Патент на изобретение №2355992

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2355992 (13) C1
(51) МПК

F41H7/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 30.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007129291/02, 30.07.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

30.07.2007

(46) Опубликовано: 20.05.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2205340 C2, 27.05.2003. RU 2187775 C2, 20.08.2002. DE 2356462 A1, 20.06.1974. FR 2663727 A1, 27.12.1991.

Адрес для переписки:

620027, г.Екатеринбург, ул. Свердлова, 6, ФГУП “Уралтрансмаш”, ЦКБ “Трансмаш”

(72) Автор(ы):

Комратов Юрий Сергеевич (RU),
Кукис Валерий Александрович (RU),
Чикунов Юрий Александрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Уральский завод транспортного машиностроения” (ФГУП “Уралтрансмаш”) (RU)

(54) ОБЪЕКТ БРОНЕТЕХНИКИ НА КОЛЕСНОМ ШАССИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области военной техники, в частности к самоходным артиллерийским орудиям, и может быть использовано в конструкциях орудий на подвижных колесных шасси в сухопутных войсках. Объект бронетехники содержит установленные на базовую раму бронированную кабину, двигатель под ней, основание с опорно-поворотным устройством и основным вооружением, комплекс управления огнем из него и возимый боезапас. По всему периметру основания установлены борта и крыша, образующие нарамный корпус. Крыша выполнена с отверстием под опорно-поворотное устройство, на которое установлена башня с основным вооружением. Внутренние объемы нарамного корпуса и башни образуют единое герметизированное боевое отделение. На основание, снаружи нарамного корпуса, установлены выносные опоры, пятно контакта с грунтом при стрельбе объекта которых располагается за пределами кормовой и боковых сторон объекта. Объект выполнен на базе отечественного автомобильного шасси с колесной формулой 8×8 и односкатными колесами типа КАМА3-6560. Изобретение обеспечивает понижение весовых характеристик и стоимость изготовления изделия. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области военной техники, в частности к самоходным артиллерийским орудиям, и может быть использовано в конструкциях орудий на подвижных колесных шасси в сухопутных войсках.

Известна 152-мм гаубица 2С19 «Мста-С» для стрельбы боеприпасами с раздельным заряжанием (см. научно-популярный журнал «Техника и оружие», 6, 1996 год, стр.29, издатель АО «АвиаКосм»), содержащая гусеничное шасси, башню, установленную на опорно-поворотном устройстве шасси. Отделение управления и отделение вооружения имеют единое рабочее пространство и расположены в шасси и башне. Ходовая часть состоит из гусеничного движителя и подвески. В носовой части шасси расположено рабочее место механика-водителя, остальные члены экипажа находятся в башне, где установлено основное вооружение, состоящее из артиллерийского орудия калибра 152 мм и возимого боекомплекта к орудию, фильтровентиляционная установка. Моторно-трансмиссионное отделение с коробкой передач к гусеничному движителю расположено в корме шасси, в изолированном отсеке. Башня выполнена с возможностью кругового вращения в горизонтальной плоскости. На полу башни установлена гидросистема для обслуживания систем заряжания орудийной установки. Энергообеспечение узлов управления состоит из установленных в корпусе шасси четырех аккумуляторных батарей, подзарядка которых обеспечивается от генератора, установленного на промежуточном редукторе, кинематически связывающего маршевый двигатель с коробками передач. Топливная система, обслуживающая маршевый двигатель, обеспечивает запас хода самоходной гаубицы 500 км. Общая масса снаряженной машины составляет 42 т.

Недостатками данной конструкции являются:

– большой вес машины в целом;

– гусеничный движитель системы ходовой подвески состоит из 12 опорных катков с торсионной подвеской и дополнительных для передних и задних катков гидравлических амортизаторов, весовая сумма которых составляет 8,7 т;

– кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения, требующее большой длины кинематической связи в виде рычажной системы, расположенной по обоим бортам шасси на всю длину машины до рычагов управления механика-водителя.

Известна также боевая машина «Дана» с артиллерийским орудием 152 мм (см. Книгу ISBN 0710 6179 09; 1998-99 г.г., “Janes”, 920 стр., стр.658), состоящая из шасси с колесной формулой 8×8 и односкатными колесами, с опорно-поворотным устройством для основного вооружения, комплексом управления огнем из него и возимым боезапасом. В носовой части машины расположено отделение управления на два рабочих места. В средней части на потолочной части корпуса установлено опорно-поворотное устройство для бронированной башни с вынесенным наружу орудием и механизмом заряжания. Внутри башни около бортов располагается еще два рабочих места. В корпусе шасси на его днище установлена механизированная укладка для снарядов и зарядов с вертикальной установкой в них 40 штук выстрелов. Башня кругового вращения в горизонтальной плоскости, в зависимости от углов вертикальной наводки выполнена с секторным поворотом: при стрельбе с закрытых позиций поворот башни составляет ±45°, а при стрельбе прямой наводкой – ±225°.

В кормовой части расположен двигатель мощностью 345 л.с. Машина снабжена фильтровентиляционным устройством и устройством кондиционирования воздуха. Снаряженная масса машины составляет 28 т. Максимальная скорость движения по шоссе 80 км/час. Запас хода по топливу составляет 600 км. Для устойчивости при производстве выстрелов на машине установлен механизм выключения подрессоренной подвески корпуса относительно земельного грунта в виде опорных подвижных плит с диаметральной формой контакта (опоры) на грунт, которые установлены: две – в корме и по одной с каждой стороны борта – в средней части. Перевод опор из походного положения в боевое происходит по вертикали и параллельно вертикальной оси башни, не выходя при этом за габаритные размеры машины.

Недостатками указанной конструкции являются:

– ограниченные углы стрельбы, особенно с закрытых позиций, что снижает боевую эффективность машины;

– расположение маршевого двигателя в корме, требующее большой длины кинематической связи в виде рычажных систем;

– конструктивное исполнение выносных опор, которое не позволяет увеличивать опорный габарит машины, необходимый для устойчивости при выполнении стрельбы с круговым вращением башни в пределах сектора положительных вертикальных углов наводки орудия;

– вынесенное (наружное) расположение орудия приводит к разгерметизации забронированного внутреннего объема, при передаче выстрела на линию заряжания из боеукладок, расположенных в корпусе машины;

– малый возимый собственный боевой комплект выстрелов к орудию;

– базовые узлы автомобильного шасси – зарубежные.

Зарубежные аналоги – это установки открытого типа и имеют ограниченные углы стрельбы, в результате чего имеют низкую боевую эффективность и уязвимы различными средствами поражения.

Наиболее близкой к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков является боевая машина RM-70 для стрельбы реактивными 122 мм снарядами, разработанная на базе автомобильного шасси с шинами повышенной грузоподъемности и колесной формулой 8×8 (книга ISBN 0710 6179 09; 1998-99 г.г, “Janes”, 920 стр., стр.783-785). Машина выполнена на базе автомобильного шасси типа «Татра Т-930-3» с 12-цилиндровым дизелем мощностью 365 л.с., расположенным под кабиной. Шасси содержит бронированную кабину, установленную на раме, снабженной поперечным основанием низкой высоты под установку опорно-поворотного устройства. Сверху на опорно-поворотное устройство установлено вооружение в виде пусковой установки для реактивных снарядов калибра 122 мм. За кабиной на основании, по его длине расположен возимый боекомплект из 40 выстрелов. Диаметр опорно-поворотного устройства не выходит за габаритные размеры машины, а его вертикальная ось расположена над четвертой осью колесной пары, позволяя создавать вертикальный угол наведения от 0° до +55° с углом поворота в горизонтальной плоскости налево – 125° и направо – 70°. Состав экипажа 6 человек. Масса снаряженной боевой машины составляет 25,3 т. Максимальная скорость – 75 км/час.

Недостатками ближайшего аналога является:

– малая грузоподъемность применяемого шасси;

– недостаточная максимальная скорость передвижения в транспортном положении;

– недостаточный диаметр опорно-поворотного устройства, который не позволяет устанавливать вооружение большего калибра;

– базовое шасси – зарубежное.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание мобильного современного самоходного артиллерийского орудия калибра 152/155 мм на колесном шасси отечественного производителя без ухудшения тактико-технических характеристик аналогичных изделий на гусеничном шасси.

Технический результат настоящего изобретения заключается в понижении весовых характеристик и стоимости изготовления изделия.

Заявленный технический результат достигается тем, что в объекте бронетехники, содержащем шасси, установленные на его базовую раму, бронированную кабину, двигатель под ней, основание с опорно-поворотным устройством и основным вооружением, комплекс управления огнем из него и возимый боезапас,

– на основание по всему его периметру установлены борта и крыша, образующие нарамный корпус;

– крыша выполнена с отверстием под опорно-поворотное устройство;

– на опорно-поворотное устройство установлена башня с основным вооружением, например артиллерийским орудием калибра 152/155 мм;

– внутренние объемы нарамного корпуса и башни образуют единое герметизированное боевое отделение;

– на основание, снаружи нарамного корпуса, установлены выносные опоры, пятно контакта с грунтом при стрельбе объекта которых располагается за пределами кормовой и боковых сторон объекта;

– объект выполнен на базе отечественного автомобильного шасси с колесной формулой 8×8 и односкатными колесами типа КАМАЗ-6560;

– выносные опоры выполнены в виде плит и шарнирно установлены на основание, одна – в корме, две – по боковым сторонам машины, с предварительным поворотом в горизонтальной плоскости на 45° при установке на грунт.

В объекте бронетехники с колесным шасси новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними позволяют, в частности, за счет:

– выполнения основания с установленными по его периметру бортами и крышей, образующими нарамный корпус, установить базовую башню кругового вращения в горизонтальной плоскости с отечественной гаубицы 2С19 с калибром ствола 152 мм, либо с калибром ствола 155 мм на автомобильное шасси типа КАМАЗ-6560 отечественного изготовления;

– выполнения крыши с отверстием под опорно-поворотное устройство установить башню кругового вращения по горизонту на колесное шасси;

– установки на опорно-поворотное устройство башни с основным вооружением – артиллерийским орудием калибра 155 мм изготовлять изделия для зарубежных заказчиков вооружения, калибра 152 мм – для отечественного заказчика вооружения;

– выполнения внутренних объемов нарамного корпуса и башни, образующих единое герметизированное боевое отделение, рационально организовать боевое отделение бронеобъекта с максимально комфортабельными условиями обитания;

– установки на основание, снаружи нарамного корпуса, выносных опор, пятно контакта с грунтом при стрельбе которых располагается за пределами кормовой и боковых сторон объекта, разгрузить шасси и придать изделию необходимую устойчивость за счет передачи силовых воздействий через опоры непосредственно в грунт;

– выполнения объекта на базе отечественного автомобильного шасси типа КАМАЗ-6560 сократить длину кинематической связи, вес и стоимость изготовления изделия;

– выполнения выносных опор в виде плит, шарнирно установленных на основание, одна – в корме, две – по боковым сторонам машины, с предварительным поворотом в горизонтальной плоскости на 45° при установке на грунт – увеличивать габариты изделия, необходимые для устойчивости при стрельбе крупнокалиберными снарядами.

Сущность предложенного технического решения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображен общий вид объекта в транспортном положении, вид слева;

на фиг.2 – вид сверху, в транспортном положении;

на фиг.3 – вид сверху в боевом положении (выносные опоры в состоянии выключения подрессоренной подвески машины);

на фиг.4 – вид спереди в транспортном положении.

Объект бронетехники на колесном шасси, например 155 мм самоходная гаубица, содержит автомобильное отечественное колесное шасси 1 (фиг.1, 2) типа КАМАЗ-6560 с колесной формулой 8×8 и односкатными колесами 2. На базовую раму 3 шасси 1 установлены бронированная кабина 4 со смотровыми люками 5, двигатель 6 с трансмиссией 7 и системой ходовой подвески 8, основание 9, опорно-поворотное устройство 10. На опорно-поворотное устройство 10 установлена башня 11 с основным вооружением – 155 мм артиллерийским орудием 12 (фиг.1, 2, 3, 4), комплекс управления огнем из него и возимый боезапас (не показаны). Основание 9, установленные по всему его периметру борта 13 и крыша 14 образуют нарамный корпус 15. В крыше 14 выполнено отверстие увеличенного диаметра под установку опорно-поворотного устройства 10. Внутренние объемы нарамного корпуса 15 и башни 11 образуют единое герметизированное боевое отделение, в котором располагается боевой расчет орудийной установки, состоящий из 4 человек, размещены дополнительные топливные баки, аккумуляторные батареи, индивидуальный ЗИП, гидростанция (не показаны). Привод гидростанции осуществляется от свободного выходного вала коробки отбора мощности шасси КАМАЗ 6560.

Ствол артиллерийского орудия 12 в походном положении крепится элементами походного устройства 16.

На основании 9 нарамного корпуса 15 (фиг.1, 2, 3) шарнирно установлены выносные опоры – опорные плиты 17, 18, в количестве 3 штук, две из которых – 17 установлены с боковых сторон 19 нарамного корпуса 15, а одна – 18 установлена в корме 20 изделия. Плиты 17 шарнирно установлены на нарамном корпусе 15 с помощью поворотной тумбы 21 с предварительным поворотом в горизонтальной плоскости на 45° при установке на грунт. Опускание и поднятие опорных плит 17, 18 осуществляется с помощью гидроцилиндров 22, питающихся от гидростанции. Пятно контакта с грунтом при стрельбе объекта располагается за пределами кормовой 20 и боковых сторон 19 объекта.

Основное вооружение башни может быть выполнено в виде артиллерийского орудия калибра 152 мм с возимым боекомплектом.

Работает устройства следующим образом.

Объект бронетехники, например 155 мм самоходная гаубица, выходит на огневую позицию. В походном положении артиллерийское орудие 12 закреплено с помощью устройства походного крепления 16, смотровые люки 5 подняты и закреплены относительно кабины 4 (фиг.1). Выносные опорные плиты 17, 18 подняты и застопорены элементами крепления (не показаны) относительно нарамного корпуса 15. Для перевода объекта бронетехники из походного положения в боевое автоматически закрываются и стопорятся смотровые люки 5 в кабине 4 и расстопаривается ствол артиллерийского орудия 12, находящийся в устройстве походного крепления 16.

Выносные опорные плиты 17, 18 расстопариваются и опускаются на грунт, автоматически выключая подрессоренную ходовую систему машины за счет работы гидроцилиндров 22, при этом для опорных плит 17 необходимо предварительно тумбу 21 развернуть в горизонтальной плоскости в сторону от продольной оси машины на 45° и застопорить.

В момент стрельбы силовое воздействие от отката ствола артиллерийского орудия 12 передается на грунт через опорные плиты 17, 18, минуя раму 3 шасси 1 самоходной гаубицы. После окончания стрельбы автоматически поднимаются опорные плиты 17, 18, с последующим поворотом в походное положение тумбы 21 и стопорятся с помощью гидроцилиндров 22. Ствол орудия 12 укладывается в устройство походного крепления 16 и стопорится. Люки 5 в кабине 4 открываются и стопорятся по-походному.

Самоходная гаубица уходит с огневой позиции без разрушения дорожного покрытия.

Опорная плита 18 с гидроцилиндрами 22 используется с отечественной военно-гусеничной машины 2С5.

Компоновочное решение позволяет размещать любой боевой модуль практически на любом автомобильном шасси требуемой грузоподъемности. В нашем случае это шасси КАМАЗ 6560.

Пример конкретного выполнения.

В настоящее время изготовлены отдельные узлы, которые прошли стационарные испытания.

Формула изобретения

1. Бронетехника на колесном шасси, содержащая установленные на базовую раму бронированную кабину, двигатель под ней, основание с опорно-поворотным устройством и основным вооружением, комплекс управления огнем из него и возимый боезапас, отличающаяся тем, что по всему периметру основания установлены борта и крыша, образующие нарамный корпус, крыша выполнена с отверстием под опорно-поворотное устройство, на которое установлена башня с основным вооружением, при этом внутренние объемы нарамного корпуса и башни образуют единое герметизированное боевое отделение, а на основание, снаружи нарамного корпуса, установлены выносные опоры, пятно контакта с грунтом которых при стрельбе располагается за пределами кормовой и боковых сторон бронетехники.

2. Бронетехника по п.1, отличающаяся тем, что он выполнен на базе отечественного автомобильного шасси с колесной формулой 8×8 и односкатными колесами типа КАМА3-6560.

3. Бронетехника по п.1, отличающаяся тем, что выносные опоры выполнены в виде плит, шарнирно установленных на основании, одна – в корме и две – по боковым сторонам, с возможностью предварительного поворота на 45° в горизонтальной плоскости при установке на грунт.

РИСУНКИ

Categories: BD_2355000-2355999