|
|
(21), (22) Заявка: 2007142165/03, 15.11.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
15.11.2007
(46) Опубликовано: 27.05.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
ЕР 0521601 А1, 07.01.1993. SU 602705 A1, 15.04.1978. SU 1048105 А1, 15.10.1983. SU 1198183 A1, 15.12.1985. RU 2107143 C1, 20.03.1998. RU 2288339 C2, 27.11.2006. US 3620580 A, 16.11.1971. WO 9628632 А1, 19.09.1996. US 6053264 A, 25.04.2000.
Адрес для переписки:
123182, Москва, ул. Авиационная, 68, кв.490, Н.М. Панину
|
(72) Автор(ы):
Панин Николай Митрофанович (RU), Сорокин Владимир Федорович (RU), Смирнов Вячеслав Геннадьевич (RU), Смирнов Игорь Вячеславович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Панин Николай Митрофанович (RU)
|
(54) ОПОРА ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА
(57) Реферат:
Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к подшипниковому узлу опоры шарошечного долота. Техническим результатом является повышение износостойкости опоры за счет снижения вероятности попадания абразивного материала в нагруженную часть опоры при одновременном обеспечении смазки трущихся поверхностей цапфы и шарошки. Указанный технический результат достигается тем, что предложенная опора содержит подшипник скольжения, наружная поверхность которого покрыта слоем износостойкого материала. При этом поверхность износостойкого материала выполнена с канавками, заполненными твердой смазкой. Глубина канавок составляет 0,4-0,6 от толщины слоя износостойкого материала. Причем слой износостойкого материала может быть нанесен как на наружную поверхность цапфы, так и на внутреннюю поверхность шарошки, а канавки для смазки выполнены в виде винтовой линии или прямой линии, параллельной оси цапфы. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к опорам буровым шарошечных долот.
Известна опора шарошечного долота, содержащая цапфу, на которой посредством подшипников скольжения и качения, один из которых – замковый, установлена шарошка с рабочими элементами (см. справочник «Буровые долота», Палий П.А. и Корнеев К.Е., Москва: Недра, 1971 г., с.175, рис.VI.29).
К недостаткам данной опоры следует отнести быстрый выход ее из строя. Особо это сильно сказывается при использовании долот для разбуривания твердых и крепких пород, эффективность работы которых определяется величиной осевой нагрузки.
Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому результату является опора шарошечного долота, содержащая цапфу и шарошку с замковым элементом и подшипником скольжения, наружная поверхность которого покрыта слоем износостойкого материала (см. патент США 36205480, кл. Е21В 10/22, 1971).
В данной опоре благодаря наплавке рабочих поверхностей подшипника скольжения износостойким материалом значительно увеличивается стойкость опоры.
Недостатком прототипа является выкрашивание армированной поверхности подшипника скольжения, особенно при бурении с высокими осевыми нагрузками. Особо значительный износ армированной поверхности опоры наблюдается в случае попадания в опору абразивных частиц. Последние при вращении шарошки образуют на рабочей поверхности опоры скольжения царапины, в результате чего происходит выкрашивание армированной поверхности и быстрый выход ее из строя. Все это снижает работоспособность опоры, а следовательно, и долота в целом.
В соответствии с изложенным технической задачей изобретения является повышение стойкости опоры путем ее смазки и уменьшения вероятности попадания абразивных частиц в нагруженную часть опоры скольжения.
Поставленная техническая задача решается тем, что в опоре шарошечного долота, содержащей цапфу и шарошку с замковым элементом и подшипником скольжения, наружная поверхность которого покрыта слоем износостойкого материала, согласно изобретению рабочая поверхность износостойкого материала выполнена с канавками, заполненными твердой смазкой и имеющими глубину, составляющую 0,4-0,6 от высоты слоя износостойкого материала, а контактирующие поверхности подшипника скольжения и износостойкого материала образованы впадинами и ответными выступами, расположенными с угловым смещением относительно канавок для твердой смазки.
Решению поставленной задачи способствует также и то, что:
– слой износостойкого материала нанесен на наружную поверхность цапфы или на внутреннюю поверхность шарошки;
– канавки для смазки выполнены в виде винтовой линии или прямой линии, параллельной оси цапфы.
Такое выполнение опоры обеспечивает постоянную смазку опоры скольжения и практически исключает попадание абразивного шлама в нагруженную зону подшипника скольжения долота и тем самым повышает ее стойкость.
Изобретение поясняется чертежом, на котором фиг.1 изображает общий вид опоры долота в разрезе; фиг.2 – разрез А-А на фиг.1; фиг.3-5 варианты выполнения опоры и фиг.6 – сечение Б-Б на фиг.5.
Опора бурового шарошечного долота включает цапфу 1 и шарошку 2 с замковым элементом 3 (фиг.1) или 4 (фиг.5), подшипником скольжения 5, контактная поверхность которого между цапфой 1 и шарошкой 2 покрыта слоем износостойкого материала 6. Рабочая поверхность износостойкого материала 6 выполнена с канавками 7 с закругленными кромками, заполненными твердой смазкой 8, например, на основе графита, дисульфата молибдена и т.д. При этом глубина канавок 7 составляет 0,4-0,6 от высоты слоя износостойкого материала 6, изготавливаемого на твердосплавной основе с добавками хрома, вольфрама и кобальта. Слой износостойкого материала 6 может быть нанесен на наружную поверхность цапфы 1 (см. фиг.4-6) или на внутреннюю поверхность шарошки 2 (см. фиг.1-3). Контактирующие поверхности подшипника скольжения 5 и износостойкого материала 6 образованы впадинами 8 и ответными выступами 9, расположенными с угловым смещением относительно канавок 7 для твердой смазки. Канавки 7 могут выполняться как в виде винтовых линий (см. фиг.1-3), так и в виде прямых линий параллельно оси цапфы 1 (см. фиг.4-6). Длина канавок 7 выбирается таким образом, чтобы она была равна не менее длины подшипника скольжения 5 для обеспечения смазки всей его рабочей поверхности. При нанесении слоя износостойкого материала 6 на цапфе 1 по меньшей мере одна из прямых канавок 7 должна располагаться выше нагруженной части цапфы 1 (см. фиг.5-6). Выполнение канавок 7 на внутренней поверхности шарошки 2 обеспечивает смазку подшипника скольжения 5 при минимальном количестве канавок 7, что имеет существенное значение в первую очередь для малогабаритных долот, т.к. в этих долотах даже небольшое ослабление корпуса шарошки 2 или цапфы 1 может привести к преждевременному выходу шарошки, а следовательно, и долота в целом из строя. При работе долота с предложенной опорой в случае попадания в ее полость абразивного материала при вращении шарошки 2 абразивный материал собирается в канавках 7, вытесняя оттуда смазку 8, которая попадает на трущиеся поверхности между цапфой 1 и шарошкой 2, способствуя увеличению срока их службы. В канавках 7 скапливаются и частицы износостойкого материала 6, который также изнашивается и выкрашивается в процессе работы долота на забое скважины. Герметизация опоры осуществляется уплотнительным элементом 9, размещенным у торца цапфы 1.
Все это позволяет повысить стойкость опоры путем уменьшения вероятности попадания абразивного шлама в нагруженную часть опоры при одновременном обеспечении смазки трущихся поверхностей цапфы и шарошки. Особенно эффективно использование предложенного технического решения при работе на форсированных режимах.
Формула изобретения
1. Опора шарошечного долота, содержащая цапфу и шарошку с замковым элементом и подшипником скольжения, поверхность которого покрыта слоем износостойкого материала, отличающаяся тем, что рабочая поверхность износостойкого материала выполнена с канавками, заполненными твердой смазкой и имеющими глубину, составляющую 0,4-0,6 от высоты слоя износостойкого материала, а контактирующие поверхности подшипника скольжения и износостойкого материала образованы впадинами и ответными выступами, расположенными с угловым смещением относительно канавок для твердой смазки.
2. Опора шарошечного долота по п.1, отличающаяся тем, что канавки для смазки выполнены в виде винтовой линии или прямой линии, параллельной оси цапфы.
РИСУНКИ
|
|