(21), (22) Заявка: 2007113106/02, 09.04.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
09.04.2007
(43) Дата публикации заявки: 20.10.2008
(46) Опубликовано: 20.05.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2256872 С2, 20.07.2005. RU 2199076 С2, 20.02.2003. RU 2095730 C1, 10.11.1997. US 3215219 С1, 02.11.1965. US 6073953 A1, 13.06.2000.
Адрес для переписки:
620027, г.Екатеринбург, ул. Свердлова, 6, ФГУП “Уралтрансмаш”, ЦКБ “Трансмаш”
|
(72) Автор(ы):
Комратов Юрий Сергеевич (RU), Кукис Валерий Александрович (RU), Чикунов Юрий Александрович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное унитарное предприятие “Уральский завод транспортного машиностроения” (ФГУП “Уралтрансмаш”) (RU)
|
(54) БОЕВАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА И ОПОРНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЧЛЕНЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к объектам военной техники на подвижных гусеничных или колесных шасси в сухопутных войсках. Машина содержит два корпуса на гусеничном шасси с системами ходовой подвески, приводами силовой установки, трансмиссиями, местами установки устройств сцепления в носовой и кормовой частях каждого корпуса. В боевом корпусе установлены основное вооружение, комплекс управления огнем из него и возимый боезапас. В рабочем корпусе установлены рабочие места членов экипажа и легкое вооружение. Управление боевого корпуса осуществляется из рабочего через опорно-сцепное устройство и дистанционно. Оба корпуса выполнены с башнями кругового вращения в горизонтальной плоскости, установленными на опорно-поворотных устройствах шасси. Ходовые подвески выполнены в виде пяти пар катков. В систему ходовой подвески установлено дополнительное демпфирование в виде отдельно сдвоенных гидроцилиндров с кинематической связью на передний и задний опорный катки. Опорно-сцепное устройство содержит элементы крепления и стопорения в виде двухъярусной трапеции с шарнирной подвижностью каждой стороны. Основание двухъярусной трапеции шарнирно установлено на корме рабочего корпуса, вершина – в носовой части рабочего корпуса, симметрично продольной оси машины, а боковые стороны кинематически связаны между собой и уравновешены. Изобретение позволяет уменьшить численность и повысить выживаемость экипажа и машины. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.
Группа изобретений относится к области машиностроения и может найти применение в объектах военной техники на подвижных гусеничных или колесных шасси в сухопутных войсках.
Известна 152-мм гаубица 2С19 «Мста-С» (см. научно-популярный журнал «Техника и оружие» 6, 1996 год, стр.29, издатель АО «АвиаКосм»), содержащая гусеничное шасси (шестикатковое), башню, установленную на опорно-поворотном шасси. Отделение управления и отделение вооружения имеют единое рабочее пространство и расположены в шасси и башне. В носовой части шасси расположено рабочее место механика-водителя, остальные члены экипажа находятся в башне, где установлено основное вооружение и фильтровентиляционная установка. МТО с двигателем 840 л.с. расположено в корме. Ходовая часть состоит из гусеничного движителя и подвески. Подвеска предназначена для смягчения толчков и ударов при движении по местности, удержания корпуса в стабилизированном положении при преодолении неровностей, меткости стрельбы и надежной работы агрегатов и механизмов гаубицы. Подвеска содержит торсионный вал, балансир, ось балансира, гидравлический амортизатор, упор.
В указанном устройстве весь экипаж, пять человек, находится в боевом отделении, что является нежелательным для его жизнедеятельности. В боевой обстановке, при выстреле, часть пороховых газов попадает в боевое отделение. При попадании снаряда внутрь боевого отделения возможен взрыв боеукладок. Кроме того, условия взаимодействия экипажа и передача функций управления от одного к другому затруднены.
Известна также конструкция танка (см. БИПМ 1, 10.01.2005, заявка РФ на изобретение 2003106114/02), состоящая из двух типов частей, соединенных сцепкой, каждая из которых имеет двигатель и ходовую часть. В одной из двух типов частей танка – боевой, размещено тяжелое вооружение, а в другой – экипаж и легкое вооружение. Управление боевыми частями танка выполнено через сцепочный узел или дистанционно. Часть танка, в которой находится экипаж, служит для эвакуации экипажа из опасной зоны. Кабина экипажа выполнена безбашенной с возможностью поворота пушки и подъема ее при вертикальной наводке на угол до 90°. Каждая часть танка, боевая и с экипажем, оснащены спереди и сзади оценочными узлами. Кабина экипажа выполнена герметичной, с фильтровентиляционной системой и химическими регенераторами воздуха.
В указанном устройстве экипаж находится в изолированном отсеке в отделенной от боевого отделения части танка, на которой в сложной боевой обстановке экипаж может покинуть позицию. Но часть танка с тяжелым вооружением не может покинуть поле боя самостоятельно. Привод с двигателем внутреннего сгорания и обслуживающие его узлы установлены на первой и второй частях танка, что является неблагоприятным для боеукладок. Безбашенная компоновка изделия не позволяет разместить в бронированном отделении необходимые боеукладки для возимого боезапаса, например крупного калибра. Кроме того, невозможно отслеживание цели синхронно с обеих частей танка.
Известно опорно-сцепное устройство шведского сочлененного бронетранспортера Bv 206S (см. Г.Л.Холявский «Энциклопедия бронетехники» гусеничные боевые машины, Харвест, 2001, стр 398), которое соединяет между собой две части бронетранспортера и выполнено из трех видов состоящих из тяг и рычагов механизмов, которые, дополняя друг друга, в совокупности позволяют обеспечивать поворот гусеничных частей бронетранспортера. Недостатком устройства сочленения является недостаточная прочность и надежность конструкции. Радиус поворота сочлененного бронетранспортера – 8 метров, что значительно больше по сравнению с обычной гусеничной машиной, например 2С19.
Задачей, на решение которой направлена предлагаемая группа изобретений, является создание такой боевой машины, конструкция и компоновочное решение которой являются наиболее благоприятными для жизнедеятельности экипажа в боевых условиях, без ухудшения тактико-технических характеристик изделия. При этом технический результат предлагаемой группы изобретений состоит в уменьшении численности и повышении выживаемости экипажа и машины.
Заявленный технический результат достигается тем, что в боевой сочлененной машине (БСМ), содержащей, по меньшей мере, два корпуса на гусеничном шасси с системами ходовой подвески, приводами силовой установки, трансмиссии, местами установки устройств сцепления в носовой и кормовой частях каждого корпуса, в одном из которых, боевом, установлено основное вооружение, комплекс управления огнем из него, возимый боезапас, а в другом, рабочем, рабочие места членов экипажа и легкое вооружение, управление из которого на боевой осуществляется через опорно-сцепное устройство и дистанционно,
– оба корпуса выполнены с башнями кругового вращения в горизонтальной плоскости, установленными на опорно-поворотных устройствах шасси;
– ходовые подвески гусеничных шасси рабочего и боевого корпусов выполнены в виде пяти пар опорных катков;
– на рабочем корпусе установлены: в носовой его части – место механика-водителя, в средней части – отделение управления с местами командира и наводчика, в кормовом изолированном отсеке – основной привод силовой установки и трансмиссия;
– на боевом корпусе установлены: в носовой его части – облегченный привод силовой установки для гусеничного движителя, трансмиссия и дублирующее место механика-водителя, в средней и кормовой частях – отделение вооружения с артиллерийской установкой, например, калибра 152 мм, и возимый боезапас;
– на гусеничном шасси в систему ходовой подвески с гидравлической амортизацией боевого корпуса, внутри гусеничного шасси, установлено устройство дополнительного демпфирования в виде сдвоенных гидроцилиндров с кинематической связью на, по меньшей мере, один опорный каток;
– на рабочем и боевом корпусах места членов экипажа жестко закреплены в потолочной части отделений под люками для посадки-высадки членов экипажа;
– на гусеничные шасси, в системах ходовой подвески на передних и задних опорных катках, установлены наружные цилиндрические гидравлические амортизаторы;
– устройство дополнительного демпфирования в виде отдельно сдвоенных гидроцилиндров выполнено по типу противооткатных устройств орудия танка Т-80 с кинематической связью на передний и задний опорные катки;
– возможно исполнение боевого корпуса с военно-инженерным оборудованием, установленным на опорно-поворотное устройство шасси, без дополнительного демпфирования в системе ходовой подвески;
– возможно также исполнение боевого корпуса с размещением на грузовой платформе гражданско-инженерного оборудования, например пожарного, в виде устройств тушения или эвакуации людей из очага пожара, установленного на опорно-поворотное устройство шасси боевого корпуса без дополнительного демпфирования в системе ходовой подвески.
Заявленный технический результат достигается также тем, что в опорно-сцепном устройстве для реализации сочленения БСМ, содержащем элементы крепления и стопорения в виде тяг и рычагов,
– элементы крепления и стопорения выполнены в виде двухъярусной трапеции с шарнирной подвижностью каждой стороны;
– основание двухъярусной трапеции шарнирно установлено на корме рабочего корпуса, вершина – в носовой части сочленяемого корпуса, симметрично продольной оси машины;
– боковые стороны двухъярусной трапеции кинематически связаны между собой и уравновешены;
– шарнирная подвижность боковых сторон относительно основания двухъярусной трапеции выполнена в виде жесткого асинхронного кардана, а относительно вершины – в виде шарнирной сцепки с возможностью дистанционного стопорения и расстопаривания;
– каждая боковая сторона верхнего яруса двухъярусной трапеции выполнена в виде гидравлической сцепки, причем корпус цилиндра установлен у основания, а штоковая часть – у вершины;
– каждая боковая сторона нижнего яруса выполнена в виде полужесткого рычага со сдающим звеном;
– каждая боковая сторона кинематически связана между собой и уравновешена механизмом в виде двух гидроцилиндров, штоки которых шарнирно связаны стяжкой со сдающим звеном, а корпуса шарнирно установлены на рабочем корпусе БСМ;
– двухъярусная трапеция закрыта бронированным кожухом.
В БСМ новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними позволяют, в частности, за счет:
– выполнения корпусов с башнями кругового вращения в горизонтальной плоскости, установленными на опорно-поворотных устройствах шасси, синхронно поворачивать в боевом положении башни обоих корпусов для параллельного направления отслеживания цели и курса стрельбы;
– выполнения ходовых подвесок гусеничных шасси рабочего и боевого корпусов в виде пяти пар опорных катков сократить длину изделия, а следовательно, радиус его поворота до 5 метров;
– компоновочного решения на рабочем корпусе: установки в носовой его части – места механика-водителя, в средней части – отделение управления с местами командира и наводчика, в кормовом изолированном отсеке – основной привод силовой установки и трансмиссия, рационально использовать его внутренний объем;
– компоновочного решения на боевом корпусе: установки, в носовой его части – облегченного привода силовой установки для гусеничного движителя, трансмиссии и дублирующего места механика-водителя, в средней и кормовой частях, в башне с круговым вращением в горизонтальной плоскости, – отделение вооружения с артиллерийской установкой, например, калибра 152 мм и возимого боезапаса, рационально использовать его внутренний объем. Кроме того, наличие дублирующего места механика-водителя с возможностью дистанционного управления позволяет уйти с боевой позиции корпусу вооружения самостоятельно;
– установки в систему ходовой подвески с гидравлической амортизацией внутри гусеничного шасси боевого корпуса дополнительного демпфирования в виде отдельно сдвоенных гидроцилиндров с кинематической связью на, по меньшей мере, один опорный каток уменьшить промежуток времени на гашение колебаний корпуса от выстрела боеприпасами большого калибра до начала следующей наводки;
– выполнения на рабочем и боевом корпусах мест членов экипажа жестко закрепленными в потолочной части отделений с люками для посадки-высадки синхронно отслеживать цель с обоих корпусов;
– установки на гусеничных шасси, в системах ходовой подвески на передних и задних опорных катках, наружных цилиндрических гидравлических амортизаторов стабилизировать положение корпуса при движении и преодолении препятствий;
– установки дополнительного демпфирования в виде сдвоенных гидроцилиндров по типу противооткатных устройств орудия танка Т-80 с кинематической связью на передний и задний опорный катки значительно сократить время стабилизации положения корпуса при выстреле из орудия большого калибра до начала следующей наводки;
– установки (как варианта комплектации боевого корпуса) на опорно-поворотном устройстве шасси военно-инженерного оборудования использовать машину при строительстве военных позиций, окопов, блиндажей и т.д.;
– установки (как варианта комплектации боевого корпуса) на опорно-поворотном устройстве шасси грузовой платформы с размещенным на ней гражданско-инженерным оборудованием, например, в виде устройств тушения или эвакуации людей из очага пожара использовать машину на пожарах с большой площадью и затрудненной проходимостью, например в лесу.
В опорно-сцепном устройстве для реализации сочленения БСМ новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними позволяют, в частности, за счет:
– выполнения элементов крепления и стопорения в виде двухъярусной трапеции с шарнирной подвижностью каждой стороны создать устройству необходимую прочность, надежность и подвижность в трех плоскостях;
– установки шарнирно основания трапеции на корме рабочего корпуса, а вершины в носовой части сочленяемого корпуса, симметрично продольной оси машины, надежно осуществить соединение корпусов боевой сочлененной машины;
– установки боковых сторон кинематически связанными между собой и уравновешенными сохранить форму трапеции после расцепления рабочего и боевого корпусов;
– выполнения шарнирной подвижности боковых сторон относительно основания двухъярусной трапеции в виде жесткого асинхронного кардана, а относительно вершины в виде шарнирной сцепки осуществить возможность дистанционного стопорения и расстопаривания;
– выполнения каждой боковой стороны верхнего яруса двухъярусной трапеции в виде гидравлической сцепки, причем корпус цилиндра установлен у основания, а штоковая часть – у вершины, плавно, без рывков, осуществлять процесс сцепления и расцепления;
– выполнения каждой из боковых сторон нижнего яруса в виде полужесткого рычага со сдающим звеном обеспечить надежность работы устройства при движении по пересеченной местности;
– кинематической связи каждой боковой стороны двухъярусной трапеции между собой и уравновешения механизмом в виде двух гидроцилиндров, штоки которых шарнирно связаны стяжкой со сдающим звеном, а корпуса шарнирно установлены на рабочем корпусе БСМ, плавно, без рывков, осуществлять процесс сцепления и расцепления;
– защиты двухъярусной трапеции бронированным кожухом исключить попадание осколков, грязи и т.п.
Сущность предложенных технических решений поясняется чертежами, где:
на фиг.1 – общий вид БСМ и опорно-сцепного устройства сбоку, слева;
на фиг.2 – общий вид БСМ и опорно-сцепного устройства сверху;
на фиг.3 – установка устройства дополнительного демпфирования с местным вырезом подвески боевого корпуса БСМ;
на фиг.4 – устройство дополнительного демпфирования на опорный каток подвески боевого корпуса БСМ в разрезе;
на фиг.5 – вид сверху на опорно-сцепное устройство;
на фиг.6 – вид сбоку в разрезе на опорно-сцепное устройство.
Боевая сочлененная машина, например самоходная гаубица, содержит два корпуса: рабочий 1 и боевой 2 (фиг.1). Рабочий корпус 1 и боевой корпус 2 соединены опорно-сцепным устройством 3.
Каждый из корпусов 1, 2 выполнены соответственно на гусеничных шасси 4, 5 с системами ходовой подвески 6 и 7 с гидравлической амортизацией 8, приводами силовой установки 9, 10, трансмиссией 11, 12. В носовой 13 и кормовой 14 частях каждого из корпусов 1, 2 соответственно выполнены места установки опорно-сцепного устройства 3. В боевом корпусе 2 установлено основное вооружение, например 152 мм артиллерийская установка 15 (фиг.1, 2), комплекс управления огнем из него, возимый боезапас (не показаны). В рабочем корпусе 1 размещены рабочие места членов экипажа (не показаны) и легкое вооружение – турельная установка для зенитного пулемета 16. Управление из рабочего корпуса 1 на боевой корпус 2 осуществляется дистанционно по радио или через опорно-сцепное устройство 3 по оптоволоконному кабелю, установленному в бронированном кожухе 17 с дистанционно управляемым контактным устройством 18 (фиг.5).
Оба корпуса 1 и 2 выполнены с башнями 19 и 20 (фиг.1, 2) кругового вращения в горизонтальной плоскости, установленными на опорно-поворотных устройствах 21 и 22 соответственно на шасси 4, 5. Ходовые подвески 6 и 7 выполнены в виде пяти пар опорных катков 23 (фиг.1).
На рабочем корпусе 1 установлены: в носовой его части 13 – место механика-водителя (не показано), в средней части 24, башне 19, – отделение управления с местами командира и наводчика (не показаны), в корме 14, в изолированном отсеке, – основной привод силовой установки 9 и трансмиссия 11.
На боевом корпусе 2 установлены: в носовой его части 13 – облегченный привод силовой установки 10 для гусеничного движителя 25, трансмиссия 12 и дублирующее место механика-водителя (не показано), в средней 24 и кормовой 14 частях – отделение вооружения с артиллерийской установкой 15 и возимый боезапас (не показан).
На гусеничном шасси 5 боевого корпуса 2 в систему ходовой подвески 7 с гидравлической амортизацией 8 установлено устройство дополнительного демпфирования 26 (фиг.3) в виде двух отдельно сдвоенных гидроцилиндров 27 по типу противооткатных устройств орудия танка Т-80. Каждый узел сдвоенных гидроцилиндров 27 (фиг.3, 4) кинематически связан посредством тяги 28, механизма увеличения хода 29, системы рычагов 30 с передним 31 и задним 32 опорными катками 23 (фиг.1). Узел сдвоенных гидроцилиндров 27 (фиг.3) состоит из цилиндрического тормоза отката 33 и наката 34, установленных внутри корпуса 35 (фиг.4). Между тягой 28 и системой рычагов 30 установлен механизм дистанционного разрыва кинематической связи 36 при походном положении машины.
На рабочем 1 и боевом 2 (фиг.2) корпусах места членов экипажа жестко закреплены в потолочной части отделений (не показаны) под люками 37, 38, 39 для посадки-высадки членов экипажа.
На каждом гусеничном подкрылке шасси 4, 5 (фиг.2) установлен автономный агрегат питания 40 типа АП24Д1, на левом гусеничном подкрылке расположены отсеки 41 (фиг.1) для установки 4-х аккумуляторных батарей.
Опорно-сцепное устройство 3 (фиг.1, 2) для реализации сочленения выполнено в виде двухъярусной трапеции 42 (фиг.5, 6) с шарнирной подвижностью сторон.
Основание 43 двухъярусной трапеции 42 шарнирно установлено на кормовой части 14 рабочего корпуса 1, вершина 44 – в носовой части 13 сочленяемого боевого корпуса 2, симметрично продольной оси А машины (фиг.2, 5). Боковые стороны 45 верхнего яруса и боковые стороны 46 нижнего яруса двухъярусной трапеции 42 кинематически связаны стяжкой 47 (фиг.5) между собой и уравновешены механизмом 48 (фиг.6) в виде двух гидроцилиндров 49 (фиг.5). Штоки 50 гидроцилиндров 49 шарнирно связаны стяжкой 47 со сдающим звеном 51, а корпуса 52 (фиг.5, 6) шарнирно установлены на рабочем корпусе 1 БСМ.
Шарнирная подвижность боковых сторон 46 нижнего яруса (фиг.6) относительно основания 43 двухъярусной трапеции 42 выполнена в виде жестких асинхронных карданов 53, а относительно вершины 44 – в виде шаровой шарнирной сцепки 54 с возможностью дистанционного стопорения и расстопаривания устройством 55.
Каждая боковая сторона 45 верхнего яруса двухъярусной трапеции 42 выполнена в виде гидравлической сцепки 56, причем корпус гидроцилиндра 57 установлен у основания 43, а штоковая часть 58 – у вершины 44. В конце хода штока 58 и поршня установлены гидравлические замки 59.
Каждая боковая сторона 46 нижнего яруса двухъярусной трапеции 42 выполнена в виде полужесткого рычага 60 со сдающим звеном 61. Двухъярусная трапеция 42 закрыта бронированным кожухом 62.
Предусмотрена возможность комплектации боевого корпуса 2 набором боевых частей с различным бронированием и типом вооружения, средствами наблюдения, обнаружения и прицеливания, а также замены вооружения и средств прицеливания на военно-инженерные приспособления и механизмы.
На опорно-поворотное устройство 22 шасси 5 боевого корпуса 2 как вариант может быть установлено военно-инженерное оборудование, при этом устройство дополнительного демпфирования 26, необходимое при стрельбе, должно быть демонтировано.
На опорно-поворотное устройство 22 шасси 5 боевого корпуса 2 как вариант может быть установлена грузовая платформа для размещения гражданско-инженерного оборудования, например пожарного, в виде устройств тушения или эвакуации людей из очага пожара, при этом устройство дополнительного демпфирования 26 должно быть демонтировано.
Возможно комплектование поездов, состоящих, например, из рабочего корпуса 1, боевого корпуса 2, инженерно-технического, пожарного и т.д., присоединенных с помощью опорно-сцепных устройств, установленных в местах установки носовой 13 и кормовой 14 частей корпусов 1, 2.
Работают устройства следующим образом.
Боевая сочлененная машина, например самоходная гаубица, выходит на огневую позицию. Устройство дополнительного демпфирования 26 на боевом корпусе 2 дистанционно переводится механизмом 36 (фиг.4) из походного положения в рабочее путем включения кинематической связи посредством тяг 28, механизма увеличения хода 29 и системы рычагов 30 с местом подсоединения штоковой части гидроцилиндров 27 к закручивающейся части торсиона опорного катка 32. Стрельба из орудия 15 (фиг.1) производится из боевого корпуса 2 под контролем из рабочего корпуса 1 членами экипажа, состоящего из трех человек, с рабочих мест по дисплеям ЕИКС, после автоматического наведения на цель комплексом управления огнем (не показаны) через сцепное устройство 3 по оптоволоконному кабелю 17 (фиг.5) или по радио. Боеприпасы автоматически подаются из блока автоматизированных боеукладок в орудие 15 (фиг.1) на всем диапазоне углов наведения. Механизмы в корпусе вооружения 2 под управлением комплексом дистанционного управления автоматизированным огнем из рабочего корпуса 1 обеспечивают автоматический выбор снарядов и зарядов. Производится выстрел, после чего срабатывают противооткатные устройства 152 мм установки, а колебания боевого корпуса 2 гасятся гидравлическими амортизаторами 8 подвесок 7 и устройствами дополнительного демпфирования 26, установленными в боевом корпусе 2 шасси 5 (фиг.3). Окончание производства выстрела за счет элементов упругости системы ходовой подвески 7 заставляет осесть кормовую часть 14 боевого корпуса 2 при стрельбе по ходу вперед. Подобно работе противооткатного устройства танка Т-80, состоящего из тормоза отката и устройства наката, срабатывает устройство дополнительного демпфирования 26: сначала тормоз отката 33 (фиг.4), а затем начинается действие наката 34, создавая торможение накату в накатнике орудия 15 (фиг.1), при этом оседающая часть кормы боевого корпуса 2 поднимается плавно, без рывков. Таким же образом работает устройство дополнительного демпфирования 26 при стрельбе назад, когда оседает носовая 13 часть боевого корпуса 2. При стрельбе в сторону оседает противоположная сторона машины и срабатывают оба устройства дополнительного демпфирования 26 переднего 31 и заднего 32 опорных катков 23 противоположной стороны. Таким образом, успокоение боевого корпуса 2 БСМ за один обратный ход противооткатных устройств 33, 34 дополнительного демпфирования 26 значительно сокращает время до начала работы механизмов восстановления наводки орудия 15 для следующего выстрела. При смене курса стрельбы обе башни 19, 20 синхронно поворачиваются, отслеживая цель. Комплекс агрегатов защиты жизнедеятельности очищает поступающий воздух от вредного воздействия пороховых газов и средств массового поражения, полностью обеспечивая комфортные условия. По окончании стрельбы устройство дополнительного демпфирования 26 переводится в походное положение путем отключения механизма 36 (фиг.4) от элементов системы ходовой подвески 7 боевого корпуса 2.
Опорно-сцепное устройство 3 для реализации сочленения рабочего 1 и боевого 2 корпусов БСМ работает следующим образом.
В зависимости от движения машины и прикладываемой нагрузки опорно-сцепное устройство 3 работает:
1) прямолинейно, с притормаживанием, и действием нагрузки соосно (езда по ровной дороге);
2) прямолинейно, с приложением и действием нагрузки в вертикальной плоскости (езда по пересеченной местности);
3) маневр поворота в горизонтальной плоскости.
В первом виде работы боковые стороны 45, 46 двухъярусной трапеции 42 работают как рычаги со сдающим звеном 51. На верхнем ярусе – по принципу работы гидропружины: за счет сжатия и перетекания через дроссельное отверстие жидкости в поршневую либо в штоковую полости гидроцилиндров 49. На нижнем ярусе – за счет сжатия пружины сдающего звена 60 в ту или иную сторону.
Во втором виде – в работу дополнительно вступают асинхронные карданы 53, установленные в основании 43 двухъярусной трапеции 42, и шаровая шарнирная сцепка 54.
В третьем виде – за счет срабатывания датчика указания направления поворота (не показан), сначала от руки механика-водителя, а по окончании выполнения поворота датчик дает сигнал о прямолинейном движении. Происходит расстопаривание шаровой шарнирной сцепки 54 полужесткого рычага 60 на нижнем ярусе одной из боковых сторон 46 двухъярусной трапеции 42, совпадающей с наружным радиусом поворота, при этом остаются сочлененными обе боковые стороны 45 верхнего яруса двухъярусной трапеции 42. В этом случае при движении штока 58 гидроцилиндра 57 происходит интенсивное перетекание жидкости из штоковой полости в поршневую, а в конце его хода – демпфирование за счет установки элементов гидравлического замка 59 (фиг.6) для крайних положений либо штока, либо поршня. На нижнем ярусе сохраняется принцип срабатывания сдающего звена 61 на полужестком рычаге 60, сочлененного с шаровой шарнирной сцепкой 54.
При выходе БСМ из поворота штоковая часть 58 входит в корпус гидроцилиндра 57 и жидкость перетекает в обратном направлении, из поршневой полости в штоковую.
По окончании поворота, когда БСМ начинает двигаться прямолинейно, подается сигнал от датчика направления поворота на стопорение соединенной шаровой шарнирной сцепки 54 и опорно-сцепное устройство 3 может продолжать работать по двум предыдущим видам работ. Для экстренного отсоединения рабочего корпуса 2 от боевого 2 из отделения управления подается сигнал на расстопаривание шаровой шарнирной сцепки 54 всех сторон 45, 46 двухъярусной трапеции 42, после чего движение может продолжаться на выбранном для этого работоспособном корпусе 1 или 2.
В случае попадания снаряда противника в боевой корпус 2 БСМ из рабочего корпуса 1 подается команда на опорно-сцепное устройство 3. Автоматически расцепив корпуса, экипаж может покинуть позицию на рабочем 1.
В случае попадания снаряда противника в рабочий корпус 1 БСМ экипаж выходит из него и покидает позицию на боевом корпусе 2, управляя им с дублирующего места.
В настоящее время изготовлены отдельные узлы, которые прошли стационарные испытания.
Формула изобретения
1. Боевая сочлененная машина с опорно-сцепным устройством для сочленения, содержащая, по меньшей мере, два корпуса на гусеничном шасси с системами ходовой подвески, приводами силовой установки, трансмиссиями, местами установки устройств сцепления в носовой и кормовой частях каждого корпуса, при этом в боевом корпусе установлено основное вооружение, комплекс управления огнем из него и возимый боезапас, а в рабочем корпусе расположены рабочие места членов экипажа и легкое вооружение, при этом управление боевым корпусом осуществляется из рабочего корпуса через опорно-сцепное устройство или дистанционно, отличающаяся тем, что оба корпуса выполнены с башнями кругового вращения в горизонтальной плоскости, установленными на опорно-поворотных устройствах шасси, ходовые подвески выполнены в виде пяти пар катков, при этом в носовой части рабочего корпуса установлено место механика-водителя, в средней части – отделение управления с местами командира и наводчика, в кормовом изолированном отсеке – основной привод силовой установки и трансмиссия, а в носовой части боевого корпуса установлены облегченный привод силовой установки для гусеничного движителя, трансмиссия и дублирующее место механика-водителя, в средней и кормовой частях – отделение вооружения с артиллерийской установкой и возимый боезапас, или военно-инженерное оборудование, или гражданско-инженерное оборудование, при этом в системах ходовой подвески установлено устройство дополнительного демпфирования с кинематической связью, по меньшей мере, на один опорный каток.
2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что в рабочем и боевом корпусах в потолочной части отделений жестко закреплены места членов экипажа и выполнены люки для их посадки-высадки.
3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что на гусеничные шасси, в системах ходовой подвески на передних и задних опорных катках, установлены наружные цилиндрические гидравлические амортизаторы.
4. Машина по п.1, отличающаяся тем, что устройство дополнительного демпфирования выполнено в виде отдельно сдвоенных гидроцилиндров по типу противооткатных устройств орудия танка Т-80.
5. Опорно-сцепное устройство для сочленения боевой машины, содержащее элементы крепления и стопорения в виде тяг и рычагов, отличающееся тем, что элементы крепления и стопорения выполнены в виде двухъярусной трапеции с шарнирной подвижностью каждой стороны, основание которой шарнирно установлено на корме рабочего корпуса, вершина – в носовой части сочленяемого корпуса симметрично продольной оси боевой машины, а боковые стороны кинематически связаны между собой и уравновешены.
6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что шарнирная подвижность боковых сторон относительно основания двухъярусной трапеции выполнена в виде жесткого асинхронного кардана, а относительно вершины – в виде шарнирной сцепки с возможностью дистанционного стопорения и расстопаривания.
7. Устройство по п.5, отличающееся тем, что каждая боковая сторона верхнего яруса двухъярусной трапеции выполнена в виде гидравлической сцепки, причем корпус цилиндра установлен у основания, а штоковая часть – у вершины.
8. Устройство по п.5, отличающееся тем, что каждая боковая сторона нижнего яруса выполнена в виде полужесткого рычага со сдающим звеном.
9. Устройство по п.5, отличающееся тем, что каждая боковая сторона двухъярусной трапеции кинематически связана между собой и уравновешена механизмом в виде двух гидроцилиндров, штоки которых шарнирно связаны стяжкой со сдающим звеном, а корпуса шарнирно установлены на рабочем корпусе боевой сочлененной машины.
10. Устройство по п.5, отличающееся тем, что двухъярусная трапеция закрыта бронированным кожухом.
РИСУНКИ
|