|
(21), (22) Заявка: 2007141721/12, 09.11.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
09.11.2007
(46) Опубликовано: 10.05.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2231975 С2, 10.07.2004. МАЛКОЛЬМ МАКДОНАЛЬД, ПИТЕР МОРРИС Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса. – М.: Махаон, 1997, с.104. RU 2225040 C2, 27.02.2004. RU 2095852 C1, 10.11.1997.
Адрес для переписки:
664074, г.Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Иркутский государственный технический университет
|
(72) Автор(ы):
Хмеленкова Лариса Викторовна (RU), Пуляевская Ольга Владимировна (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Иркутский государственный технический университет” (ГОУ ИрГТУ) (RU)
|
(54) СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области образования. Маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты используют в качестве ведущих средств обучения. Фиксируют внимание обучающихся по 1-30 секунд на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда или пары объектов и их маркировочных образах, передвигаясь по горизонтали и по вертикали. Осуществляют сопоставительный анализ признаков и быстрое выявление сходства и различия в признаках изучаемых объектов. Техническим результатом изобретения является повышение усвояемости информации и оперативности в обучении актуальным дисциплинам обучающихся без базовой подготовки. 6 з.п. ф-лы, 5 ил., 8 табл.
Изобретение относится к области образования, а именно к способам обучения основам наук, имеющим многообразие сложных терминов и определений и требующим быстрого их усвоения, например интеллектуальной собственности. Может быть использовано на всех ступенях обучения и самообразования людьми разного возраста и социального статуса.
Известен способ обучения детей дошкольного возраста предпринимательской деятельности с помощью персонажа Маленькой Красной Курочки и других сказочных персонажей, введенных в сюжетную линию сказки (Little Tales for Little Folk. The Little Red Hen. Stories adapted from the originals by Anne McKie. Illustrations by Ken McKie. London, GRANDREAMS LIMITED, 1992, c.1-20).
С одной стороны, образ трудолюбивой Маленькой Красной Курочки, которая засеяла свое поле и получила хлеб, учит детей труду. С другой стороны, используемый сюжет учит проявлять предприимчивость: у Маленькой Красной Курочки не было зерна, но она попросила зерно у Фермера и осуществила свою идею – засадила свое поле. Кроме этого, сюжет позволяет усвоить детьми этапы получения жизненно важного продукта для человека – хлеба.
Общими признаками с известным способом являются наличие образов, конкретных персонажей с характерными чертами и сюжетной линии, через которую получаются знания.
На данной ступени обучения способ решает свою задачу, однако способ предусматривает использование образов, соответствующих определенной возрастной группе, и не предусматривает их использование на последующих ступенях обучения.
Известен способ обучения маркетингу студентов колледжей и вузов с использованием комиксов, при котором основные понятия маркетинга, процесс маркетингового планирования, планирование ценообразования и распределения товаров подается обучающимся в доступной сжатой форме с участием комичных персонажей и приведением резюме после каждой главы (Малкольм Макдональд и Питер Моррис. Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса. М., Махаон, 1997, с.104).
Общими признаками с известным способом являются наличие комиксов и сюжетной линии, через которую получаются знания.
На данной ступени обучения способ решает свою задачу, однако он рассчитан на определенную возрастную группу и требует от обучающихся достаточной подготовки и первоначальных знаний об основных понятиях маркетинга, чтобы использовать его практически. Персонажи, используемые в пособии, не пригодны для обучения младших возрастных групп маркетингу.
За прототип принят наиболее близкий по технической сущности способ обучения (патент RU 2231975, А61В 5/16, опубликован 10.07.2004), охарактеризованный в п.15 формулы группы изобретений. Способ обучения по прототипу характеризуется тем, что на подготовительной стадии на носитель информации записывают изучаемую информацию и управляющие сигналы, которые формируют путем расчленения визуально изучаемой информации на формы одинакового или различного размера по типу “схемы для вышивания” с использованием цветовых комбинаций форм для последующего их использования на стадии обучения. В качестве визуально изучаемой информации используют словесно-численно-геометрические формы разных цветов по типу “кроссворда” или “сканворда”.
Общими признаками с прототипом у заявляемого способа являются: проведение подготовительной стадии, на которой изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации, и проведение стадии обучения с использованием полученных форм.
Недостатком способа является то, что он не предусматривает возможности многоступенчатости обучения и развития образа – от характерных черт персонажа до смысловой наполненности структур скелета, возможности перехода от одной сюжетной линии к другой при переходе на высшую ступень обучения.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении усвояемости информации и возможности оперативного, «прорывного» обучения актуальным знаниям широкого круга лиц без базовой подготовки за счет быстрого выявления сходства и различия изучаемых понятий и объектов.
Технический результат заявляемого изобретения достигается тем, что в способе обучения, включающем подготовительную стадию, на которой изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации, и стадию обучения с использованием полученных форм, согласно изобретению на подготовительной стадии формирование визуально изучаемой информации об изучаемом объекте на носителе информации ведут в виде структур по типу «скелета», занося смысловую информацию об однородных признаках изучаемых объектов в соответствующие ячейки структур-скелетов, при этом заполненные информацией структуры-скелеты маркируют соответствующим объекту персонажем, образом и/или комиксом для идентификации объекта и узнавания соответствующего ему образа, персонажа и/или комикса на разных ступенях обучения, а на стадии обучения маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты используют в качестве ведущих средств обучения, располагая структуры-скелеты по горизонтали в ряд или попарно с размещением на одном уровне ячеек с однородными признаками, при этом на стадии обучения сначала фиксируют внимание обучающихся по 1-30 секунд на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно и его маркировочного образа, персонажа и/или комикса, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх, а затем фиксируют внимание обучающихся по 1-30 секунд на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда или пары объектов и их маркировочных образах, персонажах и/или комиксах, передвигаясь по горизонтали, слева направо или справа налево по ряду или паре структур-скелетов построчно, фиксируя внимание учащихся путем сопоставительного анализа на сходстве, ассоциативной связи и различии в признаках изучаемых объектов.
В заявляемом способе на подготовительной стадии использован прием расчленения визуально изучаемой информации об объекте, ее ранжирование и распределение в ячейках структур, ассоциирующихся обучающимися со скелетом персонажа («человечка»), идентифицирующего изучаемый объект и соответствующую ему структуру-скелет со смысловой информацией.
Стадию обучения на разных ступенях обучения «детский сад-школа-вуз» проводят в режиме «несерьезно о серьезном», при этом в качестве ведущих средств обучения дополнительно используют соответствующие возрасту обучающихся персонажи, комиксы, образы и сюжетную линию изложения материала с конкретизацией характера образа до персонажа с уменьшением возраста группы и с увеличением символьности образа с возрастанием возраста группы. Образы, персонажи, комиксы обучающих материалов ранних ступеней обучения используют на следующих ступенях обучения для маркировки структур-скелетов со смысловой информацией.
Структуры-скелеты изучаемых объектов наполняют информацией о родовых, видовых, правовых и других признаках объектов, а маркировочные образы, структуры-скелеты, элементы структур-скелетов используют в качестве гиперссылок при подаче материала на стадии обучения в режиме мультимедиа.
Использование структур-скелетов изучаемых объектов, образов, персонажей и комиксов с национальным колоритом и/или региональными компонентами обеспечивает произвольность среды обучения и позволяет проводить стадию обучения отдельных ступеней в режиме «экспресс-обучения» и с наложением музыкальной деятельности в виде музыкальной зарисовки или игры, что позволяет достичь технического результата наилучшим образом.
Достижение технического результата обусловлено также благодаря тому, что процесс обучения строят циклично, обеспечивая постепенное расширение объема знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине и в том числе общеучебных, развивая креативность мышления обучающегося.
Доказательство изобретательского уровня
Известен способ, содержащий признаки, частично совпадающие с отличительными признаками заявляемого способа, а именно создание на подготовительной стадии визуальных форм изучаемой информации, например, в виде мультфильмов, фильмов и компьютерных игр, охарактеризованный в п.14 формулы группы изобретений (патент RU 2231975, А61В 5/16, опубликован 10.07.2004). Действительно, в известном способе использование такой визуальной изучаемой информации за счет наличия управляющих сигналов, представленных раздражителем оптимального межполушарного взаимодействия, способствует развитию не только интегративных функций мозга, но и активации его резервных возможностей, развитию эквипотенциальности полушарий за счет формирования оптимального соотношения процессов обработки вербальной и образной информации полушариями мозга.
Однако в заявляемом способе формирование изучаемой информации в структуры-скелеты обеспечивает в отличие от известного возможность их смыслового наполнения и создания на их основе образов, доступных пониманию младшей возрастной категории обучающихся, а заполненных смысловой информацией структур-скелетов – более старшей. Именно этот прием обеспечивает возможность ступенчатого обучения путем узнавания образов с переходом на высшую ступень обучения. Это позволяет путем подбора образа (персонажа или комикса) реализовать способ одновременно в группах с различным возрастным и социальным цензом.
Известен из уровня техники также прием использования комиксов и проведение процесса обучения отчасти в режиме «несерьезно о серьезном» (аналог – Малкольм Макдональд и Питер Моррис. Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса. М., Махаон, 1997, с.104). Однако в известном способе использованы комиксы-персонажи, которые обучающиеся видят впервые. Заявляемый способ обучения предусматривает узнавание образов по мере перехода на высшую ступень (уровень) обучения, их уточнение, развитие и благодаря этому достижение лучшего усвоения материала. Обучение на основе заявляемого способа позволяет «насаживать» на сформированные на предыдущей ступени «веточки знаний» новые знания, вписывая их в удобной, знакомой для восприятия форме. Сопоставительный анализ показывает новое влияние известных признаков на достигаемый технический результат, что доказывает соответствие заявляемого изобретения условию патентоспособности изобретательский уровень.
Изобретение поясняется табл.1-8, представленными в виде структур-скелетов, содержащих смысловую информацию для изучения объектов промышленной собственности, а также фиг. 1 -5 с образами для маркировки структур-скелетов соответствующих объектов.
Табл.1 – структура-скелет изобретения;
табл.2, 3, 4 – структуры-скелеты изобретений, представляющих собой устройство, вещество и способ соответственно;
табл.5 – структура-скелет полезной модели;
табл.6 – структура-скелет промышленного образца;
табл.7 – структура-скелет товарного знака;
табл.8 – структура-скелет наименования места происхождения товара.
На фиг.1-5 представлены образы маленьких человечков для маркировки структур-скелетов для изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака и наименования места происхождения товара соответственно;
Способ осуществляют следующим образом.
На подготовительной стадии изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации в виде структур по типу «скелета», занося ее в ячейки структур-скелетов, как в шаблоны или матрицы. Кроме того, структуры-скелеты изучаемых объектов создают с использованием характерных признаков объектов, например родовых, видовых, правовых.
Одновременно создают образы, и/или персонажи, и/или комиксы, подготовленные в соответствии с визуально изучаемой информацией и соответствующие определенным возрастным группам, и записывают на носитель информации. Эти образы имеют характерные признаки, что позволит их узнавать на любой ступени обучения. Для маркировки структур-скелетов были созданы образы (фиг.1-5) в виде сказочных персонажей. Сказочные персонажи были наделены характерными чертами соответствующего изучаемого объекта промышленной собственности.
Стадию обучения проводят с использованием полученных форм в режиме «несерьезно о серьезном» в несколько ступеней по возрастным группам, начиная с раннего детского возраста. При этом в качестве ведущих средств обучения для каждой возрастной группы используют соответствующий ее возрасту образ и соответствующую сюжетную линию изложения материала с конкретизацией характера образа до персонажа с уменьшением возраста группы и с увеличением символьности образа с возрастанием возраста группы. Кроме того, образы, структуры-скелеты, элементы структур-скелетов используют в качестве гиперссылок при подаче материала на стадии обучения в режиме мультимедиа.
На стадии обучения дополнительно используют наложение на образ музыкальной деятельности в виде музыкальной зарисовки или игры.
Заявляемый способ опробован в процессе обучения основам интеллектуальной собственности студентов технической специальности. Согласно изобретению на подготовительной стадии были подготовлены учебные материалы на бумажных носителях, содержащие структуры-скелеты со смысловой информацией в ячейках для изучения объектов промышленной собственности – информацией об охранном документе, об условиях патентоспособности и государственной регистрации, о родовых и видовых признаках, определение изучаемого объекта (табл.1-8). Структуры-скелеты были маркированы соответствующими образами маленьких человечков в верхнем углу слева и выполнены, как шаблоны, таким образом, что ячейки с информацией об однородных признаках у разных объектов были расположены на одном уровне, что позволяло бы обучающимся проводить сопоставительный анализ этих признаков.
На стадии обучения маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты были использованы в качестве ведущих средств обучения. Для этого структуры-скелеты располагали по горизонтали в ряд с размещением на одном уровне ячеек с однородными признаками. При этом на стадии обучения сначала фиксировали внимание обучающихся по 1-30 секунд на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно и его маркировочного образа, персонажа и/или комикса, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх. Например, изучая изобретение по общей структуре-скелету (табл.1), начинали с информации о том, каким охранным документом защищается изобретение, каковы условия его патентоспособности, что это техническое решение задачи, давали его определение и приводили различные виды объекта изобретения.
Затем изучали каждый вид изобретения отдельно по структурам-скелетам (табл.2-4), подготовленным для разных видов изобретений, например, для изобретения-устройства, изобретения-вещества, изобретения-способа.
При этом также сначала фиксировали внимание обучающихся по 1-30 секунд на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно, и на соответствующем ему изображении маленького человечка, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх.
Располагая в ряд структуры-скелеты трех видов изобретения (устройства, способа и вещества), достигали понимания в отличии этих объектов в признаках, используемых для характеристики их технической сущности и сходства в условиях патентоспособности, охранном документе, родовом признаке.
Затем фиксировали внимание обучающихся по 1-30 секунд на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда следующих объектов и на изображении их маркировочных маленьких человечках, передвигаясь по горизонтали, слева направо или справа налево по ряду структур-скелетов построчно, фиксируя внимание обучающихся путем сопоставительного анализа на сходстве, ассоциативной связи и различии в признаках изучаемых объектов.
Обучающимся было также предложено иллюстрированное учебное пособие с элементами комиксов, в котором материал подан через сюжетную линию и в котором в качестве ведущих средств обучения использованы образы маленьких человечков, маркированные ими структуры-скелеты и другие персонажи. Обучающимся также была предложена для просмотра электронная презентация с анимацией комиксов и «маленьких человечков», сопровождающих изучаемую информацию об изучаемых объектах интеллектуальной собственности.
Результаты опроса подтверждают быстроту усвоения изучаемых объектов.
Примером использования заявляемого способа для обучения основам интеллектуальной собственности путем знакомства с объектами промышленной собственности на уровне дошкольного возраста – «детский сад» – могут служить сказки, в сюжете которых использованы персонажи, образы и/или комиксы, задействованные и на последующих стадиях обучения. Использование образов «маленьких человечков», несущих смысловое содержание и не имеющих пола, возможно на самых разных ступенях обучения. Они адекватно будут восприниматься младшими детьми дошкольного возраста, так как известно, что у ребенка до 3-х лет нет осознания себя и своего пола.
Заявляемый способ позволяет начать знакомство с Международной патентной классификацией как системой распределения изобретений через сюжет и образы на ранних ступенях образования. Заявляемый способ позволяет также вести экспресс-обучение на разных ступенях образования, поскольку на стадии обучения достигается произвольность познавательной среды, обусловленная образными элементами с признаками узнавания и идентификации, которая и способствует быстрому запоминанию смысловых блоков, графически связанных между собой.
Формула изобретения
1. Способ обучения, включающий подготовительную стадию, на которой изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации, и стадию обучения с использованием полученных форм, отличающийся тем, что на подготовительной стадии формирование визуально изучаемой информации об изучаемом объекте на носителе информации ведут в виде структур по типу «скелета», занося смысловую информацию об однородных признаках изучаемых объектов в соответствующие ячейки структур-скелетов, при этом заполненные информацией структуры-скелеты маркируют соответствующим объекту персонажем, образом и/или комиксом для идентификации объекта и узнавания соответствующего ему образа, персонажа и/или комикса на разных ступенях обучения, а на стадии обучения маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты используют в качестве ведущих средств обучения, располагая структуры-скелеты по горизонтали в ряд или попарно с размещением на одном уровне ячеек с однородными признаками, при этом на стадии обучения сначала фиксируют внимание обучающихся по 1-30 с на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно и его маркировочного образа, персонажа и/или комикса, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх, а затем фиксируют внимание обучающихся по 1-30 с на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда или пары объектов и их маркировочных образах, персонажах и/или комиксах, передвигаясь по горизонтали, слева направо или справа налево по ряду или паре структур-скелетов построчно, фиксируя внимание учащихся путем сопоставительного анализа на сходстве, ассоциативной связи и различии в признаках изучаемых объектов.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что стадию обучения на разных ступенях обучения детский сад-школа-вуз проводят в режиме – несерьезно о серьезном, при этом в качестве ведущих средств обучения дополнительно используют соответствующие возрасту обучающихся персонажи, комиксы, образы и сюжетную линию изложения материала с конкретизацией характера образа до персонажа с уменьшением возраста группы и с увеличением символьности образа с возрастанием возраста группы.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что структуры-скелеты изучаемых объектов наполняют смысловой информацией о родовых, видовых, правовых и других признаках объектов.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что образы, структуры-скелеты, элементы структур-скелетов используют в качестве гиперссылок при подаче материала на стадии обучения в режиме мультимедиа.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют структуры-скелеты изучаемых объектов, образы, персонажи и комиксы с национальным колоритом и/или региональными компонентами.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что стадию обучения отдельных ступеней обучения проводят в режиме экспресс-обучения.
7. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно на стадии обучения используют наложение на образ, и/или персонаж, и/или комикс музыкальной деятельности в виде музыкальной зарисовки или игры.
РИСУНКИ
|
|