный в полости с возможностью вращения и поверхностного контакта своих торцевых цилиндрических поверхностей с сопряженными с ними рабочими поверхностями секций, радиально-перемещающиеся перегородки, кинематически связанные с устройством поджатия и образующие камеры переменного объема соответственно для впуска, сжатия, расширения и выпуска с начальными и конечными участками, периодически сообщающимися между собой, отличающийся тем, что ротор выполнен в виде смонтированного на валу соосно с внутренней поверхностью корпуса одного цилиндрического тела осевого вращения с двумя плавно соединенными, диаметрально противоположными выступами на боковой его поверхности, радиально перемещающиеся шиберные заслонки расположены в радиальных направляющих корпуса по окружности таким образом, что первая заслонка, являющаяся задней стенкой камеры впуска, расположена между выпускным и впускным каналами, вторая находится за первой по ходу вращения ротора на угловое смещение от впускного канала, равное центральному углу дуги, описывающей выступ на роторе, и непосредственно за впускным отверстием перепускного канала, а третья заслонка, являющаяся задней стенкой камеры расширения, находится перед первой на угловое смещение, также равное центральному углу дуги, описывающей выступ на роторе, при этом источник воспламенения расположен в камере сгорания, снабженной впускным клапаном и соединенной с полостью в корпусе окном, открывающимся на начальном участке камеры расширения, а перепускной канал, соединенный с впускным клапаном, выполнен в виде самостоятельного элемента вне корпуса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 25.08.2003

Извещение опубликовано: 10.01.2005 БИ: 01/2005


Categories: BD_2163000-2163999