|
(21), (22) Заявка: 2007141111/28, 06.11.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
06.11.2007
(46) Опубликовано: 20.05.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
GB 1255836 А, 01.12.1971. US 4536763 А, 20.08.1985. SU 17766 А1, 30.09.1930. RU 2134911 С1, 20.08.1999. RU 22925 U1, 10.05.2002.
Адрес для переписки:
355021, г.Ставрополь, ул. Ленина, 320, СВВАИУ (ВИ), НИО, С.В. Ипполитову
|
(72) Автор(ы):
Бондарев Валерий Георгиевич (RU), Ипполитов Сергей Викторович (RU), Конотоп Василий Иванович (RU), Лейбич Артем Анатольевич (RU), Захарин Александр Викторович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Бондарев Валерий Георгиевич (RU), Ипполитов Сергей Викторович (RU), Конотоп Василий Иванович (RU), Захарин Александр Викторович (RU), Лейбич Артем Анатольевич (RU)
|
(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСА И КООРДИНАТ САМОЛЕТА
(57) Реферат:
Изобретение относится к навигации с помощью наземных средств. Техническим результатом изобретения является повышение точности определения курса и координат летательного аппарата за счет автоматизации процесса измерений при уменьшении трудозатрат. Способ заключается в использовании оптических средств и определении углового положения продольной ости самолета относительно направления на север, используя ориентиры с известными координатами, при этом применяют кодовую модуляцию излучения лазера, расположенного на вращающейся платформе, в зависимости от угла поворота его луча по часовой стрелке от направления на север и регистрируют его излучение оптическими датчиками, установленными на самолете заданным образом, декодируют и усиливают полученные сигналы, вычисляют по ним значения курса, используя данные о базисе установки оптических датчиков. 2 ил.
Изобретение относится к навигации и может быть использовано для определения курса, координат самолета.
Известен способ определения курса и координат летательного аппарата (ЛА) с помощью теодолита, заключающийся в том, что самолет устанавливается на аэродроме таким образом, чтобы гироблок, над которым размещается теодолит, находился над маркированной точкой с известными координатами и определенном топогеодезическими методами азимуте S ориентира S из этой точки и с помощью теодолита, который направляется сначала вдоль продольной оси самолета, а затем поворачивается на ориентир S, измеряется угол U, тогда курс будет равен: =s-U, а также устройство, включающее автоколлимационную зрительную трубу, вертикальную ось с горизонтальным кругом, колонку с горизонтальной осью и вертикальным кругом, модуль отсчетной системы, микрометр, отсчетный микроскоп, наводящие устройства [1].
Недостатками данного способа являются большие трудозатраты, необходимость присутствия человека-оператора, что вносит субъективные погрешности, необходимость дополнительной разметки аэродрома и выставке согласно нее ЛА.
Наиболее близкими изобретению являются способ определения курса ЛА оптическим методом с помощью теодолита, установленного на ЛА, и посредством которого определяют направление продольной оси самолета, углы визирования 1, 2, 3 относительно продольной оси ЛА ориентиров O1, О2, О3, установленных в районе аэродрома, при этом известны азимуты двух ориентиров A1 и А2, расстояние между ориентирами R1 и R2, тогда курс определяется как:
где
=180°-A2+A1–1+3,
а также устройство, реализующее данный способ, включающее визирное устройство, задатчик постоянных величин, блок вычислений [2].
Недостатками данного способа и устройства являются необходимость измерения расстояний между ориентирами, большие трудозатраты, недостаточная точность, связанная с субъективным фактором – присутствием человека-оператора, необходимость больших аппаратурных затрат.
Технической задачей изобретения является повышение точности определения курса и координат ЛА за счет автоматизации процесса измерений при уменьшении трудозатрат.
Решение технической задачи состоит в том, что в способе определения курса и координат самолета, заключающемся в использовании оптических средств и определении угловых положений продольной оси летательного аппарата относительно направления на Север с помощью ориентиров с известными координатами, осуществляют кодовую модуляцию излучения лазера, установленного на вращающейся платформе, в зависимости от угла поворота его луча по часовой стрелке от направления на Север, и регистрируют его излучение оптическими датчиками, установленными на самолете заданным образом, причем два датчика располагают на продольной оси ЛА, декодируют и усиливают полученные сигналы, вычисляют по ним значения курса и координат, используя данные о базисе установки оптических датчиков, при этом курс определяют по формуле: =360°-[(А*+А)-АA], где АA – угол поворота луча лазера, отсчитываемый от направления на Север до линии встречи луча лазера с датчиком А блока оптических датчиков, А – заданный угол базиса датчиков угла поворота луча лазера, а A* определяется следующим образом:
где AB, ВС – известные стороны базиса оптических датчиков; AA, АB, AC – углы поворота луча лазера, отсчитываемые от направления на Север до линии встречи луча лазера с датчиками А, В, С блока оптических датчиков; А, С – известные углы базиса оптических датчиков;
а координаты ЛА вычисляются как: и
где м и Фм – координаты лазерного ориентира, R – радиус Земли, – расстояние от лазерного ориентира до ЛА.
Кроме того, при задании базиса датчиков угла поворота луча лазера равнобедренным с углами у основания, равными 45°, угол А*, после тригонометрических преобразований, определяется по формуле:
Реализуется предлагаемый способ за счет того, что на аэродроме в точке с известными координатами располагается лазерный ориентир М с установленным на вращающейся с постоянной скоростью платформе лазером, причем углы поворота луча лазера АA, АB, АC отсчитываются по часовой стрелке от направления на Север до линии встречи луча лазера с соответствующими датчиками, установленными заданным образом на ЛА, блока оптических датчиков с известными базисными расстояниями и углами.
Технический результат при использовании предложенного решения, заключающийся в повышении точности и быстродействия, достигается за счет использования блока лазерного ориентира, блока оптических датчиков, блока постоянных величин и вычислителя, в котором производится расчет значений курса и координат ЛА.
Существенными отличительными признаками от прототипа по способу является следующая совокупность действий:
– используют кодовую модуляцию излучения лазера, установленного на вращающейся платформе, относительно угла поворота его луча;
– отсчитывают углы поворота луча лазера по часовой стрелке от направления на Север;
– регистрируют излучение лазера оптическими датчиками, установленными заданным образом на самолете;
– декодируют и усиливают сигналы с оптических датчиков;
– вычисляют значения курса и координат ЛА, используя полученные с оптических датчиков сигналы и данные о базисных расстояниях и углах между этими датчиками,
по устройству, следующие элементы:
– блок лазерного ориентира, включающий датчик угла луча лазера, кодирующее устройство, лазер, блок оптических датчиков, декодирующее устройство, усилитель.
Наличие существенных отличительных признаков соответствует критерию патентоспособности «новизна».
Анализ известных технических решений в источниках информации позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «изобретательский уровень», т.к. в них отличительные от прототипа признаки не выявлены.
На фиг.1 показана схема размещения лазерного ориентира и ЛА с установленным на нем оборудованием в момент определения курса и координат ЛА, на фиг.2 – структурная схема устройства, реализующего предлагаемый способ.
Способ реализуется следующим образом. Из АВМ и СВМ фиг.1 по теореме синусов: и откуда, учитывая, что из АМС С*=180°-(A+С+A*+AC-AA), получаем:
откуда
а курс определяется как: =360°-[(A*+А)-АA],
координаты определяются следующим образом: из АВМ по теореме синусов тогда, учитывая известные координаты лазерного ориентира, и
При задании базиса датчиков угла поворота луча лазера равнобедренным с углами у основания, равными 45°, угол А* определяется по формуле:
Устройство содержит блок лазерного ориентира 1, включающий лазер 7, датчик угла луча лазера 5 и кодирующее устройство 6, блок оптических датчиков 2, содержащий базис датчиков 8, 9, 10, декодирующее устройство 11, усилитель 12, блок постоянных величин 3, содержащий задатчики углов А и С 13, 14, задатчики сторон АВ и ВС 15, 16 базиса установки оптических датчиков, задатчики координат лазерного ориентира М и ФМ 17, 18, вычислитель 4.
При задании базиса датчиков угла поворота луча лазера равнобедренным с углами у основания, равными 45°, блок постоянных величин 3 содержит задатчики угла А 13 и стороны АВ 15 базиса установки оптических датчиков, задатчики координат лазерного ориентира М и ФМ 17, 18.
Устройство работает следующим образом.
Пропорционально углу поворота луча лазера, получаемому с датчика угла луча лазера 5, в кодирующем устройстве 6 происходит кодирование излучения лазера 7, установленного на вращающейся с постоянной скоростью платформе в точке с известными координатами. Излучение воспринимается оптическими датчиками 8, 9, 10, откуда через декодер 11 и усилитель 12 декодированные сигналы, пропорциональные значениям азимутных углов АA, AB, АC, поступают в вычислитель 4, куда также с блока постоянных величин 3 с задатчиков углов А и С 13, 14, сторон АВ и ВС 15, 16 базиса оптических датчиков и задатчиков координат M и
ФM 17, 18 лазерного ориентира приходят соответствующие сигналы и, где производится вычисление курса , координат и Ф летательного аппарата согласно выражениям, полученным в предлагаемом способе определения курса и координат.
Источники информации:
1. Бабич, О.А. Авиационные приборы и навигационные системы [текст]. / Под ред. О.А.Бабича. М.: Издание ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, 1981. – 647 с.
2. Авторское свидетельство СССР 267474 кл. G01C 21/00 4.01.1988 г.
Формула изобретения
Способ определения курса и координат самолета, заключающийся в использовании оптических средств и определении углового положения продольной оси самолета относительно направления на Север, используя ориентиры с известными координатами, отличающийся тем, что применяют кодовую модуляцию излучения лазера, расположенного на вращающейся платформе, в зависимости от угла поворота его луча по часовой стрелке от направления на Север и регистрируют его излучение оптическими датчиками, установленными на самолете заданным образом, затем декодируют и усиливают полученные сигналы, вычисляют по ним значения курса, используя данные о базисе установки оптических датчиков, следующим образом: =360°-[(A*+A)-АA], где АA – угол поворота луча лазера, отсчитываемый от направления на Север до линии встречи луча лазера с датчиком А блока оптических датчиков, А* определяется как
где АВ, ВС – заданные базисные расстояния между оптическими датчиками, AC – заданные базисные углы между оптическими датчиками, АA, AB, АC – углы поворота луча лазера, отсчитываемые от направления на Север до линии встречи луча лазера с датчиками А, В, С соответственно и координат летательного аппарата , где м и Фм – известные координаты лазерного ориентира, R – радиус Земли, – расстояние от лазерного ориентира до летательного аппарата (ЛА).
РИСУНКИ
|
|