|
(21), (22) Заявка: 2007124063/02, 26.06.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
26.06.2007
(43) Дата публикации заявки: 10.01.2009
(46) Опубликовано: 20.05.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2283470 С1, 10.09.2006. RU 2280231 С1, 20.07.2006. RU 2175431 С1, 27.10.2001. RU 2121649 C1, 10.11.1998. RU 95109022 A1, 20.04.1997. RU 2046060 С1, 20.10.1995.
Адрес для переписки:
300001, г.Тула, Щегловская засека, ГУП “Конструкторское бюро приборостроения”
|
(72) Автор(ы):
Гусев Андрей Викторович (RU), Фимушкин Валерий Сергеевич (RU), Овчелупов Николай Васильевич (RU), Кузнецов Михаил Юрьевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения” (RU)
|
(54) БЛОК РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА
(57) Реферат:
Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к силовым системам управления управляемых снарядов. Блок рулевых приводов управляемого снаряда содержит рулевые приводы, аэродинамические рули и наружный обтекатель. Обтекатель выполнен в виде силового цилиндрического корпуса с радиальными отверстиями под оси рулей, а каждый рулевой привод – в виде отдельного автономного узла, сбалансированного относительно их посадочных мест, выполненных на внутренней поверхности корпуса в виде цилиндрических секторов. Кроме того, рулевые приводы снабжены электрическими разъемами. Изобретением обеспечивается повышение компоновочных и эксплуатационных возможностей, а также упрощение конструкции блока рулевых приводов управляемого снаряда. 2 ил.
Изобретение относится к силовым системам управления управляемых снарядов и ракет и может быть использовано в различных летательных аппаратах с аэродинамическими рулями управления.
Известны силовые системы управления малогабаритных летательных аппаратов с аэродинамическими рулями, например блок рулевого привода управляемого снаряда, сведения о котором приведены в патенте RU 2283470 C1, F42B 15/01, опубл. 27.11.2006 г.
Этот блок рулевого привода, предназначенный для управления вращающимся в полете снарядом с помощью двух аэродинамических рулей, содержит одну рулевую машину, кинематически связанную с парой аэродинамических рулей, элементы ее крепления и обтекатель в виде колпака. Рулевая машина содержит два пневмоцилиндра одностороннего действия с единым распределителем и управляющим электромагнитом, конструктивно размещенных на едином основании, установленном на шпангоуте. Рулевой привод отклоняет два руля, жестко связанных между собой и установленных на шпангоуте.
Основным недостатком этого устройства является принципиальная невозможность его применения в управляемых снарядах, стабилизированных по крену, где необходимо иметь три канала управления, по курсу, тангажу и крену, и соответственно три независимых между собой рулевых привода. Эксплуатационные возможности данного устройства и подобных ему, независимо от числа каналов управления, но скомпонованных в виде одной не трансформируемой сборки, естественно ограничены применением только на одном снаряде определенного типа управления, стабилизированного либо не стабилизированного по крену. Отсутствует возможность унификации и взаимозаменяемости рулевых приводов на управляемых снарядах разного типа и назначения, что также приводит к их низкой ремонтопригодности.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение компоновочных и эксплуатационных возможностей, а также упрощение конструкции блока рулевых приводов управляемого снаряда.
Это достигается тем, что в блоке рулевых приводов управляемого снаряда, содержащем обтекатель, размещенные в нем рулевые приводы с аэродинамическими рулями, установленными на осях, аэродинамические рули снабжены отдельными, взаимозаменяемыми рулевыми приводами, каждый из которых выполнен в виде автономного узла, сбалансированного относительно посадочных мест и снабженного электрическим разъемом, при этом обтекатель выполнен в виде силового цилиндрического корпуса с радиальными отверстиями под оси рулей, а упомянутые посадочные места выполнены на внутренней поверхности корпуса в виде цилиндрических секторов.
Конструктивная схема предлагаемого блока рулевых приводов представлена на фиг.1, 2. Последний содержит обтекатель в виде силового цилиндрического корпуса 1, расположенные в нем, например, четыре взаимозаменяемых рулевых привода 2, каждый из которых нагружен только на один руль 3. Тип рулевых приводов может быть любым, однако они функционально не зависят друг от друга, т.е. автономные. Приводов может быть два, три, четыре в зависимости от предполагаемой системы управления. Посадочные места приводов выполнены на внутренней поверхности корпуса 1 в виде цилиндрических секторов, образующих упорный бурт 4 переменной ширины с резьбовыми отверстиями под крепежные винты 5. Для обеспечения механической устойчивости конструкции блока при воздействии, например, стартовых перегрузок каждый привод сбалансирован относительно мест крепления. Для этого угловое положение посадочных мест на корпусе выбирается из условия обеспечения расположения центра тяжести привода на осевой линии, проходящей через крепежные отверстия. В корпусе выполнены радиальные отверстия под оси рулей, которые могут быть объединены со сквозными пазами 6, для обеспечения возможности монтажа и демонтажа приводов с предварительно установленными рулями. Каждый привод, для упрощения монтажа, снабжен электрическим разъемом 7 и размещен в цилиндрическом секторе по объему, не превышающему четверти всего объема отсека блока рулевых приводов, при этом между приводами выполняются зазоры 8, необходимые для автономного монтажа одного привода.
По сравнению с устройством-прототипом предлагаемая конструкция блока рулевых приводов малогабаритного управляемого снаряда имеет более широкие компоновочные и эксплуатационные возможности, а также значительно проще и технологичнее в изготовлении. В зависимости от применяемой на снаряде системы управления блок комплектуется необходимым количеством рулевых приводов, а именно двумя для одноканальной системы управления, тремя для трехканальной, четырьмя для двухканальной или трехканальной системы управления. Рулевые приводы могут быть одинаковыми и взаимозаменяемыми, электрической коммутацией обеспечивается необходимая последовательность работы приводов и отклонения рулей каждого канала управления. Сборка блока рулевых приводов из предварительно собранных и настроенных рулевых приводов наиболее проста, а отдельная сборка одного рулевого привода, нагруженного на один руль, в любом случае проще сборки и настройки интегрированного устройства с несколькими приводами. Обеспечивается возможность унификации рулевых приводов на управляемых снарядах разного типа и назначения.
Формула изобретения
Блок рулевых приводов управляемого снаряда, содержащий обтекатель, размещенные в нем рулевые приводы с аэродинамическими рулями, установленными на осях, отличающийся тем, что аэродинамические рули снабжены отдельными, взаимозаменяемыми рулевыми приводами, каждый из которых выполнен в виде автономного узла, сбалансированного относительно посадочных мест и снабженного электрическим разъемом, при этом обтекатель выполнен в виде силового цилиндра с радиальными отверстиями под оси рулей, а упомянутые посадочные места выполнены на внутренней поверхности корпуса в виде цилиндрических секторов.
РИСУНКИ
|
|