Патент на изобретение №2356155

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2356155 (13) C1
(51) МПК

H02K19/06 (2006.01)
H02K16/00 (2006.01)
H02K21/12 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 30.08.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2008114250/09, 11.04.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.04.2008

(46) Опубликовано: 20.05.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2321140 C1, 27.03.2008. RU 2076433 C1, 10.07.2003. RU 2089991 C1, 10.09.1997. SU 858183 A, 23.08.1981. SU 919021 A, 10.04.1982. RU 2285322 С1, 10.10.2006. RU 94018159 A1, 10.01.1996. SU 174704 A, 29.10.1965. FR 2272519 A1, 19.12.1975. WO 94/01919 A1, 20.01.1994. ЮФЕРОВ Ф.М. Электрические машины автоматических устройств. – М.: Высшая школа, 1988, с.160-161.

Адрес для переписки:

420111, г.Казань, ул. Карла Маркса, 10, ГОУ ВПО Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, отдел интеллектуальной собственности

(72) Автор(ы):

Афанасьев Анатолий Юрьевич (RU),
Давыдов Николай Владимирович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева (RU)

(54) СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к синхронным электродвигателям с постоянными магнитами, и может быть использовано в промышленных, транспортных и электромеханических системах. Предлагаемый синхронный электродвигатель содержит корпус, пакет статора с зубцами и с многофазной обмоткой, чередующиеся коаксиальные полые цилиндры ротора и статора, состоящие из ферромагнитных и немагнитных элементов, расположенных вдоль оси вращения, и вал. При этом согласно данному изобретению в электродвигатель введен внутренний статор, имеющий постоянные магниты, намагниченные тангенциально и встречно и расположенные радиально между полюсными наконечниками, имеющими зубцы на внешних цилиндрических поверхностях, зубцы на соседних полюсных наконечниках сдвинуты на половину зубцового деления относительно друг друга, а ширина зубцов и пазов одинаковая, зубцы статора и ферромагнитные элементы полых цилиндров статора повторяют угловое положение зубцов полюсных наконечников, а ферромагнитные элементы полых цилиндров ротора, которые механически связаны с валом, имеют ту же угловую ширину, что и зубцы статора, но расположены они равномерно по всем цилиндрам. Технический результат – улучшение массогабаритных показателей и динамических характеристик синхронных двигателей. 4 ил.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к синхронным электродвигателям с постоянными магнитами, и может быть использовано в промышленных, транспортных и приборных электромеханических системах.

Известен синхронный реактивный двигатель, содержащий корпус, вал, статор с числом полюсов 2р=4, в пазах которого размещена трехфазная обмотка, и ротор с четырьмя большими зубцами (Ф.М.Юферов “Электрические машины автоматических устройств”. Москва, “Высшая школа”, 1988 г.) – [1].

Недостатком таких двигателей являются низкие массогабаритные показатели.

Наиболее близким к заявленному электродвигателю по составу и функциональным признакам является синхронный электродвигатель, содержащий корпус, пакет статора с зубцами и с многофазной обмоткой, чередующиеся коаксиальные полые цилиндры ротора и статора, состоящие из ферромагнитных и немагнитных элементов, расположенных вдоль оси вращения и вал (заявка 2006142111 от 2.11.2006 с решением о выдаче патента от 22.08.2007 на изобретение «Синхронный электродвигатель») – [2].

Недостатком данного электродвигателя являются низкие массогабаритные показатели и плохие динамические характеристики.

Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, заключается в улучшении массогабаритных показателей и динамических характеристик синхронных электродвигателей.

Технический результат достигается тем, что в синхронный электродвигатель, содержащий корпус, пакет статора с зубцами и с многофазной обмоткой, чередующиеся коаксиальные полые цилиндры ротора и статора, состоящие из ферромагнитных и немагнитных элементов, расположенных вдоль оси вращения, и вал, введен внутренний статор, имеющий постоянные магниты, намагниченные тангенциально и встречно и расположенные радиально между полюсными наконечниками, имеющими зубцы на внешних цилиндрических поверхностях, при этом зубцы на соседних полюсных наконечниках сдвинуты на половину зубцового деления относительно друг друга, а ширина зубцов и пазов одинаковая, причем зубцы статора и ферромагнитные элементы полых цилиндров статора повторяют угловое положение зубцов полюсных наконечников, а ферромагнитные элементы полых цилиндров ротора, которые механически связаны с валом, имеют ту же угловую ширину, что и зубцы статора, но расположены они равномерно по всем цилиндрам.

Сущность заявленного изобретения поясняется на фиг.1-4, где

фиг.1 – поперечное сечение синхронного электродвигателя;

фиг.2 – продольное сечение синхронного электродвигателя;

фиг.3 – магнитная индукция в рабочем зазоре;

фиг.4 – ферромагнитные элементы статора и ротора.

Здесь: 1 – спинка статора, 2 – корпус, 3 – зубцово-пазовая зона, 4 – трехфазная обмотка, 5 – полые цилиндры статора, 6 – полые цилиндры ротора, 7 – постоянные магниты, 8 – полюсные наконечники, 9 – вал, 10, 11 – немагнитные диски.

Синхронный двигатель имеет шихтованный магнитопровод со спинкой статора 1, крепящийся к корпусу 2 и имеющий зубцово-пазовую зону 3, где уложена трехфазная обмотка 4. Полые цилиндры статора 5 и ротора 6 имеют чередующиеся полосы из ферромагнитного и немагнитного материалов, расположенные параллельно оси вращения и закрепленные немагнитными элементами 10 и 11 на корпус и вал 9 соответственно. Имеются четыре постоянных высококоэрцитивных магнита 7, намагниченных тангенциально. На них опираются полюсные наконечники 8 в виде секторов. Магниты 7 и полюсные наконечники 8 закреплены на статоре и неподвижны.

Число полюсов обмотки двигателя вдвое превышает число полюсов, созданных постоянными магнитами на полюсных наконечниках. На фиг.1 показан случай, когда обмотка статора создает магнитное поле, имеющее 8 полюсов, а постоянные магниты создают 4 полюса, обращенные к рабочему зазору.

На цилиндрических поверхностях полюсных наконечников 8, обращенных к рабочему зазору, имеются малые зубцы, причем зубцы на соседних наконечниках сдвинуты на половину зубцового деления. Ширина зубцов и пазов одинаковая. На поверхности зубцово-пазовой зоны 3, обращенной к рабочему зазору, имеются зубцы, повторяющие угловое положение зубцов полюсных наконечников и ферромагнитных элементов полого цилиндра 5.

Полые цилиндры 6 ротора имеют чередующиеся элементы из ферромагнитного и немагнитного материалов, причем ферромагнитные элементы имеют ту же угловую ширину, что и зубцы статора, но расположены они равномерно по всем цилиндрам.

Электродвигатель работает следующим образом. Постоянные магниты создают в рабочих зазорах магнитную индукцию, постоянную под каждым полюсным наконечником. При подаче на обмотку статора трехфазной системы напряжений возникает вращающееся магнитное поле, по форме близкое к синусоидальному, которое накладывается на поле постоянных магнитов (фиг.3). В одних местах магнитная индукция возрастает по модулю, в других – убывает. В зонах, где магнитная индукция больше созданной постоянными магнитами, ферромагнитные элементы полых цилиндров 3 устанавливаются по радиусу с зубцами и элементами статора (фиг.4). В результате полые цилиндры ротора вращаются.

Благодаря введению внутреннего статора с постоянными магнитами полюсными наконечниками получен синхронный электродвигатель с улучшенными массогабаритными и динамическими характеристиками.

Формула изобретения

Синхронный электродвигатель, содержащий корпус, пакет статора с зубцами и с многофазной обмоткой, чередующиеся коаксиальные полые цилиндры ротора и статора, состоящие из ферромагнитных и немагнитных элементов, расположенных вдоль оси вращения, и вал, отличающийся тем, что введен внутренний статор, имеющий постоянные магниты, намагниченные тангенциально и встречно и расположенные радиально между полюсными наконечниками, имеющими зубцы на внешних цилиндрических поверхностях, при этом зубцы на соседних полюсных наконечниках сдвинуты на половину зубцового деления относительно друг друга, а ширина зубцов и пазов одинаковая, причем зубцы статора и ферромагнитные элементы полых цилиндров статора повторяют угловое положение зубцов полюсных наконечников, а ферромагнитные элементы полых цилиндров ротора, которые механически связаны с валом, имеют ту же угловую ширину, что и зубцы статора, но расположены они равномерно по всем цилиндрам.

РИСУНКИ

Categories: BD_2356000-2356999